Валерий Вениаминович Черданцев, Олег Николаевич Глазунов
Прикладная кратология. Наука о власти
© Черданцев В. В, Глазунов О. Н., 2015
© ПРОБЕЛ-2000, 2015
Об авторах
ЧЕРДАНЦЕВ Валерий Вениаминович
Культуролог, политолог. Автор книг: «Апология деструктивности», «Этнический фактор в национальной политике России: современность истории».
Преподаватель РЭУ имени Г. В. Плеханова.
ГЛАЗУНОВ Олег Николаевич
Политолог, публицист, автор книг: «Государственный переворот. Стратегия и технология», «Контуры стратегической нестабильности XXI века. Геополитические игры на мировой шахматной доске: прогнозы до 2030 года».
Доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова.
Введение
ХХI век будет веком гуманитарных наук. Тот, кто собирается выиграть и остаться на мировой шахматной доске, должен первым создавать совершенно новую систему научных представлений о мире, власти и обществе. Современная «большая игра» в ХХI веке предполагает наличие интеллектуально-стратегического превосходства. На наш взгляд, шансы России избежать глобальной войны в огромной степени зависят от того, насколько удастся создать достойный уровень гуманитарного знания. И прав был немецкий канцлер Бисмарк, когда говорил о том, что войны выигрывают приходской священник и учитель. Но в этой фразе есть и другой смысл, который мало кто замечает – священник и учитель выигрывают не войны, а мир.
Превосходство в гуманитарных знаниях – это путь победы в ХХI веке. Об этом говорил французский философ Мишель Фуко, кода в свой книге «Надзирать и наказывать» писал о «власти-знании». Что сделали большевики, когда пришли к власти в октябре 1917 года? Они предложили свою науку, отличную от царской. Коммунисты смогли победить тогда, когда вычислили наиболее уязвимые точки российской империи, их власть была тем, что Фуко называл «властью – знанием». Невозможно построить светлое будущее, пользуясь чужой системой знаний об обществе и историческом развитии. То есть, если страна в ХХI веке хочет быть активным игроком на мировой арене, то должна создать такую систему знаний, которая будет отражать ее национальные взгляды и интересы. Почему проиграли коммунисты? Они утратила свое интеллектуальное превосходство в «холодной» войне.
Понятно, что интеллектуальное превосходство – это совершенно необходимое условие, чтобы не только присутствовать на мировой шахматной доске, но и просто попасть в число активных игроков. Современной России необходимо новое знание о мире, с иной научной структурой, отличной от нынешней, отражающей реалии ХХ века, знания прежде всего о болевых точках современного мира. И понятно, помимо новых представлений о мире, нам всем необходимо точное и достоверное знание о самих себе. Современная наука таких знаний не предоставляет, что обрекает Россию на проигрыш в современной войне. Поскольку, чтобы двигаться вперед, нужно сначала познать самих себя. Значит, необходимо создавать новую систему научных дисциплин о власти и обществе.
Именно в этом заключается смысл появления кратологии как новой науки о власти… В целом, создание этой дисциплины является не случайным. Власть является одним из универсальных феноменов современной жизни, с ней человек сталкивается постоянно: в семье, на работе, в учебе, органах власти и т. д. Власть проявляет себя в экономике, управлении, культуре, в политике. На протяжении веков авторитет, легитимность и стабильность государственной власти являются условием существования и развития общества и фундаментальной проблемой политической науки.
В современной политической науке феномен власти вызывал и продолжает вызывать огромный интерес, но, несмотря на многовековые традиции его изучения, по-прежнему остается не до конца исследованным. Лучшие умы человечества в разные периоды истории посвящали свои труды изучению власти. Первые попытки исследовать этот феномен предпринимали китайские мыслители и древнегреческие мудрецы. В этот период кратология изучалась в рамках философии. Огромное значение для анализа феномена власти имеют труды Конфуция и Каутильи, Аристотеля и Платона. К исследованию сущности властных отношений обращались многие западные философы, социологи и правоведы, как в эпоху Средневековья так и в Новое время. Именно их труды заложили основы современной науки о власти. Значительный вклад в развитие кратологии внесли философские работы Ж. Бодена, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Н. Макиавелли, Ж. – Ж. Руссо, Т. Гоббса, И. Канта, К. Маркса, Ф. Ницше, М. Вебера, М. Дюверже, Т. Парсонса. Проблема функционирования власти как таковой и, прежде всего, политической власти, была и остается предметом исследования отечественных ученых. К ним можно отнести труды Б. Н. Чичерина, В. С. Соловьева, П. И. Новгородцева, Н. Н. Алексеева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. Б. Струве и др. За тысячелетие существования российского государства учеными прошлого и современности созданы многочисленные концепции власти и властных отношений, в которых неоднозначно определялись ее сущность, источники и субъекты. Эти исследования продолжаются и в настоящее время.
Власть, властные отношения и динамика их развития и взаимодействие с обществом имеют актуальность и для современной России, идущей по пути строительства демократического общества и правового государства. Об этом неоднократно говорил в своих выступлениях президент России В. В. Путин. Вопросы власти находятся и под пристальным вниманием премьера Д. А. Медведева, о чем свидетельствует его выступление в бытность президента со статьей «Россия, вперед!» и обращение к Федеральному собранию в ноябре 2009 года.
Однако науки о власти как таковой, самостоятельной современной науки со своей собственной системой категорий, понятий, отраслей знаний пока еще не существует. Даже политология, которая пришла к нам с Запада в конце 80-х годов, не может заменить науку о власти. Это связано с тем, что политика, будучи производной от власти, является ее функцией и характеризует основные направления деятельности власти. Исходя из этого можно предположить, что это политология является составной частью кратологии, сопутствующую ей, исходящую из ее идей и представлений.
Кратология – наука молодая и поэтому ее проявления столь многообразны в различных формах и аспектах. Сегодня феномен власть изучается не только в рамках политологии, но и философии и истории, психологии и юриспруденции, социологии и др. Однако, каждая из этих наук, имеет свой подход и свою точку зрения к исследованию данного объекта, применяя при этом присущие им методы познания и свой категориальный аппарат. В настоящее время необходимость изучать власть не в отдельных аспектах, а как целостную систему, более чем назрела.
В связи с этим, многие учёные высказывают мысль о необходимости становления новой науки – кратологии, как науки о власти, которая, вобрав в себя богатейший материал, собранный в рамках других наук, позволила бы осуществить комплексный подход к исследованию власти, как целостного явления. Именно, такую попытку предприняли авторы данного исследования, разработав учебный курс «Прикладная кратология».
Предлагаемый курс имеет целью обобщить современные достижения общественных наук в сфере исследования власти для лучшего понимания студентами данного явления. Представить перед ними власть как целостную категорию, помочь понять феномен власти, её содержание, разобраться во властных отношениях, дать необходимые им знания для правильного понимания процессов протекающих в обществе. Предлагаемый курс очень важен для формирования мировоззрения, политического и правового сознания студентов и как граждан, и как участников властных отношений, и как будущих юристов.
Следует сразу оговориться: многие положения предлагаемого курса неоднозначны и спорны, так как он выдержан в рамках эволюционной теории происхождения власти.
Вместе с тем, существует большой пробел, заключающийся в практическом отсутствии разработок в области кратологии и в недостаточно полном определении самого понятия этого феномена. В настоящей работе авторы намерен восполнить указанные пробелы, опираясь на анализ существующего философского и политологического теоретического материала, а также на результаты сравнительного историко-политического исследования, дающего практическую почву для подтверждения тех или иных критериев развития политической системы, полученных теоретическим (онтологическим) путем.
Одним из необходимых условий для успешного развития в ХХI веке является создание новой науки о власти в современном мире. И победа будет за тем, кто сможет создать интеллектуальное превосходство над своим соперником. Для того чтобы побеждать в наше время, нужно не только мощная армия, но и принципиально новая система представлений и знаний о власти как стержне формирующегося миропорядка.
Глава 1
Кратология как наука
Вопрос о власти является краеугольным камнем современной политики. Проблемы и задачи власти широко обсуждаются в общественной жизни, проникают в различные сферы научного знания, по этой тематике печатаются многочисленные монографии и книги. Вместе с тем эксперты отмечают недостаточность работ концептуального характера по данной теме, а также значительные расхождения в трактовке сущности этого явления. Кроме того, до последнего времени в политологии не существовало дисциплины, изучающей феномен власти. В этой связи современная политическая наука ставит вопрос о необходимости создания новой отрасли, изучающей власть – кратологии.
Итак, кратология (от греческих слов kratos – власть и logos – учение) – наука о власти. В широком смысле, это целый комплекс наук, который охватывает многие отрасли знаний о власти. С другой стороны, создавая новую науку, исследователи не должны заменять или игнорировать уже существующие знания. Кратология должна органично вписаться в широкий ряд гуманитарных наук, обобщая и уточняя современные проблемы и достижения научной мысли в сфере власти. В целом, науку о власти можно определить как целостную систему знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования властных отношений в обществе.
Кратология изучает власть как целостное явление. Очевидно, что любая наука, в том числе и кратология, не может нормально развиваться, игнорируя достижения и выводы смежных наук, не опираясь на теоретические вопросы, разработанные другими гуманитарными дисциплинами. В основе новой науки о власти лежит философия. Отсюда необходимость изучения в рамках кратологии философских категорий.
С другой стороны, исследование власти предполагает изучение её происхождения и динамику исторического развития, в чём могут помочь исторические науки. Поэтому для развития кратологии очень важны исторические категории и методы. Для понимания властных процессов необходимо исследовать психологию политических лидеров, изучать методы принятия политических решений. В этом случае кратология должна опираться на психологию. Учитывая, что власть реализуется в человеческом обществе, кратологии необходима опора на социологию. Естественно, учитывая, что власть в обществе в основном проявляется в качестве государственной власти и находит своё выражение в различных властных предписаниях, то необходимо ориентироваться на исследования в области общей теории государства и права, а также изучать другие юридические дисциплины.
Как всякая наука кратология имеет объект, предмет и метод исследования. Необходимо различать данные понятия. Объект исследования – это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта. Предмет исследования – это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Метод исследования отвечает на вопрос: каким образом исследуется изучаемый объект.
Объектом кратологии является власть, прежде всего политическая власть, а также политическая сфера общества и другие ее многочисленные и разнообразные виды, области и проявления. Проще говоря, феномен власти во всем ее разнообразии – это и есть собственно объект кратологии, ее многочисленных отраслей и областей.
Предметом кратологии является механизм власти, соотношения власти и личности, основные закономерности власти и назначения власти, происхождения власти и её объективные законы и пределы власти;
Власть – это прежде всего политическая игра, которая предполагает определенные правила. И что бы добиться успеха на политическом поприще нужно следовать этим постулатам. Каким? Об этом хорошо написал американский писатель Роберт Грин в книге «48 законов власти». Мы решили адоптировать эти законы к современным условия. В каждой лекции будет приводиться несколько правил с объяснениями.
ЗАКОН ВЛАСТИ. Никогда не затмевай своего начальникаФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНАЕсли вы часто будете демонстрировать свои уникальные умственные способности, проявлять излишнюю инициативу, показывать окружающим свою независимость и дальновидность, это может привести к тому, что ваш руководитель увидит в вас конкурента на свое место. «Заставьте ваших начальников казаться более блистательными, чем они есть, – и вы достигнете вершин власти»[1].
Окружение президента России Б. Ельцина сильно было недовольно премьером В. С. Черномырдиным. Особенно после его визита в США, где он вел себя как будущий российский правитель. Однажды, во время очередных переговоров с вице-президентом США Алом Гором, Виктор Степанович обронил неосторожную фразу вроде: «Наверное, Ал, нам с тобой придется выстраивать отношения между двумя странами в ХХI веке». И эти слова, видимо, стали последней каплей, которая предопределила судьбу Черномырдина. Окружение Ельцина испугалось, что он может стать президентом, а они хотели иметь абсолютно управляемого и лояльного человека, не претендующего ни на какое президентское кресло.
Кратология – наука молодая и малоизученная. Поэтому дальнейшее развитие дисциплины потребует корректировки её предмета. Вполне возможно, что через несколько лет произойдет либо его расширение, либо сужение. Однако во всех случаях, основным предметом кратологии должна выступать власть как целостное явление.
Что касается субъекта власти, то в этом качестве выступает народ, монархи, президенты, главы государств и правительств, а на микроуровне – родители, учителя, руководители разного рода и т. д.
Носителями и источниками власти являются государства, партии, банки, церковь, общество, общины, семья, деньги и множество других реально действующих субъектов и факторов в жизни человека и человечества.
Для анализа кратологии применяются практически все методы, используемые другими общественными науками, хотя и трудно выделить среди них какой-либо один преобладающий. Мало того, наука о власти все шире использует выводы естественнонаучных дисциплин (физики, биологии, космологии и др.), приобретающих статус «общенаучных».
В целом, кратология, как и любая другая наука, использует различные направления и методы. Можно выделить три уровня способов изучения закономерностей власти.
Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знания (диалектический, системный, структурно-функциональный).
Второй уровень включает общеполитологические методы (нормативный, социологический, сравнительный и др.). Сравнение в общественных науках играет такую же роль, что и эксперимент в науках естественных.
К третьему уровню можно отнести частнонаучные методы, характеризующие прикладную кратологию (бихевиористский, моделирования, ситуативный, наблюдения, контент-анализа и др.). Широко используются в политологических исследованиях методы других гуманитарных и даже естественных наук (социологии, математики, статистики).
В процессе становления кратологии эти методы потребуют определённой корректировки и по мере углубления проникновения в изучаемый предмет, они будут развиваться и изменяться.
ЗАКОН ВЛАСТИ. Не доверяй друзьям безгранично, научись использовать враговФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНАПредают только друзья, всё, что делают враги, предательством не называется. Ваши близкие люди знают о вас достаточно много личного. Все то, что может разрушить вашу карьеру. Основное правило гласит, что в политике друзей не бывает. Поэтому будьте настороже с друзьями – они могут предать, так как легко поддаются зависти[2].
Михаил Саакашвили как политик был обязан своей карьерой президенту Грузии Э. Шеварднадзе (он даже назвал своего сына в честь Шеварднадзе Эдуардом), но затем удачно предал своего босса и быстро набрал популярность на обвинениях его в коррупции. Причем делал это тайно, Э. Шеварднадзе о закулисных интригах М. Саакашвили даже не подозревал.
Функция (от лат. functio – исполнение) – назначение, обязанность. Кратология как наука выполняет ряд взаимосвязанных между собой функций, в которых конкретизируются ее роль и значение в жизни общества.
– Познавательная функция. Ее основная задача – познание и объяснение власти и властных процессов такими, какие они есть в действительности. Выполняя онтологическую функцию, кратология отвечает на вопросы, что такое власть и властные институты, ресурсы власти, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время и т. д.
– Информационная;
– Регулятивная;
– Прогностическая; позволяет «заглянуть» в будущее политических явлений и заняться выработкой научно обоснованных прогнозов о перспективах развития власти и властных отношений и предупреждением о возможном наступлении негативных явлений. На основе познания закономерностей развития властных отношений и процессов кратология способна выдвигать гипотезы, теории, истинность которых затем будет проверяться практикой.
– Обучающая и воспитывающая;
– идеологическая – использование знаний о власти и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;
– управленческая – использование закономерностей власти для разработки и принятия управленческих решений;
ЗАКОН ВЛАСТИ. Скрывай свои намеренияФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНАДержите своих соперников в подвешенном состоянии, и никогда не раскрывайте свои дальнейшие планы. Прибывая в состоянии неустойчивого равновесия, не зная, что предпринять, ваши враги будут делать ошибку за ошибкой[3].
Один из руководителей СССР Ю. В. Андропов обладал незаурядными способностями. Его характеризовала внутренняя собранность и воля, осторожность и скрытность, честолюбие и холодная жестокость в сочетании с умением тонко льстить и приспосабливаться, способностью вычислить верные методы для достижения поставленной задачи (мораль не в счёт), и, что особенно важно, обладание инстинктивным чутьём в выборе нужных людей и умением подчинить их своей воле.
Будучи долгие годы руководителем КГБ СССР Ю. Андропов мыслил иначе, чем большинство членов Политбюро, отличавшихся некоторой узкостью взглядов. Он умел тщательно скрывать свои цели и намерения. Российский писатель С. Семанов приводит в своей книге конкретные факты о разработке и осуществлении Ю. Андроповым секретной программы прихода к власти путём выключения из игры опасных конкурентов и использования Л. И. Брежнева как своего рода «заложника». Сам Брежнев его не пугал: был болен, и болезнь находилась под контролем кремлевского врача Е. И. Чазова, тайного соратника в секретных делах Андропова. Сам Чазов в своих мемуарах пишет, что был связан с Андроповым «не просто работой, а дружескими отношениями и сложными перипетиями жизни». А в 1976 г. Ю. В. Андропов сумел добиться превращения КГБ в самостоятельный, независимый от Совета Министров СССР орган. КГБ превратился в мощную силу и по численности, и по политической роли, а Андропов в наиболее влиятельную фигуру после генсека.
В своем развитии кратология пытается выявить смысл и содержание власти, раскрыть ее внутреннюю логику, возможности рационального использования ее потенциала в интересах государства и общества. Исходя из такого подхода, вырисовывается определенная структура кратологии. В ней можно выделить следующие уровни.
– Общая кратология – исследует общую систему отраслей и областей науки о власти, образующих кратологию, излагающая общую логику их вы деления и их характеристики.
– Макрократология – изучает власть как целостное явление в единстве ее слагаемых – основных элементов властно-политической системы и опирается на реальную политику на самом высоком уровне.
– Микрократология – отрасль кратологии, изучающая власть на самом низком уровне общества.
– Мезократология – исследует власть на среднем уровне, позволяет выявить целостную картину распределения и использования власти на различных вертикалях власти.
– Протократология – изучает власть на стадии зарождения (протовласть, предвласть). Ведь в современной кратологии практически не уделяется внимания тому, с чего начиналась власть и властные отношения.
– Паракратология – рассматривает магический и таинственный характер проявления власти, так и не получившие достаточного объяснения в на уке.
В целом, кратология как наука включает в себя комплекс практических знаний о власти и властных процессах, закономерностях и механизма власти. И способствует тому, чтобы члены общества – руководители и рядовые граждане – осознавали национальные потребности и интересы, разбирались в проблемах, понимали перспективные задачи, которые зачастую перекрываются элементарными нуждами.
ЗАКОН ВЛАСТИ. Всегда говори меньше, чем кажется необходимымФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА«Желая произвести впечатление своими речами, помните: чем больше вы наговорите, тем больше покажетесь ординарным и не имеющим реальной силы. Даже произнося банальности, вы будете выглядеть оригинальным, если ваши речи будут неясными, незавершенными и загадочными, как речи сфинкса. Влиятельные люди производят впечатление и внушают страх тем, что недоговаривают. Чем больше вы говорите, тем выше вероятность того, что вы скажете глупость»[4]. Джордж Буш (старший), будучи директором ЦРУ при президенте Р. Рейгане, хотел бы быть полностью вовлеченным в процесс принятия важных политических решений. Но на заседаниях кабинета министров при администрации президента США он всегда был молчалив и сдержан. Д. Буш давал свои советы президенту в частном порядке: по четвергам они всегда обедали вместе, заказывая блюда мексиканской кухни. Многим в администрации США импонировала его скромность и сдержанность.
Одна из основных задач кратологии – выявление основных особенностей и закономерностей политического процесса и, таким образом, познавание сущности политики. Используя систему политических закономерностей, политология вырабатывает концепции и нормы политической деятельности. Изучение кратологии особенно важно для понимания личности своего места и роли в современном обществе, а способность к анализу политических процессов вырабатывает у человека умение самостоятельно анализировать процессы в мире большой политики.
Глава 2
Исторически сложившиеся подходы к изучению власти
Власть возникла на нашей планете с появлением первых людей и существовала на всех этапах развития человечества, что нашло отражение в различных учениях о власти. Проблема завоевания и удержания власти – основная в истории политической мысли и современной кратологии. Власть – это один из центральных элементов политической жизни общества. Она – ядро и средство осуществления политики.
В античных мифах преобладало представление о божественном происхождении власти. Древние египтяне и греки считали богов источником власти царя, им также отводилась роль первоначальных правителей и законодателей, которые вершили земные дела. Так, например, в трудах древнегреческого историка Геродота сообщается, что до появления первого египетского царя на земле царствовали боги, живущие совместно с людьми.
Многочисленные письменные источники о том как завоевать и удержать власть, возникли практически во всех государствах, существовавших когда-либо на нашей планете. Но большинство экспертов полагает, что раньше всего это произошло на Древнем Востоке, где в силу благоприятных климатических условий быстрее, чем на других территориях, зародились первые цивилизации. Здесь возникли первые города и государства, получило развитие скотоводство и земледелие, появилась торговля.
Мы свое исследование начнем с Древнего Китая, поскольку именно здесь стали появляться первые труды, посвященные управлению государством. Так, в Поднебесной еще в 140 г. до н. э. императором Ханьской династии У Ди была создана модель государственной экономики, устроенная в соответствии с самыми современными экономическими законами. Она представляла собой единый комплекс государственных предприятий различных отраслей: строительство, кузнечное дело, солеварни, водный транспорт и т. д.[5] Созданная императором Поднебесной У Ди древняя модель государственного устройства экономики в измененном виде успешно используется в современном Китае.