Обретя в лице Алексея Михайловича царственного покровителя, заронив в души порфирородной родни искру почитания дара Божьего, Симеон был необычайно польщен вниманием человека, известного во всем православном мире. Человеком тем был Паисий Лигарид, митрополит Газский, который приложил немало усилий, чтобы уладить взаимоотношения царя и патриарха. Нам еще не раз предстоит встретиться с ним.
Прилив душевных и творческих сил во время пребывания монаха Симеона в Москве был столь значительным, а успех столь окрыляющим, что из-под его бойкого пера одно за другим появлялись произведения, которые озвучивал на публике либо он сам, либо его ученики. Вот далеко не все, что сотворил Симеон в Москве: «Приветство благородному и благоверному государю царевичу и великому князю Алексею Алексеевичу в день юже во святых отца нашего Алексия митрополита Киевского и всея России чудотворца», «Приветствие благочестивейшему, тишайшему, самодержавнейшему великому Государю Царю и великому князю Алексею всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу в день тезоименитого защитника его Алексея Божиего человека» и приветствие Алексею Михайловичу «…в день Воскресения Христова».
Казалось бы, заветная мечта обосноваться навсегда в Москве готова была осуществиться. Но нет! 20 сентября последовал царский указ, по которому полоцкой братии предписывалось возвратиться домой. Кое-кто из братчиков на свой страх и риск ослушался и остался в Москве. Архимандрит Игнатий Иевлиевич и монах Симеон с поредевшей делегацией Полоцка отправились в обратный путь.
Мы же зададимся вопросом: по какой причине Симеон, обласканный российским монархом и его родней, вызвавший немалый интерес у напыщенной московской знати, а в познаниях превзошедший многих из тех, кто окормлял столичную паству, не пришелся ко двору? Ведь не мог же Алексей Михайлович, питавший явное уважение к монаху Симеону, вот так запросто отмахнуться от него? Увы, мы не найдем ответа на этот вопрос ни в документах того времени, ни в бумагах дидаскала Симеона. Можно лишь предположить, что он рассуждал так: «На всё воля Божия» и глубоко затаил обиду, которую не высказывал никому и никогда. И потому по возвращению в Полоцк он с головой ушел в учительство и творчество.
Педагогом Симеон был, как говорится, от Бога, и свое учительство строил по образу и подобию православных святых, имена которых он часто произносил в классах Полоцкой братской школы. Это Павел Фивейский[45], христианский монах, прославившийся своим невиданным аскетизмом; Антоний Печерский[46], подвижник православия; Иоанн Кушник; Алексей, человек Божий, и другие.
«Сие заповедаю вам, – говорил Христос ученикам, – да любите друг друга… По тому и узнают вас, что вы ученики мои, если будете иметь любовь между собою». Эта заповедь в Полоцкой братской школе была стержнем, на котором зиждилось и образование, и воспитание. Эта любовь, утверждал дидаскал Симеон, предполагала соединение с верою добродетели, с добродетелью благоразумия, с благоразумием воздержания, с воздержанием терпения, с терпением благочестия, с благочестием братолюбия. В этой животворной цепочке педагог Симеон Полоцкий искал и находил к каждому ученику особый подход. Он не разделяет отроков на богатых и бедных, для него непредвзятость к успехам или неудачам – основа для взаимопонимания, он всецело доверяет дежурным, которых выбирает из старших, хорошо успевающих отроков, которые и на помощь отстающим готовы были прийти, и пожурить за неприлежание или шалости.
Учитель-аскет, педагог строгих взглядов на земное бытие, православный христианин, подвижник в трудах праведных на ниве словесности – подлинный пример для подражания тем, кто с гордостью говорил: «Я – ученик монаха Симеона». С Полоцкой братской школы ведет свое начало кропотливая работа с родителями учеников. Симеон стремится убедить многих, что иночество – подлинная отдушина в мире, преисполненном неустройства и низменных страстей и что есть высший смысл бытия – служение Господу.
«Родитилие, – вещает дидаскал Симеон, – не щадите жезла, аще хощете о чадах веселитися ваших: жезл бо есть злобы искоренитель и насадитель добродетелей… Чад аще не биешь, не сподобишься радости: бий первое словом, также жезлом, и отженеши жестокосердие его и яко плевелы отбиеши злоправие».
Скажут: недостаточно педагогично. Возможно. Однако действенно. Но вот прибегал ли на практике сам монах Симеон к битию, которое должно определять сознание? Таковых свидетельств не имеется.
Пройдут годы, и педагогический талант Симеона Полоцкого вновь проявится во всем блеске – в Заиконоспасской школе, основателем и устроителем которой он станет в Москве. Мы же заглянем в келью монаха Симеона и поведаем о его творениях, которые принадлежат к белорусскому периоду. Но прежде всего скажем, что на ниве словесности монах Симеон был не одинок.
Вспомним, что наряду с дидаскалом Симеоном при встрече в Полоцке царя Алексея Михайловича, а затем и в Москве архимандрит Богоявленского монастыря Игнатий Иевлиевич произнес «несколько прекрасных, приличных по сему высокому торжеству речей». Иеромонах Филофей Утчитцкий, Василий Янович, Савва Капустин, вдохновленные творчеством старшего собрата Симеона, изливали свою душу и в виршах, и в декламациях. Так сама по себе в Полоцком Богоявленском монастыре сложилась небольшая, но действенная группа людей, наделенных даром Божьим и тягой к сочинительству.
В иезуитской коллегии явно забеспокоились. И было от чего. Притягательная сила кружка, где царили музы, где властвовал разум и слово, день ото дня становилась всё весомее. Влияние монахов и братчиков вскоре перешагнуло монастырские стены, а сама обитель по праву стала считаться культурным центром не только земли Полоцкой, но и всей Белой Руси. И в этом – немалая заслуга дидаскала Симеона.
Вижу добродетельных слушателей, что в круг собрались.На какие же образы здесь посмотреть бы они хотели?…Прошу только, слушатель, ухо с сердцем своим согласи,чтоб склонились доброжелательно.И слушатели, и читатели действительно благосклонно относились к сочинениям Симеона. Творчество его поражает многоплановостью, сердечностью, любовью к граду на Двине, родному краю и, между тем, ясно дает понять: перед нами человек, отмеченный печатью учености. Аудитория Симеона Полоцкого огромна. Он пишет стихи и прозу на старобелорусском, польском и латинском языках, активно переводит творения иноземных авторов, делая их доступными для чтения юных отроков. Симеон учит:
Три закона миру даны – законамиПрироды, завета и любви названы.Более двух тысяч первых лет держался обычайОт природы добро и зло распознавать.Ее образ видишь в сердце, слова же такие:Твори добрые дела, оставь иные![47]Перечислить все, сотворенное Симеоном Полоцким во времена жития его в Богоявленском монастыре, стоит большого труда. И все же нельзя оставить без внимания вирши, в которых монах Симеон воспевает женщину, к притягательному образу которой он будет обращаться не единожды.
Ты паки мати, о Ефросиние,Жителей града всих удобрение,Яже потщася икону святуюВнести из далны в страну Полотскую.Из Царяграда, камо из ЕфесеЦарь благоверный всечестно принесе.Благодаря этим виршам становится ясно – не легенда, а подлинный образ Божией матери Ефесской или Корсунской, сотворенный, по преданию, самим евангелистом Лукой, вдохновили монаха Симеона на написание этих строк[48].
Подлинным откровением для биографов Симеона Полоцкого являются стихотворения «Витание боголюбивого епископа Калиста Полоцкого и Витебского…» и «Виншоване именин пресвяшченному его милости господину отцу Афиногену Крыжановскому…».
Нет, вовсе не затерялся среди православного мира Белой Руси скромный монах Полоцкого Богоявленского монастыря Симеон. И вовсе не стоит сетовать на поэтические огрехи, на выспренность поздравлений. В них кроется главное – все персоны, перечисленные в приветствии, либо «киевским гуслям лепо прычастны», либо их жизненные пути неким образом пересекались. …Восемь лет прошло с той поры, когда за горизонтом сокрылась панорама Москвы, города, с которым Симеона связывали и светлые воспоминания, и неугасаемая надежда. Восемь лет изо дня в день молитва, пост, ученье отроков, сочинительство, в котором нет-нет, да и проскользнут безрадостные мысли. Доверял их монах Симеон только бумаге и никогда не высказывал на людях.
Видете мене, как я муж отраден,Возростом велик и умом изряден?…Ума излишком, аж негде девати, –Купи, кто хочет, а я рад продати.…Свое полаты за печью имею,А про богатство хвалится не смею…Печальная картина, а тем более обстановка, в которой не были востребованы ни талант, ни образованность дидаскала Симеона. Все чаще и чаще его посещают думы о том, что предпринять и каким образом вырваться в Москву…
В 1661 году государю Алексею Михайловичу вновь пришлось облачиться в доспехи. Хрупкое перемирие с Польшей рухнуло. На сей раз чаша весов в военных действиях не единожды колебалась то в одну, то в другую сторону. И вновь Полоцк оказался втянутым в эту многолетнюю бойню.
Поляки, как водится, прибрав к рукам град на Двине, стали выявлять тех, кто тянулся к России и был некогда осыпан милостями московского государя. Настоятель Богоявленского монастыря Игнатий Иевлиевич, без сомнения, входил в это число. Прочтем его послание к Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому: «Аще бо где яко в Полотском граде искупует время наше благочестие, жительствующее посреде врагов униатов и римлян окрест обошедших, не имея ныне, разорения ради конечного всех людей православных, ни откуду… помощи». Расправа, словно дамоклов меч, постоянно висела над братчиками. В «Плачевной молитве к Пресвятой Богородице от бывших в напасти» Симеон без остатка излил горечь:
Се туга и скорбь толико стужает,Даже в надежде дух изнемогает…«Молитва во скорби сущего и клевету терпящего» лишь подтверждает реальные опасения монаха Симеона за свою жизнь. «Но сердце мое в тебе Боже уповает», – завершает он свои вирши.
Однако сложа руки Симеон не сидел, памятуя о поговорке: «На Бога надейся, а сам не плошай». Вспомним, что основатель Киевских Афин Петр Могила ввел правило рекомендации. Симеон Полоцкий это правило усвоил прочно. Каким образом его послания о поддержке дошли до адресатов: митрополита Газского Паисия Лигарида, который проживал в Москве, и епископа Новгородского Лазаря Барановича, который некоторое время учительствовал в Киеве, остается только строить предположения.
16 августа 1664 года Лазарь Баранович пишет Паисию Лигариду и прилагает к письму книгу иезуита Боймы «Об исхождении Святого Духа и о первенстве папы» с просьбой написать отзыв. В письме между прочим имелись и такие строчки: «Прошу сообщить книгу достопочтенному отцу Симеону Ситняновичу Петровскому, знаменитому брату моему, известного ученостью своею: пусть испытает на ней силу ума своего и окажет услугу святой церкви, пользуясь помощью твоей святыни».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В различных источниках указываются различные месяцы рождения Симеона Полоцкого: апрель и декабрь 1629 года. Упоминается также год 1628-й, искажается отчество и фамилия.
2
Книга Царств I, 27–28.
3
XI в. до Р. Х.
4
Имеется в виду «Никомахова этика» Аристотеля. – Прим. авт.
5
Имеется в виду известная гравюра Г. Глушкова.
6
Аще – если, хотя, когда.
7
Паки – снова, еще, опять.
8
28 сентября 1708 года под деревней Лесной Петр I разбил шведский корпус Левенгаупта, назвав сражение «матерью Полтавской победы».
9
Полотск, Полтеск, Полтескье – названия Полоцка, которые упоминались в средневековье.
10
Праправнучка князя Владимира.
11
Гай Муций Сцевола, легендарный римский герой. Прославился при осаде Рима этрусским царем Порсеной (ок. 509 г. до Р. Х.). Был взят в плен и, не желая служить врагам, сжег правую руку в жертвенном огне.
12
П. Могила принимал участие в кровопролитных Цецорском и Хотинском сражениях 1621 года.
13
По некоторым сведениям, посвящение произошло в 1629 году.
14
П. Могила скончался в 1645 году.
15
До наших дней дошли сочинения: «Евангелие учительное» (1616); «Анфологион» (душеполезные молитвы и поучения) (1636); «Евхологион», требник (1646); «Катехизис» (1662).
16
С 1650 года епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский. Автор сочинения «Синопсис или краткое описание о начале славянского народа и о первых киевских князьях до государя Федора Алексеевича».
17
В 1647 году С. Косов был возведен в сан митрополита Киевского. Ярый противник не только воссоединения Украины с Россией, но и Брестской унии.
18
В 1620 году М. Смотрицкий стал архиепископом Полоцким. Скончался в 1633 году.
19
Имелось два высших класса – философский и богословский.
20
В тексте Зборовского договора (1649) говорилось: «Коллегия Киевская должна оставаться на прежних правах, согласно старинным привилегиям».
21
Победа под Замостьем в конце 1648 года.
22
В число таковых входил и гетман Петр Конашевич-Сагайдачный (принял иноческий сан, прах его покоится в земле коллегии).
23
Акафист Пресвятой Богородице, ок. 625 года.
24
Светское имя Петр Повенский.
25
Явная ошибка. В годы Крещения Руси патриархом Константинопольским являлся Николай II Хрисоверг (984–995). – Прим. авт.
26
Полное имя – Евсевий Софроний Иероним (342–419) – церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии.
27
Надпись сделана на латыни.
28
Причислен католической церковью к лику святых.
29
В 1659 году в академии обучалось 700 студентов, а преподавание вели 84 профессора.
30
ЦАГДА. Ф. 381 (Собрание библиотеки Синодальной типографии). № 1791.
31
Карл X Густав. – Прим. авт.
32
Всего было взято более 200 городов!
33
Король Польши Ян Казимир. – Прим. авт.
34
Януш Радзивилл (1612–1655) – государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, воевода виленский (1653–1655), великий гетман литовский (1654–1655).
35
Города Друя, Дрисса, Глубокое. Последние два стоят в 90 верстах от Полоцка.
36
От первых времён до бегства полоцких князей в Литву (бел.).
37
Годом основания Полоцкой братской школы считается 1588-й. В начале XVII столетия здание, где она располагалась, было сожжено униатами.
38
Брестская уния была заключена в 1596 году и привела к расколу православного населения Малой и Белой Руси.
39
Наиболее распространены были так называемые медовые братства.
40
«Siedm nauk wyzwalonych» («Семь свободных наук»), подстрочный перевод с польского В. Былинина.
41
Пифагорическая прогностика, которая изучалась в то время, основывалась на спекулятивных магических толкованиях чисел. – Прим. авт.
42
Ныне г. Тарту. – Прим. авт.
43
Собор открылся 17 февраля 1660 года.
44
В 1589 году.
45
Скончался в 341 году.
46
Основатель пещерного монастыря в Киеве.
47
Подстрочный перевод с польского В. Былинина.
48
В 1239 году князь Александр Ярославич (Невский) венчался в г. Торопце. Избранницей его стала полоцкая княжна Александра. Целованием иконы Божией матери Корсунской было закреплено святое таинство брака. Икона утрачена. Сохранился список, именуемый «Торопецкая Божия Матерь».
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги