Зентарски ведет группу преподавателей в «жемчужину» программы физвоспитания Центральной школы Нейпервилла – бывший спортивный зал для девочек, ныне оснащенный искусственной стенкой для скалолазания 8 метров высотой и 10 метров длиной, а также специальными канатными тропинками. Пол рассказывает об упражнении, которому обучают школьников и которое должно развивать в них чувство товарищества и взаимовыручки: взбирающемуся на стену или идущему по канату ученику завязывают глаза, и он двигается по подсказкам. Недавно в зале построили новую, «облегченную» стенку для ребят с физическими и умственными отклонениями. Отвечая на неизбежные вопросы об ответственности преподавателей за работу на таких снарядах, Зентарски подчеркивает, что травм на них было очень немного, потому что все дети активно помогают друг другу. И именно этот дух взаимопомощи – тот важный урок, который преподают своим воспитанникам здешние учителя.
«Если вы спросите людей, что именно педагоги мечтали бы видеть в наших выпускниках, – поясняет Зентарски, – все ответят: способность к общению. Мы хотим, чтобы они могли работать в микроколлективах. Нам нужно, чтобы они умели решать сложные задачи. Мы мечтаем, чтобы они не боялись рисковать. И где всему этому можно обучить? – спрашивает Зентарски, обводя взглядом собравшихся. – В кабинетах естественнонаучных дисциплин? Я так не думаю».
Что хорошо для тела, хорошо и для мозга
В 200 километрах к югу от Нейпервилла, в кампусе Иллинойсского университета в Урбана-Шампейне психолог Чарльз Хиллман провел собственное исследование, схожее по методике с работами Департамента образования Калифорнии. Его объектом стали 216 учеников третьего и пятого классов средней школы. Эксперимент также показал корреляцию между физическим состоянием детей и их успеваемостью. Хиллман и его коллега, Дарла Кастелли, обнаружили нечто весьма интересное. Из шести параметров, оценивающих физическую форму школьников, два оказались особенно важными в отношении их академических результатов. «Индекс массы тела и состояние двигательной активности стали основными компонентами общего уравнения здоровья школьников, – говорит Кастелли. – Это два чрезвычайных фактора. Мы были даже удивлены тем, насколько это очевидно».
Хиллман, однако, пошел дальше. Он захотел разобраться в психологической основе полученных результатов. Именно поэтому он составил две группы школьников по 40 человек, в первой из которых были физически развитые дети, а во второй – имевшие недостаточное развитие. Ученый измерил уровень их внимания, рабочей памяти и скорости выполнения заданий. Во время тестов, которые были связаны с мыслительной активностью школьников, на них надевали специальные шапочки с электродами и снимали энцефалограмму. Она показала, что во время выполнения заданий на внимание активность мозга, а значит и активность нейронов, была выше у физически развитых детей. «У них мы видели более концентрированную работу мозга», – поясняет Хиллман. Другими словами, лучшая спортивная подготовка ребенка определяет наличие у него более высокого уровня внимания и отличные результаты в тестах.
Хиллман обнаружил и еще одно интересное явление: как его подопечные реагировали на свои ошибки. В этих целях он использовал широко известный фланкер-тест Эриксена[10], в ходе которого на экране перед испытуемым зажигаются серии из букв (например, H и S). Школьник должен сосредоточить свое внимание только на той букве, которая находится в центре цепочки, не обращая внимания на расположенные по краям. При этом он должен нажать одну кнопку, когда видит посередине букву H, и другую – когда в центре S. Когда цепочки букв высвечиваются с интервалом всего в одну секунду (что-то типа HHSHH), очень легко сделать ошибку. При этом испытуемому сразу сигнализируют об этом. Хиллман обнаружил, что более развитые физически дети легче успокаиваются после промаха и быстрее настраиваются на правильный ответ.
Способность сделать паузу и обдумать свою реакцию, собраться с мыслями и, учитывая совершенное, заставить себя в следующий раз сделать правильный выбор относится к области исполнительной функции мозга[11], которая контролируется префронтальной областью его коры. (Об исполнительных функциях мозга я подробнее расскажу в последующих главах, особенно когда коснусь синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, который частично вызывается дисфункцией префронтальной коры. Когда тест Эриксена проходит ребенок с указанным синдромом, он либо нажмет неправильную кнопку, не в состоянии остановиться, либо будет очень долго колебаться, прежде чем нажмет нужную кнопку.) Способность учиться на собственных ошибках очень важна в повседневной жизни, а исследования Хиллмана показывают, что физическая активность (или, во всяком случае, приемлемый уровень состояния организма) может мощно влиять на самые фундаментальные навыки.
Следуйте за лидерами
Касательно веры в трансформирующую силу физической активности, трудно найти более показательный пример, чем Джесси Вольфрам. Круглая отличница и, по ее словам, абсолютный «ботаник» во время обучения в Центральной старшей школе, после ее окончания в 2003 году Джесси поступила в университет аэронавтики Эмбри-Риддл городка Дейтона-Бич. Сейчас она проходит здесь специализацию в инженерной физике. Джесси привыкла прятаться за свою сестру-близняшку и всегда была очень застенчивой. «В третьем классе мама предложила мне на выбор занятия футболом или пианино, – со смехом рассказывает Джесси. – Я была так испугана перспективой вообще делать то, о чем не имела понятия, да еще в коллективе одноклассниц, что с ходу выбрала самое неинтересное для себя – музыку. И играла на фортепиано целых восемь лет».
Когда девочка начала учиться в средней школе Madison, Фил Лоулер не мог предложить ей занятия фортепиано. Как и все, она должна была посещать уроки физкультуры. И хотя Джесси не пылала к ним любовью, ничего ужасного для нее они не представляли. Тем не менее малышка усвоила преподанные уроки относительно тела, и в дальнейшей жизни они сослужили ей хорошую службу.
В Центральной старшей школе близнецы учились в разных классах, поэтому Джесси просто вынуждена была общаться с одноклассниками больше, чем ей хотелось бы. Она записалась в класс ораторского искусства, чтобы справиться с застенчивостью. Но, по ее словам, по-настоящему помогли ей расцвести занятия греблей на байдарке. Этот спорт понравился Джесси сразу. И она немедленно обнаружила, что может добиваться успехов не только в учебе. Это помогло ей изменить себя.
«Когда кто-то замечает, как у тебя что-то получается лучше, чем у них, на тебя обращают внимание, – говорит Джесси. – В гребном спорте меня начали выделять, и я уже не была безликим существом. Это придало мне смелости. Даже если вы застенчивы от природы, но люди обращаются к вам с вопросами, как делать то или иное движение, вы забываете про свою застенчивость. Просто объясняете: голову нужно держать так, а веслом работать вот так».
Закрытый бассейн, где тренировались школьники, уравнивал их. «Когда все переодеваются в спортивную одежду, трудно различить, кто какой социальный статус имеет. Эти границы стираются. До того как я занялась греблей, у меня было много проблем».
Воодушевленная успехами в байдарочном спорте, Джесси записалась также в группу по формированию лидерских качеств, которую вел Зентарски. Первым делом он разъединил уже сложившиеся мини-коллективы (например, отделил Джесси от Бекки), чтобы школьники общались со всеми сверстниками. В группе Зентарски стали обучать скалолазанию, и Джесси нашла этот вид спорта очень привлекательным. Она присоединилась к «Клубу приключений», своеобразному нулевому классу, который в 6.30 утра предоставлял дополнительные возможности полазать по искусственным скалам или погрести на байдарках в бассейне.
В то утро, когда Джесси и ее сестре предстояли тесты на академические достижения, существующие в штате Иллинойс (разновидность общенациональных академических оценочных тестов SAT), они решили с утра позаниматься греблей. Девочки были так уверены в своих силах и так привыкли, что физические упражнения помогают сосредоточиться, что спокойно работали в довольно холодном утреннем бассейне. Скольких учеников старшей школы вы знаете, которые поступили бы так же? А скольких взрослых?
«На экзамен мы пришли мокрыми и замерзшими, – вспоминает Джесси. – Мы вошли в класс и поняли, что в то утро были единственными проснувшимися выпускниками. И результаты у нас оказались очень приличными». Обе девочки набрали по 1400 баллов из 1600 возможных – отличный показатель!
После поступления в университет Джесси продолжила развиваться и в учебе, и в социальном плане. Она учится исключительно на А и В (пятерки и четверки) и, что удивительно, стала «советником-резидентом» (так называют тех, кто берет под опеку группу младшекурсников, проживающих с ними в одном общежитии, обеспечивает их заботой, советами, а иногда и призывает к дисциплине). Джесси в университете совсем не посторонний человек.
При переходе от школьной жизни к студенческой часто трудно сохранить необходимую двигательную активность. Однако Джесси с самого начала учебы в университете старалась не отходить от привычного спортивного режима. Например, на первом курсе организовала товарищей по комнате в общежитии так, что перед любыми напряженными событиями (экзаменами и т. п.) они бегали несколько раз вверх-вниз по лестницам. Это въелось в Джесси еще с Нейпервилла – стремление к управлению собственным мозгом с помощью физических упражнений. Именно эту идею я и стараюсь донести до читателей в моей книге.
«Сегодня у меня каждый час расписан, – говорит Джесси, – занятиями, оказанием помощи младшекурсникам… Когда не хватает времени на спорт, я очень переживаю. Всегда, когда впереди целая серия сложных испытаний и на меня давит стресс, я говорю себе: “Прекрасно, ты знаешь, что надо делать, чтобы справиться с волнением”. Это здорово, когда помнишь, что у тебя есть отдушина. Если бы ее не было, я, наверное, подавляла бы стресс едой или еще чем-то. Но я знаю, что физические упражнения активизируют деятельность моего мозга. И говорю себе: “Давай, поработай над собой!” Если бы в моей школе не было уроков физкультуры, я бы не знала этого».
Больше, чем просто фитнес
Как и многие мои сверстники, я вырос с представлением, что физкультура в школе – что-то несерьезное. Иногда на этих уроках нам было весело, но не могу вспомнить, чтобы там нас чему-то обучали. Став взрослым и начав читать лекции преподавателям и врачам о положительном влиянии двигательной активности на настроение, внимание, самооценку и социальные навыки, я, конечно, не имел в виду уроки физкультуры. По личному опыту, эти уроки в моем детстве и отрочестве совсем не пропагандировали подобное отношение. Напротив, они отвращали от двигательной активности. Жестокая ирония тогдашнего физвоспитания состояла в том, что стеснительные, неловкие и неспортивные дети – то есть те, которым подобные занятия были нужнее, чем другим, – оставались за бортом и в основном просиживали на скамейках. Такие, как Джесси Вольфрам, были отодвинуты в сторону и медленно сгорали от стыда. За многие годы практики я выслушал от пациентов немало историй об унижении, которое им пришлось испытать на уроках физкультуры. Побочным эффектом становились тяжелые проблемы, которые физическая активность как раз и должна помогать преодолевать.
Часть волшебства Нейпервилла основана на том, что Лоулер и Зентарски прекрасно знают об этой негативной стороне «старой» физкультуры. «Раньше принято было оценивать физическую подготовку мальчиков по количеству подтягиваний на перекладине, – вспоминает Зентарски, и в его голосе сквозит плохо скрываемое отвращение. – Около 65 % подростков не могли подтянуться и один раз. Добро пожаловать на физкультуру, чтобы почувствовать себя неудачником!»
Что поражает меня в Зентарски с точки зрения его превращения из сержанта-надсмотрщика в инженера, выстраивающего тела, мозги и умы школьников, так это то, какое у него возникло острое желание модифицировать физвоспитание. Например, одним из последних нововведений в Центральной старшей школе стали обязательные для учеников десятого класса занятия сквер-дансом[12]. Возможно, идея не так уж и нова, но танец преподается, чтобы школьники учились использовать движение в коммуникации. В первые недели ученики получают письменные подсказки для начала беседы с партнером или партнершей. Пары меняются после каждого тура. Постепенно школьники начинают общаться без подсказок, сначала по 30 секунд, затем все больше и больше. В ходе финального экзамена проверяется и то, насколько точно ученики могут запомнить 10 фактов о партнере после совместного танца длительностью 15 минут.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Нейромедиатор (нейротрансмиттер) – особое биологически активное химическое вещество – «посредник», который участвует в передаче, усилении и модуляции сигналов между нейронами и другими клетками в организме. Здесь и далее – если не указано иное, прим. ред.
2
Инсулиноподобный фактор роста (ИФР-1, ИПФ-1, соматомедин С, IGF1) – белок, по структуре и функциям похожий на инсулин. Он участвует в эндокринной, аутокринной и паракринной регуляции процессов роста, развития и дифференцировки клеток и тканей организма. Считается, что он играет активную роль в процессах старения. Участвует в обмене глюкозы.
3
Сосудисто-эндотелиальный фактор роста (фактор роста эндотелия сосудов, VEGF) – сигнальный белок, вырабатываемый клетками для стимулирования васкулогенеза (образования эмбриональной сосудистой системы) и ангиогенеза (роста новых сосудов в уже существующей сосудистой системе).
4
Нейпервилл – город в штате Иллинойс. В 2006 году занял второе место в рейтинге лучших для жизни в США по версии издания Money Magazine. Прим. перев.
5
Издана на русском языке: Фридман Т. Плоский мир. Краткая история ХХI века. М.: Эксмо, 2012.
6
Речь идет об американском футболе.
7
GPA (Grade Point Average) – это среднее арифметическое от оценок, полученных школьником за все пройденные курсы, с учетом затраченного на них времени. По европейской шкале он может принимать значение от 0 до 5, по американской – от 0 до 4. Прим. перев.
8
Стэнфордский тест достижений – комплекс тестов, предназначенных для измерения у учащихся начальной и средней общеобразовательной школ США базисных уровней овладения чтением, математикой, родным языком, естественными и социальными науками, а также навыками слушания. Седьмая редакция рассчитана на применение в диапазоне от детского сада до 12 класса и содержит 10 уровней со 170 тестами и 7 тысячами заданий. Прим. перев.
9
Кинезиология – метод альтернативной медицины, определяющий и исправляющий состояние различных внутренних органов и систем через изменение тонуса связанных с ними скелетных мышц.
10
Фланкер-тест представляет собой специфический тест, изучающий распределение зрительного внимания между равноправными объектами. Его создание основано на том, что человеческий глаз цепляется за несколько похожих объектов, рассеивая между ними внимание, хотя распознать требуется только один. Тренажеры, разработанные на основе этих возможностей мозга, способствуют формированию новых полезных связей между разными нейронными участками и общему улучшению интеллектуальных способностей ребенка.
11
Исполнительные функции – в нейропсихологии гипотетический набор высокоуровневых процессов, позволяющий планировать текущие действия в соответствии с общей целью, изменять реакцию в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным стимулам. Прим. перев.
12
Сквер-данс – народный танец в США. Заимствован из традиционных танцев, привезенных эмигрантами из Европы: моррис, контрданс и кадриль. Название объясняется тем, что исходное расположение танцоров – всегда квадрат, образованный четырьмя парами лицом друг к другу. Особенность танца в том, что последовательность фигур заранее неизвестна. Их произносит или поет под музыку так называемый коллер (от англ. call – «выкликать, называть»). Он руководит танцем, но не участвует в нем. Прим. перев.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги