Уполномоченный орган при получении уведомления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста, постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста и акта о наложении ареста на имущество должника, подлежащее взысканию в четвертую очередь, должен сообщить судебному приставу-исполнителю об осуществлении или неосуществлении им действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника не позднее чем в 30-дневный срок с даты получения указанного уведомления.
Выбор арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом осуществляется уполномоченным органом в случаях и порядке, устанавливаемых регулирующим органом.
Одновременно с подачей в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган запрашивает у должника информацию о федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах, являющихся кредиторами должника, а также направляет уведомление о принятом решении в: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральную таможенную службу, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту государственной регистрации должника (в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве), орган местного самоуправления по месту государственной регистрации должника (в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве), Фонд социального страхования Российской Федерации и федеральную службу судебных приставов.
В случае если федеральные органы исполнительной власти и указанные органы имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, эти органы в недельный срок с даты получения указанного уведомления представляют в уполномоченный орган необходимые документы.
В целях определения федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, являющихся кредиторами должника, может быть использована информация, полученная уполномоченным органом в рамках проведения мероприятий налогового контроля. В случае получения информации о федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах, являющихся кредиторами должника, в рамках проведения мероприятий налогового контроля запрашивать у должника соответствующую информацию не требуется.
Уполномоченный орган вправе запросить у федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций информацию, необходимую для представления требований Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов не позднее одной недели со дня получения запроса уполномоченного органа представляют в уполномоченный орган необходимые документы. После получения документов, уполномоченный орган предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке. Требования к форме заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом устанавливаются также ст. 41 Закона.
3. Пункт 2 комментируемой статьи содержит право органов исполнительной власти и организаций, наделенных в соответствии с законодательством РФ правом взыскания задолженности по обязательным платежам, участвовать в судебных заседаниях по установлению требований по указанным платежам. Одно из последствий принятия арбитражным судом заявления о банкротстве должника к своему производству и введения в отношении должника процедур несостоятельности заключается в том, что с этого момента кредиторы должника не вправе обращаться к нему с исками, вытекающими из конкретных обязательств, вне рамок дела о признании его банкротом. Все кредиторы, в том числе уполномоченные органы, наделенные правом взыскания задолженности по обязательным платежам, имеют право заявить свои требования в рамках дела о банкротстве, с тем чтобы его требования были включены в реестр требований кредиторов и в случае признания должника банкротом были удовлетворены в порядке установленной очередности. Обоснованность требований и соответственно наличие оснований для включения их в реестр определяются в специальных судебных заседаниях, проводимых в соответствии с требованиями ст. 71, 100 Закона.
Статья 12. Собрание кредиторов
1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, имеют право голоса на собраниях кредиторов:
в ходе наблюдения;
в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:
о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
об утверждении и изменении плана внешнего управления;
об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;
об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;
о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
о заключении мирового соглашения;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
об избрании представителя собрания кредиторов.
Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.
3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.
4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.
6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:
проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;
обеспечивать установленный порядок голосования;
подсчитывать голоса;
составлять протокол об итогах голосования.
7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй – арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.
К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:
реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;
бюллетеней для голосования;
документов, подтверждающих полномочия участников собрания;
материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;
документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;
иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника – унитарного предприятия.
1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит общие положения, закрепляющие правовой статус специального органа, представляющего интересы кредиторов в процедурах несостоятельности – собрания кредиторов, его организацию и порядок деятельности. Одним из последствий введения любой процедуры в отношении должника является запрет на предъявление требований кредиторами по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей вне рамок конкурсного процесса (абз. 2 п. 1 ст. 81, абз. 7 п. 1 ст. 94, абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона). Вместе с тем формой защитой их интересов является специальный орган, наделяемый широкими полномочиями в рамках конкурсного процесса – собрание кредиторов. Это орган кредиторов, который, не будучи субъектом гражданского права, обладает самостоятельной компетенцией в рамках отношений несостоятельности (банкротства), вследствие чего может быть назван субъектом конкурсного права, поскольку в конкурсных отношениях имеет полномочия, не сводимые к полномочиям отдельных его участников и их совокупности. Вопрос о правовом статусе собрания не решен ни теорией, ни практикой. Ученые совершенно справедливо отмечают, что «собрание кредиторов, не будучи юридическим лицом, обладает определенными элементами правосубъектности»[44].
2. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи определяется состав собрания кредиторов, к которому относятся следующие субъекты конкурсных отношений:
1) с правом голоса – конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. Количество голосов, принадлежащих конкурсным кредиторам и уполномоченным органам, определяется п. 3 комментируемой статьи.
Если у должника нет кредиторов, требования которых были заявлены в установленные законом сроки и внесены в реестр требований кредиторов, правом голоса на собрании обладают кредиторы, требования которых заявлены после закрытия реестра требований (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 декабря 2004 г. № 86[45]);
2) без права голоса:
представитель работников должника;
представитель учредителей (участников) должника;
представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия;
представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий;
утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору);
конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов.
Участником собрания кредиторов без права голоса является также арбитражный (временный, внешний, административный, конкурсный) управляющий.
Согласно данному информационному письму при рассмотрении заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о неправомочности собрания кредиторов и признании его решения недействительным, поданного после закрытия реестра требований кредиторов, арбитражный суд должен учитывать положения п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве. Этим пунктом предусмотрена правомочность собрания, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, которые включены в реестр требований кредиторов и обладают более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Таким образом, конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, заявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов, не вправе голосовать на собрании кредиторов.
Реализация полномочий собрания кредиторов в рамках конкурсного процесса осуществляется путем принятия решений большинством голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, вместе с тем лица, участвующие в собрании кредиторов без права голоса, имеют право выступать по вопросам повестки собрания кредиторов, а также оспаривать принятые решения, в том случае если они нарушают их права и законные интересы.
3. В большинстве случаев в процедурах банкротства должника участвует несколько кредиторов, однако когда кредитор один, представительство его интересов упрощается и в соответствии с абз. 2 п. 1 комментируемой статьи установлено, что, в случаях если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган. Вместе с тем данное положение не исключает проведение собрания кредиторов в соответствии с правилами, установленными комментируемой статьей, в целях реализации прав лиц, участвующих в нем без права голоса.
4. Правовой статус конкурсных кредиторов определен ст. 18.1 Закона, в соответствии с которой конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, в ходе финансового оздоровления и внешнего управления вправе обратить взыскание на заложенное имущество должника, если должник не докажет, что обращение взыскания на указанное имущество должника сделает невозможным восстановление его платежеспособности. Конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, в ходе финансового оздоровления и внешнего управления вправе направить арбитражному управляющему и в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, заявление об отказе от реализации предмета залога в ходе финансового оздоровления или внешнего управления. С даты получения арбитражным управляющим такого заявления конкурсный кредитор по требованиям, обеспеченным залогом имущества должника, имеет право голоса на собрании кредиторов до завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
В соответствии с комментируемой статьей дополнительно устанавливается, что конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, наделяются правом голоса на собраниях кредиторов в процедуре наблюдения независимо от обстоятельств, с которым связывается возникновения у них права голоса в соответствии с п. 2 и 3 ст. 18.1 Закона.
5. По общему правилу созыв собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим по собственной инициативе, по инициативе комитета кредиторов или конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее 10% от общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, а также по инициативе одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 1 ст. 14 Закона). Детальный перечень полномочий арбитражного управляющего по созыву и проведению собрания кредиторов регламентирован Общими правилами подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собрания кредиторов и заседаний комитета кредитор ов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 56[46].
Полномочия арбитражного управляющего включают подготовку собрания кредиторов и организацию его проведения. При подготовке к проведению собрания кредиторов арбитражный управляющий:
а) готовит материалы для представления на рассмотрение собрания кредиторов;
б) составляет список участников собрания кредиторов;
в) предоставляет лицам, требующим проведения собрания кредиторов, реестр требований кредиторов в случае и сроки, установленные законом;
г) составляет повестку дня собрания кредиторов, созываемого по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, в соответствии с представленной ими повесткой дня, а в случае созыва собрания кредиторов по собственной инициативе составляет повестку дня собрания кредиторов самостоятельно;
д) заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.
Регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации. При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий:
а) проверяет полномочия участников собрания кредиторов;
б) вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса;
в) выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования;
г) принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов.
По окончании регистрации при наличии необходимого количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов арбитражный управляющий проводит собрание кредиторов.
При проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий:
а) открывает собрание кредиторов и объявляет:
об основаниях созыва собрания кредиторов;
о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов;
о правомочности собрания кредиторов;
о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;
о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов;
б) обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня;
в) проводит в установленном порядке голосование;
г) объявляет о закрытии собрания кредиторов.
Перед проведением голосования по каждому вопросу повестки дня арбитражный управляющий разъясняет порядок голосования и заполнения бюллетеня.
По окончании голосования арбитражный управляющий:
а) осуществляет подсчет голосов и объявляет результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
б) в установленных законом случаях составляет список кредиторов, голосовавших против принятых собранием кредиторов решений или не принимавших участия в голосовании, прилагаемый к протоколу заседания собрания кредиторов.
После рассмотрения всех вопросов повестки дня собрания кредиторов арбитражный управляющий проводит голосование о включении в повестку дня дополнительных вопросов и голосование по этим вопросам. Арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов.
6. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции собрания кредиторов, решения по которым не могут быть переданы иным лицам или органам (арбитражному управляющему, комитету кредиторов). Перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции собрания кредиторов, является закрытым.
Исключительной компетенцией собрания является решение следующих вопросов:
обращение в суд с ходатайством о введении финансового оздоровления и об изменении сроков проведения данной процедуры (п. 1. ст. 74 Закона);
обращение в суд с ходатайством о введении внешнего управления и об изменении сроков проведения данной процедуры (п. 2 ст. 74, п. 4 ст. 88 Закона);
утверждение плана внешнего управления либо вносимых в него изменений (п. 1 ст. 107, п. 3 ст. 118 Закона);
утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности (п. 1 ст. 84, п. 1 ст. 85 Закона);
утверждение дополнительных требований к кандидатурам арбитражных управляющих – административного, внешнего, конкурсного (п. 1 ст. 73 Закона). В соответствии с п. 3 ст. 20.2 Закона установлен закрытый перечень дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего в целях утверждения его в деле о банкротстве. В частности, устанавливается, что конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов вправе выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве следующие дополнительные требования:
1) наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
2) наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
3) проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве:
выбор арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий (ст. 45 Закона);
установление размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему. Собранием кредиторов может быть установлено дополнительное вознаграждение арбитражного управляющего (п. 7 и 8 ст. 20.6 Закона). Оно выплачивается арбитражному управляющему за счет средств кредиторов, принявших решение об установлении дополнительного вознаграждения, или причитающихся им платежей в счет погашения их требований;