Книга Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Евгеньевич Тихомиров. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале
Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале

Чаши (соответственно): Аркаим, Европа, ямная культура.




3. Древние металлурги

В Авесте бог Ахура Мазда (крайне осведомлённый жрец) советует легендарному непорочному царю древних ариев (индоевропейцев) Йиме создать гигантскую ограду – Вару, и туда, за эту ограду поместить «семя всех самцов и самок, которые на этой земле величайшие, и семя всех родов скота, и семя всех растений. И всех сделать по паре, пока люди пребывают в Варе…». Легендарная Вара состояла из 3 кругов, заключённых один в другой. Из крайнего вели 9 проходов, из среднего – 6, из внутреннего – 3. И на этой отгороженной от злых ветров территории Йима выстроил 18 улиц, а над территорией сотворил наверху окно – что-то вроде трубы для выхода дыма. Покровителем ковки в славянском языческом пантеоне был бог-кузнец Сварог (санскритск. «сварга» – небо). Образ Сварога сближается с греческим Гефестом и Прометеем. Солнце – Даждь-бог – в славянской мифологии мыслилось как сын Сварога. В христианском народном календаре Сварог превратился в святых Козьму и Демьяна – патронов кузнечного ремесла и брака. Само наличие богов – покровителей ковки – указывает на древность ее происхождения. Со словом «Сварог» идиоматически схоже и слово «Свастика» (санскр.) – крест с загнутыми под прямым углом концами, один из древнейших орнаментальных мотивов, встречающихся у народов Индии, Китая, Японии, где знак свастики имел и культовое значение. Сравните также славянские слова «варить», «сварка». На территории степей Урала-Алтая ковка достигла значительного развития уже у скифских племен Северного Причерноморья (7— 4 вв. до н. а.), а также у сарматов и у славян, известных в 4— 6 вв. под именем антов. В 10—11 вв. изделия из железа и стали на Руси были широко распространены и имели многообразное применение. Древние металлурги обычно сосредоточивали в своих руках как выплавку железа из болотной руды, так называемую «варку» железа, так и изготовление различных изделии из железа, а также ковку меди, олова, серебра и золота, в особенности в ювелирных работах. Использовался горн, где комья болотной руды снизу и сверху обкладывались углём, который поджигался и разогревал её до нужной температуры. Расплавленное железо стекало на дно горна и образовывало вязкую массу (крицу). Кузнец брал её клещами и затем ковкой молотом на наковальне придавал изделию нужную форму, сбивал с поверхности шлаки и уменьшал пористость металла. Освоение железа привело к существенному скачку в развитии. Кроме того, залежи олова и меди, и их сплава бронзы, в области обитания древних индоевропейцев практически отсутствовали, их завозили с других территорий. Железные руды имели более широкое распространение, чем медь и олово, железные руды формировались в больших количествах под действием микроорганизмов в болотах и стоячих водоёмах. А область распространения древних индоевропейцев как раз и характеризовались обилием озёр и заболоченных земель. В отличие от меди и олова железо в древности добывалось повсюду из бурых железняков, озёрных, болотных и иных руд. Предпосылкой широкого распространения железной металлургии было использование сыродутного процесса, при котором восстановление железа из руды достигалось при температуре 900 градусов, тогда как плавится железо лишь при температуре 1530 градусов, для получения железа сыродутным методом руда дробилась, обжигалась на открытом огне, а затем в ямах или небольших глиняных очагах, куда закладывался древесный уголь и нагнетался мехами воздух, производилось восстановление железа. На дне печи образовывалась крица (сравните Кришна с санскрита, букв. – «тёмный, чёрный», один из почитаемых богов в индуизме). – комок пористого, тестообразного и сильно загрязнённого железа, которого было затем необходимо подвергнуть многократной горячей проковке. Кричное железо отличалось мягкостью, но уже в древнейшие времена был открыт способ получения более твёрдого металла путём закалки железных изделий или их цементации, то есть прокаливания в костном угле с целью обуглероживания. Горн – печь для выработки железа в сыродутном процессе представляла собой неглубокую яму в земле, к которой с помощью глиняных трубок подводился воздух от мехов, что мы и наблюдаем в древних реконструкциях Аркаима, Квинтаны, Голоринга и других посёлках. Впоследствии эти схемы построения стали считаться священными и их воспроизводили в различных крестообразных вариациях, в том числе в виде свастики, первобытные домницы имели вид цилиндрических сооружений из камней или глины, суженные кверху, отсюда и вид свастики, креста с загнутыми под прямым углом концами. Снизу устраивались каналы, куда вставлялись глиняные трубки-сопла, к ним прикреплялись кожаные меха, с их помощью в печь нагнетался воздух. Эти конструкции напоминали различные виды крестов, которые впоследствии были обожествлены в индуизме, буддизме, христианстве. Крест почитался и в дохристианских культах. Его изображения обнаружены при археологических раскопках в разных районах земного шара, в частности, в Южной Америке, Новой Зеландии. Установлено, что он служил объектом поклонения других народов как символ огня, который первоначально добывался путем трения двух перекрещивающихся палочек, символ солнца и вечной жизни. Уже в древности для того, чтобы уменьшить температуру плавления металлурги стали использовать флюориты (плавиковый шпат, флюориты бывают различные цветом: фиолетовые, жёлтые, зелёные, редко – бесцветные) и могли получать сталь при температуре 1100 – 1200 градусов, вместо 1530—1700 градусов, что позволяло тратить меньше топлива (дерева или угля) при сталеварении, получая очень прочные железные изделия.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги