Демократическая форма политического режима предполагает, что единственным источником государственной власти страны России является многонациональный российский народ, реализующий свои властные полномочия в непосредственной (выборы, референдумы) и представительной (работа в представительных органах) формах. В Российской Федерации закрепляется принцип многопартийности, допускается официальная политическая оппозиция.
В сфере экономики провозглашаются многообразие форм собственности и многоукладность экономики. Частная и государственная собственность считаются юридически равными; частный и государственный экономические секторы взаимодействуют друг с другом, опираясь на принцип свободной конкуренции.
Провозглашается многообразие идеологий, недопущение насильственного навязывания какой-либо идеологии, закрепляется отделение церкви от государства.
В основу правосудия положены общедемократические принципы, правосудие может осуществляться лишь законодательно закрепленными судами, создание чрезвычайных органов судопроизводства не допускается.
§ 4. Механизм государства
Государственный механизм – это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач, определяемых системой функций государства.
До недавнего времени в теории государства и права понятие «механизм государства» употреблялось как синоним словосочетания «государственный аппарат» (М. И. Байтин, А. Ф. Черданцев). При этом сам государственный аппарат рассматривался как в широком, так и в узком смысле.
Узкий подход рассматривает структуру государственного аппарата как совокупность органов государственной власти и управления, в основу деятельности которых положен механизм государственного принуждения. Данная позиция в качестве первоосновы использует концептуальный подход, сформулированный В. И. Лениным, по мнению которого, под государственным аппаратом подразумеваются, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество.
Сторонники широкого понимания государственного аппарата (С. А. Комаров, А. В. Малько) включают в него, помимо органов государственной власти, государственные органы и учреждения, не обладающие самостоятельными властными полномочиями, однако жизненно необходимые государству для эффективной реализации властных предписаний. Такие органы (учреждения) получили в науке название материальных придатков государственного аппарата. Как правило, к материальным придаткам государства относят институты, при помощи которых реализуется государственное принуждение: вооруженные силы, полицию (милицию), органы безопасности, исправительные учреждения и т. д.
Общим недостатком названных подходов является смешение структурных и функциональных аспектов государственной организации общества и, как следствие, отождествление двух типов понимания государства: политического, в рамках которого государство рассматривается в качестве аппарата публичной политической власти, и социологического, в рамках которого государство представляется как форма социальной организации общества. Причем, если в условиях этатизации политико-правовой науки советского периода практическое значение подобной теоретической неточности было ничтожным (в силу фактического огосударствления всех сфер общественной жизни), то в условиях плюралистичной демократической системы, определенной Конституцией 1993 г. в качестве идеальной модели государственного строя России, подобный подход представляется односторонним и, в силу этого, не соответствующим потребностям современного теоретического государствоведения.
Изменения, произошедшие в последние годы в политико-правовой системе России, обусловили усиление влияния негосударственных институтов (органов местного самоуправления, политических партий вошедших в парламент, СМИ и т. д.), которым государство передает часть своих функциональных полномочий и которые в различных сферах общественной жизнедеятельности достаточно активно влияют на процессы реализации функций государства. В сложившейся ситуации представляется уместным разграничивать структурные и функциональные составляющие государства и, как следствие, различать феномены «механизм государства» и «государственный механизм». Структуру механизма государства образуют государственные органы и учреждения, создаваемые по воле государства и действующие преимущественно в общегосударственных интересах. Таким образом, понятие «механизм государства» тождественно понятию «аппарат государства» в его широком смысле. Категория «государственный механизм» включает в себя помимо механизма (аппарата) государства систему негосударственных органов, которым государство делегировало право реализации отдельных государственных функций и которые оно наделило соответствующими государственными полномочиями (прежде всего полномочиями, связанными с правоприменительной деятельностью).
Отношения между государственными и негосударственными институтами в государственном механизме могут быть условно названы отношениями социального симбиоза (взаимной полезности). Государство определяет и закрепляет при помощи правовых норм общезначимые правила поведения, реализует монополию на правосудие и государственное принуждение. Вместе с тем негосударственные институты оказывают влияние на правотворческие и правоприменительные процессы, конкурируют с государством в экономической сфере, ограничивают (при помощи общественных правозащитных организаций) возможности применения государственного принуждения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое государство и какие признаки его характеризуют? Что такое государственный суверенитет?
2. В чем заключается социальная сущность государства и посредством каких функций государства выражается его сущность?
3. Что такое форма государства? Какие элементы включает в себя форма государства? В чем особенность формы современного российского государства?
4. Что такое механизм государства? Как соотносятся понятия «государственный механизм» и «государственный аппарат»?
Дополнительная литература к I разделу:
1. Государство и право: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1 / Бахрах Д. Н., Заячковская О. А., Ковалева Т. М. и др. Калининград, 2002.
2. Государство и право: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / Бахрах Д. Н., Заячковский О. А., Ковалева Т. М. и др. Калининград, 2003.
3. Графский В. Г. Основные концепции права и государства в современной России (По материалам «круглого» стола в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН) // Государство и право. 2003. № 5. С. 5–33.
4. Затонский В. А. Государство, политика, право, выборы: актуальные вопросы теории и практики демократии участия // Право и политика. 2003. № 5. С. 31–41.
5. Зотов Д. В. К вопросу о методологическом значении теории государства и права для отраслевых юридических наук // Правовая наука и реформа юридического образования: Сборник научных трудов. Вып. 15. Воронеж, 2003. С. 108–112.
6. Конспект лекций по теории государства и права: Учебное пособие. Теория права. Ч. 1 / Федотов А. В., Веденеев Ю. А. М., 2002.
7. Назаренко Г. В. Теория государства и права. Учеб. пособие. М., 1999.
8. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1996.
9. Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2001.
10. Правоведение: Текст лекций / Бутузов А. Ю., Дехтерева Л. П., Куйбышева И. П. и др. 2-е изд., доп. и испр. М., 2002.
11. Проблемы теории государства и права. (Юриспруденции): Учебный курс / Раянов Ф. М., Бобылев А. И. М., 2003.
12. Протасов В. Н. Теория государства и права. М., 1999.
13. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие / Марченко М. Н. М., 2002.
14. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт. – сост. В. В. Лазарев, С. В. Липень. М., 2001.
15. Явич Л. Общество и государство: некоторые вопросы общей теории в связи с философией права // Право и жизнь: Независимый правовой журнал. 2002. № 46. С. 5–21.
Раздел II
Основы конституционного права
Глава 3
Конституционное право как отрасль российского права, наука и учебная дисциплина
§ 1. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли российского права
Конституционное право как отрасль права – составная часть общей правовой системы России. Эта отрасль права, как и другие (административное, гражданское, уголовное и т. д.), является совокупностью правовых норм, правил поведения, установленных и охраняемых государством.
Необходимость отраслевой дифференциации правовой системы страны обусловлена, во-первых, широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых правовыми нормами, во-вторых, практикой правоприменительной деятельности.
Для юридического анализа и правовой оценки той или иной ситуации необходимо прежде всего выяснить, нормами какой отрасли права регулируются данные общественные отношения. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию правовых норм.
В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые направлено воздействие группы норм той или иной отрасли права.
Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, способов, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников.
Следовательно, для уяснения понятия конституционного права необходимо определить его предмет и метод.
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:
а) отношения по поводу устройства государства и организации государственной власти;
б) отношения между человеком и государством.
Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путем установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. Это – народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства. Это также – определение субъектов государственной власти и способов ее реализации.
Конституционно-правовые нормы устанавливают систему и виды органов государственной власти и местного самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, полномочия, формы деятельности; регламентируют отношения между ними.
Установленные конституционно-правовыми нормами основы взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти определяют форму правления страны, а между центральными и региональными органами государственной власти – форму государственно-территориального устройства.
Отношения между человеком и государством регулируются многими отраслями права: трудовым, гражданским, административным и др. Конституционное право устанавливает в этой сфере взаимоотношений лишь основополагающие принципы правового статуса личности, основные права, свободы и обязанности.
Права и свободы принадлежат человеку от рождения, они не могут быть ограничены ни государством, ни его основным законом. Нормы конституционного права России закрепляют неотъемлемость прав и свобод, провозглашают их высшей ценностью и устанавливают обязанности государства по их охране и защите.
Как и любая отрасль права, конституционное право присущими ему правовыми методами воздействует на общественные отношения.
Методы регулирующего воздействия конституционного права на общественные отношения разнообразны и зависят от характера содержащегося предписания. Конституционное право применяет следующие правовые методы воздействия на общественные отношения:
– установление прав;
– возложение обязанностей и ответственности;
– дозволение;
– запрет и др.
Управомочивающие нормы конституционного права закрепляют компетенцию государственных органов, права субъектов федерации и т. п. Например, ст. 73 Конституции РФ устанавливает, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти». Эти нормы содержат установления, закрепляющие правомочия соответствующих субъектов правоотношений.
В конституционно-правовом регулировании общественных отношений встречается метод обязывания. Например, в соответствии со ст. 108 Конституции РФ принятый федеральный конституционный закон в течении четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Эти нормы закрепляют обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием.
Конституционному праву присущ и метод дозволения. Например, «Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации» (ст. 117-2 Конституции РФ); «по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе» (ст. 66-3 Конституции РФ). Предписания, содержащиеся в этих нормах, не управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению.
В конституционном праве нередко применяется и метод запрещения. Например: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ст. 3–3 Конституции РФ); «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ст. 21-2 Конституции РФ); «Создание чрезвычайных судов не допускается» (ст. 118-3 Конституции РФ). Предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять названные действия.
Конституционное право, применяя названные методы регулирования, обеспечивает нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина.
Зная предмет и методы конституционно-правового регулирования, можно сформулировать определение конституционного права. Это ведущая отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и государством. В этом определении указаны наиболее существенные отношения, регулируемые нормами конституционного права. Конституционное право отдельных стран может иметь своим предметом и более широкий круг отношений.
§ 2. Субъекты конституционного права
Конституционно-правовые отношения действуют не сами по себе. Кроме юридических фактов необходимы еще субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются:
а) физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, обладающие конституционными правами и свободами на территории страны; правда, права иностранцев и лиц без гражданства ограничены;
б) общности людей: многонациональный народ страны, которому принадлежит вся государственная власть; народы субъектов федерации; население административно-территориальных единиц (районов, городов, сел и др.), которое выступает в качестве электората и формирует представительные органы власти и местного самоуправления;
в) государство, обладающее суверенитетом на всей своей территории и независимостью в отношениях с другими государствами;
г) республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, являющиеся составными частями федерации и обладающие законодательно-властными полномочиями;
д) органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, орган конституционного контроля, верховный суд и др.); региональные (представительный орган, региональная администрация и др.); государственные органы местного управления;
е) органы местного самоуправления, создаваемые муниципальными образованиями, которые наделяются правом решать все основные вопросы местной жизни;
ж) депутаты парламента и региональных законодательных собраний, представительных учреждений местного самоуправления;
з) ассоциации граждан: политические партии, одной из функций которых является участие в формировании представительных органов путем выдвижения кандидатов в депутаты или списков кандидатов, кандидата на должность президента страны и других должностных лиц; массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.
Перечисленный круг субъектов конституционно-правовых отношений присущ всем государствам. В некоторых из них имеются субъекты, нехарактерные для других стран, например, церковь, главой которой нередко выступает монарх.
§ 3 Источники конституционного права
Источники конституционного права можно разделить на две основные сферы: естественное право и позитивное право.
Естественным правом являются общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. Такие представления сложились еще в античном мире и обусловили в дальнейшем главные цели революционных движений в Европе и Америке в XVII–XVIII вв.; они были положены в основу концепции правового государства и народовластия.
В XX в., особенно после Второй мировой войны, общечеловеческие идеалы и ценности нашли свое отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение в нормативно-правовых актах многих стран мира. Так, в конституциях большинства стран мира закреплены все основные естественные права и свободы – на жизнь, на неприкосновенность личности и жилища, на свободу слова, на частную собственность и др. Таким образом, естественное право все больше сближается с позитивным.
Естественное право является важнейшей гарантией демократических ценностей и институтов. Со сменой политических сил, стоящих у руля механизма государственной власти, можно реформировать позитивное право, изменить или принять новую конституцию, ограничивающую естественные права и свободы, установить авторитарный или тоталитарный политический режим. Но естественное право, если оно признается источником конституционного права, служит гарантом спасения свободы и демократии.
Однако во многих государствах мира – и Россия, к сожалению, пока остается в их числе – источником права признается лишь позитивное право, а представители юридической науки и практики не устают призывать к соблюдению лишь норм писаного права.
Под источниками позитивного конституционного права понимают писаные правовые акты. Они являются в основном результатом нормотворческой деятельности государственных органов – парламента, главы государства, правительства, региональных органов власти и др.
Система источников позитивного конституционного права существенно зависит от формы государственно-территориального устройства, формы правления, динамичности общественно-политических процессов, происходящих в стране, иных факторов. Вместе с тем источникам конституционного права присущи общие черты, позволяющие их классифицировать. Например, по территории действия можно выделить следующие нормативные правовые акты:
– действующие на всей территории Российской Федерации (Конституция РФ, законы федерации, акты главы государства, правительства и др.);
– действующие на территории конкретного субъекта РФ (конституция республики, устав области, акты, принимаемые законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ);
– действующие на территории муниципального образования (устав о местном самоуправлении и т. д.).
По юридической силе источники позитивного конституционного права можно разделить на следующие виды: конституции, законы, акты палат, главы государства, правительства и др.
§ 4. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
Если конституционное право как отрасль права выражено действующими нормами конституционного права и представлено в виде нормативно-правовых актов, прежде всего конституцией, законами страны, актами главы государства и другими источниками конституционного права, то наука конституционного права представлена в книгах (учебниках и монографиях), в статьях, научных докладах и сообщениях и т. д.
Наука конституционного права изучает нормы одноименной отрасли права, практику и закономерности их реализации, а также регламентируемую ими сферу общественных отношений. Наука изучает источники конституционного права, и прежде всего основной его источник – конституцию, их виды, форму, содержание, юридические свойства, порядок принятия и изменения. Наука изучает также конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, практику функционирования. Особое внимание уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского общества, механизма осуществления государственной власти. Таким образом, наука конституционного права дает анализ и оценку состояния отрасли конституционного права.
Исходя из сказанного, можно дать следующее определение науке конституционного права: это отрасль правоведения, которая изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, т. е. конституционно-правовые отношения. Эта наука изучает и практику реализации норм и институтов конституционного права, анализирует закономерности их развития.
При изучении норм, источников и институтов конституционного права выявляются общие тенденции и закономерности в их развитии, показываются особенности отдельных стран и, прежде всего, Российской Федерации.
Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны. Среди них – метод формально-юридического анализа, позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала; сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования; исторический метод, позволяющий изучать конституционно-правовые институты в их историческом развитии; системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей; статистический метод, позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов; конкретно-социологические методы, с помощью которых изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т. д.
Используя названные методы изучения общественных явлений, наука конституционного права играет активную роль в развитии конституционного права, ибо на основе достигнутого она выдвигает предложения по совершенствованию конституционно-правовых норм и институтов.
Исследуя конституционно-правовые нормы и институты, наука конституционного права опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных ученых; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.
Учеными разрабатываются теоретические проблемы конституционного права, высказываются суждения по общим и конкретным вопросам конституционно-правовой науки. В многочисленных монографиях и статьях дается критическое осмысление различных категорий и институтов. Ученые спорят между собой, отвергают старые и выдвигают новые концепции, направленные на дальнейшее совершенствование теории и практики конституционного права. Изучение и осмысление трудов ученых является важнейшей стадией научного познания.
Конституция и иные нормативно-правовые акты являются также важным источником конституционно-правовой науки. Они всегда находятся в центре внимания ученых, поскольку являются также и источниками отрасли конституционного права. Только научно обоснованные изменения и дополнения делают конституцию и законодательство жизнеспособными. Именно поэтому в нормотворческом процессе России все более активную роль играют представители науки (эксперты, консультанты и т. п.).
Практика – неисчерпаемый источник науки конституционного права. Любые научно обоснованные концепции и модели могут быть апробированы только на практике. Поэтому наука тщательно изучает процессы, которые происходят в жизни в связи с действием конституционно-правовых норм и институтов.