И. А. Цидилина
Администрирование таможенных платежей как направление финансовой деятельности государства (финансово-правовой аспект)
I. A. Tsidilina
CUSTOMS PAYMENTS ADMINISTRATION AS A DIRECTION OF FINANCIAL ACTIVITY OFTHE STATE (financial and legal aspect)
Monograph
The monograph represents one of the first complex studies where the conceptional bases of financial and legal regulation of customs payments administration are elaborated. The author gives a scientific basis for the suggestions for improvement of the standards of financial and customs legislation and law-enforcement practice.
The system of customs payments administration including two levels of implementation, allied and national, is developed. The subjects that exercise administration directly are established. The concept of customs payments administration is proposed, its characteristic features, types and directions are specified.
The author has widely used materials of law-enforcement practice of judicial bodies, as well as Federal Customs Office statistical data, conclusions by Audit Chamber of the Russian Federation, etc.
The monograph can be used in rule-making, research activities, when teaching the following disciplines: «Financial law», «Customs law», «Tax law». Separate provisions can be used in law-enforcement activities of customs officers and participants of foreign trade activities.
Key words: customs payments administration; financial activities of the state; customs law; financial law; tax administration; customs administration; administration of the fiscal revenues; Eurasian Economic Union; customs and legal disputes.
© I. A. Tsidilina, 2016
© Ltd. «Yustitsinform», 2016
Введение
Интеграция России в Таможенный союз совместно с Белоруссией и Казахстаном, создание Единого экономического пространства, вступление России во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО) привели к существенным изменениям положений таможенного законодательства. Приняты многочисленные правовые акты, направленные на адаптацию законодательной базы к международным стандартам. Кроме того, 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе[1]. Указанным договором был учрежден Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) как форма интеграции, в рамках которой обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Таможенного союза. Кроме того, в настоящее время продолжается процесс разработки Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который вступит в силу предположительно в начале 2016 года[2].
В связи с этим перспективы развития правового регулирования института таможенных платежей напрямую связаны с созданием Евразийского экономического союза.
Фискальное направление финансовой деятельности таможенных органов, благодаря которому ими формируется примерно половина доходной части федерального бюджета, предопределяет важность решения вопроса о том, каким должен быть механизм правового регулирования администрирования таможенных платежей в условиях новой формы экономической интеграции.
В последние годы термин «администрирование» применительно к таможенным платежам употребляется в нормативных актах различного уровня[3] (в том числе Федеральной таможенной службой[4]), в судебной практике[5], а также в юридической литературе[6].
Законодатель и судебные органы избегают определения данного понятия, установления границ администрирования таможенных платежей, а в юридической науке отсутствуют комплексные исследования, посвященные указанной проблематике. Недостаточная определенность по рассматриваемому вопросу в условиях реформирования таможенного законодательства влечет за собой различное толкование правовых норм в данной сфере, а неясность правовых положений для субъектов соответствующих правоотношений приводит к ущемлению их законных интересов.
Из изложенного следует, что важными задачами финансово-правовой науки на современном этапе становятся: уяснение сущности категории «администрирование таможенных платежей», установление соотношения ее с категорией «финансовая деятельность государства», выработка рекомендаций для построения нового механизма финансово-правового регулирования администрирования таможенных платежей в условиях Евразийского экономического союза.
Разработка концепции администрирования таможенных платежей в рамках науки финансового права позволит выявить актуальные направления совершенствования положений проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза о таможенных платежах и полномочиях таможенных органов в процессе их взимания.
Глава 1
Финансово-правовые основы регулирования института таможенных платежей
1.1. Генезис источников правового регулирования таможенных платежей в современной России
История обложения таможенными платежами насчитывает не одно столетие. Она берет начало с издания свода законов «Русская правда»[7]. Выявление и изучение этапов развития правового регулирования таможенных платежей в России неоднократно становились задачами исследования ученых-правоведов, поскольку они позволяют установить закономерности его развития и особенности правовой природы платежей.
В рамках данного исследования целесообразно изучение правового регулирования таможенных платежей в современной России с целью выявления особенностей его источников.
После распада СССР началось суверенное развитие России, ознаменовавшееся переходом от социализма к капитализму, к новому типу экономических отношений. В России была провозглашена свобода предпринимательской деятельности, государство отказалось от монополии на внешнюю торговлю.
С 90-х годов XX в. и по настоящее время институт таможенных платежей сформировался и получил новое развитие. В это время были приняты многочисленные нормативные акты, имеющие первостепенное значение для функционирования данного правового института[8].
Кардинальные политические преобразования, безусловно, потребовали пересмотра положений практически всех отраслей права. Поскольку новое государство не имело собственного законодательства, «использовались многие союзные акты, не противоречившие существу регулируемых отношений»[9]. Одновременно появилась острейшая необходимость в принятии принципиально новых нормативно-правовых актов[10].
Так, предпосылки для формирования современных принципов таможенного права были заложены в марте 1991 года с принятием нового Таможенного кодекса СССР[11] (далее – ТК СССР) и Закона СССР «О таможенном тарифе»[12] (далее – Закон о таможенном тарифе 1991 г.).
В. М. Малиновская обращает внимание на то, что проекты указанных документов рассматривались в Совете таможенного сотрудничества (СТС) и штаб-квартире Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). И на эти законопроекты была дана положительная оценка о соответствии общим принципом, принятым в международной практике в сфере таможенного дела[13]. Как справедливо отмечается в литературе, указанные документы «явили собой прорыв из времени застоя в эпоху свободы бизнеса»[14].
Таможенный кодекс СССР 1991 года был принят в целях создания условий для коренного переустройства федеративных отношений, формирования рыночной экономики в рамках единого экономического пространства Союза ССР и роста внешнеэкономической активности республик, национально-территориальных образований, предприятий и организаций, а также установления принципов таможенного дела в СССР на основе единства таможенной территории, таможенных пошлин и таможенных сборов. Один из его разделов был посвящен таможенной пошлине и таможенным сборам как видам таможенных платежей.
Вопросы обложения таможенной пошлиной подробно регулировались Законом о таможенном тарифе, который вступил в силу 5 мая 1991 г. Он закрепил порядок формирования и применения таможенного тарифа, представляющего собой систему таможенных пошлин, применяемых при ввозе на таможенную территорию СССР и вывозе за пределы этой территории товаров и иных предметов, а также правил обложения таможенной пошлиной этих товаров и предметов.
Устанавливались следующие виды ставок таможенных пошлин:
– адвалорные (начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров и иных предметов);
– специфические (начисляемые в установленном размере на единицу облагаемых товаров и иных предметов);
– комбинированные (сочетающие оба вида таможенного обложения).
Было закреплено, что ввозные таможенные пошлины являются дифференцированными: к товарам и иным предметам, происходящим из стран или их союзов, пользующихся в СССР режимом наибольшего благоприятствования, применяются минимальные ставки, предусмотренные Таможенным тарифом СССР, к остальным – максимальные.
Что касается таможенных сборов, то ТК СССР в разделе IV установил две их разновидности:
1. Таможенные сборы за выполнение возложенных на таможню обязанностей (ст. 40 ТК СССР). Они устанавливались за таможенное оформление транспортных средств (в том числе транспортных средств индивидуального пользования), товаров, наследственного имущества, а также вещей, перемещаемых через таможенную границу СССР в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлений и грузов. Ставки таких таможенных сборов устанавливались Кабинетом Министров СССР.
Если товары и иные предметы подлежали передаче на хранение таможне, то за каждый день взимался таможенный сбор в размере 0,1 % их стоимости в течение первых 30 дней, 0,5 % – в течение последующих тридцати дней и 1 % – в дальнейшем.
2. Таможенные сборы за предоставление услуг в области таможенного дела (ст. 41 ТК СССР). Они предусматривались за таможенное оформление товаров и иных предметов вне мест его осуществления, включая территории или помещения предприятий и организаций, осуществляющих хранение товаров и иных предметов под таможенным контролем, а также вне рабочего времени, установленных для таможни, и за хранение товаров и иных предметов под ответственностью таможни в случаях, когда передача их на хранение таможне не являлась обязательной.
Ставки таких сборов устанавливались Таможенным комитетом СССР исходя из того, что их размер не должен превышать приблизительной стоимости оказанных таможней услуг. Важно, что законодателем была указана цель использования таможенных сборов – развитие таможенного дела в СССР.
Примечательно, что все таможенные сборы должны были уплачиваться как в советской валюте, так и в иностранной валюте, покупаемой банками СССР, а сборы за таможенное оформление товаров, являющихся объектом внешнеторговых сделок, – в советской и в иностранной валютах.
Следует согласиться с точкой зрения И. В. Орлова, в соответствии с которой ТК СССР привнес значительный вклад в формирование отечественного таможенного законодательства[15].
25 октября 1991 г. Указом Президента РСФСР был создан Государственный таможенный комитет РСФСР. Как отмечает Е. Н. Агишева, в результате его принятия таможенные органы получили самостоятельность[16].
Декабрь 1991 года ознаменовался принятием важнейших для страны законодательных актов. Так, Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в российскую налоговую систему был введен новый налог – налог на добавленную стоимость. Он был отнесен к федеральным налогам. Основные элементы НДС определялись в Законе РФ от 6 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость»[17].
Законодатель представлял НДС как форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на каждой стадии процесса производства товаров, работ и услуг, и перечисляемой в бюджет. Объектами налогообложения признавались обороты по реализации на территории РСФСР товаров (кроме импортных), в том числе производственно-технического назначения, выполненных работ и оказанных услуг. Ставка налога составляла 28 %, а при реализации товаров по регулируемым ценам (тарифам), включающим в себя НДС, – 21,88 %.
Кроме того, к федеральным налогам были отнесены акцизы на отдельные группы и виды товаров[18], правила обложения которыми регулировались принятым в декабре 1991 года Законом «Об акцизах»[19] (далее – Закон об акцизах).
Акцизы определялись законодателем как косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Закон устанавливал порядок обложения акцизами реализуемых вино-водочных изделий, пива, икры осетровых и лососевых рыб, деликатесной продукции из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколада, табачных изделий, шин, легковых автомобилей, ювелирных изделий, бриллиантов, высококачественных изделий из фарфора и хрусталя, ковров и ковровых изделий, меховых изделий, а также одежды из натуральной кожи. Объектом обложения являлась стоимость подакцизных товаров, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. При этом ставки налога утверждались Правительством РСФСР.
Отметим, что акциз – один из старейших налогов. Он применялся как в дореволюционной, так и в советской России вплоть до 1930-х годов. Однако «налоговая реформа 1930 – 32 годов ликвидировала в чистом виде акцизы, и отношение к ним стало сугубо отрицательным, что в основном было обусловлено идеологическими соображениями»[20]. Исходя из этого, можно утверждать, что в 1991 году акцизы получили «свое второе рождение» в России.
1993 год ознаменовался для Российской Федерации принятием 12 декабря Конституции РФ[21]. Основной Закон выступил фундаментом для всех отраслей современного российского законодательства, в том числе для законодательства о таможенных платежах. Так, ст. 71 Основного Закона отнесла таможенное дело к исключительному ведению Российской Федерации. Кроме того, Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Общепризнанные принципы, нормы международного права и международных договоров России были провозглашены элементом национальной правовой системы. Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности были признаны равными. Одновременно была закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В июне 1993 года, за полгода до принятия Основного Закона, был принят новый Таможенный кодекс Российской Федерации[22] (далее – ТК РФ 1993 г.). Необходимость скорейшего принятия данного нормативного акта была продиктована образованием на территории бывшего СССР новых государств, появлением новой таможенной границы, а также потребностью пополнить казну.
Думается, что период с марта 1991 года, когда был принят ТК СССР, и до 21 июля 1993 г., когда вступил в силу первый ТК РФ 1993 г., можно определить как этап обновления таможенного законодательства и перестройки финансово-правового регулирования таможенных платежей. Именно в этот период закладываются предпосылки для построения новой модели таможенного законодательства. Законодатель отказывается от монополии на внешнеэкономическую деятельность; объявляется переход на рыночную экономику. Были приняты важнейшие законодательные акты. Так, ТК СССР 1991 г. и Закон о таможенном тарифе 1991 г. определили в качестве таможенных платежей таможенные пошлины и сборы. Кроме того, были введены новые налоги – НДС и акцизы.
Распад Союза ССР и образование на его территории новых государств, а также переход к новому экономическому строю потребовали незамедлительного обновления всего таможенного законодательства, и, в частности, положений о таможенных платежах.
В условиях перехода к новому экономическому строю помимо ТК РФ 1993 г. был принят Закон РФ «О таможенном тарифе»[23] (далее – Закон о таможенном тарифе 1993 г.). Данные нормативные акты – одни из первых законов современной России, что свидетельствует о важности таможенных платежей для бюджета государства. В течение последующих десяти лет они занимали центральное место в системе источников таможенного права вместе со значительным числом иных федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов (их число приближалось к десяти тысячам)[24].
Как справедливо отмечается в литературе, в 1991–1992 гг. ведущую роль играли средства нетарифного регулирования (такие как квотирование, лицензирование внешнеторговых операций). Однако в 1993 году в таможенной сфере стало преобладать «эффективное применение мер таможенно-тарифного (экономического) регулирования»[25]. Данные меры были вызваны стремлением государства наполнить свою казну, что повлекло за собой усиление фискальной функции таможенных органов[26].
Действительно, ТК РФ 1993 г. в ст. 110 закрепил одиннадцать разновидностей таможенных платежей, а именно:
1) таможенная пошлина;
2) налог на добавленную стоимость;
3) акцизы;
4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий;
5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
6) таможенные сборы за таможенное оформление;
7) таможенные сборы за хранение товаров;
8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
9) плата за информирование и консультирование;
10) плата за принятие предварительного решения;
11) плата за участие в таможенных аукционах.
К достоинствам ТК РФ 1993 г. следует отнести наличие в нем формулировок определений основополагающих понятий в сфере таможенного обложения. Так, законодатель закрепил, что под таможенными платежами надо понимать таможенную пошлину, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плату и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.
При этом таможенная пошлина определялась как платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Менее содержательно раскрывалось понятие налогов: под ними в ТК РФ понимались налоги, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.
Таможенным платежам был посвящен раздел III ТК РФ 1993 г. Вместе с тем обложение таможенной пошлиной регулировалось новым Законом о таможенном тарифе, введенным в действие с 1 июля 1993 г., взимание НДС осуществлялось в соответствии с Законом о НДС 1991 г., применение акцизов – Законом об акцизах 1991 г.
Основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов стала таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом о таможенном тарифе 1993 г., а для НДС – таможенная стоимость товаров, к которой добавлялась таможенная пошлина, а по подакцизным товарам также и сумма акциза.
В ст. 5 Закона о таможенном тарифе 1993 г. законодатель закрепил понятие пошлины – это таможенная пошлина, а также иные виды пошлин, предусмотренные законом. При этом таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Таможенная стоимость товара определялась как стоимость товара, используемая для целей:
– обложения товара пошлиной;
– внешнеэкономической и таможенной статистики;
– применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами РФ.
Документ закрепил шесть основных методов определения таможенной стоимости товаров:
1) по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод);
2) по цене сделки с идентичными товарами;
3) по цене сделки с однородными товарами;
4) вычитания стоимости;
5) сложения стоимости;
6) резервного метода.
Кроме того, рассматриваемый закон содержал положения об определении страны происхождения товара, а также предусматривал возможность предоставления тарифных льгот для отдельных категорий товаров.
Таможенные сборы устанавливались за таможенное оформление, за хранение и за таможенное сопровождение товаров. Они были непосредственно связаны с перемещением товаров через таможенную границу. Этим они отличались от сборов за выдачу лицензий и за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.
Ещё одну разновидность таможенных платежей – плату – можно признать сходной по своим характеристикам с таможенными сборами. Она взималась за информирование и консультирование, принятие предварительного решения, участие в аукционах. Другими словами, плата взималась за услуги, которые предоставлялись таможенными органами. Её размер устанавливал Государственный таможенный комитет РФ.
В десятилетний период, в 1993–2003 гг., ТК РФ неоднократно подвергался изменениям и дополнениям (первое изменение законодатель внес уже в 1995 году). Кроме того, ряд изменений вносились в Кодекс по решениям Конституционного Суда РФ. К. Сасов обращает внимание на то, что «ТК РФ 1993 года все время его действия последовательно подвергался критике, причем большей частью заслуженной и обоснованной»[27].
Действительно, ТК РФ 1993 г. был принят в период становления рыночных отношений. Он, безусловно, отображал «переходное состояние таможенного дела»[28], когда в условиях отказа от монополии на внешнюю торговлю первостепенной задачей государства стало скорейшее закрепление механизмов перемещения товаров через таможенную границу[29].
Следует отметить, что в период с 1990-х по начало 2000-х годов происходит последовательное реформирование всего российского законодательства, приведение его в соответствие с Конституцией РФ. В эти годы принимаются многочисленные кодифицированные акты в различных сферах законодательства. Например, в 1998 году принята первая часть Налогового кодекса РФ[30], в которой законодатель даёт определения понятий налога и сбора. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор законодатель определил как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В июле 1998 года был принят Бюджетный кодекс РФ[31]. Статья 50 БК РФ закрепила положение о том, что таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи относятся к налоговым доходам федерального бюджета. В
2000 году принимается вторая часть Налогового кодекса РФ[32], которая относит НДС и акцизы к числу федеральных налогов и определяет для них элементы налогообложения.
Кроме того, в период с 1993 по 2003 год были приняты: Гражданский кодекс РФ (части 1—З)[33], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[34], Гражданский процессуальный кодекс РФ[35], Уголовный кодекс РФ[36], а также иные акты федерального законодательства.
В результате к началу 2000-х годов потребовалось осуществить глобальную реформу таможенного законодательства, чтобы привести его в соответствие с изменившимися нормами финансового (бюджетного, налогового), гражданского, административного и других отраслей права.
В 2003 г. принимается новый Таможенный кодекс Российской Федерации[37], который вступил в силу с 1 января 2004 года. Как справедливо отмечается в литературе, «новый кодекс подвел черту под десятилетней историей своего предшественника – Таможенного кодекса РФ 1993 г.»[38].
На основе изложенного представляется возможным обозначить период с июля 1993 года по 1 января 2004 года как этап становления законодательства о таможенных платежах. Этому этапу свойственно введение большого числа таможенных платежей, что было обусловлено стремлением государства наполнить казну. Характерными чертами этапа становления являются систематическое реформирование законодательства, в том числе таможенного, а также принятие новых законодательных актов – НК РФ, БК РФ, ГК РФ и др.
А. Н. Козырин описывает три причины принятия в 2003 году нового Таможенного кодекса: необходимость «максимально приблизить российское законодательство к сформировавшимся в таможенной сфере международным стандартам»; «значительные изменения, произошедшие в «смежных» отраслях законодательства», а также изменение «взгляда таможенного ведомства на его взаимоотношения с участниками внешнеэкономической деятельности»[39]. Бакаева О. Ю., в свою очередь, отмечает, что необходимость принятия Кодекса была продиктована рядом факторов: таможенно-правовые нормы часто не соответствовали обновленному федеральному законодательству; как у хозяйствующих субъектов, так и у должностных лиц таможенных органов были проблемы в практической деятельности; таможенное законодательство отличалось громоздкостью, а также большим числом подзаконных актов; имели место недостатки в технологии таможенного процесса[40].