Книга Лука – небесный покровитель Крыма - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Александрович Лисичкин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Лука – небесный покровитель Крыма
Лука – небесный покровитель Крыма
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Лука – небесный покровитель Крыма

Это были беспощадные и лютые враги не только традиционной российской власти, но и русских национальных традиций, Православия и религиозного народного самосознания. Совершенно не выдерживает критики установившийся взгляд на неизбежность русского апокалипсиса.

«Но если даже безоговорочно принять на веру утверждение, что существовал антирусский международный еврейскомасонский заговор, что революционеры и престолоненавистники получали из-за границы огромные средства, то объяснить только этими обстоятельствами историческое крушение, выводить из подобного причину причин русского апокалипсиса несерьёзно и исторически недостоверно. Так что же: существовала могучая имперская твердыня, а кучка злоумышленников, используя «еврейские деньги», повергла её в прах?».

Сводить многочисленных и сильных врагов России к кучке злоумышленников абсолютно несерьёзно и именно в настоящее время, когда мировая власть сосредоточена в руках нескольких семейных кланов, ставящих своих президентов в США, диктующих всему миру свою волю, и когда столетняя идеологическая борьба между коммунизмом, фашизмом и сионизмом закончилась победой последнего. Сейчас это совершенно ясно и понятно, но в начале XX века исход был не ясен, а этой победе мешала российская монархия, православие и русский народ. Многие земские политические деятели, представители интеллигенции армии и двора стали участниками одной из пяти указанных выше сил.

Врач В. Ф. Ясенецкий-Войно, как глубоко верующий и истинно православный человек, естественно, выбрал путь защиты православия, путь защиты, духовного и физического исцеления русского народа. Именно в этом его историческое бессмертие. Именно в защите Матери-Церкви от сатанинских сил всех мастей и состоит смысл жизни гения земской медицины, ставшего по воле Бога Святителем русского народа в самые трудные годы из всей истории Русской Православной Церкви.

Всевышний благословил прославить архиепископа Луку в 1996 году как местночтимого, а в 2000 году – как святого Русской Православной Церкви и увековечить его Жизнь и Житие в книгах, статьях, фильмах, мемуарах, картинах, скульптурах и других творениях рабов Божьих во славу Святителя Луки отныне и во веки веков. Да послужит и мой скромный труд о Святителе Луке утешением и вдохновением в это многобедственное и лютое время для русских православных людей вновь воссоединить себя с Церковью Православной и подвигнуть их воссоздать мощную державу Российскую, чтобы вновь воссияла Святая Русь во славу Господа Бога.

Глава 1

Таврида – земля богатырей Духа

I век. Андрей Первозванный и святой Климент

Как уже говорилось, насадителем первых начал христианства в Крыму (Тавриде) был святой апостол Андрей Первозванный.

Он родился в семье рыбака Ионы в маленьком Галилейском городе Вифсанды на берегу Генисаретского озера. Был простым рыбаком, как и его брат апостол Пётр. Святой Иоанн Креститель взял Андрея в ученики. А когда Иисус Xристос встретил Андрея, то Андрей был первым, кто пошёл вслед за Учителем как ученик. Присутствовал на всех проповедях Иисуса Xриста.

По Воле Божией после сошествия Святого Духа стал проповедовать Евангелие в ряде областей Азии и Греции. После Эпира и Пелопонеса прибыл в Византию, где основал епископскую кафедру, поставив во главе епископа Стахия. После Аргоса дошёл до берегов Черного моря. Через Синоп достиг Кавказские страны: Иверию, Сванетию, Осетию. Везде обращал в христианство десятки тысяч язычников.

Перевалив через Кавказский хребет, через Севастию вышел в 70-м году после Рож. Xристова к берегам Тавриды. В Боспорском царстве обратил тысячи греков и язычников в христианскую веру. Из г. Боспора (Керчь) пошёл в Феодосию. Просветлив веру Православную в душах тысячи феодосийцев, св. Андрей прошёл в Карасу-базар на Топлау, Отузы, через Сугдею, Консихор к горе Демерджи, где основал храм Господен недалеко от водопада в районе Кучук Узеня. В честь Его посещения водопад носит имя «Ай Андре».

Миновав Алустон (Алушту), гору Прокла, Буюк Лап поу, Партенит, Артек, Юрьзуф, Ай Даниль достиг Ялиту (Ялту). В Партените на Аю Даге в честь его посещения в более поздние века был основан храм.

Миновав Ливадию, вдоль по Яйле, мимо горы Ай Пётр прошёл по Байдарской долине через Тепе Кермен, Мангуп и Чоргуп и достиг Инкермана. Об огромном количестве уверовавших в Xриста после проповедей св. Андрея Первозванного можно судить по христианской общине в Инкермане. Ровно через 30 лет после св. Андрея Первозванного в Инкерман был сослан св. Климент, который нашёл общину христиан, численностью более двух тысяч человек.

Через Инкерманскую бухту достиг Xерсонеса, в окрестностях которого один из морских мысов носит имя св. Андрея. По преданию, именно с этого мыса Св. апостола Андрея христиане Xерсонеса провожали в дальний путь по скифским городам.

Согласно преданию, именно в Тавриде в числе других чудес св. апостол Андрей Первозванный составил алфавитарь русских письмен. Археологи до сих пор не идентифицировали эти письмена и русский народ, которому они принадлежали до алфавита Кирилла – кириллицы.

Через Скифские земли апостол достиг Киевской земли, где на одной из гор водрузил крест и возвестил, что православие просияет в этом месте. Через восемь столетий это пророчество полностью сбылось. Сейчас на этой горе стоит памятник св. Владимиру, крестившему Киевскую Русь.

После Киева св. Андрей посетил Новгород, остров Валаам, где в честь его посещения был заложен в поздние века монастырь. Через прибалтийские страны вернулся в Грецию, где в Патрах Ахейских в 80-м году 30 ноября был распят проконсулом Егеатем за проповедь христианства.

Ровно через тридцать лет в 100 году после Рож. Xристова в Таврические каменоломни императором Трояном был сослан Святой Климент, епископ Римский, за обращение тысяч римлян в христианскую веру. Он прибыл для заточения в Ахтиар (Инкерман), где его встретила весьма большая христианская община (более 2000 членов). Святой епископ Климент был уже известным проповедником, так как уже в 53 году по Рождеству Xристову был крещён апостолом Петром в Кесарии Стратоновой. В Александрии слушал проповеди апостола Варнавы о Xристе и его вероучении. Благодаря своему учителю и крестителю ап. Петру нашёл мать, братьев и отца, которых он потерял в младенчестве.

Родился он в семье Римского сенатора Фавста. Через несколько месяцев после рождения мать со старшими братьями Климента плавала в Афины. Корабль потерпел кораблекрушение на одном из азиатских островов. Старшие дети были проданы в рабство, а мать нашла приют у бедной вдовы. Отец долгие годы безуспешно пытался их найти и в отчаянии стал нищим скитальцем.

В 53 году со своим вторым учителем ап. Павлом был узником в Филиппинах, помогал ему проповедовать в ряде областей. Получил от ап. Петра епископскую кафедру в Риме, но фактически занял её в 92 году. В период с 67 по 92 годы творил чудеса и подвиги миссионерские совместно с ап. Петром и ап. Павлом. Очень много сделал для устроения римской церкви. Обратил к вере Xристовой десятки тысяч галлов. Во время гонений на христиан при императоре Домициане в 93 и 96 годах поражал римлян самоотвержением и терпением. В историю вошло его послание к Коринфянам 97 года.

В ссылке в Тавриде творил чудеса и обращал в веру Xристову до 500 язычников в день. В каменоломнях Инкермана люди страдали от безводия. Благодаря усиленным молитвам Климента Господь открыл между двух скал Инкерманского монастыря целебный источник. Климент организовал в Тавриде около 75 церквей для каждой из общин. Только в Инкерманской скале найдено около семи храмов в том числе и храм, где молился сам св. Климент. В 1868 году один из таких храмов в Инкерманской скале восстановлен епископом Одесским и Таврическим Иннокентием.

Множество подвижнических подвигов и чудес совершил св. Климент в Тавриде, и слава о нём достигла Рима и императора Трояна, который послал в Тавриду палача Анфидиона с приказом убить св. Климента. Долго мучил Анфидион св. Климента, а в конце пыток 25 ноября 101 года бросил его с камнем на шее из лодки в море прямо напротив Xерсона. В поздние века на этом берегу был построен Xрам в память о Клименте.

Все христианские общины Тавриды молили Господа Иисуса Xриста даровать им возможность видеть тело угодника Божьего. Бог услышал эти просьбы и послал отлив воды у этих берегов в течение 7 дней после кончины св. Климента. Святые Кирилл и Мефодий посещали Xерсонес и были свидетелями, того места, где Господь Бог вознёс нетленное тело св. Климента на берег. Эти мощи были торжественно перенесены в Xерсонесский храм Двенадцати апостолов. Часть мощей святые Кирилл и Мефодий перевезли в Рим для благословения, которое совершил папа Андриан II и поместил в храм Св. Марии.

В X веке после Святого Крещения князь Владимир перевёз часть мощей, включая честную главу Св. Климента, в Киев.

II век. Святые Фива и Корнелий, святая Параскева

Святые Фива и Корнелий – ученики и сотрудники святого Климента – сопровождали его в изгнание в Инкерманские каменоломни.

В 101 году присутствовали при кончине св. Климента. Именно благодаря силе их молитв Господь послал морской отлив для открытия дна морского, где покоились мощи св. Климента. До X столетия мощи Фива покоились в Софийском соборе Xерсонеса, откуда часть их св. князь Владимир перевёз в Киев.

Во II веке по Р. X. в Риме царствовал император Антонин. В одной семье зажиточных римлян, принявших христианство, долго не было детей. Но они усердно молились, чтобы Бог им послал дочь. И Бог внял их молитвам и у них в пятницу родилась дочь, которую они назвали Параскева (по-гречески «пятница»). Родители воспитывали Параскеву в глубоко религиозном духе, готовя её к проповеднической деятельности. В то время Рим был центром языческой империи, центром культуры и политеистической религии позднеэллинской эпохи.

Уже в детстве Параскева отличалась благочестием и глубокой верой, а когда родители ушли в мир иной, она согласно учению Иисуса Xриста раздала всё имущество нищим и предалась апостольскому труду. Проповедуя в Риме и других провинциях Xристово Евангелие, она обращала язычников в христианство.

Деятельность её по проповеди истин Xристовых привлекла внимание приближенных императора, который, услышав это, приказал подвергнуть страшным пыткам св. Параскеву:

«Возложить на главу её раскалённый медный шлем, а саму её опустить в котёл с кипящей смолой и маслом». Это всё проделали, но св. Параскева осталась целой и невредимой. Когда ему доложили о случившемся, он сам пошёл убедиться в том, что смола была кипящая. Параскева по его просьбе плеснула в него жидкостью, и император мгновенно ослеп. Император с болью возопил: «Раба истинного Бога, помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы мог я уверовать в Того Бога, которого ты проповедуешь». Св. Параскева молитвами Богу вернула ему зрение и обратила самого императора и всё его окружение в христианскую веру.

Антонин отпустил её с миром для проповедей Xристова Евангелия в других странах. Так она попала в Тавриду. Придя в город, где царствовал Тарасий, она прочла ему проповедь о благовестии Xристовом. Тарасий пытками пытался отречь её от христианства, но безуспешно. Тогда он приказал отрубить ей голову. По преданию, это случилось в 40 км от Феодосии около источника в урочище Топлу (Топлау). В поздние века в этом месте был основан Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь со святым источником.

IV век. Святой Василий, святой Ефрем, святой Елпидор, святой Агафедор, святой Еферий и святой Капитон

Святой Василий был послан в 310 году Патриархом Иерусалимским Германом на епископство в Xерсонес. Проповедуя среди языческой части населения Xерсонеса слово Божие, св. Василий был избит язычниками и изгнан из города. Он поселился на Девичей горе в пещере для молитв к радости уподобления мучениям Xриста.

Прошло несколько недель, и к нему пришёл один из херсонесских князей с женой с просьбой великой – оживить их единственного сына. Ибо дух сына явился к ним во сне, когда они горевали у его могилы и сказал им: «Что Вы сидите здесь и рыдаете, не могут боги ваши, бездушные идолы, воскресить меня. Если же вы хотите видеть меня опять живым, умолите того странника, которого вы изгнали, чтобы он обо мне молился своему Богу, и вы уверуете в того Бога, которого вам он проповедует, ибо он есть единый истинный, имеющий власть над Живыми и Мёртвыми и может восставить меня из мёртвых молитвами оскорблённого вами человека». Св. Василий отказывался долго, но потом согласился. После долгой молитвы св. Василий возлил святую воду на мёртвого во имя Святой Троицы, и чудо совершилось – ожил мёртвый юноша и прославил Бога. Князь и все его родственники и приближённые тут же приняли христианство. После этого события Церковь Xристова в Xерсонесе значительно выросла, охватив большую часть населения. При этом упразднились языческие капища.

Далее события развивались трагически. Вот как излагает древний источник: «Диавол, видя запущение требищ своих, взошёл в сердце иудеев, обитавших в Xерсонесе; они научили эллинов восстать на христиан, наипаче же на учителя их святого Василия и умертвить его, ибо, таким образом, говорили они, легче разориться христианству. Собралось множество нечестивых с оружием в руках, и с воплем напали на архиерея Божия: извлекли его из Xрамины, связали ноги и так его влачили по улицам, поражая камнями и дреколием; когда довлекли до того места, где поставлен был христианами столб и на столбе крест, страдальчески скончался Святитель пред знамением нашего искупления. Он предал чистую душу свою Богу, марта 7 дня 310 года».

Предание живописно описывает деятельность св. Василия в Крыму на ниве просвещения безбожного народа Тавриды и приобщения их к истинной вере Xристовой. В поколениях христиан сохранилась память о чудесах и миссионерских подвигах св. Василия в Тавриде. Благодарные потомки донесли до нас светлый образ угодника Божьего святого Василия.

Вместе со св. Василием в Тавриду в 310 году по Р. X. прибыл св. Ефрем. Несколько месяцев они проповедовали вместе, потом св. Ефрем пошёл нести свет христианства в земли скифские. На берегах реки Дунай более 4 лет проповедовал св. Ефрем, когда 7 марта 315 года был зарублен мечом нечестивых язычников.

Весть о смерти св. Василия достигла патриарха Германа, и он послал продолжить труды св. Василия в Тавриде сразу трёх епископов – св. Евгения, св. Елпидия, св. Агафодора. Они проповедовали слово Божие в Xерсонесе около года. И ровно через год 7 марта 311 года были замучены язычниками на кресте.

После таких жестоких расправ с епископами в Xерсонесе затормозился рост христианской общины. Увидел эту картину прибывший в Xерсонес в 323 году новый епископ Еферий и решил обратиться за помощью прямо к новому императору Византии Константину.

Он вернулся в Византию и изложил всё императору Константину, который издал специальный указ о свободе христианского вероучения, о свободе собраний верующих. Согласно этому указу, противники христианства должны быть изгоняемы из города. Вернувшись в Xерсонес, св. Еферий утвердил официально христианство и Церковь. Он скончался на острове Аос в 324 году.

В 324 году по Р. X. в Xерсонес прибыл новый епископ св. Капитон. Язычники встретили его с недоверием и потребовали, чтобы он доказал силу веры Xристовой совершением чуда: «Вот две печи, разожжённые для приготовления извести. Если ты войдёшь в них и останешься неопалим от огня, тогда мы уверуем проповедуемому тобой Богу». Св. Капитон согласился. После долгой молитвы он вошёл в печь, помолился Богу в печи, положил в омофор горящие угли и невредимый вернулся к народу.

Велико было изумление всего херсонесского народа, и тысячи жителей немедленно приняли христианство. На месте свершения этого Божественного чуда св. Капитон построил церковь св. апостола Петра в память об этом чуде. На I Вселенском Соборе в Никее в 325 году этот подвиг св. Капитона был прославлен. В 329 году по пути в Царьград корабль, на котором плыл св. Капитон, был занесён морским штормом в устье Днепра. Скифы захватили корабль, всех пассажиров обратили в рабство, а св. Капитона утопили в реке 21 декабря 329 года.

VII век. Святой Мартин, святые Косьма и Дамиан

В 649 году кафедру римской церкви занял св. Мартин. Он отстаивал чистоту православной веры в борьбе с ересью монофелитства, которую поддерживали и распространяли правящие тогда император Конста и Цареградский патриарх Павел.

Св. Мартин был инициатором поместного собора в 653 году, на котором монофелитская ересь была предана анафеме, а всем верующим было направлено послание, в котором разъяснено, что в Xристе Спасителе соединились нераздельно и несменно существо Божеское и Человеческое, и одновременно действуют Воля Божественная и Воля Человеческая. За эту борьбу император Конста мучил разными способами и подсылал убийц к св. Мартину. После поместного собора св. Мартин был сослан в Инкерманские каменоломни, где в течение двух лет подвергался пыткам голодом. 16 сентября 655 года св. Мартин скончался, а его тело было погребено в Церкви Пресвятой Богородицы Влахернской.

В VII веке в зажиточной семье римских патрициев родились близнецы – Косьма и Дамиан. Родители воспитывали сыновей в духе глубокой веры. В отроческом и юном возрасте их отдали на обучение медицине очень известному врачу. После освоения всех премудростей врачевания Косьма и Дамиан поселились в Риме в имении своих родителей и лечили жителей Рима и окрестных сёл и городов, помогали нищим и убогим. За лечение и помощь денег они не брали, а проповедовали слово Божие и распространяли христианство. Слава о них дошла до императора Карина, и тот приказал арестовать братьев и доставить к нему. Число исцелённых к этому времени уже достигла двух тысяч человек, и когда римские воины пришли арестовывать Косьму и Дамиана, народ уговорил их скрыться, так как они хотели умереть за веру Xристову. Они сели в корабль и уплыли в Тавриду. Скрылись они в ущелье недалеко от города Алустон и продолжали врачевать народ таврический.

Много чудесных исцелений сделали святые чудотворцы бессеребренники Косьма и Дамиан, открыли они и целебный источник в 18 вёрстах от Алушты у подножия Яйлы и Чатырдага. Летопись русская свидетельствует: «Врачевскому художеству навыкше, всякие болезни целяху действенно: имаху бо содействующую им ко всем благодать Самого Бога, и на еликих страждующих человеков и скотов возлагаху руце своя, абне ти со вершенно здрави бываху».

Не найдя самих братьев, римские воины стали арестовывать христиан, которые лечились у Косьмы и Дамиана, заковывать их в кандалы и сажать в темницы. Информация о страданиях этих невинных дошла до братьев, и они решили сами явиться к императору, дабы не пролилась кровь невинных. Дальше источник свидетельствует: царь Карин на обычном перед всем собравшемся народе судилище обратился во всеуслышание к Косьме и Дамиану: «Вы богам наших отцов противетесь и хитростию некоею волшебною, болезни в людях бесплатно исцеляете, увлекая простых людей от отеческих Богов и законов. Но если теперь обратитесь от ваших заблуждений, послушаете благого совета моего и принесете жертву Богам, доселе долго терпевшим, то стерплю обиду от вас и не сделаю зла». Святые же Xристовы угодники отвечали царю: «Мы ни одного человека не прельщали. Волшебной хитрости не знаем, зла не творим, врачуем болезни силою Спаса нашего Иисуса Xриста, заповедывавшего болящих исцелять, прокаженных очищать. Сию заповедь исполнить мы и стараемся, ожидая мзду от него в бесконечной Царствия небесной жизни. Мнимым же тобою богам работать отнюдь не желаем. Если хочешь, царь, мы тебе дадим совет: «Познай Единого истинного Бога, всех Творца. Тому поработай, отступив от бездушных и не чувственных идолов». Карин же царь оскорбился словами судимых и сказал им: «Не досаждайте мне своим вечным Богом, а лучше поклонитесь нашим богам с жертвоприношениями; в противном случае вас ждёт смертельная казнь». Рабы же Xристовы, исполненные Духа Святого, отвечали Карину: «Да отвратится плоть лица твоего от места своего, на твое постыжение, и да познаешь ты этим искусом, что может Бог наш!»

Господу угодно было через своих избранников Косьму и Дамиана послать испытания царю Карину. Лишь только святые высказали, как лицо Карина изуродовалось, безобразно перевернулось на плечах и сделалось неподвижным. Никто не мог помочь ему. Народ беспомощно смотрел на своего царя, дивился чуду и взывал громогласно: «Велик Бог христианский и нет другого бога, кроме Его!». В это время многие уверовали во Xриста и просили святых врачей исцелить царя. Святые же изрекли: «Если познаешь давшего тебе жизнь и царство и уверуешь в него всем сердцем своим, то будешь иметь исцеление». Царь Карин произнёс с полной верой: «Верую в Тя, Господи Иисусе Xристе, Истинный Боже, помилуй мя и не помяни первого сего неведения!» И тогда лицо его исправилось и уродство исчезло. Восстав с места своего, царь возвёл очи к небу, с почестями отпустил Косьму и Дамиана, и они продолжали исцелять множество болящих. Их учитель медицины не поверил до конца слову Божию и в зависти слепой решил извести своих учеников. Он послал их в разные места в горах собирать целебные травы и сначала убил Косьму, а потом Дамиана. После принятия венца мученического сподвижничества во имя Господа Бога, они были похоронены в Риме. Часть их мощей хранится в монастыре их имени в Крыму недалеко от Алушты.

VIII век. Святой Стефан и святой Иоанн

В конце VII века в семье глубоко верующих в веру Xристову в Каппадокии родился Стефан, будущий архиепископ Сурожский. С детства он был необычным ребёнком: сторонился детских забав, усиленно молился, проявлял удивительную любознательность и прилежание в учёбе, а в 15 лет изучал философию в Царьграде. Молва о молодом философе дошла до патриарха Германа, который пригласил его жить и учиться в Патриаршестве. Спустя несколько лет он тайно принял иночество и ушёл в монастырь, прожил в нём в чистоте и воздержании ещё несколько лет и удалился в уединённое, никому не известное место.

Здесь он жил в безмолвии, посте и молитве долгое время, когда к нему неожиданно во сне явился ангел и возвестил о назначении его по Божьей воле епископом на кафедру в Сурож. Одновременно такое видение пришло и патриарху Герману. Спустя два дня так оно и случилось, и св. Стефан на корабле отправился в Тавриду.

В течение пяти лет прославился он своей подвижнической жизнью и крестил всех жителей города Сурож и его окрестностей. В Византии в это время развивалась ересь иконоборчества, которую насаждал сам император Лев Исаврянин.

За верность православным канонам, традициям и иконам император сослал патриарха Германа в заточение и назначил новым патриархом тоже иконоборца сириянина Анастасия. К ним на допрос был вызван св. Стефан, во время которого Лев требовал отступиться от святых икон.

Древняя рукопись свидетельствует: «Св. Стефан отвечал, что, если ты меня и сожжёшь, и на части рассечёшь, или ещё каким-либо образом замучаешь, всё претерплю за иконы и крест Господень. О царь, оставь иконоборство, если же будешь продолжать, то ты предтеча антихристов». После этих слов святого его избили, выбили зубы, волочили по земле за волосы и посадили в темницу. Через несколько дней мучений святой опять был приведён к царю вместе с семью епископами. Лев, встречая поборников иконопочитания, держал в руках икону, называемую «Деисус», и спросил святого: как он смел назвать его антихристом? На что святой ответил: «За то, что такие дела творишь, и опять же скажу». Тогда царь плюнул на икону и велел сделать Стефану то же. Святой, рыдая, произнёс: «Враг Божий, недостойный царства, как не ослепли глаза твои и не иссохли беззаконные руки? Скоро Бог отнимет у тебя царство и прекратит жизнь твою». За это Стефана избили, привязали к хвосту лошади и поволокли в темницу.

Спустя год сбылось пророчество св. Стефана – в расцвете сил царь Лев Исаврянин неожиданно умирает в 741 году, а его сын Константин Копронин становится императором. Его супруга глубоко чтила св. Стефана и после рождения сына уговорила мужа пригласить на крещение младенца св. Стефана. После крещения император с почестями отпустил св. Стефана на кафедру в Сурож.

Прожил св. Стефан в трудах Божиих ещё 9 лет и скончался 15 декабря 750 года. Он был похоронен в Софийском соборе г. Сурож. Летописец жития св. Стефана, живший в то время рядом со св. Стефаном, свидетельствует: «Через несколько лет по кончине св. Стефана пришла в Сурож рать великого нового города русского во главе с князем, который был бранлив и силен. Взойдя в храм Св. Софии Сурожской, увидел князь на гробе св. Стефана покров, украшенный жемчугом, золотом и дорогими камнями, намеревался взять его. Вдруг лицо князя перевернулось назад, упал он на пол с пеною у рта и сказал своим боярам – возвратите всё покраденное и призовите священников крестить меня. Тот час же лицо его приняло обыкновенное положение. После князя крестились и все его бояре. По смерти св. Стефан сотворил многие чудеса». «Предстателя тебя русская земля стяжала, славный же город Сурож, честные твои мощи, как некоторое сокровище, честно соблюдает, каждый день православные народы с тёплою верою поклоняются и благословение приемлют, и все одержимые различными недугами получают от тебя исцеление». Вот так летописец в середине VIII столетия описывает крещение русского князя и его дружины силою духа св. Стефана.