Книга Управление структурой доходов федерального бюджета Российской Федерации - читать онлайн бесплатно, автор Оксана Александровна Филипчук. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Управление структурой доходов федерального бюджета Российской Федерации
Управление структурой доходов федерального бюджета Российской Федерации
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Управление структурой доходов федерального бюджета Российской Федерации

Итак, исходя из бюджетного законодательства Российской Федерации, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют целенаправленную деятельность по регулированию экономики страны в первую очередь посредством изменения структуры и объемов доходной и расходной частей бюджета, в этом проявляется одно из направлений бюджетной политики государства. Расходная часть бюджета является наиболее активной, чем доходная. Но доходная часть является первоочередной составляющей, так как источники расходной части заложены именно в ней. Отсюда так важно оптимальное формирование и управление доходной частью бюджета. Согласно ст. 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах[5].

В экономической литературе даются различные определения понятия «доходы бюджета». Если сравнить их, то мы увидим значительные отличия, в первую очередь, мы увидим, что определения подразделяются на два основных направления. Одно направление рассматривает доходы бюджета как «отношения», другое – как «средства». Убедимся в этом, сравнив определения данного понятия в законодательстве и у различных экономистов, приведенных в табл. 1.


Таблица 1. Определения «доходы бюджета»

6 Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 02.11.2013).

7 Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. 4-е изд. / под ред. О. Врублевской, М. Романовского. СПб.: ПИТЕР, 2008.

8 Финансы и кредит / под ред. Г. Б. Поляка. М.: Волтерс Клувер, 2010.

9 Слепов В. А., Чалова А. Ю. Практикум по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы». М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В.Плеханова», 2012 г.

10 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2004 г.

11 Там же.

12 Бородушко И. В., Васильева Э. К., Кузин Н. Н. Финансы 2-е изд. СПб.: Питер, 2008 г.

13 Бакалавр экономики. Хрестоматия. Т. 2 / под ред. В. И. Видяпина. М.: Триада, 1999 г.


Из таблицы 1 следует, что одни экономисты дают определение доходам бюджета как экономические или денежные «отношения», другие характеризуют доходы бюджета как денежные «средства» или средства платежа, аналогично бюджетному законодательству (ст. 6 БК РФ), и наконец, некоторые дают сразу два определения и по экономическому содержанию, и по материальному. Получается, что определение данного понятия зависит от того, какую экономическую категорию мы рассматриваем. Если мы рассматриваем доходы с материальной точки зрения, то они выражаются денежными средствами, если со стороны экономического содержания – то с точки зрения причастности доходов к экономическим, денежным и бюджетным отношениям.

При этом, если взять в сравнение с российской экономической литературой иностранную литературу, то мы увидим, что там отсутствует, как таковое, определение доходов бюджета. Ситуация такова потому, что в отличие от России зарубежные страны зачастую смешивают понятия государственных доходов и бюджетных доходов. Это подтверждают слова известного японского экономиста Акиры Кохсака в его работе «Фискальный дефицит Тихоокеанского региона»: «В большинстве стран государственный доход синонимичен бюджетному доходу»[6]. Тем не менее в России понятие бюджетных доходов уже, чем государственных. Бюджетные доходы составляют основу государственных доходов и входят в их состав, но имеют свою специфику формирования.

Делаем вывод, что при разнообразии в российской экономической литературе определений доходов бюджета их объединяет подразделение на две категории более общего экономического и узкого материального характера, отсюда попытаемся объединить данные категории и получим новое определение.

Доходы бюджета – это часть бюджетных отношений, связанных с формированием денежных средств в доходной части бюджета на благо государства, формируемых на безвозмездной и безвозвратной основах и выраженных в форме налоговых и неналоговых поступлений в соответствии с бюджетным законодательством.

Поскольку федеральный бюджет является ведущим звеном бюджетной системы, то в первую очередь для доходной части бюджета важны доходы федерального бюджета, так как согласно ст. 13 БК РФ федеральный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств Российской Федерации[7].

Доходы федерального бюджета представляют собой безвозмездные и безвозвратные поступления денежных средств в бюджет, они формируют доходную часть бюджета, поступают в распоряжение органов государственной власти. Они делятся на две основные части: налоговые поступления в бюджет и неналоговые поступления в бюджет. Из существующих определений федерального бюджета выведем уточненное, на основе определения доходов бюджета.

Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации[8].

Доходы федерального бюджета – денежные средства, зачисляемые в бюджет на налоговой и неналоговой основах за счет безвозвратных поступлений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством[9].

Тогда определение доходов федерального бюджета будет следующим. Доходы федерального бюджета – это денежные средства, формирующие доходную часть федерального бюджета на безвозвратной и безвозмездной основе в соответствии с бюджетным законодательством, и выраженные в форме налоговых и неналоговых поступлений, направляемых в распоряжение органов государственной власти.

Итак, в данной части исследования были рассмотрены концепции формирования доходов бюджета, каждая из которых выделяла ключевой экономический элемент, являющийся основным источником в формировании доходов, будь то торговля, земледелие, производство, домашние хозяйства или налоги. Недостаток данных концепций состоит в том, что уделять внимание лишь одной выбранной сфере не является верным. Источником формирования доходов бюджета нельзя сделать лишь один ключевой элемент, так как это сложная экономически-взаимосвязанная цепочка элементов – источников поступления. Это, своего рода, экономическая балансировка поступлений доходов, и, выделяя определенную сферу как источник, происходит сдвиг в других сферах, что неминуемо приводит к кризису в различных формах его проявления. Автором было дано расширенное определение доходам бюджета и уточнено определение доходов федерального бюджета. Необходимость в формулировке расширенного определения понятия «доходы бюджета» и уточнение понятия «доходы федерального бюджета» обусловлены тем, что «доходы бюджета» в трактовке современных ученых подразделяются на два направления. Тем самым вместо одного определения мы имеем два различных, одно из них представляет доходы бюджета с точки зрения экономических отношений, другое – с точки зрения денежных средств. Расширенное определение позволяет объединить в себе оба направления трактовки доходов бюджета, а уточнение определения позволяет вложить более полный смысл и раскрыть суть доходов федерального бюджета в самом определении.

Необходимо понимать, что доходы федерального бюджета группируются согласно классификации доходов, указанной в БК РФ, но для того чтобы четко представлять, какие факторы влияют на их формирование, надо построить систему классификации самих факторов, влияющих на изменение структуры доходов федерального бюджета[10]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Основной трактат – Антуан де Монкретьен «Трактат о политической экономии». 1615 г.

2

Основной трактат – Уильям Петти «Трактат о налогах и сборах». 1662 г.

3

Джон Мейнард Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег. 1936 г.

4

Джон Кеннет Гэлбрейт. Новое индустриальное общество. 1967 г.

5

Статья 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 02.11.2013).

6

«In most countries, government revenue is synonymous with budget revenue». Akira Kohsaka «Fiscal Deficits in the Pacific Region», London and New York: Routledge / Taylor & Francis Group, 2004.

7

Статья 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 02.11.2013).

8

Пограничный словарь. М.: Академия Федеральной ПС РФ, 2002 г.

9

Финансы / под ред. В. Г. Князева, В. А. Слепова. М.: МАГИСТР, 2008 г.

10

Статья 18 Бюджетного кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 02.11.2013).

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги