Книга 27 звезд, 27 божеств: астрологические мифы Древней Индии - читать онлайн бесплатно, автор Вик ДиКара. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
27 звезд, 27 божеств: астрологические мифы Древней Индии
27 звезд, 27 божеств: астрологические мифы Древней Индии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

27 звезд, 27 божеств: астрологические мифы Древней Индии

Всем известно, что война убивает детей и отбирает их у родителей. Огонь, повышающий кислотность в теле, снижает и способность к оплодотворению. Так, Криттика считается неблагоприятной для детей и деторождения, а также и для всего, что требует бережного и внимательного отношения.

История царя Шиби

«Махабхарата» (Вана.131)

Эта история об Агни очень занимательная, и я решил привести ее здесь, несмотря на то, что она не имеет отношения к астрологической природе Криттики.

Царь по имени Шиби был самым щедрым и милосердным человеком в истории. Однажды Индра и Агни решили продемонстрировать его готовность к самопожертвованию. Агни обернулся голубем и сел на колени царя, а Индра превратился в ястреба и попытался налететь на голубя и съесть его.

Когда царь отогнал ястреба прочь, тот спросил, почему он отбирает у него пищу.

Царь ответил: «Голубь нашел у меня прибежище, поэтому я должен защищать его. Но раз ты голоден, я найду тебе поесть что-нибудь другое».

Но ястреб не хотел принимать ничего другого взамен голубю. Шиби даже предложил ястребу все свое царство, но тщетно. Наконец, ястреб согласился на кусочек плоти Шиби, равной весу голубя.

Когда Шиби поместил голубя и кусочек своего бедра на чаши весов, голубь оказался тяжелее. Он отрезал свою плоть кусочек за кусочком, но голубь все время оставался тяжелее. Когда тяжело израненный царь был готов поместить на чашу весов все свое тело, Агни и Индра приняли свой истинный образ, благословили его и забрали в рай.

4. Рохини – смущенная невеста

Название – Рохини

Значение – розовощекая, смущенная дева

Символ – буйвол, запряженный тележкой, наполненной продуктами, дерево смоковницы

Божество – Брахма – прародитель, создатель

Основные звезды – красная звезда Альдебаран

Все, связанное с этой звездой, символизирует плодородие и созидание.

– Название «Рохини» означает «красная дева», что буквально означает «дева, способная к зачатию, достигшая половой зрелости, у которой началась менструация». Можно назвать ее «смущенной невестой». «Рохини» также означает «деторождение», а «деторождение» – это созидание и плодородие.

– Символ Рохини – это буйвол, олицетворяющий мужское плодородие. Буйвол тянет тележку, до краев наполненную продовольствием – еще один символ плодородия.

– Еще один символ Рохини – дерево, которое также олицетворяет плодородие, так как приносит плоды, в символической интерпретации это дети. Рохини символизирует особый вид дерева – смоковница, которая является особым символом плодородия и роста, так как никогда не прекращает расти и развиваться.

– Божество Рохини – Брахма, отец всего создания, прародитель, а значит и символ плодородия. Брахма является создателем всего во Вселенной, а значит и символом созидания.

Без сомнения, Рохини – это звезда плодородия и созидания, связанная со страстью и красотой.

Давайте посмотрим, кем был Брахма, и послушаем несколько историй о нем, чтобы в полной мере осознать созидательную энергию и страсть звезды Рохини.

Бог созидания

Христианское общество часто представляет индуизм, как «троицу», так как индуистское понимание мира основывается на трех силах. На деле, однако, индуистская концепция схожа не с христианской троицей, а, скорее, с современной теорией цвета, согласно которой весь безграничный спектр основывается на трех главных цветах.

Три главные силы – это саттва, раджас и тамас.

Саттва – это чистота, свет, равновесие, мир

Раджас – красный цвет, страсть, желание, действие

Тамас – тень, темнота, стабильность, сон

Эти три главные силы приводят к основополагающим действиям во Вселенной: сохранение, создание и разрушение. Три могущественных существа управляют этими силами, а значит и тремя вселенскими действиями. Вишну поддерживает существование вещей, управляя силой чистоты, саттвой. Брахма создает вещи, управляя красной силой, раджасом. Шива разрушает вещи, управляя силой тени, тамасом.

Брахма – это божество красной силы создания и страсти, раджаса. Поэтому он является и божеством красной звезды Рохини. Рохини – это звезда раджаса: плодородия, страсти, мотивации и разного рода созидательной энергии.

История создания

Ведическая литература представляет нам историю рождения Брахмы и создания им мира с разных точек зрения6. Здесь я объединю все эти истории, так как передаю историю создания, представленную в Пуранах.

До появления всего было сознание с присущей ей радостью и блаженством.

Радость не статична. По своей природе она постоянно расширяется. Расширение имеет особый сигнал и определенную величину усиления этого сигнала. Поэтому исходному одиночному сознанию свойственна множественность. Так как радость в одиночестве не процветает, вокруг исходного сознания собирается бесчисленное количество существ.

Эти бесчисленные существа обладают свободной волей, и они свободны не повиноваться такому сценарию. Так, существует зеркало реальности, где центральное исходное сознание скрыто в «темноте», а периферийный проблеск свободной воли считает себя центром всего.

Исходное сознание расширяется в эту темноту в форме Пуруши, изначального Вишну. Пуруша опирается на «океан причины и следствий». Так как он частично погружен в воду, из пор его тела выступает бесконечное множество пузырьков. Некоторые источники называют эти пузырьки «яйцами», в частности, золотыми яйцами, так как яйцо имеет круглую форму и содержит в себе материю и энергии, необходимые для создания чего-то нового. Яйцо золотое, потому что оно светится силой сознания, излучаемого божественным всесознающим телом Пуруши. Эти пузырьки-яйца являются прототипом Солнечных систем, парящих в безграничном океане причинности, пространстве.

Прежде чем создать что-то, яйцу требуется семя, поэтому Пуруша проникает в каждое из них. В каждом яйце он снова опирается на «космический океан». Так как он частично погружен в океан, некоторое количество воды попадает в его пупок, в котором растет «цветок лотоса».

Цветы размножаются не половым путем, поэтому являются прекрасным средством продвижения первого существа в мир7. Когда цветок раскрыл свои лепестки, в центре его восседал бог создания Брахма.

Сначала Брахма не понимал, кто он есть, чего от него ждут и как он должен это сделать. Он спустился по стеблю лотоса, но не нашел конца. Он посмотрел вокруг во всех направлениях – так появились пять его голов (запад, восток, север, юг и верх). Позже Шива удалил одну из них8. Но Брахма не нашел подсказки к ответу ни на один из своих вопросов.

Тогда Пуруша произнес одно единственное слово, которое Брахма услышал, как голос из безграничного пространства: «Тапа». Это было наставление для Брахмы: «Будь спокоен. Контролируй себя. Будь смиренен. Тогда ты поймешь».

Брахма практиковал спокойствие и самоконтроль, в результате чего его ум смог получить полную передачу знания Вишну. В этой передаче он узнал все, что ему нужно было знать, в том числе и то, как использовать примордиальные энергии внутри «яйца», чтобы соединить различные формы и создания во Вселенной.

До Брахмы не было ничего, кроме, так называемых, субатомных квантов. Все, что теперь существует, есть создание Брахмы или последовательное создание его созидания.

Давайте остановимся ненадолго и посмотрим, насколько созидательным должен быть Брахма. Он – создатель всей Вселенной и самое созидательное существо в ней! Теперь мы можем оценить, какой большой созидательной силой обладает его звезда Рохини.

Прародитель

Брахма был рожден прежде чего бы то ни было, а все остальное родилось от него (за некоторыми исключениями). Поэтому Брахму часто называют Праджапати, прародитель. Брахма создал много других праджапати, чтобы они помогли населить мир, но когда имя Праджапати используется в единственном числе, оно относится к Брахме.

Много существ Брахма создал непосредственно из своей мысли. Поэтому его звезда Рохини очень изобретательна и полна творческих мыслей и идей. Брахма создавал и более традиционным способом, поэтому можно сказать, что Рохини обладает сильным репродуктивным и романтическим желанием.

Брахма женится на своей дочери

О традиционном рождении в «Шримад Бхагаватам» (3.12) есть очень интересная история, которую нельзя не упомянуть. Чтобы Брахма мог порождать половым путем, сначала он должен был создать себе жену. Тогда, в этом смысле, его женой стала бы его же «дочь».

Ее звали Вак (сильная речь, другое имя – Сарасвати, богиня знания), и ей совершенно не нравилась эта идея. Когда Брахма стал давить на нее, другие его дети, протестуя, остановили его. Тогда Брахме стало стыдно, он покинул свое тело и создал новое, чтобы смыть нечистотность своих мыслей. Старое тело превратилось в ядовитую лягушку в темноте.

Позже, видя его затруднительное положение, Вак согласилась выйти замуж за Брахму, но они не были счастливы и жили далеко друг от друга.

Отец Шивы

«Шримад Бхагаватам» (3.12) описывает Шиву как дитя Брахмы.

Брахма разгневался, когда четыре его сына отказались выполнять важную обязанность воспроизводства ради воздержания во имя духовной цели. Гнев извергся из морщин между бровей Брахмы в виде Рудры, которого стали называть Шива.

Я расскажу этот миф подробнее, когда мы будем говорить об Ардре, звезде Рудры.

Вишну – это первый бог, который управляет силой саттвы, энергией самого существования. Однако существование не может проявляться само по себе без созидания, поэтому из Вишну появился бог созидания (раджас) Брахма. Но все, что создается, должно разрушиться, и без разрушения (тамас) не останется места для создания. Поэтому раджас активизировал тамас и, соответственно, бог тамаса Шива появился из бога раджаса Брахмы.

Несмотря на то, что Рохини является красивой и приятной звездой, подобно Брахме, у нее довольно вспыльчивый нрав9.

5. Мригашира – искатель

Название – Мригашира

Значение – с лицом, похожим на оленя

Символ – олень, втягивающий носом землю

Божество – Сома – бог бессмертного нектара

Основные звезды – голова Ориона: λ, φ Ориона

«Мрига» означает лесное животное, особенно, оленя. Их так называют, потому что они постоянно бродят по лесу в поисках пищи, что отражает буквальное значение «искатель».

Символ Мригаширы – олень, втягивающий носом землю – буквально описывает слово «Мригашира», «морда оленя».

Сома – божество Мригаширы. Сома появляется в «Бхагавадгите» (15.13), когда Шри Кришна говорит:

puṣ ṇ āmi cauṣadhīḥ sarvāḥ somo bhūtvā rasātmakaḥ

«Я стал Сомой и сделал растения вкусными и сытными»

Сома – это бог легендарного эликсира, который также называют Сома. Данный эликсир гарантирует вечную молодость и постоянные наслаждения. Выражение «фонтан молодости» – самое емкое и точное описанием Сомы. Оно объединяет в себе природу искательства и приключений Мригаширы.

Буквально слово «сома» переводится как «сок, жидкость». Особенно это касается жидкостей, содержащихся в растениях, которые питают их и придают им вкус. Хорошее питание поддерживает нашу молодость, а вкус приносит в нашу жизнь наслаждения. Поэтому всю пищу можно назвать разновидностью Сомы. В конечном итоге, легендарный эликсир есть пища.

В Ведах выделяется одно особое растение под названием сома-валли, так как оно превосходит все остальные по питательным характеристикам и запаху. Теперь это растение уже вымерло, но миллион лет назад оно произрастало только в нескольких регионах10, а листья его распускались и опадали вместе с растущей и убывающей Луной. Из стебля этого растения можно было выдавить сок, который называли Сома или Амрита – «нектар бессмертия», который боги обильно пили, чтобы обрести силы и бессмертие.

Все растительные продукты содержат в себе силу жизни, поэтому их можно назвать «амритой». Без пищи мы умираем (мрита). С пищей мы не умираем (а-мрита). Пища делает нас бессмертными, так как она противостоит смерти. Но эликсир, сделанный из растения Сома, обладал огромной силой. Люди и боги во все времена и всех культур постоянно искали его, подобно тому, как олени постоянно втягивают носом запахи в поисках своей тропы.

Олень Мригаширы обнюхивает землю в поисках Сомы в лекарственных и питательных травах, человек же «принюхивается» на своем жизненном пути в поисках Сомы в форме бессмертия и блаженства.

Мригашира имеет отношение ко всему, что связано с поиском.

Сома, Амрита, Раса

Я уже упоминал, что пища, среди которой Сома является королем, обладает двумя качествами: она поддерживает в нас жизнь и доставляет удовольствие. В «Ригведе» в 9 разделе, полностью посвященном Соме, сказано, что Сома (1) дает бессмертие, (2) «хохочет».

Сому называют Амрита, «бессмертие», так как она противостоит смерти. Пища также поддерживает нашу жизнь. В «Ригведе» (9.42) Сому даже называют «бессмертием бессмертных» и «божественным внутри богов».

Второе качество Сомы, однако, еще более любопытное. Конечно, оставаться живым очень важно, но в чем смысл жизни? Раздел 9 «Ригведы» представляет для нас Сому в качестве ответа на этот вопрос – смысл жизни в наслаждении, «хохоте, смехе»; нужно пировать, наслаждаться и вкушать расу – экстатическую радость. Поэтому Раса – это еще один синоним Сомы.

В «Тайттирийя Упанишаде» (Ананда.7) сказано о расе так:

raso vai saḥ

rasaṁ hy evāyaṁ labdhvānandī bhavati

«Он и есть раса!

Достигни его расы и, несомненно,

будешь опьянен блаженством!»

Напрямую или косвенно, осознанно или нет, мы все находимся в поисках расы. Наши амбиции могут быть задавлены молотом постоянных неудач, но за каждым нашим желанием всегда будет стоять истинная жажда расы. Мригашира объединяет в себе все трансформации поиска расы, а не только низменного поиска веселья. Тем более, олень все-таки является красивым и благородным животным, а не грубым.

Раса – это высшая цель Мригаширы. В Упанишадах сказано, что мы не обнаружим расу ни в одном фрукте или овоще, ни даже в райском эликсире. Мы сможем обнаружить ее только в Великолепном божестве Шри Кришне, кто есть олицетворение расы.

Братья и сестры в звездах

«Махабхарата» (Вана.221.15) рассказывает нам о брате Сомы Агни и его сестре Рохини. Эта история имеет особое астрологическое значение. Два брата, Сома и Агни, стоят по обе стороны от своих сестер. С одной стороны Рохини находится звезда Сомы Мригашира, а с другой – звезда Агни Криттика.

Агни – это огонь, солнечный элемент. Сома – вода, лунный элемент. Жизнь процветает лучше всего, когда существует равновесие тепла и влаги. Поэтому из всех 27 звезд Рохини занимает самое лучшее, плодородное положение, находясь между огнем Агни и влагой Сомы11.

6. Ардра – гроза

Название – Ардра

Значение – намокший

Символ – ливни, дождевые капли

Божество – Рудра – бог грозы

Основные звезды – Бетельгейзе

Слово «ардра» означает «мокрый». Ардру символизируют влажные предметы: слезы, капли дождя и, особенно, ливни. Божество Ардры – Рудра, громогласный бог разрушительных гроз.

Что такое гроза? Она пугающая, ужасная и разрушительная. Но именно так природа пополняется чистым кислородом и защищающим озоном в атмосфере.

Ардра – это гроза, которую нужно переждать, чтобы природа снова стала чистой и свежей.

Шанкара-ачарья, воплощение Рудры, был рожден, когда Луна находилась в Ардре. Еще один знаменитый философ Индии Рамануджа-ачарья, который поправил и рассчитал основы, заложенные Шанкарой, также родился, когда Луна находилась в Ардре.

Без сомнения, эта звезда – владение духовного плодородия.

Битва Создателя и Разрушителя

В «Сканда Пуране» рассказывается история о том, как однажды Брахма поссорился с Рудрой, и тот отсек одну из голов Брахмы (изначально у него их было пять). Рудра выбросил голову, и она превратилась в звезды Мригаширы, накшатры, которая идет после Рохини Брахмы. В поисках (мрига) головы (ширша) Рудра обосновался в накшатре Ардра, которая идет следующей за Мригаширой.

Если представить, что буква «у» просто со временем выпала из современного написания Ардра, тогда название этой звезды означало бы «место, которое привлекло Рудру». Хотя часто название этой звезды пишут именно «Арудра».

Гнев и разрушение

Рождение Рудры, бога Ардры, с небольшими вариациями описывается в разных источниках12. Здесь мы приведем обобщенный вариант мифа.

После того, как Брахма создал основные элементы Вселенной, ему понадобились живые существа, чтобы населить ее. Сначала он создал четырех великолепных существ и велел им: «Населите Вселенную!» Но те отказались. Им было совсем неинтересно действовать в материальном мире, так как их амбиции были чисто духовными. Брахма сильно разгневался на непослушание своих первых детей. Хотя он и понимал, что причина неповиновения его пожеланию совершенно обоснована.

Брахма попытался усмирить свой гнев, но он начал скапливаться между бровей и сформировался в глубокую морщину. Гнев был такой сильный, что начал светиться. Мощь его все возрастала, и Брахма уже не мог сдерживать его внутри. Но вместо того, чтобы все высказать своим святым сыновьям, Брахма низверг весь гнев из своего лба, и тот превратился в темнокожего ребенка с лиловым оттенком, который начал громко и яростно кричать.

– Кто я есть? – спросил он.

– Ты есть Рудра (Ревун)! – ответил Брахма.

Ребенок был наполовину мужского, наполовину женского пола, поэтому Брахма велел: «Разделись!» Тогда Рудра и его жена Рудрани приняли отдельные формы.

– Разделись снова! – велел Брахма.

Тогда Рудра и Рудрани разделились каждый на 11 форм.

– Теперь идите каждый на свое место и плодите детей! – велел Брахма.

Так они и поступили и породили тысячи яростных, гневных, кричащих созданий огня, грозы и разрушения.

Увидев это Брахма, воскликнул: «Дети мои, остановитесь! Разрушение должно быть сбалансировано, равномерно и сдержано. Оно не должно распространяться без меры. Теперь, вместо того, чтобы продолжать создавать гневных детей, идите и медитируйте на Божестве. Это усмирит вас и успокоит».

Одиннадцать форм Рудры и Рудрани объединились в одного мужчину и одну женщину и последовали указанию Брахмы. Так они стали мирными и получили имя Шива («Тот, кто благостен») и Парвати («Та, кто поднялась выше»).

Рудра родился, когда созидательные амбиции Брахмы расстроились. Адрда – это нарушение созидательной силы. Она представляет собой все, что мы должны преодолеть перед тем, как сможем созидать и достигать поставленных целей.

Рудра вызывает разрушение, которое может оказаться очень сильным, но для этого есть причина. Ардра наделяет человека силой разрушать, забывать и отпускать неблагоприятные вещи.

Необходимость разрушения

Роль Рудры во Вселенной та же, что и роль Ардры в нашей жизни – разрушение. Разрушение нам необходимо, чтобы оставить место для нового создания.

Создатель Брахма живет триллионы лет, и каждый из его «дней» длится миллионы и миллионы человеческих лет. Создатель не может отдыхать, пока активны его творения. Прежде чем Брахма сможет отдохнуть, Рудра и его дети должны начать разрушать созданное. Если Рудра не будет выполнять свою разрушительную функцию, Брахма не сможет остановиться и восстановить свою созидательную энергию.

Ардра позволяет нам отдохнуть. Когда вещам нужно «упокоиться с миром», им нужна Ардра.

В «Иса Упанишаде» (11) сказано, что «забыть, что знал» (разрушение) важно так же как и учение (созидание).

Ардра позволяет нам разучиваться, разрушать невежество и забывать то, что следует забыть.

Защитник Божественной Расы

Жители священного города Вриндавана рассказывают миф о Шиве как «Гопешвара Махадеве». Этот миф очень красочно описывает, насколько разрушение нереального, полное забвение и отказ от собственного иллюзорного Я важно для того, чтобы человек смог увидеть истинную красоту и испытать удовольствие духовного отречения. Это отражается и в последовательности звезд. Рохини в центре представляет собой благословенный объект красоты и плодородия. По обеим сторонам ее питает солнечная сила Агни Криттика и лунная сила Сомы Мригашира. Далее по обеим сторонам их окружают сложные стены Ямы (Бхарани) и Рудры (Ардра). Миф рассказывает о том, что у бога Ардры есть ключи, позволяющие выйти за пределы этих стен и блаженное царство.

Посреди осенней ночи, освещенной полной Луной, Шри Кришна исполнял изумительный «танец расы», демонстрируя бесконечную романтическую красоту. Шива хотел присоединиться к нему, но Вринда, богиня Вриндавана, остановила его на тропе на окраине рощи: «Тебе нельзя туда входить» – воскликнула она.

– Почему? – спросил Шива и расстроился.

– Сюда не может входить никто, кроме Кришны, – объяснила Вринда, – Так как ты держишься за ошибочное представления себя как мужчины, твое присутствие будет недопустимо!»

На большом расстоянии Шива мог слышать, видеть и чувствовать запах оживления танца расы. Это сводило его с ума от желания.

– Я – Рудра! – воскликнул он, – Я могу все разрушить!!! Поэтому я смогу разрушить свое мужское эго!

С этим яростным сильным решительным намерением он сел медитировать на высшей женщине Шри Радха, центральной фигуре танца расы, чтобы добиться ее благословения.

Услышав его молитвы, Шри Радха послала к Шиве, который сидел в огненной, страстной медитации на окраине леса, свою ближайшую подругу Лалиту. Лалита наделила Шиву всеми необходимыми указаниями, как развить внутреннее эго женской богини и быть пригодным присоединиться к высшему танцу расы Шри Кришны. Но тело Шивы осталось мужским.

Лалита привела его к Ямуне. Благодаря ее благословению, когда Шива вновь появился из воды, его новое физическое тело соответствовало внутреннему Я – он обрел форму богини расы Гопи.

Когда Шри Кришна увидел новую гопи, вошедшую в танцевальный круг рука об руку с Лалитой, волна счастья и озорства всколыхнула его трансцендентное бытие. Так как гопи уже не была Шивой (которого называли Махешвара, великий смотрящий), Кришна шутливо назвал ее Гопешвара.

Сегодня паломники, планирующие путешествие в Вриндаван и участие в божественном танце Расы Шри Кришны, всегда читают мантры Шиве в образе Гопешвары. Мантры направлены на то, чтобы Рудра разрушил их эго и сделает их пригодными для того, чтобы участвовать в этом божественном блаженстве.

Когда разрушительная сила Ардры приобретает духовное направление, она повергает ошибочное эго и позволяет войти в блаженные миры бытия.

7. Пунарвасу – цикличность

Название – Пунарвасу

Значение – возобновление горения

Символ – стрела, возвращающаяся в колчан

Божество – Адити – вселенская мать

Основные звезды – Головы Близнецов – Кастор и Поллукс

Пунар» означает «снова». «Васу» означает «яркий». Так, слово «Пунарвасу» означает «снова становится ярким» (повторное возгорание). Пунарвасу представляет вещи, которые происходят снова, вещи, которые происходят внутри других вещей, внутри самих себя, периодически, циклически.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Например, ранние Веды, как «Ригведа» или «Атхарваведа», были составлены в то время, когда в момент весеннего равноденствия восходило созвездие Плеяды, поэтому его и называли «первым». Пураны были написаны значительно позже, и они называют «первой» звезду Бета Овна, т.к. именно она восходила в момент весеннего равноденствия.

2

Например, см. «Бхагаватам», 12.2.27-32.

3

То же, 3.9-10.

4

Подробное внезвездное определение тропических 12 знаков см. «Вишну Пурана», 2.8.26-30; «Бхагавата Пурана», 5.21.2-6; «Сурья Сиддханта», 14.7-10; и, возможно, «Ригведа», 1.164.43.

5

Семь звезд Большой Медведицы представляют собой семь мудрецов. Шесть главных звезд Плеяд – это шесть разведенных жен, неудачливых богинь. Седьмая жена – Арундхати – осталась рядом со своим мужем Васиштхой в виде звезды Алькор рядом со звездой Мизар.

6

В первой главе «Манусмрити» и главе 43 «Вамана Пураны» приводится метафора с яйцом в океане. «Веданта Сутра» добавляет истории философские измерения. «Брахма Самхита» также добавляет некоторые подробности. «Бхагавата Пурана» объединяет все это в своих главах 1.3, 2.4-5 и 3.8.