Книга Кочевые народы степей и Киевская Русь - читать онлайн бесплатно, автор Петр Петрович Толочко. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Кочевые народы степей и Киевская Русь
Кочевые народы степей и Киевская Русь
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Кочевые народы степей и Киевская Русь

В письменных источниках VI в. упоминаний этнонима «болгары», по существу, нет. Прокопий Кесарийский, Иордан и другие авторы наследниками гуннов на юге Восточной Европы считали оногуров и кутригуров, обитавших по обоим берегам Дона. В период 60-х годов VI в. – 30-х годов VII в, приазовские и причерноморские племена создают первое государственное образование, так называемую Великую Болгарию, Это было разноэтническое образование, в состав которого, по-видимому, входили кроме болгарских также и венгерские племена, Как полагают исследователи, связь болгар с утрами отражена уже в самом этнониме «булгары», где первая часть «булга» является тюркской, а вторая восходит к утрам.

После разгрома Великой Болгарии хазарами в 60-70-х годах VII в. часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала через восточноевропейские степи на Дунай. Это событие нашло отражение в хазаро-еврейской переписке. «Они [болгары) оставили свою страну и бежали, а те [хазары] преследовали их, пока не настигли их, до реки по имени Дуна»[21].

Вызывает сомнение, что это сообщение адекватно отражает событие. Конечно, хазары могли преследовать болгар после нанесенного им поражения, но предположить уход значительных масс населения в виде бегства обычного воинского соединения вряд ли возможно. Процесс переселения болгар с Дона на Дунай был сравнительно длительным. Как полагают некоторые исследователи, вначале они пытались закрепиться в районе Поднепровья, но после того, как их и здесь настигли хазары, ушли на Дунай.

Археологически путь болгар в Подунавье прослеживается очень слабо. Попытка связать с ними знаменитый Перещепинский клад, отождествив его с погребением хана Куврата, о чем уже упоминалось выше, не может быть признана безусловной. Во-первых, глухих свидетельств о каких-то «деревяшках», возможно, от гробовища, а также о находке человеческих костей (фрагменте черепа и коленной чашечки) не достаточно для утверждения, что мы имеем дело с погребением хана-кочевника. А во-вторых, весь ритуал захоронения никак не согласуется с выводом исследователей о христианстве Куврата. Не определенной остается также этническая принадлежность кладов-погребений возле сел Келигея – в дельте Днепра, Зачепиловка – на Полтавщине, Глодосы – на Кировоградщине, Вознесенка – на Днепре. Кроме общего вывода о том, что названные древности оставлены кочевниками, ничего более конкретного исследователям установить не удалось.

Набор золотых и серебряных вещей в памятниках типа Малая Перещепина имеет, по существу, интернациональный характер. Это серьги, витые гривны, плетеные цепи, ожерелья из бус, медальоны, лунницы, кресты, имевшие византийское происхождение. Поясные наборы, пряжки с прямоугольными или овальными дужками и щитовидными обоймами, плоские поясные наконечники, накладные бляшки имели распространение в дружинной среде практически всех евразийских кочевников, а также их оседлых соседей. Это относится и к предметам снаряжения всадника: удилам, стременам, седлам, пряжкам и бляшкам от конской сбруи.

Оружие представлено саблями, кинжалами, боевыми топорами, наконечниками копий и стрел.

Набор золотой и серебряной посуды из погребения-клада у села Малая Перещепина – блюда, тарелки, кувшины, вазы, кубки, амфоры, ритоны, ложки – произведены в мастерских Византии и Ирана. Наличие здесь 89 византийских монет, чеканенных между годами 582-м и 668-м, позволяет относительно точно датировать время, когда эти ценности зарыли в землю.

Значительный интерес представляет находка богатого клада у села Вознесенка Запорожской области. Как удалось установить В. А. Гринченко, он находился в одной из ям внутри прямоугольного укрепления, насыпанного из земли и камней. В состав клада входили ювелирные изделия из драгоценных металлов, дружинное снаряжение, две серебряные фигурки орла и льва, навершия знамен. Все это находилось вперемешку с золой и пеплом, а также пережженными человеческими костями. Это наблюдение позволило В. А. Гринченко сделать вывод о том, что открытый объект является коллективным сожжением воинов и полководца, осуществленным в военном лагере[22]. А. К. Амброз полагал, что перед нами – поминальный комплекс, который можно датировать первой половиной VIII в. и связывать с тюрками [23].

Временем прохождения болгар через южнорусские степи датируется целый ряд единичных захоронений, помещенных в насыпи курганов. Они выявлены на Днепре, в Херсонской и Николаевской областях. Погребения возле сел Христофоровка, Новая Одесса Николаевской области и Черноморское Херсонской области по погребальному обряду, характеру инвентаря и форме могильных ям в целом очень близки к ямным могильникам Подонья, Дунайской и Волжской Болгарии.

Описанная выше группа богатых погребений с конем, имеющая аналогии в позднеаварских могильниках, рядом исследователей связывается также с болгарами, а появление погребений богатых воинов с конем в самой Паннонии, по их мнению, вызвано участием кутригурского союза племен в аварских походах 30-х годов VII ст. на Византию.

Истории было угодно, чтобы тюрко-болгары превратились в славяно-болгар. Византийский церковный деятель и хронист Феофан Исповедник (760–818) и патриарх Никифор (758–829) свидетельствовали, что болгары во главе с ханом Аспарухом, придя на Балканы в 680 г., обнаружили здесь много славян, с которыми и образовали болгаро-славянское государство. Не исключено, что процесс славянизации болгар начался еще в Подонье, где их северными соседями были славяне, а также во время прохождения их через славянские земли на Дунай. Можно предположить также, что и переселенческая волна болгар втянула в себя какую-то часть славянского населения, которое уже с VI в. проложило дорогу в Балкано-Дунайские земли Византии.

Вероятно, одним из примеров славяно-болгарского синтеза может быть известное Пастырское городище. Памятник этот расположен в ареале пеньковской культуры, но выделяется своеобразием археологического комплекса. В свое время М. И. Артамонов видел в нем ставку кутригурского хана, хотя сколько-нибудь убедительных доказательств в пользу такого предположения не привел.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Пархоменко В, Л, У истоков русской государственности (VIIl-XI). Л., 1924. С. 69–71,

2

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М, 1992, С. 323–330.

3

Там же. С. 14, 339, 358.

4

Ключевский В. О. Курс русской истории, М, 1956. Т. L Ч. 1. С. 67,

5

Покровский Ж, Я. Русская история с древнейших времен, Л, 1924, Т. I С. 102–103.

6

Греков Б, Д. Киевская Русь и проблема генезиса русского феодализма у М. И. Покровского / / Историк-марксист. 1937. № 5/6. С. 73.

7

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. С. 330.

8

Там же. С, 323, 370,

9

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. С. 316.

10

Костомаров И. И. Черты народной южнорусской истории // Исторические монографии и исследования, СПб., 1903. Т, L С, 112–114,

11

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь, С. 341–342.

12

Иордан. О происхождении и деяниях гетов М., 1960. С. 72

13

Спицин А. Л. Древности антов / / Сборник отделения русского языка и словесности АН СССР. М„1928. С. 492–495.

14

Мольнар Эрик. Проблемы этногенеза и древней истории венгерского народа / / Studia Historica Academie Scientiarum Hungaricae. 13. Budapestini, 1955. C. 127.

15

Повесть временных лет. M.; Л., 1950. Ч. I. С. 14. (Далее: ПВЛ.)

16

Там же.

17

Plezia M. Greckie i lacinskie Zrodla do najstarszych drejow flowian. Wyd. 2. Poznan; Krakow, 1952.

18

Феофилакт Симокатта. История / Переводе. П. Кондратьева. М., 1957. С. 178.

19

В византийских памятниках «Туркия» – перевод венгерского слова «Мадьяросаг», то есть «Страна мадьяр».

20

ПВЛ. Ч. I. С. 210.

21

Коковцев П. К. Еврейско-хазарская переписка X в. Л., 1932. С. 32.

22

Гритенко В, А, Памятка VIII ст. колос, Вознесенки на Запорижжи // Археология. I960. Т, 3 С, 37–63.

23

Амброз А. К. Восточноевропейские и среднеазиатские степи V – первой половины VIII в. // Степи Евразии в эпоху Средневековья, М., 1981. С. 38“42.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги