Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях
Канд. ист. наук, доцент Т.А. Быкова
Пояснительная записка
Предмет изучения: законодательные правовые и общегосударственные нормативно-методические акты, регулирующие постановку документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и негосударственных организациях.
Цель курса – подготовить специалиста, знающего историю развития и современные тенденции государственного регулирования документационного обеспечения управленческой деятельности, предпосылки перехода в XXI веке к электронному взаимодействию.
Задачи курса:
– показать историю регулирования делопроизводства в государственном аппарате в дореволюционный период;
– изучить историю регулирования делопроизводства в государственном аппарате в советский период;
– изучить современное состояние государственного регулирования документационного обеспечения управленческой деятельности в организации любой организационно-правовой формы;
– показать необходимость единой постановки ДОУ во всех организациях с внедрением современных технологий.
Место дисциплины в структуре ОП ВО: Дисциплина «Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях» относится к вариативной части общенаучного цикла, изучается в 3 семестре на 2 курсе.
Дисциплина базируется на предварительном усвоении студентами ряда дисциплин базовой части общенаучного цикла и дисциплин базовой части профессионального цикла, а также непосредственно связана с курсом «Методика научно-исследовательской работы» (1 семестр).
К моменту изучения курса «Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях» студент должен:
Знать:
– документоведческую терминологию;
– историю государственных учреждений дореволюционной, советской и постсоветской России;
– теоретические основы документоведения и общую законодательно-правовую базу по ДОУ
Уметь:
– работать с правовыми базами данных;
– анализировать состав документации и информационные показатели;
– реферировать научную литературу по дисциплине.
Владеть:
– современными компьютерными технологиями, применяемыми в сфере ДОУ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
– ОПК-2 «Готовности руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия»;
– ОПК-3 «Способности к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности»;
– ОПК-8 «Готовности самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки»;
– ОПК-9 «Владения навыками поиска источников и литературы, использования правовых баз данных, составления библиографических и архивных обзоров»;
– ПК-1 «Владения профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивоведения»;
– ПК-2 «Понимания сущности процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения»;
– ПК-5 «Умения выявлять тенденции развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела»;
– ПК-6 «Владения навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы»;
– ПК-14 «Способности и готовности организовывать работу службы документационного обеспечения управления и архивной службы»;
– ПК-15 «Способности и готовности разрабатывать нормативные акты и нормативно-методические документы по ведению документационного обеспечения управления и архивного дела»;
– ПК-16 «Владения законодательной и нормативно-методической базой документационного обеспечения управления и архивного дела, ориентироваться в правовой базе»;
– ПК-23 «Владения принципами организации служб документационного обеспечения управления и архивной службы».
В результате изучения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
– развитие регулирования государством постановки делопроизводства в дореволюционный и советский периоды (ПК-2);
– современное состояние государственного регулирования ДОУ в постсоветский период (1990 г. – н.в.) (ПК-1);
– тенденции развития документационного обеспечения управленческой деятельности с внедрением электронного взаимодействия (ОПК-2, ПК-5);
уметь:
– анализировать законодательно-правовые акты с позиции документоведения (ОПК-9, ПК-6, ПК-15, ПК-16);
– прослеживать тенденции развития ДОУ с внедрением компьютерных технологий (ОПК-3, ОПК-8, ПК-14);
владеть:
– методами анализа законодательно-правовых и нормативно-методических документов (ПК-15, ПК-23).
Структура (тематический план) дисциплины
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы – 72 часа, из них аудиторная нагрузка – 18 часов; лекции – 6 часов, семинары – 12 часов; самостоятельная работа студентов – 54 часа. Программой предусмотрены следующие виды аттестации: в качестве текущей аттестации знаний магистрантов блиц-опросы; в качестве промежуточной – зачет.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Цель и задачи курса. Источники и литература.
– понятийный аппарат дисциплины;
– место и значение ДОУ в работе организации;
– необходимость государственного регулирования документационного обеспечения управленческой деятельности.
Раздел 2. Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в учреждениях дореволюционного и советского периодов.
– отражение вопросов документирования в законодательных актах XVI–XVII веков;
– регламенты работы Коллегий, Генеральный регламент и их значение в упорядочении делопроизводства;
– вопросы делопроизводства в Общем губернском учреждении 1775 года;
– регламентация делопроизводства в Общем учреждении министерств 1811 года;
– вопросы документирования и работы с документами в Декретах советской власти;
– разработка ЕГСД и ее значение.
Раздел 3. Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях на современном этапе.
3.1. Документирование деятельности государственных структур:
– ГОСТы;
– типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти;
– нормативно-методические документы по организации делопроизводства;
– вопросы делопроизводства в типовых регламентах федеральных органов исполнительной власти;
– Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти;
– внедрение электронного документооборота и переход к электронному взаимодействию.
3.2. Государственное регулирование документационного обеспечения деятельности коммерческих структур:
– законодательно-правовые акты;
– нормативно-методические документы.
Образовательные технологии
Проведение лекционных занятий с использованием персонального компьютера и компьютерного проектора, проведение семинарских занятий с заслушиванием и обсуждением докладов студентов.
Самостоятельная работа студентов предполагает работу под руководством преподавателя (консультация) в библиотеке и с фондами лаборатории кафедры документоведения.
Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов
Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов включает обсуждение докладов на семинарских занятиях, контрольные вопросы и зачет. Полученные баллы суммируются и распределяются следующим образом:
Итого:
0-49 баллов – незачет;
50-100 баллов – зачет.
Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов к зачету
1. Какие стороны документирования затронуты в законодательных актах XVI–XVII веков?
2. Какое место занимает регламентация работы с документами в регламентах коллегий и Генеральном регламенте 1720 года?
3. Какие стороны организации делопроизводства регламентированы в Генеральном регламенте?
4. Какие вопросы документирования затронуты в Общем губернском учреждении 1775 года?
5. Какое место занимает регламентация работы с документами в Общем учреждении министерств 1811 года?
6. Какие вопросы документирования затронуты в Общем учреждении министерств 1811 года?
7. В каких декретах советской власти регламентируется работа с документами?
8. Какие стороны ДОУ регламентированы в законодательных актах 1920-30 годов?
9. Причины разработки ЕГСД.
10. Какие стороны ДОУ регламентирует ЕГСД?
11. В каких законодательных актах постсоветского периода регламентирована постановка ДОУ?
12. Почему в настоящее время активизированы работы по упорядочению документационного обеспечения управленческой деятельности?
13. Назовите постановления Правительства 2009–2014 годов, посвященные развитию документационного обеспечения управленческой деятельности.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Источники
Основные
1. Законодательные акты по делопроизводству дореволюционного периода в ПСЗ.
2. Сборник законодательных актов по делопроизводству (19171970). Учебное пособие. – М.: МГИАИ, 1973. – 157 с.
3. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 52 (ч. 1). Ст. 5021.
4. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2036.
5. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 43. Ст. 4169.
6. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // РГ. 2004. 5 авг.
7. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 23. Ст. 2199.
8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3451.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ. 2009. № 25. Ст. 3060.
11. Постановление Правительства РФ от 07.09.2011 № 751 «О внесении изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ. 2011. № 37. Ст. 5263.
12. ГОСТ 17.914-72 Обложка дел длительного хранения. Типы, разделы, технические требования. – М., 1972.
13. ГОСТ Р 7.0.8-2013 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. – М., 2014.
14. ГОСТ Р 51511-2001 Печати с воспроизведением государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования. – М., 2001.
15. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М., 2003.
16. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 Управление документами. Общие требования. – М., 2007.
17. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: Метод. рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. / Росархив; ВНИИДАД. – М., 2003. – 90 с.
18. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. – М., Минтруд РФ, 2002 (Утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37).
19. Основные правила работы архивов организаций. – М.: Росархив, ВНИИДАД, 2002. – 152 с.
20. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения / Росархив, ВНИИДАД. – М., 2010. – 272 с.
21. Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур в федеральных органах исполнительной власти (Утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации 26 марта 2002 № 23).
Дополнительные
1. Закон РСФСР от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.
2. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220–8235.
3. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.
5. Постановление Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота» // РГ. 2009. № 5007.
6. Правила оказания услуг почтовой связи, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221.
7. Правила оказания услуг телеграфной связи, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 222.
8. Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ. Утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 // Российская газета. 26.08.2003. № 168.
Литература
Основная
1. Быкова Т.А. Государственное регулирование документационного обеспечения управления в акционерных обществах // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2007. № 8. С. 76–87.
2. Быкова Т.А., Вялова Л.М., Санкина Л.В. Делопроизводство: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. проф. Т.В. Кузнецовой. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 302 с.
3. Быкова Т.А., Санкина Л.В. Документационное обеспечение управления негосударственных организаций. – М., ИНФРА-М, 2010. – 288 с.
4. Бобылева М.П. Управленческий документооборот: от бумажного к электронному. – М.: Издательский дом МЭИ, 2010. – 295 с.
5. Кузнецова Т.В. Вопросы документирования в законодательных актах Российской Федерации // Делопроизводство, 2007. № 1. С. 3–7; № 2. С. 3–7.
6. Ларин М.В. Управление документацией. Проблемы нормативно-методического регулирования // Делопроизводство, 1998. № 1. С 9-13.
Дополнительная
1. Банасюкевич В.Д., Ларин М.В. Разработка государственной системы документационного обеспечения управления – актуальная задача // Делопроизводство, 1998. № 1. С. 5–8.
2. Кузнецова Т.В. Вопросы документационного обеспечения управления в Типовых регламентах федеральных органов исполнительной власти // Делопроизводство, 2005. № 4. С. 4–10.
3. Кузнецова Т.В. Отражение вопросов документирования в законодательных актах Российской Федерации // Делопроизводство, 2001. № 2. С. 9–14.
4. Ларин М.В. К вопросу о разработке концепции Федерального закона «О документационном обеспечении управлении» // Делопроизводство, 2001. № 2. С. 3–8.
5. Ларин М.В. Государственное регулирование делопроизводства в России: история и современность // Делопроизводство, 2002. № 1. С. 3–8.
Интернет-ресурсы
www.edou.ru;
Гарант. Законодательство с комментариями – http://www. garant.ru;
Консультант плюс. Справочные правовые системы – http:// www.consultant.ru;
КОДЕКС. Информационно-правовой портал – www.kodeks.net; Российская газета – http://www. rg.ru;
Гильдия Управляющих Документацией – http://www.GDM.ru; Документ. ру – http://www.document.ru.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для материально-технического обеспечения дисциплины «Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях» используется: лаборатория документоведения кафедры документоведения, библиотека ИАИ РГГУ
Тематика семинарских занятий Занятие 1–3.
Тема: Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в учреждениях дореволюционного и советского периодов – 6 часов.
Предполагается обсуждение вопросов:
1. Какие вопросы делопроизводства затронуты в законодательных актах XVI–XVII веков?
2. Какое место занимает регламентация работы с документами в регламентах коллегии и Генеральном регламенте 1720 года?
3. Какие стороны организации делопроизводства регламентированы в Генеральном регламенте?
4. Какие вопросы документирования затронуты в Общем губернском учреждении 1775 года?
5. Какие вопросы документирования затронуты в Общем учреждении министерств 1811 года?
6. В каких декретах советской власти регламентируется работа с документами?
7. Какие стороны ДОУ регламентированы в законодательных актах 1920-30 годов?
8. Причины разработки ЕГСД.
Источники и литература для подготовки по теме
1. Законодательные акты по делопроизводству дореволюционного периода в ПСЗ.
2. Сборник законодательных актов по делопроизводству (19171970). Учебное пособие. – М.: МГИАИ, 1973. – 157 с.
3. Постановление Совета Министров РСФСР от 08.05.1964 № 560 «Об увеличении выпуска средств механизации делопроизводства и улучшении подготовки кадров по делопроизводству».
4. Единая государственная система делопроизводства (основные положения). – М.: ВНИИДАД, 1975.
5. Ларин М.В. Государственное регулирование делопроизводства в России: история и современность // Делопроизводство, 2002. № 1. С. 3–8.
Занятие 4–6.
Тема: Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях на современном этапе – 6 часов.
Предполагается обсуждение вопросов:
1. В каких законодательных актах постсоветского периода регламентирована постановка ДОУ?
2. Какие варианты изображения государственного герба возможны на бланках федеральных органов исполнительной власти?
3. Какие вопросы рассмотрены в Федеральном Законе «Об информации и информационных технологиях и защите информации»?
4. В каких законах ограничен порядок доступа к документам?
5. Как регламентируется использование государственного языка в делопроизводстве Федеральными Законами?
6. Почему в настоящее время активизированы работы по упорядочению документационного обеспечения управленческой деятельности?
7. Назовите Постановления Правительства 2009–2014 годов, посвященные внедрению электронного документооборота и электронного взаимодействия.
8. Какие ГОСТы используются при организации ДОУ в учреждениях любого типа?
9. В каких нормативно-методических документах регламентирована постановка ДОУ?
10. В чем особенность регламентации постановки ДОУ в коммерческих организациях?
Источники и литература для подготовки по теме:
– Законодательно-правовые акты по ДОУ, действующие по настоящее время.
– Законодательно-правовые акты, затрагивающие вопросы ДОУ в негосударственных коммерческих структурах.
– Нормативно-методические документы, регулирующие постановку ДОУ в настоящий период.
– Быкова Т.А., Санкина Л.В. Документационное обеспечение управления негосударственных организаций: Учеб пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 302 с.
– Бобылева М.П. Управленческий документооборот: от бумажного к электронному. – М.: Издательский дом МЭИ, 2010. – 295 с.
– Кузнецова Т.В. Вопросы документационного обеспечения управления в Типовых регламентах федеральных органов исполнительной власти // Делопроизводство, 2005. № 4. С. 4–10.
– Кузнецова Т.В. Вопросы документирования в законодательных актах Российской Федерации // Делопроизводство, 2007. № 1. С. 3–7, № 2. С. 3–7.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги