134
«На первый взгляд может показаться, что Христос в этом случае как бы уступил искусителю, который некогда предлагал Ему превратить камни в хлеб. Но на самом деле в том, что Он совершил, не было компромисса. Слова “не хлебом единым жив человек” оставались в силе. Учитель хотел, чтобы толпа шла к Нему прежде всего за духовной пищей. Если люди будут искать Царства Божия, “все остальное приложится им”. Предание сохранило знаменательные слова Христа: “Просите о великом, и Бог даст вам сверх того и малое”». – Мень А., прот. Сын Человеческий.
135
Пресвятая Мать Иисуса Христа обратилась к Нему со словами «вина нет у них», и Иисус вначале ответил, что Его «час» еще не пришел – то есть время открытого явления Его как Мессии еще не настало. Однако Иисус выполнил просьбу Матери. Чудо совершилось после того, как Мать Иисуса сказала служителям пира: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин 2:5). Христианские толкователи придают значимость тому, что эта фраза – единственное зафиксированное в Евангелиях обращение Пресвятой Девы Марии ко многим людям.
136
У этого чуда есть глубокий символический смысл – в ветхозаветном Писании брак символизировал союз Бога с Его народом (Песн, Ос 2, Иез 16 и др.). В других местах Нового Завета Христос сравнивается с женихом – ср. притчу Мф 9:15, речь Иоанна Крестителя в Ин 3:25–36 и пр.
137
Термин «Царствие Божие» встречается в Евангелии от Иоанна только здесь. Начиная с этой главы, понятие «Царствие Божие» передается через синонимы: «жизнь» (Ин 3:36), «жизнь вечная» (Ин 3:16), «спасение» (Ин 3:17), «небо» (Ин 3:12).
138
«Но иудеи употребляли слово “вода” еще и в другом смысле. Они часто говорили о том, что душа испытывает жажду к Богу и об утолении этой жажды живой водой… В Откровении это обещание звучит так: “жаждущему дам даром от источника воды живой” (Откр 21:6). “Агнец будет водить их на живые источники вод” (Откр 7:17). У пророка Исайи обещание избранному народу гласит: “И в радости будете почерпать воду из источников спасения” (Ис 12:3). И псалмопевец говорил о душе своей, которая стремилась к Богу, как лань к потокам воды (Пс 41:2). Бог обещал: “Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее” (Ис 44:3). Он призывал жаждущих идти к водам и пить (Ис 55:1). Бог сокрушается, что израильтяне оставили Его – источник воды живой, и высекли себе водоемы разбитые (Иер 2:13). У пророка Иезекииля тоже было видение дающего жизнь потока (Иез 47:1-12). Пророк Захария видел, что в новом грядущем мире будет открыт источник для омытия греха и нечистоты (Зах 13:1)…». – Баркли У. Комментарий на Евангелие от Иоанна.
139
«Для нас привычным является понимание Вознесения как восхождения Иисуса Христа на небо на сороковой день после Его Воскресения. Но в Евангелии от Иоанна смерть Иисуса на кресте, Его воскресение и прославление рассматриваются как единый акт. Поэтому под “вознесением” здесь понимается подъятие на крест (см. Ин 8:28; 12:23). Крест – это первый шаг к будущей славе». – Прокопчук А., прот. Лекции по Евангелию от Иоанна. С. 21–22.
140
«Если Бог есть Дух, Он не связан с какими-то местами, и потому ограничивать поклонение и богослужение Иерусалимом или любым другим местом значит ставить пределы Тому, Который по природе Своей бесконечен. Если Бог есть Дух, то и дары Богу должны быть дарами Духа… – любовь, верность, послушание угодны Богу». – Баркли У. Комментарий на Евангелие от Иоанна. Приведем интересное замечание прот. А. Прокопчука: «В понимании Иоанна, дух и истина тесно связаны между собой и составляют одну реальность. Святой Дух выступает как Дух истины (Ин 14:17; 15:26; 16:13), Который наставит учеников в познании всякой истины. Поскольку Сам Христос есть истина, оба существительных в ст. 4:24 [в духе и истине] можно писать с большой буквы». – Прокопчук А., прот. Лекции по Евангелию от Иоанна. С. 27.
141
«До этого времени и на протяжении веков религия была прежде всего предписанием, законом, уставом, причем вся ее действительность состояла как раз в слепом, безоговорочном подчинении этому предписанию. На этой горе, в Иерусалиме, не здесь, а там, не так, а этак – тысячами таких предписаний, возводимых к Богу, человек ограждал себя от беспокойства, от страха, от мучительных исканий, сам строил себе клетку, в которой все было ясно и точно определено и не требовало ничего, кроме точного исполнения… Не на этой горе и не в Иерусалиме, а в Духе и Истине. И это значит – не в страхе и слепоте, не от боязни и мучения, а в знании и свободе, в свободном выборе, в сыновней любви. В центр, в само сердце религии поставлена Истина. Не закон, не подчинение, не предписание, а Истина. “Познаете Истину, – говорит Христос, – и Истина сделает вас свободными”. В центр религии, в само ее сердце, положено искание. “Ищите и обрящете”. Не успокоенность, а жажда: “блаженны алчущие и жаждущие правды”. Не рабство, а свобода…» – Шмеман А., прот. Воскресные беседы.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги