Книга Азербайджанскому и армянскому народам – с негодованием и надеждой. А также всем, кто пребывает в иллюзии собственной исключительности - читать онлайн бесплатно, автор Исмаил Гасанбейли
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Азербайджанскому и армянскому народам – с негодованием и надеждой. А также всем, кто пребывает в иллюзии собственной исключительности
Азербайджанскому и армянскому народам – с негодованием и надеждой. А также всем, кто пребывает в иллюзии собственной исключительности
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Азербайджанскому и армянскому народам – с негодованием и надеждой. А также всем, кто пребывает в иллюзии собственной исключительности

Азербайджанскому и армянскому народам – с негодованием и надеждой

А также всем, кто пребывает в иллюзии собственной исключительности

Исмаил Гасанбейли

© Исмаил Гасанбейли, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вместо предисловия

Я знаю, что после опубликования этого обращения на меня польются потоки грязи со многих сторон. Какая-то часть азербайджанцев, прочитав этот текст, с абсолютной убежденностью решит, что автор данного обращения – предатель, продался армянам, предал интересы собственного народа, а какая-то часть читателей армянской национальности, удивятся тонкости азербайджанской политики, мол, вот как они подходят, теперь вот такими хитрыми речами пытаются отобрать у нас наши достижения.

Я знаю, что среди тех и других найдутся люди, часть из которых – кто по незнанию, кто по непониманию, кто по простодушию, кто по невежеству, а кто из каких-то интересов – запишут меня во враги.

Найдутся люди среди сторонних наблюдателей, заинтересованные в еще большем разжигании огня ненависти между азербайджанцами и армянами, которые объявят автора шпионом, засланным казачком, работающим сразу на все спецслужбы мира.

И даже многие из тех, кто со мной согласен, вряд ли захотят или рискнут (просто из соображений личной безопасности) в этом публично признаться. Я это знаю и очень хорошо их понимаю.

Я знаю, что многим мои слова покажутся изложением их собственных мыслей…

Кто-то назовет меня выскочкой, неучем, далеким от реальностей взаимоотношений армян и азербайджанцев или того хуже. И этих «того хуже» будет огромное количество – я даже знаю по какой причине!

Но пусть! Я уверен, что буду услышан, что и среди азербайджанцев, и среди армян пока еще достаточно здравых сил, трезвых умов, незатуманенных взаимной всепожирающей ненавистью, и способных отличить зерна о плевел, готовых открыть глаза и взглянуть на происходящее, скинув шоры.

Что касается причины, побудившей меня написать это обращение, то она предельно простая: я не хочу, что бы вы как народы загнали себя в исторический тупик, откуда практически нет обратного пути. А вы, к моему великому сожалению, в направлении этого тупика двигаетесь, еще и под бравурные марши!


Уважаемый армянский народ!

Уважаемый азербайджанский народ!

Обращаясь к вам, очень хотелось употребить слово «господа», да рука не поднимается. Больше двадцати лет тому назад тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана выступая с трибуны Верховного Совета республики, сказал: «Товарищ народ!» – и не был услышан. Думаю, вы со мной согласитесь, тогда в отношении каждого из вас можно было использовать не только слово «товарищ», но и слово «господин» (в качестве аванса). Но это – тогда. В то время вы хоть знали, что хотели, знали, к чему стремитесь. Пусть интуитивно, по наитию, но сознавали, что ваше спасение в первую очередь в свободе. Сегодня же вы достойны тех, кого сами избрали для защиты и представительства ваших интересов, значит, и достойны того, что с вами творят.

Многое из того, что скажу, к моему огромному сожалению, будет звучать горько, а иногда – очень горько. Я бы с удовольствием написал вам оду, посвятил эпос вашим героям, восславил ваши достижения. Но их у вас, сегодняшних, нет. Да и нет недостатка в тех, кто поет вам пустопорожние дифирамбы. Приходится говорить о реальном.

Конечно, было бы честнее обратиться к вам напрямую, на какой-нибудь гипотетически огромной площади. Но, во-первых, вы имеете обыкновение рукоплескать только тем, кто говорит не то, что есть, а то, что вы хотели бы услышать. Во-вторых, такой возможности просто не существует: избранные вами власти дошли до столь высокого уровня демократии, что собираться на площадях, именуемых теперь как минимум площадями Свободы, вам разрешается только для их восхваления. Во всех других случаях вас ждут демократические способы общения посредством полицейских дубинок. И остается надеяться, что сказанное мной дойдет до сознания хоть какой-то части обоих народов. В-третьих, я – ваша частица, испытывающая боль от того, что творится с вами. И мои слова – своего рода внутренний монолог, разговор с самим собой, произносимый вслух. А при разговоре с собой как раз и возможна наибольшая откровенность, чего вам так не хватает.

Наконец, я обращаюсь к вам, а не к вашим руководителям потому, что не могу их воспринимать как соотечественников. Это вопрос чувств, но, к сожалению, что бы я ни чувствовал, они – мои соотечественники. Жаль только, что их поведение по отношению к собственным народам до боли напоминает поведение оккупантов. В демократической стране (а вы свои страны считаете именно таковыми) любой руководитель в моем понимании – всего лишь служащий в прямом смысле слова. А президент, если упростить, – вроде гостиничного администратора: кончилась смена, кончилась и власть (только администратор не пытается продлить смену, потому что устает, у него работа тяжелая, а вот президент, наоборот, рвется властвовать дальше).

Народ же вечен – изменчив в настроениях, но вечен в принципах и в глубинной своей мудрости. Несмотря на все последующие мои высказывания, я в этом уверен.

Что руководители ваши меня поймут, не надеюсь, да в этом и не нуждаюсь. Скорее всего, отнесутся поверхностно. Единственный вопрос, который они могут задать после ознакомления с моим обращением, – кто стоит за автором, чей заказ автор выполняет. Да и зачем им вникать в суть, – люди, достигшие вершин власти или рвущиеся к ней, обычно все знают и не терпят открытых подсказок. Им не по нутру, когда кто-либо видит что-то по-другому, нежели они.

Так вот, я думаю, что во всех ваших сегодняшних бедах виноваты вы сами. Чтобы встать с колен (а вы давно уже на коленях и, кстати, сами избрали такой образ пребывания на бренной земле), первым делом вы должны осознать свое бедственное положение, в котором находитесь уже третье десятилетие.

Кто вы есть сегодня?

Азербайджанцы, признайтесь хотя бы самим себе, что вы оглохли от ажиотажа вокруг ваших так называемых нефтяных богатств, отупели от лжи, ежедневно преподносимой вам в качестве истины в высшей степени. Когда настоящая истина заключается в том, что эти богатства сегодня – чьи угодно, но не ваши. Все контракты века на добычу нефти, обогащающие ваших руководителей плюс подвизающуюся вокруг них горстку приспособленцев, заключаются лишь для того, чтобы добывать эту нефть, от которой вы ждете безмерного счастья, только тогда, когда это понадобится сильным мира сего – державам, компаниям или просто личностям. А их интересы не совпадают и никогда не совпадут с вашими. Вас убеждают или уже убедили, что придет кто-то и решит все ваши проблемы (включая и те, которые народ обязан решить сам) только потому, что у вас есть нефть (в чем, кстати, никакой вашей заслуги нет).

Что же касается великих поэтов, мыслителей, полководцев, чьими потомками вы себя считаете, гордостью за кого упиваетесь, то они сделали свое дело в свое время – нечего загорать в тени их славы. По крайней мере, уже достаточно, пришел ваш час, поднимите головы, посмотрите – куда вас ведут ваши «пастыри». Ваше будущее гниет на рынках соседних стран, тысячи и тысячи ежегодно покидающих Родину не просто молодые люди – это будущие семьи, будущие новорожденные, будущее население, будущий народ, наконец. Эти люди, оказавшись на чужбине, в силу объективных причин не могут прибиться к культуре этой самой чужбины, а затем принимают за культуру то, что творится вокруг них, то есть эрзац культуры. Подумайте, что может быть, если они вернутся, и вернутся все сразу (а это вполне реально, так как они уже давно стали предметом политики: их возвращением перманентно шантажируют ваших высоких руководителей), и привезут к вам эту псевдокультуру. Найдут ли они себя среди вас, собственного народа, большой вопрос. А если найдут, то что случится с вашей культурой (хотя она так пострадала, что целые поколения десятилетиями должны не покладая рук трудиться, чтобы вернуть ей подобающий облик).

Армяне, вы полагаете, что купаетесь в некоем культурном, историческом величии, доставшемся вам по наследству от неких предков. Кстати, вам не кажется странным, что по данному поводу мало кто с вами спорит, и отнюдь не потому, что все с вами согласны? Причина в другом. Мало кому есть дело до того, на каком языке заговорила первая обезьяна, спустившаяся с дерева. Или чьим прямым предком является пророк Ной, якобы воскликнувший (почему-то на армянском языке) «Эребуни», сойдя на Арарат, – это всего лишь красивая сказка, на которую можно «цеплять» разве что туристов. Нет возражений, ради бога, пусть это – ваша история, но сегодняшняя жизнь ваших детей базируется не на «многотысячелетней истории», а на реалиях, которые создаются вами в настоящее время. Вы не замечаете, что с каждым днем все больше теряете себя, лучших своих сыновей. И величие, о котором разглагольствуют ваши безответственные болтуны-провокаторы, – лишь ширма, за которой вы пытаетесь спрятать внутреннюю пустоту, поглощающую вас. Оглянитесь: мужчины, меняющие свои квартиры на авиабилеты для своей семьи хоть куда-нибудь, лишь бы отсюда, – это ваши сыновья. Молодые соотечественники, подвергающиеся оскорблениям на чужбине, терпящие унижения ради куска хлеба, – это ваши дети.

Вспомните хоть один случай, когда бы выбранная вами власть палец о палец ударила для защиты своих граждан за рубежом. Нет смысла говорить об их защите в родном отечестве, редко в какой стране армяне и азербайджанцы подвергаются таким унижениям, как в собственной. Унижения, которые постоянны для постоянно живущих, начинаются с аэропортов и вокзалов для приезжающих.

Но хотя бы ради приличия ваши власти (как власти великих и культурных, временами даже гордых народов) могли бы подать голос в защиту несчастного соплеменника, попавшего в беду в чужой стране (раз не могут создать для него и тысяч таких, как он, нормальные условия жизни на Родине), который ну не родился родственником или хотя бы земляком президента или какого-нибудь большого начальника, а получился обычным таким армянином или азербайджанцем в силу независящих от него обстоятельств. Посетите ваши посольства в других странах, попробуйте обратиться к ним за помощью – более неприветливых мест по отношению к вам вы нигде, кроме разве что в самих Армении (для армян) и Азербайджане (для азербайджанцев), не найдете. Они работают не на вас, а на ваших руководителей. Помочь кому-нибудь из соотечественников, которых в некоторых странах тьма тьмущая, организовать дело так, чтобы этой тьме, бесправной и беззащитной, хотя бы было куда обратиться в случае чего, у них руки не доходят. А на Родине армянину или азербайджанцу есть куда обратиться от чиновничьего произвола, вам есть у кого спросить, почему количество работников дорожной полиции вот-вот превысит численность водителей? Почему любая мало-мальски «хлебная» (на взгляд власти) должность стоит немыслимых для преобладающего большинства народа денег и она все равно покупается?

На что вы тратите независимость?

Понятно, что все это связано с причинами «объективными»: как только великий армянский народ решит проблему Арцаха, отберет у ненавистных азербайджанцев драгоценнейшую часть Великой Армении и вообще загонит их в Каспийское море или еще куда-нибудь с армянских глаз долой, и как только великий азербайджанский народ разберется с вопросом Нагорного Карабаха, вернет утраченные земли, отбросит подлых армянских оккупантов за Севан или еще дальше, наступит всеобщее благоденствие, разом будут решены все вопросы, азербайджанцы и армяне будут как сыр в масле кататься. Вот тогда и наведем порядок.

Не странно ли, что все нынешние беды пришли к вам с приобретением независимости. Именно все, потому что слишком много времени прошло для того, чтобы ссылаться на ненавистный советский социалистический режим. Ворота «тюрьмы народов» за вами закрылись давно. Не странно ли, что многие ваши представители за относительно нормальной жизнью возвращаются обратно в ту же тюрьму. Не потому ли, что собственная Родина стала или становится еще более страшной тюрьмой.

Вот парадокс: из всего того, что вы приобрели в результате развала Союза (кстати, независимыми вы стали вопреки желанию вашей так называемой элиты: она-то всего лишь хотела большей власти при меньшей ответственности для себя, но ни в коей мере не свободы для народа), самое ценное, более того, буквально бесценное – это суверенитет. Сегодня важны не столько его параметры и атрибуты, важно то, что он вполне реален. Даже более реален, чем суверенитет многих исстари независимых стран.

Но вы настолько недооцениваете значение государственной независимости, что готовы ею торговать, спекулировать, выставить на аукцион. Ау-у, продаемся, кто больше заплатит? Но для того чтобы продаваться, надо из себя что-то представлять. Никто не заплатит за проблемы. Всякий раз платить придется вам самим. Можно подумать, что вы намерены двигаться по истории автостопом. Главный вопрос внешней политики ваших стран – к кому прицепиться? Понятно, что у вас пока нет своего транспорта. Но пешком-то можете идти? Так идите сами. К кому бы вы ни садились или прицепились, это временно. Вас могут выкинуть на самом крутом повороте истории и тогда, когда вы уже разучитесь и пешком ходить.

Формально вы сегодня суверенны, независимы, более того, у вас развязаны руки. Все, что их связывает, исходит от вас. Вместо того чтобы двинуться по пути прогресса, развиваться, обзаводиться новыми партнерами, друзьями, выбрать собственный вектор развития, внедряться в мировую экономическую, политическую, культурную жизнь как полноценные народы, вы встали на путь конфронтации между собой. Связали себе руки противостоянием, выбрали дорогу войны, коррупции, взяток, обмана, возврата к клановым, чуть ли не к родоплеменным отношениям.

Вас обманули? Нет, вы сами обманулись. Вместе с грязной водой вы выплеснули ребенка под державные лозунги провокаторов и мизантропов. Вам сказали: не верьте, что независимость – это свобода трудиться во имя собственного будущего, выбрать путь движения вперед, нет, – это возможность ударить соседа побольнее и отобрать у него последнее. Вот отберете и тут же станете богатыми и счастливыми, и вы поверили, решив, что как только сосед будет повержен, мир встанет на вашу сторону, уверует в вашу чистоту и порядочность, и будете вы впредь жить как у бога за пазухой. Вот и выходит, что все полученное вами получено поделом, заслуженно.

Большинство народов благодаря независимости обрело благополучие. Но для этого независимость нужно использовать для достижения этого благополучия. Вы лучше чем кто-либо знаете, для чего была использована ваша независимость, если не вами, то вашими лидерами, воспринявшими государственный суверенитет как личную независимость от ответственности перед народом. И можно ли их обвинить в этом, когда вы сами, без всякого принуждения, получив свободу (практически не заплатив за это – хотя за свои ошибки вы платите кровью), тут же полезли в зависимость от собственных лидеров. Убив, уничтожив одних богов, одних кумиров, сотворили себе других. Вместо того чтобы вести, направлять своих руководителей – президентов, депутатов и т.п., вы стали ведомыми – слепыми толпами, ведомыми еще более слепыми вожаками. На том, что было приобретено за годы советской власти (будем справедливы, было потеряно немало, но приобретено и сохранено очень много), вы надеялись построить рай, а получили ад кромешный с призрачными надеждами на будущее.

В чем суть ваших мечтаний и ожиданий?

Если еще не столь давно вас волновали проблемы экологии ваших земель, воды, воздуха, то сегодня впору задуматься о состоянии экологии ваших душ.

Что вы ожидали, о каких переменах мечтали, на что рассчитывали? Если верить сначала митинговым, а потом и телевизионным, и даже официальным декларациям, то в первую очередь всеобщего счастья, и не каждому по способностям или по труду, а всем и помногу. Второй Кувейт, Великая Армения, объединенный Азербайджан, мировое признание величия! Мы же первые, мы же такие хорошие, мы же едва ли не родина слонов! Мы самобытны и самоценны (как будто бывают народы не самобытные и не самоценные). Мы – особые. Каспий – лучшее море в мире, величайшее из морей. Ничего, что мы его загадили, просто руки не доходят, как разберемся с суверенитетом, так и быстренько все уберем, у нас девять климатических зон из одиннадцати существующих в мире, ни у одной страны такого нет, потому что бог любит нас, мы у него лучшие, армяне вообще не кавказцы, не автохтонная они нация, у них ничего нет и не было, даже музыку они у нас украли, у них головы не такие, как у кавказцев, мы – кавказцы настоящие, они всю жизнь были торгашами, Бабека армяне сдали арабам, они – предатели, воевать не умеют, за них воюют русские.

Мы, армяне, великий избранный народ, мы в таких древних книгах упоминаемся, наш Арарат – всем араратам Арарат, самая высокая гора в мире, мы самые красивые и интеллигентные, азербайджанцы, это те же турки, ну а турки, знаете какие звери, они кочевники, у них культуры-то нет, какие поэты, мыслители, это не их, они их только называют своими, это Сталин им дал, они только и делали всю жизнь, что кочевали и геноциды нам устраивали, дикие просто, кухня у них почти как наша, украли у нас все, мы придумали первый алфавит, ну если не первый, то один из первых, мы многострадальные, все христиане мира обязаны нам помочь, мы почти что первые христиане, от нас все пошло, у нас пяти, нет, шести, нет восьмитысячелетняя история, может быть даже пятнадцати, а может, еще более древняя, первую обсерваторию в мире построили мы, у нас столько ученых, хоть что с ними делай, абрикос – армянский плод, аист – наша птица, все америки наши моряки открыли, у нас такая была государственность, такая была армия, никому не снилось.

А какие блестящие перспективы! Армения повторит подвиг Израиля, станет главнейшим форпостом, но только России, будет бряцать «калашниковым» и баллистическими ракетами направо и налево, все соседи затрепещут перед ней, и будет она зваться региональной державой, удовлетворит все свои амбиции, восстановит Великую Армению со столицей в Армавире, или даже в Стамбуле, кто знает, аппетит приходит во время еды, – там тоже армяне живут. Азербайджан так распорядится своими месторождениями, что самим азербайджанцам палец о палец ударять не придется, желающих много, приедут, нефть и газ сами будут добывать, нам останется только деньги считать, Армению купим с потрохами, никуда она не денется, армяне же нищие, у них голые горы и больше ничего.

И много-много такого. Звучит несерьезно? Абсолютно согласен. Но это квинтэссенция ваших идей, мыслей, предлагаемых миру для понимания. Но, во-первых, практически каждый из народов, запутавшихся в собственных комплексах, приписывает себе подобную историю или подобные качества. Если в виде доказательства предъявить нечего, то всегда под рукой предания, легенды, мифы. Кто-то Иисуса себе приписывает безо всякого на то основания, кто-то Будду, а кто-то того и другого. То есть, мифологизирование прошлого – дело обычное, необычно для цивилизованных народов (а вы утверждаете, что являетесь таковыми) то, что вы пытаетесь построить свое будущее на мифах. Иначе говоря, вы так и не выучили уроки истории, а за это, как говорят знающие люди, история очень жестоко наказывает. Вы готовы радоваться новостям из прошлого, но определяющие, судьбоносные новости ждут вас в будущем. И от вас, только от вас зависит, какими они будут.

Во-вторых, какое все это имеет отношение к настоящему, даже если это правда? Даже если весь мир, включая полудикие африканские племена, примет ваши разглагольствования на уровне смеси массового нарциссизма с таким же массовым эксгибиционизмом, сильно отдающей мазохизмом, более того, примет и признает. Это может дать вам разве что еще одну базу для дальнейших словесно-политических спекуляций, но ни в коей мере не решение проблем. Может быть, есть смысл задуматься над этим.

И в-третьих, вряд ли так уж привлекательна судьба Израиля, пропитанная и пронизанная насквозь войной, террором, враждебностью. Да и в будущем израильтянам светит мало хорошего. Даже если все арабские страны разом станут нищими, а Израиль богатейшим государством, имеющим поддержку единственной супердержавы, жить во вражеском окружении, которое создают ему поддерживаемые большинством народа (к сожалению, это так) недальновидные политики, – малоприятная перспектива. Что же касается месторождений, то из-за них азербайджанский народ пока получает только несчастья, счастье же совсем не видать.

Кто виноват в ваших бедах?

Ваши проблемы могут быть решены вами и только вами. В недавнем прошлом, когда вы не несли исторической ответственности, по крайней мере, оправданий у вас было предостаточно: вы имели относительный порядок, но не имели свободы. Сегодня же, не сумев распорядиться предоставленной возможностью, вы потеряли порядок, так и не приобретя свободы. Тут мы подходим к очень серьезному вопросу: в какой мере ваших очень и очень серьезных бедах виноваты вы сами – два в действительности не самых глупых, не самых ленивых народа (хотя бы потому что глупых, ленивых, так же как и смелых, умных народов не бывает, таковыми могут быть люди, из которых народы состоят, и в зависимости от географических, социальных, экономических, политических, идеологических и других условий концентрация людей с теми или иными качествами в составах разных народов может быть разной).

Что стало с вашей нравственностью, поврежденной чуть ли не со всех сторон, потерявшей свою твердость, – а ведь она являет собой ни много ни мало стержень существования нации. «Намус», то есть честь, но в очень глубоком и широком смысле, – понятие одинаково важное для вас обоих, ценность, которую вы сумели сохранить и донести до сегодняшних дней через века, войны, невзгоды. Попробуйте отдать себе отчет – в каком состоянии находится сегодня ваш общественный намус. Остановитесь и подумайте: кто в этом виноват, кто вообще может быть в этом виноват, кроме вас самих, и есть ли в таком случае повод для гордости?

Кого вы можете обвинить в том, что улицы ваших городов полны молодых калек, потерявших здоровье в борьбе за ваше величие, за сумасбродные идеи ваших лидеров, за их амбиции? Кто виноват в том, что вы, в общем достаточно взрослые народы (еще один предмет вашей гордости и споров – древность: образованные люди до хрипоты могут спорить на тему «кто древнее», как будто от этого что-то зависит. Если зависит, то почему вы всеми фибрами души стремитесь в совсем уж молодой по сравнению с вами Запад, в Европу), позволили превратить себя в одурманенную бредовыми идеями толпу (кстати, пресловутый Запад, ваш пример подражания и объект устремления, не так уж и беспроблемен: становясь богаче материально, он все больше теряет в духовном – вот откуда протестно-суицидальные настроения у молодежи самых, на первый взгляд, благополучных стран).

Можно обвинять имперски настроенных соседей. Но что вами сделано, чтобы их настроить по-другому? Вы же сами ищете – кому бы под крыло залезть, гордитесь тем, точнее, кормите себя сказками о том, что являетесь единоверным и родственным народом сильного соседа; без вас, как без своего форпоста, другому сильному соседу не жить. Можно сослаться на собственную слабость, но что вы сделали, чтобы стать сильными?

Где ваша экономика, кто разворовал ваши предприятия, кто низложил ваше сельское хозяйство, кто превратил ваших рабочих, крестьян, специалистов в мелких торгашей, в челноков, курсирующих между рынками и фирмами второразрядных стран, кто сделал ваших ученых гастарбайтерами, где ваша самостоятельная, хотя бы относительно самостоятельная политика (речь идет не об играх в политику)? Где ваша хваленая культура, какое произведение, научное открытие, гениальное имя потрясли мир за годы вашей независимости? Что о вас узнало человечество за последние десять-двадцать лет, кроме того, что вы люто ненавидите друг друга, что с вами нельзя иметь дела, что любые инвестиции в ваши страны обречены на разворовывание, что земля, которую вы называете Родиной, – конфликтогенная зона, потенциальное поле боя, возможное место возобновления кровопролитной войны?

Вы же сами позволяете использовать себя в качестве даже не пешек (у пешек хоть есть какой-то шанс стать фигурами), а фишек. «Рыба гниет с головы» – вот еще одно ваше объяснение происходящего, мол, лидеры виноваты. Но кто они, эти лидеры, кто их избрал, кто их привел к власти, по чьей вине эти так называемые лидеры дошли до того, что считают себя не слугами, а хозяевами народа, – мол, народ только потому существует, что я у него в президентах, в премьерах, в депутатах? Каким нужно быть народом, чтобы им избранный президент дошел до мысли о передаче руководства по наследству и чтобы народ это спокойно принял? Чтобы избранный народом в качестве всего лишь высокопоставленного служащего человек окружил себя своими родственниками и земляками? Но он ли виноват в этом? До этого человек сам не может дойти, его можно довести, вернее, позволить ему дойти до этого.