Но это было не так…
Шаман с проявления своей сути был в своей реальности, а чистейшие создания – лишь проводниками, дарующими тепло своих сердец и красоту мыслей. Таких светлых принимали за шамана или удагана, но этому было другое объяснение – просто серебряная нить Вселенной накрепко связала их в разных реальностях и мирах с Шаманом.
Кем является Шаман? Он и Пророк, Он и Мессия, Он есть Ойуун, рисующий вариации Бытия. Его человечество всегда ждёт…
Но Он, его часть, всегда среди людей в виде Человека-Светлячка, дарующего Свет и Добро, Любовь и Благодарность…, старающегося облегчить участь страждущего, открывающего людям истинную красоту Мироздания.
(отрывок из моей мини-повести «След Шамана»)
Шаманы и шаманизм
Течет могучая река, шумит, бурлит, омывая высокие песчаные берега. На восходе Солнца лицом навстречу светлым пурпурно – золотым лучам в белом одеянии стоит высокий стройный юноша шаман. Его сильный чистый голос отдается эхом в этот тихий предрассветный час. Он не поет, а произносит слова древней молитвы на исконном языке предков. Я не знаю, кто Он…
Я знаю только одно, что Он – шаман. Но из каких миров не знаю. До сих пор иногда слышу слова той древней молитвы, отдающиеся эхом в предрассветной тишине…
Шаманизм и шаманы являются одной из величайших тайн народа саха.
Шаманизм – это не отдельная религия, как привыкли считать некоторые. Шаманы не колдуны и не маги, а служители древнейшей религии человечества.
Исконный шаманизм у саха имел две стороны. Белые Шаманы – служители и жрецы Белой религии Аар Айыы, это Великие Учителя. Черные Шаманы – целители, знахари, которые боролись с темной энергией разных болезней. Они не слуги темных сил, как иногда представляют некоторые исследователи. В отличие от Белых Шаманов, которые могли общаться только со Светлыми Божествами, Черные Шаманы были вхожи и в Верхний и Нижний миры в поисках причины болезни.
Белые Шаманы являются хранителями древних знаний, знатоки культов и обрядов, приходили в этот мир творить добро, учить людей, быть наставниками. Постепенно с течением времен у саха по ряду климатических и геополитических причин Белые Шаманы утратили свое влияние, народ начал забывать древние знания. Шаманы – практики, наоборот, были востребованы. Ими становились избранные, после тяжкого посвящения через мучения и болезни. Долгие годы их терзали духи разных болезней и невзгод, с которыми неофиты, становясь шаманом, должны были бороться. Их обучали другие шаманы, имеющие большую энергетическую силу.
Белыми Шаманами – Айыы Ойуунами становились избранники, получившие знания свыше. Эти знания получают генетически предрасположенные люди, носящие в себе память предков. Ступени посвящения в шаманы очень сложны и долги. Великие шаманы по своему духовному росту достигали 12 небес и становились шаманами 12 уровня. Степень энергетической силы зависит от духовного роста. Человеку, который морально и духовно не дорос до определенного уровня, не дается мощная энергетическая сила, чтобы он не мог навредить себе и другим. Это и есть великая истина шаманизма – все в мире относительно, всему свое время, всякому дается по силам и по возможностям. По древней философии саха аура человека соответствует 12 небесам Верхнего мира и имеет 12 уровней. С шестого уровня духовного развития начинается рождение Айыы Шамана.
Наряду с шаманами саха почитали удаганов – женщин, посвященных в шаманы. Они обладали большей энергетической силой. Если судить по преданиям и легендам удаганами становились очень красивые талантливые девушки и женщины. Культ удагана связан с древним индоиранским культом поклонения огню. Изначальными жрицами культа были женщины, как хранительницы домашнего очага, как матери семейства, охраняющие своих домочадцев от невзгод.
Основной философской идеей шаманизма является идея о единстве Природы и Человека. В понятиях шаманизма Вселенная и Человек неразделимы. Человек является частью Вселенной и находит свое место в Серединном мире. Каждый рождается и приходит в этот Мир с каким-то назначением, с какой – то целью. Он нужен Миру, на него возложена особая, предназначенная лишь только ему, миссия. Каждый рождается в Срединном Мире, чтобы постичь его тайны и пройти этапы великого учения Жизни.
Трехмерное представление Вселенной соединяет в себе понятие о неразрывной связи философских понятий светлого и темного, доброго и злого начал. Человек находится между ними в полной зависимости от них. Злые силы Нижнего Мира влияют на человека так же, как высшие, светлые силы Верхнего Мира. Такое положение заставляет человека постоянно бороться за целостность своей души, за спокойствие и гармонию. Только постоянное обращение к Светлым Силам спасает его от влияния темных сил. Обращение к Высшим Светлым Силам для человека является очень большим трудом и требует от него нравственной чистоты, трудолюбия и верности. Человеческой натуре очень трудно устоять от искушений – влияния Темных сил и ему постоянно нужна помощь Светлого Божества – Аар Айыы.
По философии шаманизма саха человек является пришельцем из Космоса. Вернее, Верховный Бог заселил людьми Серединный Мир. Бог наделил людей скотом и всеми необходимым для жизни в Серединном Мире. Он наделил человека космическим огоньком – светлым развивающим умом, трехмерной душой – тремя кутами: Буор Кут, Ийэ Кут и Салгын Кут.
По философии саха, Ийэ Кут бессмертен и состоит из особого космического вещества, Ийэ Кут дается Богиней Любви через отца матери. Буор Кут является телом и статью человека, данный кут человек получает от родителей и Матушки – Природы. Третий кут – это Салгын Кут – воздушный или космический кут, который устанавливает связь с внешним миром. Все эти три кута соединяются особой космической силой – Сюр. Вот все четыре элемента, составляющие суть самого человека, его разум, духовность, талант, добрые качества и его физическую силу, здоровье.
Если происходят какие-то сбои в работе организма человека, то поражаются силами зла тот или иной Кут, поэтому лечить человека надо силами космоса, на уровне Тонкого мира. Все физические болезни исходят от душевных страданий, на уровне психики. Для этого нужны шаманы-духовные целители, знатоки древних знаний, люди, имеющие связь с космосом. Человек рождается прекрасным существом, с чистой душой, но носящим в себе генную память предков. Поэтому и поступки предков определяют нашу судьбу, а наши действия определяют жизнь наших потомков. Это твердо знали древние саха. Поэтому старались жить благочестиво, были ответственны не только за судьбу самого себя, но и за судьбы далеких поколений потомков. Это и есть великая истина Жизни. Исправить генную информацию может только сам человек, своими добрыми поступками, своим человеколюбием, смиренностью и верой в Добро. В этом ему помогают Айыы Ойуун.
Старинные поверья о шаманах-ойуунах
У саха шаманом становится тот, кто по природе должен стать им. Искусственность в шаманизме отрицается. Наследственность тоже выражена неярко. Дети шамана могут и не наследовать дар родителя. «Духи» умерших шаманов вселяются в своих избранников, и такой человек становится шаманом.
Но в большинстве случаев шаманами становится люди, которые генетически расположены к шаманскому искусству и имеют особый дар от природы.
О становлении шамана очень подробно написал в своей книге «Аар Айыы Ойууна» Владимир Кондаков:
«О рождении Великого Ойууна другие шаманы и ясновидцы знают заранее. Природа сама тоже по – своему «отмечает» это: рождение или смерть великого шамана сопровождается бурей и метелью, обильным снегопадом и сильной грозой, сверкающими молниями. Вселенная точно реагирует на такое событие. На все земные события Вселенная отвечает своими особыми вибрациями.
Как гласят древние поверья, даже очень талантливый от природы шаман обязательно должен пройти посвящение. Посвящение происходит по-разному для Айыы Ойуунов и Ойуунов – Целителей.
Айыы Шаманы не обязательно болеют шаманской болезнью с рассеканием тела, но проходят обязательное посвящение под руководством Великого Айыы Шамана и сдают особый экзамен перед ним. Основное посвящение Айыы Шамана – это получение разрешения на проведение обрядов моления к Высшим Небесным Силам, обрядов обращения к Земным Добрым Духам. Знание древних традиций и обрядов, умение их проводить, высокая духовность и эрудиция Айыы Шамана оценивались очень высоко.
После посвящения Айыы Шаман становился проповедником верования Айыы среди людей. Без такого особого посвящения никто не имел права проводить обряды Айыы: поклонения и моления святым местам, проведение культовых и обрядовых праздников саха. Без такого посвящения никто не отваживался проводить священные обряды. Вселенная может покарать, божества могут разгневаться. Только слова и моления посвященного в великую тайну мироздания, в могучую силу слова, Айыы Шамана могут быть услышаны Всевышним Творцом и вызвать отклик от Вселенной.
В конце посвящения Великий Айыы Шаман перед Высшими Силами, перед Священным Огнем проводил обряд посвящения нового Айыы Шамана. Старейший Великий Айыы Шаман молился Высшим Богам – Аар Айыы, просил их благословления к неофиту. Затем окроплял святой водой новоизбранника. Далее через Священный Огонь обращался к Добрым Земным Духам, прося их быть снисходительными к молодому шаману. Посвящаемый во время благословления и посвящения стоял на коленях, обращенный лицом к востоку и к огню. В конце обряда Великий Айыы Шаман надевал на неофита белое одеяние и все другие облачения шамана Айыы. После этого новопосвященный шаман Айыы долго молился Аар Айыы, Добрым Земным Духам, давая древнюю ритуальную клятву Айыы Шамана быть верным своему делу. Саха всегда очень боялись нарушения клятвы, так как это могло повлечь за собой страшную кару.
После такого рода посвящения и получения разрешения от Высших сил новопосвященный проводил свои первые обряды перед народом. Его обряды оценивались Великим Айыы Шаманом, старейшинами и мудрецами племени.
Посвяние Шаманов-Целителей отличалось от посвящения Айыы Шаманов. Старший Шаман – наставник новоизбранника обучал искусству Шамана – Целителя. Избранник обязательно должен был проходить стадию шаманской болезни первого посвящения – рассекание астрального тела неофита. Никто из смертных не должен видеть это таинство. Тот, кто увидел это, лишается покоя на всю оставшуюся жизнь, заглянувший во врата иного мира никогда не станет прежним. Эту заповедь никто никогда не нарушал. Обучение искусству Шамана – Целителя было очень долгим и очень трудным. Шаман – наставник водил своего ученика в долгое экстатически—трансовое путешествие. Он сначала показывал места обитания корней болезней, учил, как к ним обращаться. Наставник и ученик, по результатам рассекания тела, очень хорошо знали о том, корни каких болезней к ним более благосклонны. Корни болезней – это страшные демонические силы Космоса. Они обитали в Нижнем Мире, а в Верхнем Мире они занимали в основном западную часть неба.
При рассекании тела неофита и при делении его тела между этими силами некоторым ничего не достается от тела рассекаемого. Вот эти самые духи, которым достались части рассекаемого тела будущего Шамана – Целителя, и становятся благосклонными к неофиту. И поэтому каждый шаман хорошо знал, какие болезни он может вылечить, а какие нет.
Наставник обучал посвящаемого, как обращаться ко всем силам Космоса. Под его руководством шаман достигал тайны шаманских слов и обрядов, учился лечить людей, предсказывать будущее и многое другое. Шаман – наставник проверял петли ошибок и недостающих элементов в подготовке шамана. Затем наставник учил неофита искусству камлания, учил, как правильно пользоваться бубном, раскрывал секреты шаманского костюма. Они камлали в течение трех суток с остановками для отдыха и приема пищи. Такие обряды совершались в летнее время и в безлюдных местах. Если кто из простых смертных увидит этот таинственный магический обряд, навсегда лишается покоя и разума. Эти действия, выходящие за рамки реальности, не для глаз и ума простого человека. Приоткрывший завесу потустороннего мира никогда не станет прежним, он станет уже иным.
В конце посвящения неофит камлал, как бы сдавал экзамен своему учителю. Затем наставник надевал на неофита предназначенный ему костюм и давал в руки бубен, в соответствии с уровнем его шаманских сил. Наставник, разводя костер, принимал клятву новоизбранника. Новоизбранный Шаман – Целитель, сидя на конском черепе перед огнем, вызывал в свидетели Космические силы, давал страшную клятву.
После такого посвящения шаман приобретал силу и уже имел право проводить любые обряды и лечить людей».
Согласно, древним легендам каждый шаман имеет духов – помощников и духов покровителей, к которым он обращается во время камлания. Духи – помощники выступают в образе преимущественно диких зверей, рыб и птиц, а духи покровители, как правило, духи умерших предков шамана. Каждый шаман имел их изображения – вместилища.
Большинство шаманов используют во время камлания бубен. По понятиям шаманизма, бубен является конем, а колотушка – кнутом. Бубен для шамана – крылатый конь, на котором он ездит по трехмерному миру. Он является и советником шамана. Существует обряд оживления бубна, после этого бубен становится неотъемлемой частью сущности шамана. По звукам бубна можно сразу определить уровень шамана, даже можно узнать, чем занимается шаман, по какому миру путешествует, с кем борется. Шаманы, как правило, имеют специальный ритуальный костюм, состоящий из особым образом изготовленных головного убора, плаща и обуви. Все эти атрибуты изготавливаются сородичами шамана, это тоже не простые люди, они обладают разными, данными свыше, талантом и даром. Бубен, колотушка и костюм шамана – это отражение целого мира, в них заключена тайна, особая магическая сила космоса и космологические понятия шаманизма. Все они заговорены свыше и в них – тайные знания, эзотерическое учение древних предков. Поэтому нельзя надевать костюм шамана и брать в руки бубен.
Очень много поверий и легенд сложено о шаманах, отошедших в иной мир, или, как говорят саха, улетевших в свой дабын. После смерти шаманов их воздушная душа – салгын кут долго остается в околоземном пространстве или астральные силы шамана не перестают действовать.
В древности саха хоронили своих шаманов в наземных сооружениях – арангасах. Тело шамана клали в выдолбленную из толстой лиственницы колоду и прикрепляли клином на специально сделанных столбах. Арангас сооружали юноши—девственники. Когда погребальное сооружение разваливалось, родственники потомки шамана хоронили его вторично. При этом строго соблюдался древний обычай. Камлал шаман, совершал обряд, для жертвы закалывали беломордого жеребца черной масти. Когда арангас второй раз сгнивал и разваливался, совершали обряд третьего поднятия останков шамана. А когда наземная могила шамана разваливалась третий раз, прах шамана предавали земле. При этом тоже камлал шаман и совершал обряд с жертвенным животным.
Люди всегда суеверно боялись шаманских могил. Иногда шамана хоронили со всеми его атрибутами тогда они и после смерти очень долго действовали, сильное биополе и духи – помощники шамана и даже после смерти охраняли могилу и сородичей. Даже огонь лесного пожара не приближался к шаманской могиле, это наблюдали многие очевидцы.
Владимир Кондаков говорил об астральной силе ойуунов:
«После смерти шамана его связь с космосом остается и даже усиливается. По древним шаманским верованиям, шаманы долгое, время даже после смерти, держали космическую связь. Существовало поверье, что слабый шаман данную связь держал до 44-х лет и уходил в небытие. Средней силы шаман – 250 лет, а сильный и великий шаман держал связь с Космосом, с необъяснимыми невидимыми сакральными силами до 400 лет. В этом явлении мы видим проявление исконных законов Вселенной, поэтому даже после смерти шаманы могли воздействовать на окружающих, помогать ближним, наказать осквернителей могил. Эти проявления идут через тонкий мир нашей Вселенной. Действительно, человек отвечает перед Вселенной за свои поступки.
Шаманы – представители древнейшей общечеловеческой космической культуры. Это люди вне времени и пространства. Они остаются связующим звеном между Высшим Космосом и людьми, являются носителями древнейших космических секретов и древнейшего забытого сакрального учения. Они совсем немногочисленны, а великие и сильные шаманы, приходят один раз в тысячу, пятьсот, сто лет».
Еще много тайн хранит народ саха, много тайн хранит окружающий мир. Станем духовными, помыслы наши чистыми, души наши светлыми, тогда природа откроет нам свои тайны…
Слово о девах – удаганах
Мир меняется, меняются представления людей о тех, канувших в небытие временах, когда мистика и реальность были переплетены воедино, когда миром правили энергия мыслей и сила слов, когда люди умели жить в согласии и гармонии с окружающей средой и со Вселенной, подстраиваясь под их вибрации и ритм, когда весь Мир и был Богом. В те незапамятные времена гармонизация и уравнивание энергии Мира и Вселенной была в руках Прекрасных Божественных Дев – Удаганов, имеющих власть над всеми стихиями Земли, через сакральный, священный огонь говорящих с этими великими силами и иными мирами. Ключом, открывающим Тайны Мироздания, является безусловная чистейшая Любовь, которую должна постичь душа любого из простых смертных. Эту Любовь в Мир несла Истинная Женщина – Прекрасная Удаган. Только женская, животворящая и живородящая, нежная и тонкая, но в то же время непоколебимая и сильная в своей кристальной чистоте, суть может гармонизировать окружающий Мир и Вселенную. Эта суть и есть воплощение истинной, безмерной вечной Любви.
Жрицами, связывающими Вселенские Силы, изначально, с древнейших времен были Прекрасные Женщины – Девы Удаганы. Эти тайные, идущие из загадочных недр веков, знания сохранились у народа саха. В олонхо глубинная память народа пронесла сквозь тысячелетия образ Небесной Белой Шаманки – Айыы Умсуур Уда5ан. Она и есть чарующая, магнетическая сила Женской Души. Изначально сакральные обряды, посвященные и восхваляющие Великое Белое Солнце – Аар Айыы совершали Девы Жрицы – Удаганы. Только женская трехмерная человеческая душа имеет связь со священной магией Живого Огня, через которую создается гармонизация окружающего Мира.
Постепенно изначальные знания утратились, наступили времена Белых Айыы Ойуунов и ойуунов – целителей. И Мир утратил гармонию. Истинные, благодатные слова Алгыс, произносимые Девой Удаганом, уже не возносились к Священным Небесам. В глубокой древности Алгысом были слова бесконечной Любви ко Вселенной, слова восхищения и трепета перед первозданной красотой Мироздания, слова благодарности, посылаемые Великому Белому Солнцу за дарованное живительное тепло и свет…
Постепенно ушли в небытие обряды Белых Айыы Умсуур Удаганов, образ которых память предков сохранила в олонхо. В олонхо нет ни одного образа ойууна. Это свидетельствует о древности культа удагана.
Когда наступили Времена Великих Битв – Времена Кыргыс мужчины ойууны стали обращаться к Священному Огню, при этом облачаясь в женскую одежду, так как сакральные силы принимали слова и дары лишь удаганов. По сей день обрядовая одежда алгысчытов мужчин сохранила элементы облачения удаганов.
Почему мужчины стали совершать обряды?
Мужчины по своей природе воины, охотники, защитники. Духу войны и рати Илбис и Илбис Кыыса – духу насильственной смерти могли обращаться только ойууны, чтобы вселить храбрость, отвагу в сердца воинов и укрепить непобедимость духа в кровавых битвах и сражениях. А женщина – созидающая и животворящая сила не имела права обращаться к Илбис и Илбис Кыыса и приносить кровавые жертвоприношения. Именно в годы Великих кровавых войн восхваляющие и воспевающие силы Вселенной обряды удаганов утратили некую актуальность. Алгысы стали лишь испрошением благодати и защиты. Алгысы – гимны позабылись.
В более поздних мифах саха, когда наши предки обосновались на величественной долине Туймаада, освоили благодатные северные края, повествуется о Деве Божестве – Кыыс Танара, прекрасной дочери Омогоя.
В изначальном варианте предания сказывается, что младшая дочь Омогоя – особенная, наичистейшая Дева удаган, обладающая небесной красотой и непредназначенная для обычной земной жизни, велела построить высокое сооружение с крутой лестницей, подобие башни – терема. Живя в этом сакральном сооружении, символизирующем отдаленность от бренного мира, Юная удаган общалась с таинственной энергией Вселенной, спустя некоторое время вознеслась в Священные Небеса – Дабын и стала Девой Божеством, охраняющей по сей день потомков великого Омогоя.
Поздние мифы времен христианизации исказили это древнейшее сказание. Они повествуют о том, что Дева удаган – прекрасная дочь Омогоя, ушла из жизни сама, наложив на себя руки из-за того, что не женился на ней одинокий блуждающий странник – богатырь Эллэй, который выбрал в жены приемную дочь (кейге кыыс) великого Омогоя. В те времена саха позабыли, что наичистейшие души, достигнув высокой духовности, могли превратиться в наитончайшую, прекрасную энергию и раствориться во Вселенной. Сакральные знания наших предков о таинствах человеческой души, состоящей из трех информационных матриц настолько глубоки и научны, что человечество постигает эти тайные знания лишь только сейчас.
Загадка древнейшей шаманки из Колымы
Лето шло к исходу. Был август. Вечерами уже темнело. Студенты стройотряда часто долго засиживались у разожженного костра, освещающего осенние, еще теплые, сумерки. Острые язычки огня рассекали воздух, образуя невообразимую энергетику. Искры, улетающие от костра, таяли в потемневшем пространстве. Костер горел, слегка потрескивая, разнося необыкновенное тепло вокруг и распространяя свет. В этом была особенная магия, древняя, почти первобытная, влекущая и заманчивая, как те тайны, сокрытые в недрах и энергетике нашего северного края.
Это было в 80-х годах в Верхневилюйском улусе. Руководителем стройотряда «Эркээни» был историк, известный археолог, незаурядная личность, уроженец Верхневилюйского района Никита Деевич Архипов.
В один из таких магических вечеров разговор зашел о шаманах, о древних захоронениях.
– Удаганы и ойууны были всегда у нас, в Якутии, еще с древних первобытных времен, – начал рассказ Никита Деевич. Мы все притихли.
– Знаете, ребята, в 1980 году на притоке Колымы Пантелеихе, в местечке со странным названием Родинка нашим якутским археологом Сергеем Павловичем Кистеневым удалось обнаружить самое северное в мире древнейшее захоронение каменного века. После исследований был уточнен возраст этой загадочной находки, он составил 3600 лет. Захоронение было совсем непростое, а даже мистическое, в нем были обнаружены останки женщины, которую журналисты тут же окрестили «амазонкой с Пантелеихи». Рядом с девой лет до 25-ти покоился целый арсенал всевозможного оружия каменного века – лук, каменные и костяные ножи, кинжалы, топоры, наконечники копий и стрел, а также «хозяйственные» скребки и тесла. Но эта древняя молодая женщина, захороненная с такими почестями, была не только воительницей, она была шаманкой, о чем свидетельствовали магические ритуальные предметы, обнаруженные в могильнике.
Так я впервые узнала и услышала о самой древнейшей шаманке нашего удивительного северного края.
Потом спустя долгое время прочитала об этой находке в книге писателя Владимира Федорова «Служители трех миров», в главе «Чародеи каменного века, или Магия вместо телефона». Автор был дружен с археологом Сергеем Кистеневым, открывшим захоронение древней шаманки. В книге есть подробное описание этой археологической находки:
«…Прежде всего хочется вспомнить открытие, сделанное в 1980 году на притоке Колымы Пантелеихе, в местечке с симпатичным названием Родинка. Именно там сотрудниками Приленской археологической экспедиции во главе с упомянутым уже С. П. Кистеневым удалось обнаружить самое северное в мире неолитическое захоронение, чей возраст составил 3600 лет. В древней могиле были обнаружены останки женщины, которую журналисты тут же поспешили окрестить «амазонкой с Пантелеихи», поскольку рядом с ней покоился целый арсенал всевозможного оружия – лук, каменные и костяные ножи, кинжалы, топоры, наконечники копий и стрел, а также «хозяйственные» скребки и тесла. Но «амазонка», лежавшая в символической берестяной лодке, была буквально усыпана бусинами (более 18 тысяч) из раковин и скорлупы яиц, вместе с которыми находились ожерелья из звериных клыков, орнаментированные амулеты, подвески, скульптурные и стилизованные изображения хищных птиц (опять птиц!), по-видимому, являвшиеся частью обрядового костюма. На некоторых из находок были нанесены кресты и другие загадочные символы.