А ведь именно здесь и именно в это время (1890–1894 гг.) происходили события, которые через десять лет и привели к сегодняшней войне.
В конце XIX в. неожиданно обострилась борьба великих держав мира за раздел Китая, хотя к этому времени европейцы уже и торговали с Поднебесной и брали в аренду ее земли для строительства портов, гаваней, населенных пунктов. Причем относительная слабость Востока перед промышленно развитым Западом часто приводила к абсолютно беззастенчивому игнорированию интересов азиатских стран, особенно это касалось дележа удобных территорий на сферы влияния.
Наиболее прочные позиции имела в Китае Англия. Она владела Бирмой, господствовала на китайском рынке. Франция завоевала Индокитай и стремилась к новым захватам. Активизировали политику на Дальнем Востоке САСШ, стремясь к проникновению в эту страну под лозунгом «открытых дверей».
Для России характерно резкое увеличение внимания к Дальнему Востоку в эпоху Александра II (1856–1870 гг.): создание городов, портов, поселений. Но наиболее агрессивно действовала Япония, где после революции Мэйдзи (1868 г.)[54] сравнительно быстро стал развиваться капитализм, нуждающийся в колониях.
Действительно начинался новый раунд борьбы за раздел сфер влияния в Китае. Западные страны и Япония старались захватить стратегически важные пункты на побережье Китая. Одним из таких пунктов был Порт-Артур.
* * *До середины 80-х гг. XIX в. мало кто знал рыбацкое поселение Люйшунь на берегу Желтого моря, хотя возникло оно уже во времена правления династии Восточная Цзинь (317–420 гг.).
Город под названием Люйшунькоу, в переводе с китайского – «удобный для поездок», появился в первые годы правления династии Мин (1368–1644 гг.). Его выгодное стратегическое положение в южной части Ляодунского полуострова обратило на себя внимание китайского правительства, которое и приступило к строительству морской крепости. Главной задачей крепости была защита столицы Китая – Пекина и побережья Маньчжурии (северный Китай) от неприятельских десантов. Строили крепость британские инженеры, они и дали новому городу европейское имя – Порт-Артур – в честь капитана Артура, одного из первых английских судов, зашедших в бухту в 1858 г. Китайцы продолжали именовать его по-своему.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.
2
В 1971 г. Иркутск постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР и Госстроя РСФСР в числе 115 городов был причислен к историческим городам России.
3
Восточно-Сибирское отделение Императорского Русского географического общества.
4
Региональное отделение ВООПиК.
5
Дед Колчака, Илья Андреевич Посохов, был последним одесским головой, расстрелянным большевиками в 1920 г.
6
Д. В. Никитин – контр-адмирал и известный в эмиграции писатель. В то время – брат однокурсника А. В. Колчака.
7
М. И. Смирнов – контр-адмирал, друг, сподвижник и помощник А. В. Колчака. В те годы – кадет младшей группы.
8
Произведен в лейтенанты 6 декабря 1898 г.
9
Подарено великим князем Константином Константиновичем.
10
Толль Э. В. Плавание на яхте «Заря». М., 1959. С. 19, 35, 107.
11
Максимов В. Е. Звезда адмирала Колчака. Из семейной хроники, написанной сыном Адмирала Ростиславом Александровичем. Челябинск, 1993. С. 195.
12
Академик И. П. Павлов поставил бронзовую собаку у себя в лаборатории.
13
Русский полярный исследователь, участник ВСЭ, капитан 3-го ранга С. И. Челюскин провел исследования и сделал описание некоторой части берегов Таймырского полуострова, достигнув при этом самой северной оконечности Евразии 8 мая 1742 г.
14
Болотников Н. Я. Последний одиночка. М., 1976. С. 42.
15
Инженер-технолог М. И. Бруснёв известен как один из первых марксистов. В ссылке находился с 1895 г. Увлекся изучением скудной флоры и фауны Восточно-Сибирской тундры, отправляя свои ежегодные отчеты в Императорскую Академию наук.
16
Взятие проб грунта и морских организмов со дна моря во время стоянки судна.
17
Национальный архив республики Саха (Якутия) – НАРС (Я). Ф. 12-и. Оп. 2. Д. 297. Л. 2.
18
Там же. Л. 59.
19
Болотников Н. Я. Указ. соч. М., 1976. С. 52.
20
Тикси – по-якутски пристань.
21
Отчет лейтенанта Матисена о плавании яхты «Заря» в навигацию 1902 г. и о возвращении экипажа в Иркутск // Изв. ВСОИРГО. 1904. Т. 35. № 2. Иркутск, 1904. С. 127.
22
С 20 октября начиналась полярная ночь. Красное туманное солнце недолго находилось на небе и спешило поскорее укрыться в густом, низко стелющемся тумане.
23
Качуг – по-эвенкийски изба.
24
Летом можно было увидеть эти легендарные корабли. Они ходили по Лене еще в 1920-х гг.
25
В 1920 г. большевики переименовали Знаменское предместье в Маратовское.
26
Сегодня оба эти здания занимает педагогический институт Иркутского государственного университета.
27
Троицкий перевоз находился напротив Троицкой церкви, между сегодняшними улицами Чкалова и Российской.
28
Сегодня Заморская улица носит имя Ленина.
29
Постановление Иркутского губисполкома от 1925 г.
30
Основной вклад сделал купец Балакшин.
31
Много лет назад переименованный в Клинический переулок, сегодня он носит имя Героя Советского Союза Аркадия Сударева.
32
Коломейцев Н. Н. Начало Русской Северо-полярной экспедиции, организованной Академией наук под руководством барона Толля // Изв. ВСОИРГО. 1901. Т. 32. № 1–2. Иркутск, 1902. С. 61–63.
33
Зырянов П. Н. Адмирал Колчак. Верховный правитель России. М., 2006. С. 581; Черкашин Н. А. Адмирал. Трагическая судьба Колчака. М., 2009. С. 120.
34
Большинство исследователей биографии Э. В. Толля называют 1886 г.
35
Синюков В. В. Александр Васильевич Колчак. Ученый и патриот. Кн. 1. М., 2009. С. 170.
36
Зырянов П. Н. Указ. соч. С. 87.
37
Письмо академику Ф. Б. Шмидту. 14 марта 1903 г. // ПФА РАН. Ф. 14. Оп. 1. Д. 159. Л. 6–8. 5 об.–7 об.
38
Там же.
39
НА РС (Я). Ф. 12-и. Оп. 2. Д. 297. Л. 250.
40
ПФА РАН. Ф. 14. Оп. 1. Д. 43. Л. 39.
41
Колчак А. Последняя экспедиция на остров Беннетта, снаряженная Академией наук для поисков барона Толля // Изв. Императорского Русского географического общества (далее РГО). Т. 38. Вып. 3. С. 502–503.
42
Краснов В. Г. Колчак. И жизнь и смерть за Россию. Кн. 1. М., 2000. С. 88.
43
НА РС (Я). Ф. 12-и. Оп. 2. Д. 297. Л. 275.
44
Там же. Л. 278, 279.
45
Разбор подписки «Иркутских губернских новостей» производился с использованием материалов книги иркутского журналиста В. М. Рекуновой «Иркутские истории». 1-я часть (1904–1906 гг.). Иркутск, 2012 (с согласия автора).
46
На Амурской улице, напротив Общественного собрания. Не сохранился.
47
На углу улиц Дёгтевской и Луговой. Сегодня – улиц Чкалова и Марата.
48
Поволяев В. Д. Колчак. Верховный правитель. М., 2003. С. 106.
49
Книга хранится в отделе редкого фонда библиотеки Иркутского университета.
50
Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост. Ю. П. Калмыков. Иркутск, 2003. С. 393.
51
Колчак еще в декабре 1919 г. предоставляет атаману права Верховного главнокомандующего силами Иркутского военного округа и Дальнего Востока.
52
Иркутская летопись 1661–1940 гг. С. 393.
53
Иркутская летопись 1661–1940 гг. С. 417.
54
Мэйдзи – просвещенное правительство. Революция Мэйдзи – это княжеско-самурайское движение, которое свергло сёгунат (засилие власти сёгуна – главнокомандующего и начальника всего аппарата государственной власти), восстановило власть императора, от имени которого и провело необходимые реформы.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги