На правом рисунке созидательные связи показаны зелеными стрелками, идущими по часовой стрелке по кругу, угнетающие связи представлены синими стрелками внутри большого круга, обратные подавляющие связи – красными стрелками, идущими против часовой стрелки по кругу.
Биоэнергетические каналы рефлексотерапии и их свойства
Все существа носят в себе инь и ян,
наполнены ци и образуют гармонию.
Дао дэ цзин
Заложенное в корнях китайской традиции трактатом И-цзин (трактат И-цзин является наиболее ранним из известных истории китайских философских текстов) осознание непрерывности и цикличности процесса перемен привело к тому, что в даосской йоге акцент ставится в большей степени не на работу со статическими состояниями, а на отработку динамического аспекта управления циркуляцией внутренней и внешней по отношению к человеку энергии ци. Как следствие, в структуре биоэнергетической системы организма в даосской йоге и цигуне большее внимание уделяется не статическим центрам концентрации энергии и сознания, в качестве которых рассматривают три дан-тяня, а особым каналам, функцией которых является передача и перераспределение энергии ци в организме.
Согласно учению китайской рефлексотерапии, рассматривают двенадцать парных основных каналов. Каждый из этих каналов связан с определенными внутренними органами и функциональными системами организма и расположен симметрично на правой и левой сторонах тела. В течение суток по основным каналам происходит циркуляция энергии ци. Свойства, часы максимальной активности и международные обозначения двенадцати парных основных каналов представлены на рис. 16:
Канал легких, выходной, инь, 3-5
Канал толстого кишечника, входной, ян, 5-7
Канал желудка, выходной, ян, 7-9
Канал поджелудочной железы и селезенки, входной, инь, 9-11
Канал сердца, выходной, инь, 11-13
Канал тонкого кишечника, входной, ян, 13-15
Канал мочевого пузыря, выходной, ян, 15-17
Канал почек, входной, инь, 17-19
Канал перикарда, выходной, инь, 19-21
Канал трех обогревателей, входной, ян, 21-23
Канал желчного пузыря, выходной, ян, 23-1
Канал печени, входной, инь, 1-3
Рисунок 16.
К непарным каналам относятся заднесрединный канал ду-май, являющийся управляющим каналом, и переднесрединный функциональный канал жень-май, каналы дай-май – опоясывающий канал на уровне пупка и чун-май – пронизывающий канал, проходящий посредине тела между каналами ду-май и жень-май. Кроме того, выделяют ряд мышечно-сухожильных меридианов, а также чудесных каналов (меридианов), запускающихся при наличии в организме какого-либо патологического процесса.
Заднесрединный канал ду-май
Переднесрединный канал жень-май
Рисунок 17.
Рисунок 18. Непарные каналы, микрокосмическая орбита
Связь основных каналов с системой пяти элементов представлена концепцией у-син. В ней стрелками, идущими по большому кругу, показано направление стимулирующих связей между парами каналов, относящихся к пяти первоэлементам. Стрелки внутри большого круга показывают направления подавляющих (угнетающих) связей.
Рисунок 19. Концепция у-син
Среди 12 парных основных каналов качествами инь обладают каналы плотных органов чжан: сердца, легких, поджелудочной железы, почек и печени, ответственными за накопление резервов энергии организма. В схеме концепции у-син на рис. 19, они находятся внутри большого круга стимулирующих связей. Качествами ян обладают каналы желудка, толстого кишечника, тонкого кишечника, желчного пузыря и мочевого пузыря, связанные с полыми органами фу и служащие для пищеварения и всасывания пищи. На рис. 19, 20 они расположены вне большого круга. Принадлежащие стихии огня канал перикарда относится к инь, канал трех обогревателей – к ян, рис. 20.
Рисунок 20. Концепция у-син – обозначения каналов
Заднесрединный канал ду-май управляет работой всех янских каналов, переднесрединный функциональный канал жень-май связан со всеми иньскими каналами организма. Совместно заднесрединный и переднесрединный каналы образуют микрокосмическую орбиту, отражающую цикл непрерывной трансформации энергии, представленной символом Великого предела Тайцзы.
БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА САМОРЕГУЛЯЦИИ
В восточной оздоровительной традиции биоэнергетический аспект физиологии человека описывается различными способами. В качестве биоэнергетических структур рассматриваются система каналов (меридианов) в системе китайской рефлексотерапии, «киноварные поля» или дань-тяни в даосской йоге, чакры в индуизме, система элементов в тибетской медицине. При этом различным биоэнергетическим структурам ставятся в соответствие одни и те же органы физического тела, эмоциональные реакции и общие ощущения человеческого организма, цветовые и звуковые комбинации. Так, сердцу в даосской йоге и рефлексотерапии соответствует стихия огня, тогда как в индийской традиции с ним связана чакра анахата и элемент воздуха. Желудок, поджелудочную железу и селезенку в даосской йоге связывают с элементом земли, в индийской же йоге – область манипуры, солнечного сплетения (сурья-чакры) и элемент огня. И наоборот, элементу земли в даосской йоге и тибетской медицине ставятся в соответствие органы и каналы желудка и поджелудочной железы, тогда как с элементом земли в индийской традиции связаны чакра муладхара и органы выделения. С элементом огня связывают каналы сердца, тонкого кишечника, терморегуляции, перикарда, в классической йоге это – область манипуры, солнечного сплетения.
Подобные кажущиеся несоответствия часто ставят в тупик и приводят к трудностям при взаимодействии практиков, врачей и целителей различных духовных традиций. Решение этой проблемы заключается в осознании целостности человеческого организма, биоэнергетический аспект которого представляет собой определенную систему взаимосвязанных структур, причем воздействие на их различные элементы приводит к соответствующему изменению состояния других элементов. Идея построения и законы системы биоэнергетической саморегуляции человеческого организма были подробно изучены Р. С. Фридманом и передавались им в рамках традиции школы Раджа и Буддхи йоги.
Рисунок 21. Р. С. Фридман
Связь биоэнергетических каналов и центров
…И опыт, сын ошибок трудных…
А. С. Пушкин
В качестве основных элементов системы биоэнергетической саморегуляции организма рассматриваются органы, зоны физического тела, биоэнергетические каналы и центры, расположенные вдоль позвоночника.
Каждому органу или функциональной системе организма соответствует свой энергетический канал (меридиан) с одноименным названием. Каналы связывают между собой поверхностные слои тела (кожу) и внутренние органы. Взаимодействие органов и каналов происходит по принципу цепочки обратной связи: канал наполняется энергией от органа, сам же по отношению к органу выступает в качестве управляющей системы, активизируя или тормозя его работу. Заметим, что передаваемая каналу энергия составляет лишь малую долю энергии, накопленной в органе. Однако, подобно транзистору, в котором маленький ток, втекающий в один электрод, управляет большим током, протекающим между двумя другими электродами, изменение проводимости каналов и изменение сверхслабых токов праны внутри каналов осуществляет тонкую настройку всей физиологической системы организма. Энергетическое опустошение органа приводит к опустошению канала, его активизации и проявлению связанного с ним желания.
Внешние электромагнитные поля могут наводить в резонирующем на их частоте канале токи, воздействуя на функционирование физиологической системы. Тем самым, каналы выступают в качестве дополнительной системы восприятия сверхслабых электромагнитных полей природных и биологических объектов. Способность воспринимать эти поля способствует увеличению адаптационной функции организма. Иногда такую способность называют «шестым чувством».
Система каналов, связывая органы, взаимодействует и с центральной нервной системой – узлами сплетения каналов. Расположенные вдоль позвоночника центры, представляющие собой нервные и эндокринные сплетения, являются проекциями чакр на физическое тело. Центры осуществляют энергетическую и управляющую зоной физического тела функцию. В дальнейшем мы будем использовать для обозначения центров названия соответствующих чакр. В то же время целиком отождествить нервные центры с чакрами нельзя, поскольку чакры обладают рядом психических характеристик, не свойственных напрямую функциональности центров. Чакра допускает перенос в нее сознания человека, эмоционально окрашивая и трансформируя мировосприятие.
Прежде чем будут описаны результаты сопоставления центров и каналов, попробуем сами переоткрыть их для себя. Убедиться в существовании связи каналов и центров можно, проделав следующий несложный опыт. Легонько постукивая друг о друга кончиками указательных пальцев, попробуем почувствовать, в каком участке позвоночника возникает реакция на это постукивание. Запомним или запишем для себя результат своего наблюдения и повторим его по очереди со средним, безымянным, мизинцем и большим пальцами. Можно попробовать провести и обратный опыт, концентрируясь в зоне позвоночника и наблюдая за реакцией каналов пальцев рук и ног.
Итак, результаты этого эксперимента:
– большой палец (связанный с каналом легких) вызывает реакцию в областях позвоночника на уровне основания шеи и иногда в зоне крестца,
– указательный палец (канал толстого кишечника) дает реакцию на уровнях солнечного сплетения и основания шеи,
– средний палец (канал перикарда) вызывает реакцию в позвоночнике на уровне пупка и почек,
– безымянный палец (канал трех обогревателей) вызывает реакцию в позвоночнике на уровне крестца,
– постукивание мизинцами (на мизинец выходят сразу два канала: сердца и тонкого кишечника) дает отклик в копчике и середине груди на уровне сердца.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги