Валдомиру Фрейтас Аутран Доураду (1926-2012) – бразильский писатель, политический деятель. Окончил юридический факультет Федерального университета штата Минас-Жерайс. С 1954 года жил и работал в Рио-де-Жанейро, был пресс-секретарем президента, занимался политической деятельностью. Литературной деятельностью стал заниматься еще в студенческие годы. Большинство его романов посвящено одному штату Минайс-Жерайс, который мифологизирован им в образе выдуманного городка Дуас Понтиш. Как отмечают литературные критики – на творчество писателя повлиял Уильям Фолкнер. Некоторые названия произведений: «Тайная жизнь» (1964), «Опера мертвых» (1967), «Опера кукол» (1995), «Исповедь Нарцисса» (1997) и др.
Ж. Амаду. «Генералы песчаных карьеров» лист 1
Ж.Амаду. «Генералы песчаных карьеров» лист 2
Колумбийская литература
Мы должны сначала познакомиться с культурой Колумбии. Индейцы, которые жили на этой территории, имели свою богатую культуру, которая была варварски уничтожена в 16 веке испанскими завоевателями. Остались народные песни индейцев («бамбуко», «гуабина» и др.) Первые их записи относятся к 19 веку. Испанский язык стал литературным языком Колумбии. В конце 18 века в стране возникает литература, которую историки назвали «буржуазно-революционным классицизмом» с национально-патриотической тематикой («Кружок хорошего вкуса» – А.Нариньо). Основные представители этого направления – С.Боливар, Ф.А. Сеа и др. Большую роль в литературе этого времени играл поэт и драматург Х.Фернандес Мадрид – автор трагедий «Атала» (1822) и «Гуатемок» (1827). Стихи патриотического содержания (против испанских завоевателей) оставил потомкам Л.Варгас Техада, его комедия «Конвульсии» имела большой успех у читателей. Война в Колумбии (1810-1819) привела страну к республике, но привела к жестоким смутам и гражданским войнам. В литературе все это способствовало к появлению «романтизма». Большинство романтиков противопоставляли современности идиллию картинной жизни древних индейских племен (Х.Х. Ортинс, Х.Э. Каро). В поэзии критики отмечают незаконченную поэму Арболеды «Гонсало де Ойон» (1858). В прозе романтизма получил развитие жанр исторического романа и новеллы (Х. Кайседо Рохас, «Дон Альваро» (1871)). С романтизмом того времени была тесно связана «костумбристская школа» (литературное направление в Испании и Латинской Америке 19в., которое было первой попыткой реалистического изображения действительности). В это общество входили видные писатели – Х.М. Сампер (роман «Мартин Флорес,1866), Х.М. Вергара-и-Вергара (книга «Музей живописи нравов», 1866). В колумбрийской поэзии было много представителей модерна – Х.А. Сильва (находился под влиянием французского символизма), Корнелио Испано (неоклассическая поэзия).
В начале 20 века в литературе Колумбии широкое распространение получило «авангардистское» направление. Тематика произведений писателей была разной – от социально-критической до исторической, с элементами фантастики. Но, конечно, важным направлением литературоведы считали – социальное. Страна в этот период переживала большие социальные потрясения (отторжение от Колумбии Панамы в 1903 году). Поэт-сатирик К.Лопес (1881-1950) привлекал внимание своими яркими стихотворениями. Создатели современного социального романа: Х.Э. Ривера (1889-1928) – роман «Пучина» (1928), рассказывал о жестокой эксплуатации сборщиков каучука; Лопес де Месса (1884-) – роман «Трагедия Нильсе» (1928); А. Альварес Льерас (1892-1956) – роман «Не далее, как вчера» (1930); Х. Рестрепо Карамильо (1896-1945) – «Роман о троих» (1928).
Ривера Хосе Эустасио (1889-1928) – Колумбийский писатель, который в своих произведениях затрагивал социальные темы. В первых своих книгах (сборник сонетов «Земля обетованная») он восхищался природой Колумбии. Но в 1924 году вышел из печати его роман «Пучина», в котором автор обличал чудовищную эксплуатацию батраков на каучуковых плантациях. Эта книга положила начало новому направлению в Колумбийской литературе – литературе «зеленого ада». Писатель сумел показать не только момент эксплуатации человека человеком, но и отчаянную борьбу людей с дикой природой.
Отрывок из романа Х.Э. Ривера «Пучина»:
«…– Чем больше ты говоришь мне об этом, тем больше я убеждаюсь, что надоела тебе. Зачем ты взял меня с собой? Ведь это была твоя мысль! Уходи, оставь меня! Бог с вами, с тобой и с твоим Касанаре!
И она разрыдалась.
Я знал историю ее несчастной жизни, и мысль, что Алисия чувствует себя одинокой, опечалила меня. В те дни, когда мы с ней познакомились, ее хотели выдать за старика помещика. Она еще подростком влюбилась в своего двоюродного брата, бледного и хилого юнца, и тайно с ним обручилась; потом появился я, и старик, опасаясь, что я отобью у него добычу, засыпал девушку подарками и сжал кольцо осады при энергичной поддержке родственников Алисии. Тогда Алисия в поисках спасения бросилась в мои объятия…»
Все перечисленные авторы, по свидетельству историков литературы, в своих произведениях часто используют натуралистические черты, показывают патологические отклонения в человеческой психике. Особенно это заметно в романе «Невинный» (1928) Д.Аренго Велеса (1895-), который был построен на психоанализе подсознательных и инстинктивных импульсов человеческого поведения.
В середине 20 века в Колумбийской литературе социальные черты все также были на первом месте. Писатели Х. Буйтраго (романы «На чужой почве»,1945 и «Земля принадлежит индейцу», 1955), Х. А. Ассорио Лисарасо (романы «Человек под землей»,1944, «День ненависти»,1952) разрабатывали тему борьбы. Романы о насилии захлестнули в это время колумбийскую литературу – Д.Кайседо (роман «Сухой ветер»,1953), Э.Кабальеро Кальдерона (роман «Отвернувшийся Христос»,1952). Острые конфликты национальной действительности были подняты колумбийскими прозаиками на небывалую высоту.
В поэзии Колумбии критики видели, как и в прозе, три основных направления – лирическое (воспевание любви и природы), социальное и психологическое (раскрытие своего внутреннего «Я»). Познакомимся ближе с некоторыми поэтами 20 века.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги