Книга Секс, игра и шоколад. Удовольствия и пристрастия - читать онлайн бесплатно, автор Элвин Бродерик
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Секс, игра и шоколад. Удовольствия и пристрастия
Секс, игра и шоколад. Удовольствия и пристрастия
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Секс, игра и шоколад. Удовольствия и пристрастия

Элвин Бродерик

Секс, игра и шоколад

Удовольствия и пристрастия

Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь.

Аристипп Киренский* * *

Elvin Broderick

Pleasure and Addiction


Все права защищены. Никакая часть настоящей книги не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, а также размещена в интернете, если на то нет письменного разрешения владельцев.

Правовую поддержку издательству оказывает юридическая компания «Усков и партнеры».


All rights reserved. No parts of this publication can be reproduced, sold or transmitted by any means without permission of the publisher.


© Broderick E., 2015, текст

© Жукова М., 2015, перевод

© ООО «Страта», 2016

Глава 1

Природа удовольствий

Удовольствий много не бывает. Вы наверняка слышали эту фразу – или сами так думали и продолжаете думать до сих пор. Еще как бывает! Чтобы действительно получать удовольствие от чего-то, это «что-то» не должно присутствовать в вашей жизни постоянно, а также быть ожидаемым. Вы любите понежиться в ванне, погружаясь в ароматную пену, да еще с бокалом хорошего вина и вкусной шоколадкой? Или после работы посидеть в кресле перед окном, глядя на закат с чашкой горячего шоколада перед тем, как браться за домашние дела? Но вы же не будете лежать в ванне целый день! Не будете целый день пить вино и есть шоколад. Невозможно целый день сидеть и смотреть в окно!

А сколько времени вы можете пролежать на белом песке тропического острова, на берегу лазурного моря, под голубым небом без единого облачка, потягивая легкий коктейль с ромом? Пусть вы прилетели на отдых после года изматывающей работы, наслаждаетесь в отпуске теплым морем и солнцем. Но вы же не захотите так лежать годами? Вам станет скучно. Море и солнце перестанут быть удовольствием. Вы получаете удовольствие от вашего любимого торта, когда покупаете его в пятницу вечером после окончания рабочей недели, но вы же не станете есть один и тот же торт на завтрак, обед и ужин семь дней в неделю! Ведь тогда он перестанет быть любимым. Удовольствие – это удовольствие, если вы получаете его нечасто и в умеренных дозах.

Ирландский католический священник отец Антоний задавал своим прихожанам и многим другим людям, с которыми встречался, задачку. Он предлагал представить гипотетическую ситуацию: обещал идеальное счастье (представьте, что можно его обеспечить). Вы примете это предложение? Но это будет означать, что вам придется отказаться от всего – работы, дома, автомобиля, всего имущества, спортивных занятий, хобби. Вы будете жить на улице, но будете блаженно счастливы и удовлетворены жизнью. Знаете, как ему отвечали? «Отказаться от всего? Даже от моего дома?» «От посиделок в пабе с друзьями? Футбола? Рыбалки?» Отец Антоний говорил, что люди будут невероятно счастливы, это будет особая форма счастья, их, дескать, не будет волновать, принадлежит им что-нибудь или нет. Священник свидетельствовал, что все, с кем он разговаривал, чувствовали себя немного некомфортно, а потом признавались, что предпочтут оставить все как есть.

И при этом каждый вспомнил свое любимое дело, занятие, времяпрепровождение, самую любимую вещь – то, что приносит удовольствие именно ему. Это были очень разные занятия и вещи, но все говорило о том, что человек не может жить без удовольствий. И эти удовольствия – земные.

При этом людям свойственно хотеть больше, чем они имеют. Мы получили удовольствие – и хотим еще. Но слишком большое количество удовольствий может перерасти в патологические пристрастия и привести к серьезным проблемам, причем как с собственным здоровьем, так и с законом. Вы любите вкусно поесть, но излишки могут привести к ожирению; одно дело – гурманство, совсем другое – обжорство. Бокал хорошего вина дает наслаждение, может быть полезен – поднимет настроение, повысит в организме концентрацию гормона удовольствия, поможет снять напряжение и расслабиться после тяжелого рабочего дня. Но вы если превысите свою норму, наступят неприятные последствия, о которых вы будете жалеть на следующий день. Головная боль, тошнота, рвота, разбитая посуда, испорченные отношения в семье… Регулярное излишнее употребление алкоголя может привести к алкоголизму. В состоянии алкогольного опьянения совершается много преступлений. Вы расслабляетесь, играя в компьютерные игры после работы, но если начинаете делать ставки в онлайн-казино, то можете влезть в долги и лишиться очень многого.

Удовольствие и естественно, и загадочно. Это чувство радости, «довольства» от приятных ощущений и эмоций, а также от достижения поставленной цели, выполнения планов, от сбывшейся мечты. Это совершенно определенно положительно окрашенная эмоция. Интересно происхождение слова в русском языке. Оно буквально означает «воля уда», а «уд» по-старорусски – мужской половой орган. Хотя в современном языке слово охватывает самые разные виды удовольствия, а не только от секса и не только у мужчин.

К сожалению, почти каждое удовольствие имеет свое alter ego – патологическое пристрастие. В этой книге я рассмотрю и те, и другие, и постараюсь предостеречь вас от перехода опасной грани между ними. Мы поговорим о биологических механизмах удовольствия и патологического пристрастия, а также о некоторых известных любителях удовольствий, или гедонистах. В основе всего, что мы делаем, лежит желание получать то или иное удовольствие, ощущения, эмоции, которые опять же дают нам удовольствие или удовлетворение. Иногда мы просто хотим есть, и тогда наше главное желание – удовлетворить чувство голода, а иногда связываем с едой получение наслаждения, мы предвкушаем удовольствие от любимого блюда и получаем его, когда едим, но если переедаем – даже самое любимое кушанье – это создает проблемы. Каждый человек хочет секса, но редко кто занимается им с утра до вечера, ну если только молодые влюбленные, которые никак не могут насладиться друг другом, или профессионалки. Но профессионалки, как правило, не получают удовольствия от секса, а молодые влюбленные через некоторое время «сбавляют обороты». И секс с утра до вечера может отрицательно сказаться на здоровье среднего человека. Да и будет ли удовольствие таким сильным, если заниматься сексом с утра до вечера? С другой стороны, с силой сексуального удовольствия мало что может сравниться. Однако для его получения нужен партнер или партнерша, с которыми вас связывают не только отношения в постели, обстановка, свою роль играет общее состояние здоровья. И удовольствие от долгожданной встречи с любимым гораздо сильнее, чем от скучного выполнения супружеского долга с тем, с кем вас связывают только имущественные отношения. Если там вообще можно говорить об удовольствии…

Удовольствия бывают сильными и слабыми, и разные люди получают удовольствия от разных вещей. Наверное, у каждого есть любимая еда, подавляющее большинство людей получает удовольствие от секса, но в одной семье муж может быть страстным поклонником футбола и рыбалки, а жена считать их скучными и неинтересными – и получать удовольствие от выращивания цветов и вязания. Известный английский поэт-романтик Джон Китс (1795–1891), автор гедонистических стихов, воспевавший культ красоты и гармонии в природе, говорил, что удовольствие для него – это книги, фрукты, французское вино, прекрасная погода и легкая музыка за окном, исполняемая человеком, имени которого он не знает. Французский писатель и философ-экзистенциалист Альбер Камю (1913–1960) считал верхом удовольствия купание в океане. Французский философ-гуманист Мишель де Монтень (1533–1592) писал, что самую большую радость в жизни он испытал, когда его перестали беспокоить камни в почках. Но мы в этой книге будем говорить о более универсальных удовольствиях, которые доступны всем.

Зигмунд Фрейд (1856–1939) считал удовольствия регулятивным принципом функционирования психики. Принцип удовольствия по Фрейду – это господствующий принцип регуляции психической деятельности, основная движущая сила, которая заставляет человека действовать. По его мнению, целью любой психической активности является поиск удовольствий и избегание неудовольствий.

Немного истории

Изучением удовольствий занимались с древних времен. Пожалуй, первым, кто серьезно увлекся этим вопросом, был Аристипп Киренский, которого также иногда называют Аристиппом Старшим из Кирены (около 435–355 гг. до н. э.). Это греческий философ, ученик Сократа и основатель киренской школы гедонистов. Он известен благодаря немецкому поэту и писателю Кристофу Мартину Виланду (1733–1813), который оставил после себя много ироничных романов, основанных на исторических сюжетах. Аристипп является главным героем его историко-философского романа «Аристипп и некоторые из его современников» (1800). В романе Аристипп путешествует и встречается со многими известными людьми, в том числе с Платоном, описана его связь с прекрасной гетерой Лаис. Иносказательно именем Аристипп именуют эгоистов и приверженцев приятного времяпрепровождения.

Аристипп утверждал, что удовольствие («гедоне» по-гречески) может быть приравнено к добру, и каждый человек должен жить так, чтобы получить максимальное количество удовольствий. Отметим, что в древнегреческом языке было несколько слов для выражения различного понимания удовольствия и счастья. «Гедоне» переводится как удовольствие или радость от ощущений. Другие слова можно перевести только описательно, в современном языке нет эквивалентов, потому что мы обычно не задумываемся об этих тонкостях, как древнегреческие гедонисты. Аристипп практиковал то, что проповедовал, и приобрел репутацию человека, который действительно знал, как хорошо провести время. Удовольствие, можно сказать, было целью его жизни.

Примерно то же и примерно в то же время проповедовал и китайский философ Ян Чжу (около 395–355 гг. до н. э.). Отрывки о нем сохранились в ряде книг – «Мэн-цзы», «Чжуан-цзы», «Сюнь-цзы» и нескольких других. Главный тезис школы Ян Чжу – «для себя, цени себя, цени жизнь». Ян Чжу говорил, что жизнь у нас одна и мы должны ею наслаждаться. Можно сказать, что он проповедовал простую или упрощенную философию гедонизма. «Жизнь коротка, – говорил он, – а единственное хорошее в ней – это чувственные удовольствия, которые человек получает от музыки, секса, красивой одежды и вкусной еды». В дальнейшем часть его идей впитал в себя даосизм.

Ян Чжу говорил, что если даже нам повезет прожить столетие, половину этого времени можно считать потерянной, поскольку часть его занимают младенчество, детство и старость. Из оставшихся лет также можно вычеркнуть половину: мы ее тратим на сон. Боль, болезни, печаль и страх забирают по меньшей мере половину из предыдущей упомянутой половины. Таким образом у нас остается примерно десять лет на наслаждения. Но даже и в эти годы каждый час нам отравляет беспокойство, потому что на нас давят общество, окружение, нравственные и этические нормы, то есть власти, религия и закон. Мы должны соответствовать определенным нормам и стремиться чего-то достигать, то есть жить так, как принято в обществе. Это беспокойство мешает нам наслаждаться жизнью, и жизнь получается ничем не лучше, чем у преступников, закованных в цепи. Вместо того, чтобы стремиться соответствовать, мы должны проводить наше время в поисках удовольствий. Ян Чжу говорил просто: хватайте удовольствие, пока можете, ешьте, пейте, веселитесь, наслаждайтесь каждым днем и собирайте розовые бутоны, пока можете.

Если брать более поздние времена, то в Англии в XVIII веке люди, можно сказать, следовали наставлениям Аристиппа и Ян Чжу, хотя в подавляющей массе не слышали ни о том, ни о другом. В обществе господствовало мнение, что люди созданы для радости, и если они будут получать удовольствия, это пойдет на пользу всему обществу. Расцвела и процветала индустрия наслаждений, причем не только для богатых и знатных, но и для народных масс. В Англии появились города, предназначенные только для развлечений. Принц-регент построил дворец в Брайтоне, где предавался удовольствиям, и миллионы жаждущих всех сословий последовали за ним туда. Города Бат и Челтнем обогатились от искателей удовольствий.

Бат издавна являлся бальнеологическим курортом, термальные радоновые воды использовались римлянами, которые основали на этом месте поселение еще в I веке (Акве-Сулис). Челтнем – еще один курортный город, куда до XVIII века ездили только лечиться. Но озабоченность здоровьем уступила желанию удовольствий, и ездить в эти города стали с другими целями, а сами города превратились в центры индустрии развлечений. Проповедник из методистов (методисты отделились от англиканской церкви, требуя последовательного, методичного соблюдения религиозных предписаний) Чарльз Весли назвал город Бат «адом на земле».

Во время георгианского периода истории Англии, то есть правления Георга I (1714–1727), Георга II (1727–1760), Георга III (1760–1820) и Георга IV (1820–1830), в Лондоне было около двухсот так называемых «садов удовольствий». Мужчины и женщины всех сословий могли гулять, танцевать, выпивать, закусывать и просто наслаждаться жизнью под звуки музыки. Существовала небольшая плата за вход, внеся ее можно было рассчитывать на романтическую встречу. Самые красивые женщины того времени (не проститутки) предпочитали сад в Челси.

В то время на секс смотрели скорее как на источник удовольствий, а не грех. Секс также можно было купить. Считается, что в тот период в Лондоне работало порядка 30000 проституток. Для их поиска совсем не обязательно было выходить на улицу – существовало несколько специализированных изданий, в которых перечислялись местные проститутки и описывались удовольствия, которые они могут обеспечить. Например, отдельный справочник по проституткам, работающим в районе Ковент-Гардена. Это был главный лондонский оптовый рынок фруктов, овощей и цветов с 1661 по 1974 год, который располагался на одноименной улице. Сейчас же название Ковент-Гарден в первую очередь ассоциируется у нас с Королевским оперным театром, который получил название благодаря рынку, ведь его построили рядом.

Считается, что больше всего проституток работало в Сент-Джеймском парке (или Парке святого Иакова), который находится в центральной части Лондона. По всей его длине тянется озеро с редкими водоплавающими птицами. Первые пеликаны были завезены из России в 1664 году. Мужчины приходили туда и насладиться красивым зрелищем, и купить плотские удовольствия.


Пеликанов в Сент-Джеймском парке разводят уже несколько веков. Первых птиц привез из Астрахани русский посол

А если говорить об улицах, то больше всего проституток было на Странд, одной из главных улиц в центральной части Лондона, которая соединяет Вест-Энд (западная фешенебельная часть Лондона) с Сити (исторический центр Лондона, один из крупнейших финансовых центров мира, в котором находятся главные банки). В старые времена улица шла непосредственно вдоль берега реки Темзы и, можно сказать, что удовольствия на ней предлагаются с незапамятных времен! Сейчас там тоже можно насладиться жизнью – на ней расположены театры, фешенебельные магазины и гостиницы.


История возникновения Сохо типична для крупных мегаполисов. Сначала там селилась городская беднота и иммигранты, в XIX веке оттуда расплодились публичные дома (после чего зажиточные горожане покинули квартал) и дешевые театры. С тех пор Сохо стал излюбленным районом лондонской богемы

Одной из самых известных женщин георгианского периода истории Англии была Тереза Корнелис, получившая прозвище «императрица удовольствий». Она создала первый в Лондоне эксклюзивный ночной клуб в принадлежавшем ей особняке в районе Сохо, в центральной части Лондона. Сохо до сих пор является средоточием ночных клубов, казино, ресторанов и других увеселительных заведений. Первый ночной клуб Терезы Корнелис открылся в далеком 1760 году. Это был настоящий дворец для богатых, и именно благодаря ему название Сохо стало ассоциироваться с гедонизмом – и ассоциируется до сих пор. В первом же ночном клубе вечер обычно начинался с выступления лучших музыкантов. Затем гости ели, пели, танцевали и играли в азартные игры до рассвета. Также там имелись комнаты для получения удовольствий интимного характера, куда могли удалиться желающие. Этот эксклюзивный ночной клуб вскоре стал известен всем слоям общества, и неподалеку собирались толпы зевак, чтобы хотя бы одним глазком взглянуть на богатых и знаменитых современников, включая молодых членов королевской семьи.

Этот ночной клуб и слухи о том, что там происходило, раздражали Церковь. Например, в 1770 году лондонский епископ просил короля запретить бал-маскарад, который организовывала Тереза Корнелис, но король и не подумал этого сделать. В дальнейшем выяснилось, что на том балу присутствовала жена епископа и трое высокопоставленных лиц Церкви. Религиозные и светские власти на протяжении истории и в разных странах пытались запретить, ограничить и сдержать поиск удовольствий гражданами и прихожанами, но у них это плохо получалось.

Тереза Корнелис была прекрасным организатором и знала толк в удовольствиях. Успеху клуба в Лондоне помогло ее прошлое. Он родилась в Венеции, городе, где поиск удовольствий стал, можно сказать, одним из видов искусства. В Лондон она приехала с ребенком, отцом которого был сам Джакомо Казанова. Тереза родилась недалеко от дома, где Казанова жил в Венеции, и они познакомились еще в подростковом возрасте – родственные души благодаря своей огромной любви к удовольствиям.

В георгианский период истории Англии любителей удовольствий приветствовали известные мыслители. Пожалуй, наибольшую поддержку они получили от философа Иеремии Бентама (1748–1832), родоначальника утилитаризма – позитивистского направления в этике, которое считает пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Оно получило широкое распространение в Великобритании в XIX веке. Своими взглядами Бентам во многом напоминал упоминавшегося выше Аристиппа – они оба считали удовольствие высшей жизненной целью. Бентам утверждал, что о поведении, нравственности и законах следует судить по тому, сколько счастья они приносят наибольшему количеству людей. По мнению Бентама и других сторонников утилитаризма людям по своей природе предназначено искать удовольствие и избегать боли. В 1785 году он написал эссе «Педерастия», в котором утверждал, что неодобрение обществом анального секса объясняется нерациональной антипатией к удовольствиям, в особенности сексуальным. Бентам даже пытался придумать метод расчета того количества счастья и радости, которое дает то или иное действие, но это оказалось слишком сложно. И до сегодняшнего дня еще не решен вопрос о количественной оценке счастья и удовольствия, хотя им занималось много людей в разных странах.


Иеремия Бентам, помимо всего, был сторонником женского равноправия, отмены рабства, отмены наказания за гомосексуализм, а также выступал за права животных. Философ завещал собрать его скелет и посадить в такой позе, в которой он сидел при жизни, погруженный в раздумья. Воля была исполнена. Мумифицированное тело одели и оставили в стеклянном шкафу на радость потомкам в университетском колледже. Сейчас это восковая фигура

Философия Бентама не утратила актуальности и популярности в наши дни. Это проявляется в высказываниях о том, что правительства должны думать о приумножении счастья граждан, или «национального счастья», а не только национального богатства, проводить соответствующую политику и принимать соответствующие законы. Хотя не всегда ясно, что имеют в виду под «счастьем» те, кто предъявляет такие требования к правительству. Или они приравнивают счастье к удовольствию? Или счастье – это попросту когда вам хорошо? Но ведь удовольствие и счастье – это не одно и то же, о чем я подробно расскажу ниже.

Как выглядит гедонизм в XXI веке? Похоже, что во многом как в Древнем Риме и в Лондоне в георгианский период истории. Точно так же популярны секс, алкоголь, вкусная еда и азартные игры. Хотя появилось больше наркотических средств, изменяющих сознание. По данным статистики, 4 % расходов каждого домохозяйства в Великобритании составляют расходы на алкоголь и табак. Психологические исследования и социальные опросы по всему миру показывают, что люди продолжают получать больше всего удовольствия от секса, еды, алкоголя, а также отдыха и общения с семьей и друзьями. Эти данные не меняются на протяжении многих лет.

Зачем нам нужны удовольствия?

Вы когда-нибудь задавались этим вопросом? Он уже давно интересует биологов. То есть вопрос в том, как удовольствия помогали нашим предкам выживать и размножаться – и вообще стать нашими предками? У природы все неспроста. Значит, удовольствия были нам зачем-то нужны. Почему у нас есть эта способность испытывать удовольствие и есть желание получать удовольствие такими разнообразными способами? Почему есть столько различных удовольствий (и, не исключено, еще не открытых)? И почему их вообще так много в природе?

Самый простой ответ состоит в том, что удовольствие и его темное alter ego – боль – существуют для того, чтобы заставить нас действовать правильно, делать то, что пойдет нам на пользу. Удовольствие побуждает нас действовать так, как будет благоприятно с точки зрения биологии, а боль, наоборот, не дает нам приносить самим себе вред. Идея о том, что удовольствие и боль направляют наше поведение, не нова, она в той или иной мере существует уже тысячи лет и восходит, по крайней мере, к древнегреческому философу Эпикуру (341–270 гг. до н. э.). Цель жизни по Эпикуру – отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа. Эпикур отождествлял удовольствие со счастьем. Такого же мнения придерживались и многие другие философы Древней Эллады. Психология в XIX веке строилась именно на идее о том, что нашей жизнью управляют удовольствие и боль, то есть желание получить удовольствие и избежать боли.

Большое внимание этому вопросу уделял английский философ и социолог, один из основоположников эволюционной теории Герберт Спенсер (1820–1903). Спенсер – автор термина «выживание наиболее приспособленных», который часто ошибочно приписывают Чарльзу Дарвину. Таким образом он описывал биологическую эволюцию через естественный отбор.


Герберт Спенсер защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других»

Большое внимание изучению принципа удовольствия уделял Зигмунд Фрейд, о чем я уже упоминал выше. Фрейд утверждал, что вся психическая деятельность «автоматически регулируется» принципом удовольствия. Он имел в виду, что деятельность человека направлена на получение удовольствия и на то, чтобы избежать обратного.


Зигмунд Фрейд. Принцип удовольствия, по Фрейду, определяет смысл жизни и является ее основной движущей силой

Одним из основных выводов, к которым пришли ученые, состоит в том, что поведение людей и животных определяется стимулами, которые связаны с удовольствиями. Эти стимулы являются мотиваторами нашего поведения. Награды-удовольствия увеличивают частоту того поведения, которое приводит к их получению, в то время как неприятные последствия того или иного поведения дают обратный эффект. Примером может служить поведение голубей, которых использовали в экспериментах. Когда голубь понимал, что еда появится при ударе клювом на определенную клавишу, он начинал энергично долбить по ней, но быстро прекращал, получив вместо еды слабый удар электрическим током.

Второй, не менее важный вывод, состоит в том, что все виды деятельности, которые мы находим приятными (приносящими удовольствие), могут рассматриваться как полезные с биологической точки зрения. Они помогли нашим предкам выжить и размножаться в своем природном окружении. Как я уже говорил, люди во всех странах, где проводились опросы и исследования, говорят, что основными источниками их удовольствия являются общение, секс и еда. Эти виды деятельности также полезны с биологической точки зрения. Даже самые простые удовольствия, например, тепло от костра, перед которым вы сидите прохладным вечером, или уход за садом имеют смысл и с биологической точки зрения, если подумать о том, что это значило для наших предков. Они согревались именно у костров и постепенно сами начали выращивать овощи и фрукты, а не только заниматься собирательством.