Следует отметить, что подходы к обучению, ориентированные на студента, используют способ, с помощью которого приобретаются знания, повышается эффективность обучения путем усиления мотивации, задействуются любопытство и самоинициированное исследование, активизируется творчество.
Рассмотрим, что же в реальной жизни представляет собой обучение, ориентированное на студента, при котором учащийся, а не преподаватель, осуществляет важный выбор относительно того, что, каким образом и когда изучать.
Настоящее самоориентированное обучение или инновационность в обучении крайне редко применяется в российских образовательных учреждениях. Если бы студентам предоставили полное право самим определять, что именно и каким образом они хотят изучать, едва ли выведенные ими потребности совпали бы с материалом учебных курсов, предлагаемых преподавателями.
Примеры главных качеств, характеризующих самоориентированного студента или студента как субъекта инноваций, показывают культуру интеллектуального труда студентов, их самостоятельность, способность усилить активность обучаемых, изменить ценностные ориентации и мотивационные установки как студентов, так и преподавателей. Внедрение студента как субъекта инноваций позволит сфокусировать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. У такого студента очень специфические цели обучения и рациональный план достижения этих целей. Обучение не сводится просто к одностороннему пассивному получению знаний. Студент должен также изыскать возможности наблюдать действия других (ситуация «чужого опыта»), попробовать свои силы самому, т. е. обрести собственный опыт. В таком случае преподавателю отводится качественная роль – он может рассматриваться как один из источников получения знаний, как «модель», на опыте которой студенты учатся, как участник процесса приобретения студентами собственного опыта.
Кроме того, дискуссии со студентами показывают, что не все они готовы планировать самостоятельно свое обучение и программировать его заранее. Некоторые полагают, но их меньшинство, что они могут учиться более эффективно без плана.
Большинство студентов привыкли к традиционному получению знаний. Как они говорят, так проще, когда за них принимают решения, советуют что почитать, дать заранее тему курсовой и диплома (между прочим, увы, встречаются и аспиранты, которые, придя в аспирантуру, не представляют, какое исследование выбрать для диссертации). Вместе с тем, по мнению студентов, потенциальные возможности обучения требуют овладения знаниями больше практического, тем теоретического характера. Это предусматривает привлечение в учебный процесс практиков.
Итак, самоориетированный студент должен имеет полный контроль над процессом приобретения знаний под руководством преподавателя.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что нельзя полностью отменить традиционные методики обучения. Подход к обучению, ориентированный на студента, должен дополнять, а не замещать другие подходы.
Чтобы приучить студентов к процессу приобретения знаний в течение всей жизни (если они хотят добиться профессиональных высот), те, кто занимается подготовкой управленцев, должны задуматься о том, как сделать студентов более ответственными по отношению к собственному обучению. И при этом не нужно настаивать, чтобы студенты взяли на себя всю степень ответственности.
Большинство сегодняшних российских студентов хотят приобрести профессиональное мастерство, опираясь не на творческие методы в обучении, а на репродуктивную деятельность. Задача преподавателя – разъяснить, в чем заключается творчество профессиональной деятельности, подготовить студентов к трудностям в профессиональной работе, оказать помощь в поисках себя в профессии. Осознание этого положения является очень важным, так как одной из главных проблем в работе со студентами является необходимость понять, сколь пристальными должны быть руководство и контроль преподавателя за студентами, и при этом помочь студентам стать более самоориентированными в обучении.
Все это требует пересмотра роли преподавателя в учебном процессе и определения его как партнера в обучении и значимом разделении со студентами права осуществлять выбор. Кроме того, это означает, что преподаватели должны показывать большую гибкость и готовность откорректировать свои планы с тем, чтобы удовлетворить разнообразные и меняющиеся запросы студентов. Задача преподавателя (как партнера студентов по процессу приобретения знаний) – помочь им пересмотреть сам учебный процесс, определить еще раз источники обучения, признать наличие многочисленных, почти неограниченных возможностей получения знаний и развить необходимые для них навыки, чтобы добиться большей эффективности в самоориентированном обучении.
Данная ситуация не всегда предполагает равное разделение. Когда преподаватели принимают большую часть важных решений относительно целей обучения, стратегий и т. д., разделение может быть немного односторонним. А когда относительно самоориентированный студент сознательно выбирает путь поиска совета или предложений со стороны преподавателя (при этом оставляя за собой право отклонить такие предложения), партнерство тоже имеет место, но большую степень ответственности несет студент.
Таким образом, партнерство в обучении предполагает широкий спектр стратегий, сотрудничество студентов и преподавателей. Если преподаватели принимают идею партнерства, то они могут помочь студентам продвинуться в направлении самоориентации или инновационности, т. е. продвинуться в направлении экстремальной точки «самоориентации» континуума «партнерство».
Партнерство в обучении – скорее философская категория, чем набор специфических учебных методик. Здесь не помогут ни свод инструкции, ни руководство для преподавателя, ни рабочая тетрадь студента. Вместо этого и преподавателям, и студентам придется пересмотреть свои роли.
На занятиях необходимо больше обсуждать со студентами жизненные ценности и новую философию преподавания и обучения, определять их параметры и осуществлять выбор.
В самом начале учебы необходимо постараться объяснить студентам, в чем заключается цель партнерства в обучении, что значит стать более самоориентированными. Необходимо признаваться студентам (хотя не просто это сделать.) в том, что как партнеры в обучении преподаватели сами пока еще ученики, и им предстоит многому научиться у студентов и многое постичь, участвуя в совместном с ними взаимообогащающем процессе. Так же в начале первого занятия студентов просят сделать бейджики с именами. Объясняется это тем, что во время лекций часто будут задавать вопросы и преподавателю удобнее обращаться к ним по именам. Первоначально студенты это воспринимают с иронией. Но когда не только на лекциях или практических занятиях, но и в коридоре преподаватель называет их по именам, синергический эффект налицо.
В середине курса устраивается анонимный опрос студентов. Их просят высказаться относительно того, что им нравится и не нравится в манере подачи материала, каким вопросам следует уделить больше внимания. Пригодились ли рассматриваемые вопросы, примеры в их практической работе. Аналогичный опрос проводится и в конце курса.
Целесообразно стараться более гибко планировать учебную деятельность, тщательно подбирать задания с учетом индивидуальных успехов и интересов студентов. Приветствуется, когда студенты подбирают примеры не только из научной или собственной практики, но и из художественной литературы. Очень важно поощрять студентов задавать вопросы, это стимулирует их активность.
Уверены, что партнерство в обучении – вполне реально и достижимо, но от преподавателей в таком случае требуется желание поддержать студентов, готовность работать с ними на равных, чтобы помочь им подойти к процессу обучения по-новому. Качество отношений, складывающихся между участниками учебного процесса, во многом определяет эффективность партнерства в обучении.
Идеальные возможности эффективности в обучении управленцев предполагают наличие тепла, симпатии и межличностного контакта. Участники учебного процесса должны со всей ответственностью, используя свои преимущества, сильные стороны помогать друг другу, должны по-новому осознать свою роль в обучении. Им следует добиться взаимопонимания и абсолютного доверия.
Необходимо создать такие условия, при которых студенты смогли бы развивать навыки самоориентированного обучения, где поощрялись бы все возможности для получения знаний: традиционные способы, ситуации «чужого опыта», обретение собственного опыта и т. п., все подходы к обучению – от рационального планирования до рефлексии, размышлений роst factum и приобретения опыта на этой основе.
Преподавателю следует осознавать важность не только преподавания партнерства в обучении, но и моделирования его. Это означает разделение со студентами права выбора того, что и каким образом изучать, ожидая при этом со стороны студентов все большей инициативы, умение выслушать их мнение, прилагать все усилия к тому, чтобы в отношениях со студентами не было оттенка высокомерия со стороны преподавателей. Эффективное партнерство в обучении предполагает изменение отношения к учебному процессу со стороны не только преподавателей, но и студентов. Необходимо приучать студентов к проведению работы в командах. Команде предлагается проанализировать деятельность организации: разработать корпоративную культуру, исследовать маркетинговую политику, выполнить диагностику работы организации, выявив сильные и слабые ее стороны, и т. д.
Очень важно обучение работе в команде, что должно включать в себя овладение практикой диалога и дискуссии. Это два способа, с помощью которых общаются между собой члены команды. Весьма важно научить студентов командной работе. Члены команды должны знать, как думать вместе. Например, студентам можно дать одинаковое задание (ситуации). Преподаватель рассказывает, как он решил бы эту ситуацию, и предлагает им сообщить свое решение. Студенты выступают с обсуждением своих взглядов и анализируют правильность решения ситуации другой командой. Это учит не только формулировать мысль, но и быть оппонентами.
Обучение в аудитории целесообразно совмещать с консультированием. Например, до начала практических занятий студенты готовят проблемы, которые они хотели бы обсудить на семинарских занятиях, подбирают соответствующий материал. Такой прием проведения консультационных семинарских занятий очень результативен. Многие студенты приносят на семинарские занятия сложные ситуации, встречающиеся в их организациях, и группа коллективным разумом старается их решить. Важно поощрять студентов, которые приносят такие интересные задачки.
Также от студентов целесообразно требовать быть менее зависимыми от преподавателей в выборе действительно необходимых проблем и задач. Весьма важно научить и преподавателей, и студентов достигать сотрудничества. Студенты должны научиться постоянно находить ситуации. Этому можно научиться на чужом опыте (наблюдая за действиями других) или поучаствовать самому. Необходимо развивать способности распознавать в любом приобретенном опыте потенциальные возможности для обучения.
Чтобы сделать обучение более самоориентированным, студентам следует развивать следующие умения: постановку цели, планирование, анализ, способность адекватной оценки. Кроме того, целый набор качеств необходим для того, чтобы запланированное не оказалось бесполезным для обучения, например, способность к рефлексии, умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и идеями, которые прежде казались независимыми друг от друга, несвязанными друг с другом.
Усилия по построению модели партнерства в обучении привели к выводу, что на практике самоориентированное обучение сводится именно к партнерству в обучении. Последнее означает разделение права выбора с другими, не только с преподавателями, но и с начальниками, подчиненными, друзьями. Способность учиться вместе с другими и на опыте других – путем наблюдений и приобретения опыта (то и другое может быть запланированным или нет), в рамках традиционного обучения и вне его – кажется чрезвычайно необходимой в сегодняшнем быстро меняющемся мире. Это очень важный сигнал для тех, кто организует процесс обучения и подготовку управленцев, в частности.
Преподаватели должны стремиться не только стать эффективными партнерами студентов по учебному процессу, но и помочь этим студентам развить способности к сотрудничеству и пронести желание быть партнером по обучению через всю жизнь.
Самоориентированное обучение и партнерство в обучении являются незаменимым подходом в подготовке команд. Ведь именно команды являются в настоящее время инициаторами изменений, усовершенствований и, соответственно, проводниками стратегии развития современных организаций.
Глава 2
Теоретические аспекты современных технологий обучения
2.1. Характеристика активных методов обучения
В начале XXI в. определился новый этап развития потребностей общества. Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному, самостоятельному решению многих жизненных вопросов, к выбору наиболее целесообразного для будущего трудоустройства содержания подготовки, способности самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях, центре внимания должна находиться личность, а в центре внимания педагогической науки – создание личностно ориентированных технологий обучения.
В коммюнике Берлинской конференции 2003 г. была подчеркнута важность процесса создания общеевропейского пространства высшего образования, и особое внимание уделяется развитию эффективных систем обеспечения качества образования.
Система образования является важнейшей составляющей экономики страны, интеллектуальной основой развития современных отраслей промышленности. Более того, ее состояние находится в прямой зависимости от уровня социального благополучия страны.
Конечной целью использования новых технологий в учебном процессе является создание условий для становления и развития личности, обладающей необходимыми профессиональными качествами и деятельностью: умением критически осмысливать проблемы, принимать решения из ряда альтернатив и на основе творческого поиска, способностью к культурной и деловой коммуникации.
Требования, которые предъявляет реальная практика к современному специалисту, не просто высоки по части компетенции, заключающейся в том, что выражается в обобщенном понятии под названием «специальность», но они также чрезвычайно разнообразны, часто необычны с точки зрения традиционных представлений и, самое главное, постоянно меняются, находясь в зависимости от времени и конкретных обстоятельств.
Именно поэтому задачи обновления высшего образования связаны с саморазвитием самого высшего образовательного учреждения: с его самоосмыслением (рефлексией), новым уровнем саморегуляции, самоорганизации, содержательным структурным самосовершенствованием, повышением собственной продуктивности, внутренним духовно-нравственным самоукреплением, самоопределением в социуме, с интенсивной самоактуализацией и самореализацией.
В настоящее время на рынке образовательных услуг лидируют те учебные заведения, которые могут обеспечить высокую образованность специалистов в соответствии с требованиями настоящего времени. Не секрет, что именно в отставании образования видят главную причину экономических, социальных и политических трудностей.
Достижение уровня профессиональной подготовки, соответствующего требованиям профессиональной компетентности работника квалифицированного труда и специалиста невозможно только с помощью традиционных методов обучения и организации учебной деятельности.
Кроме того, непрерывный рост объема и сложности знаний и умений, подлежащих усвоению, не позволяет полагаться на односторонность или стереотипность мышления и заданную извне деятельность.
С позиций современных требований центр тяжести в обучении переносится на развитие личности, ее обучение умению самостоятельно пополнять знания и совершенствовать квалификацию. Этот факт предопределяет особо высокие требования к процессам, происходящим в образовательно-педагогической сфере, в том числе в отношении формирования экономических кадров. Главная задача в этом процессе – повышение профессионализма выпускаемых специалистов.
Одна из форм совершенствования учебно-воспитательного процесса – интенсификация обучения, переход от пассивных к активным формам обучения. Под активными формами и методами обучения следует понимать систему приемов и средств преподавания, стимулирующих и развивающих познавательную деятельность студентов, их способность к самостоятельному творческому, профессиональному мышлению.
К понятию «интенсификация обучения» примыкает понятие «активизация обучения». Под активизацией учебно-познавательной деятельности обучаемых понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формированию умений, навыков, их практическому применению, а также формированию способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.
Чрезвычайно важна способность человека к самообучению, и наиболее эффективным образом она приобретается и закрепляется посредством активного обучения, в котором специалисты в области дидактики выделяют следующие базовые особенности:
– вынужденная активизация мышления, которая предполагает естественное включение активизирующих механизмов, «запускающих» и поддерживающих мыслительный процесс; – достаточно длительное время активной умственной деятельности, которое способствует выработке таких важных качеств, как способность к длительным умственным и эмоциональным нагрузкам, способность к концентрации и удерживанию произвольного внимания на предмете размышлений и повышение общей интеллектуальной выносливости; – самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональная вовлеченность в предмет обучения и нацеленность на достижение результата;
– постоянное взаимодействие между обучающимися и обучаемыми, активное задействование в процессе обучения прямых и обратных связей.
Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучающихся. Студент не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности в области его профессии. Профессиональный интерес предполагает применение методов или форм проведения занятий, имитирующих или воспроизводящих профессиональную деятельность обучаемых, связанную с их интересами.
Современные требования к повышению качества подготовки специалистов настоятельно требуют внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Чем же отличается активное обучение? Прежде всего, принудительной активизацией мышления (вынужденная активность) – студент должен быть активным независимо от того, желает он этого или нет; достаточно длительным временем вовлечения обучаемых в учебный процесс (практически на протяжении всего занятия самостоятельной творческой выработкой решений, повышенной степенью мотивации и эмоциональности; постоянным взаимодействием обучаемых и преподавателей с помощью прямых и обратных связей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Авторы: Благирева Елена Николаевна, кандидат экономических наук, проректор по общественным связям и социальным проектам, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВПО «Российская государственная специализированная академия искусств».
Блинов Андрей Олегович, доктор экономических наук, академик РАЕН, профессор кафедры общего менеджмента и управления проектами, заместитель декана заочного факультета магистерской подготовки ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Рудакова Ольга Степановна, доктор экономических наук, профессор кафедры банков и банковского менеджмента, декан заочного факультета магистерской подготовки ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги