Книга Слова. Том IV. Семейная жизнь - читать онлайн бесплатно, автор преподобный Паисий Святогорец. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Слова. Том IV. Семейная жизнь
Слова. Том IV. Семейная жизнь
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Слова. Том IV. Семейная жизнь

– Геронда, однако сегодня мы переживаем нелёгкие времена, поэтому некоторые юноши и девушки не решаются создать семью.

– Нет, это неправильная постановка вопроса. Если у них есть доверие Христу, то им нечего бояться. А годы гонений? Что, они были лёгкими? Но разве в те времена христиане не вступали в брак и не создавали семьи? Сколько в нашей Церкви святых, которые приняли мучение вместе со своими детьми и супругами!

Учёба молодых и вступление на избранный ими путь

– Геронда, многие юноши и девушки, не решив, какой жизненный путь им избрать, не могут как следует заниматься учёбой. Этот вопрос их постоянно тревожит, и они не могут сосредоточиться на учёбе.

– Когда молодой человек имеет подобные проблемы, я говорю ему так: «Видел ли ты когда-нибудь большие современные холодильные камеры? Ну так вот: положи в такой холодильник свои проблемы, и пусть они полежат там, пока ты не закончишь учёбу. Я не говорю, чтобы ты совсем не думал о том, что тебя беспокоит. Нет – убери всё это в холодильник до тех пор, пока не получишь образование. Если сейчас ты будешь невнимателен к своему образованию, к своей учёбе, то твои друзья, отучившись, найдя своё место в жизни и успокоившись, будут потом молиться по чёткам, чтобы нашёл своё место в жизни и ты». Юные должны быть очень внимательными, потому что такое беспокойство – уловка врага, с помощью которой он их смущает и рассеивает внимание.

– Геронда, а я посоветовала одной девушке: «Если ты думаешь выходить замуж, то учиться тебе ни к чему».

– Но пока она не выйдет замуж, чем ей прикажешь заниматься? Карамельками торговать? Пусть она лучше закончит высшее учебное заведение или же приобретёт какую-то специальность, потому что, если в её жизни произойдёт что-то непредвиденное, приобретённые знания или профессия ей могут пригодиться. Одна девушка как-то сказала мне: «Я задумываюсь о монашестве, но постоянно меняю своё мнение». – «А в каком ты классе учишься?» – спросил я. «Во втором классе лицея[5], – ответила она, – но дальше учиться не хочу». – «Не хочешь учиться? – сказал я. – Тогда я скажу твоему отцу, чтобы он купил тебе коз, пастушью собаку и дудочку. Собака будет охранять стадо, а ты – играть на дудочке и его пасти. Ну как, нравится? Вот что: давай-ка постарайся получить высшее образование или приобрести какую-то практическую специальность». – «Тогда, геронда, – ответила она, – давайте, пока я не решу, уходить мне в монастырь или выходить замуж, я поживу в монастыре как кандидатка в послушницы, для того чтобы научиться искусству смиренномудрия». – «Ну, уж этому-то искусству, – ответил я, – ты можешь выучиться у себя дома – если с радостью будешь принимать то, что говорят тебе твои родные. Так что давай-ка так: сперва ты закончишь школу, потом сдашь экзамены в университет, а когда закончишь его, поглядим, что тебе делать дальше». – «Разве пять лет, геронда, – ответила она, – это не слишком много?» – «Много, – говорю, – но что остаётся делать, раз ты ещё не пришла к окончательному решению?» – «Я сама виновата в этом из-за своего непостоянства?» – спросила она. «Нет, – говорю, – но твои весы пока не наклоняются ни в ту, ни в другую сторону».

В подобных случаях мы должны подсказать юным, чтобы они были внимательными и не теряли времени бесцельно. Во время учёбы они должны жить, насколько это возможно, более духовно, постараться побыстрее получить диплом, который необходим, а потом Бог всё устроит. Во время учёбы им нужно найти хорошего духовника, чтобы он помогал им избегать поверхностной восторженности от монашеской или от семейной жизни и не впадать в отчаяние. Пусть они потерпят, пока не закончат учёбу. Закончив её, став уже зрелыми людьми, они будут иметь предпосылки для той или другой жизни. Вот тогда пусть и примут решение о выборе жизненного пути и сделают во славу Божию то, что посчитают лучшим.

Мир дошёл сегодня до такого состояния, что чем более зрелыми они будут принимать решение о выборе жизненного пути, тем лучше. Знаете, какие случаются неприятные истории? Человеку нужно быть очень внимательным и не принимать незрелых решений – особенно если он подвержен восторженности, легко увлекается чем-то.

– Геронда, некоторые юные не учат уроки, потому что предпочитают духовное чтение и молитвы.

– Нет, запускать уроки не нужно. Чтобы поддерживать духовный тонус, пусть они одновременно с учебниками прочитают отрывок из какой-нибудь святоотеческой книги, немножко помолятся, сделают несколько поклонов. А когда им приходится учить и читать много, они могут устраивать себе перемены и творить в это время Иисусову молитву или же петь что-то церковное. Ведь если во время учёбы они хотят заняться высоким духовным деланием – которым они могли бы заняться впоследствии, – то с мыслями об уроках и учёбе они и это духовное делание не смогут совершить как следует, и успевать в учёбе будут не способны. В конце концов они ничего не добьются. А вот читая и занимаясь уроками, они быстро получат диплом и после этого будут делать то, что им хочется. Я, находясь в больнице[6], на несколько дней оставил и чётки, и поклоны, и посты: ел то, что давали. «Сейчас, – говорил я себе, – мне нужно немножко помочь врачам, чтобы и они помогли мне выздороветь. А потом я буду делать то, что хочу».

Некоторые ребята приходят ко мне и жалуются, что их родители стоят у них над душой, принуждая готовить уроки. Если я тоже встану у этих ребят над душой, то пользы им не принесу. Чтобы они поняли, что им не следует запускать учёбу, я привожу им в пример их сверстников, которые не радели об учёбе, и потом всё у них пошло наперекосяк, а также тех ребят, которые относились к учёбе с прилежанием и поэтому преуспели. Помню такой случай: в одном городе по соседству росли два мальчика. Один, очень сообразительный, быстро справлялся с уроками, в младших и средних классах он получал пятёрки с плюсом. Другой был не столь умён, и, чтобы не отставать от первого, ему требовалось большое усердие. Перейдя в старшие классы, отличник отучился только один год, спутался с дурной компанией, забросил школу и в конце концов был вынужден устроиться уборщиком на какое-то предприятие. Он был уже женатым, имел двоих детей и с трудом сводил концы с концами. А его сосед закончил юридический факультет, потом ещё учился в Европе и получил диплом предпринимателя. Однажды на предприятии, где работал уборщиком бывший отличник, ждали нового управляющего. Все говорили, что он прекрасно образован. Когда новый управляющий приехал, уборщик сразу же узнал в нём своего бывшего одноклассника. Этим уборщиком так сильно овладело отчаяние, что он несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. Кто-то посоветовал ему приехать на Святую Гору и встретиться со мной. Когда он рассказывал мне о своей жизни, у него вырвалось: «Ты только погляди, эта бестолочь стал моим управляющим!» Ух, ну и трёпку я ему задал! «Ах ты, – говорю, – такой-сякой! Да ведь ты же мог подняться выше, чем он! И сам бы жил хорошо, и дети твои не нуждались бы, и добрые дела ты бы делал! Тебе мало, что из-за тебя мучается твоя семья? Сейчас ты хочешь ещё наложить на себя руки, чтобы её окончательно добить и чтобы твои дети остались сиротами? Тебя-то мне не жалко, потому что ты расплачиваешься сейчас за собственную дурость, но мне жалко твоих детей. Тебе это понятно? Давай-ка запасайся терпением, и, я думаю, с помощью Божией новый управляющий тоже отнесётся к тебе хорошо. Он может перевести тебя на другую должность, получше прежней. А если случится так, что на этом предприятии тебе придётся не по душе, найди другую работу, не доводи до того, чтобы твои дети остались под открытым небом». После этого он как-то образумился.

Вот и получается, что если во время учёбы ребята будут как следует заниматься, то, хотя они и устанут немного, у них не будет задолженностей, они быстро получат диплом, и впоследствии им не о чем будет печалиться. Я вижу, что ребята, которые во время учёбы имели задолженности по разным предметам, заканчивая университет и получая назначение на место, тоже продолжают ходить в должниках – то у одного, то у другого – и имеют множество проблем.

– Геронда, а если юноша, учась в высшем учебном заведении, знакомится с девушкой и из этого знакомства может получиться семья, есть ли смысл жениться, не закончив учёбу?

– Я думаю, что каким бы хорошим, добрым ни было это знакомство, оно станет мешать учёбе. Если студент женится, то такой брак будет мучить и его жену, и его детей – хотя бы его избранница и оказалась самой лучшей спутницей жизни. Такому молодому человеку лучше сконцентрировать душевные и телесные силы на том, чтобы получить образование и, не надрываясь, окончить университет. А потом пусть устраивает и личную жизнь. Ведь если его силы будут рассеянны, то он будет постоянно пребывать в состоянии душевного и телесного надлома.

Главная предпосылка для правильного вступления на избранный путь – это духовная жизнь

– Геронда, помните девушку, которая сказала Вам, что она думает о монашестве? Она рассказала мне, что её однокурсник стал приставать к ней с вопросами, почему она не ходит в кино и не гуляет с мальчиками. Что ей надо было ему ответить?

– Надо было сказать ему: «Да мне таких вопросов даже родной брат не задаёт! Ты, что ли, будешь меня об этом спрашивать?»

– А он несколько дней спустя снова встретил её возле университета и схватил за плечо. Она сказала ему только: «Привет» – и тут же вошла внутрь.

– Нет, она поступила плохо! В этом случае надо было дать ему отпор. Она повела себя так, что у него могло создаться впечатление, будто бы ей по душе его выходка, так что он повторит её снова. Она сейчас находится в несколько трудном возрасте, и поэтому, если начнёт водить дружбу с юношами, это не пойдёт ей на пользу. И беседовать с ними якобы для того, чтобы им помочь, ей тоже не нужно. Если она, познакомившись с добрым, хорошим юношей, решит вступить в брак, то должна поставить об этом в известность своих родителей. Они разберутся, обладает ли молодой человек качествами, необходимыми для создания хорошей семьи. Но сейчас, когда она ещё не решила, по какому жизненному пути пойти, беседовать с юношами ей не на пользу, потому что это просто вскружит ей голову и она потеряет покой. Несчастные юноши и девушки, невнимательные в этом отношении, пребывают в очень неуравновешенном состоянии, постоянно взбудоражены и не имеют покоя. Тревога, беспокойство написаны на их лицах и отражаются в глазах.

Тяга женского пола к мужскому, и наоборот, свойственна человеческой природе. Но ты скажи этой девушке, что сейчас для этого не время. Пусть она следит за своей учёбой. Юноши и девушки, с раннего возраста культивирующие в себе тягу к противоположному полу, «нажимают на кнопку», не дожидаясь, когда придёт подходящий для этого час. А потом, когда благоприятный час приходит, их «кнопка» уже нажата и они не способны пережить радость, потому что пережили её раньше – в неподходящее время. А вот те юные, которые внимательны к себе в этом отношении, дождавшись благоприятного времени, радуются больше, и пока это время не придёт, они пребывают в душевном покое. Погляди на тех матерей, которые до брака жили в целомудрии. Они чувствуют в душе мир, несмотря на то что обременены кучей хлопот.

Я всегда подчёркиваю, что до брака юный должен стараться жить, насколько возможно, более духовно и беречь своё целомудрие, которое обеспечивает ему двойное здравие. Духовная жизнь есть основная предпосылка и для семейной и для монашеской жизни. Нынешний мир похож на засеянное пшеницей поле. Пшеница начала колоситься, но на поле зашли свиньи и всю её истоптали, перерыли. И сейчас это поле выглядит так: перепаханная трава, земля, втоптанные в грязь колосья, и лишь кое-где по краям высятся нетронутые колоски пшеницы.

Чем большим духовным деланием занимается человек в юношеские годы, тем легче ему потом – какую бы жизнь он ни избрал. Чем лучше он вооружится перед боем и подготовится к нему, тем легче ему будет во время сражения, когда вокруг будут свистеть пули и рваться бомбы. Пока девушка не решит, становиться ли ей монахиней или же доброй и хорошей матерью, ей необходимо жить целомудренно. Поэтому сейчас она должна постараться, насколько возможно, отдать всю себя учёбе. Если она внимательно сохраняет в чистоте своё зрение и слух, если она изгоняет скверные помыслы, то впоследствии ей будет нужно выбрасывать из себя меньше, чем если бы она была невнимательна. Или юноша, встречая, к примеру, красивую девушку, должен стараться включать в работу добрые помыслы. Он должен смотреть на неё как на живой образ какой-то святой. А встретив девушку распущенную, он должен посмотреть на неё как на свою сестру. Все мы – дети Адама. Ему до́лжно её пожалеть, подобно тому как он огорчился бы, если бы его родная сестра докатилась до такого состояния.

– Геронда, однако сегодня в университетах и в других учебных заведениях юного подстерегает множество искушений.

– Надо подружиться с ребятами, которые живут духовно, для того чтобы помогать друг другу и находиться в духовной атмосфере. Не надо сгущать краски. Я знаком со многими ребятами, которые учатся в университете и живут целомудренно. Они добиваются этого с помощью маленького собственного старания и великой помощи Божией.

Часть первая. Как создать крепкую семью

«Супруги, насколько возможно, должны возделать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними всегда пребывал Третий – наш Сладчайший Христос».

Глава первая. О слаженной семье

Доброе начало семейной жизни

Геронда, один юноша, решивший вступить на путь семейной жизни, спросил меня, как правильно её начать.

– Прежде всего нужно постараться найти хорошую девушку, которая придётся ему по сердцу. Потому что сердце каждого располагается к людям по-своему. Кто-то испытывает приязнь к одному человеку, кто-то – к другому. Надо смотреть не на то, чтобы невеста была богата и красива, а прежде всего на то, чтобы она была проста и смиренна. То есть больше внимания надо обратить не на внешнюю, а на внутреннюю красоту будущей невесты. Если девушка – человек надёжный, если она наделена мужеством – но не больше, чем оно необходимо женскому характеру, – это очень поможет будущему супругу во всех трудностях приходить с ней к полному взаимопониманию и не мучиться головной болью. Если же у неё есть ещё и страх Божий и смирение, то они могут, взявшись за руки, перейти на противоположный берег злой реки этого мира.

Если молодой человек всерьёз смотрит на какую-то девушку как на свою будущую невесту то я думаю, ему лучше сначала через кого-то из своих близких известить об этом родителей девушки. Затем ему лично надо побеседовать с родителями девушки и с ней самой о своём намерении. Впоследствии, когда они будут помолвлены и обручены – хорошо, чтобы время между обручением и свадьбой не было долгим, – он должен смотреть на невесту как на свою сестру и относиться к ней с уважением. Если и жених и невеста с любочестием, изо всех сил, постараются до свадьбы сохранить своё девство, то в таинстве брака, когда священник возложит на них венцы, они обильно приимут благодать Божию. Потому что, как говорит святой Иоанн Златоуст, венцы таинства брака – это символы победы над наслаждением[7].

Впоследствии супруги должны, насколько это возможно, возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий – наш Сладчайший Христос. Конечно, вначале, пока семейная жизнь новобрачных не войдёт в нормальное русло и пока они не узнают друг друга как следует, они могут испытывать некоторые трудности. Такое происходит в начале любого дела. Несколько дней назад я наблюдал за одним птенцом. Он в первый раз вылетел из гнезда, чтобы найти себе пищу. Бедняжка не умел ловить насекомых и, летая низко над землёй, потратил целый час, пока не поймал какую-то козявку. Глядя на птичку, я размышлял о том, что любое дело начать непросто. Выпускник университета, получив диплом и начав работать, на первых порах испытывает трудности. Послушник в монастыре в начале своей иноческой жизни тоже испытывает трудности. И молодой человек, вступивший в брак, тоже будет испытывать трудности на первых порах.

– Геронда, допустимо ли, чтобы невеста была старше жениха?

– Нет такого правила Церкви, которое говорило бы, что если девушка на два, три или даже на пять лет старше молодого человека, то им нельзя вступить в брак.

В разнице характеров кроется божественное согласие

Однажды ко мне в каливу пришёл человек и стал жаловаться, что он очень расстроен из-за постоянных разногласий с женой. Однако я понял, что между ним и его супругой не было чего-либо действительно серьёзного. У этого человека есть свои «сучки» и «шишки», у его жены – свои, поэтому они не могут приладиться друг к другу. И того, и другого надо немножко «построгать». Возьми две неструганые доски. У одной сучок в одном месте, у другой – в другом. И если ты хочешь соединить их как есть, нестругаными, то между ними останется щель. Однако если ты чуть построгаешь первую доску в одном месте, вторую – в другом, они тут же прилягут одна к другой. Только строгать надо одним и тем же рубанком[8].

«Я не нахожу общего языка со своей женой! – жалуются мне некоторые мужья. – Мы совершенно разные по характеру! Она человек совершенно другого склада. Как же Бог допускает такие несуразицы? Неужели Он не мог устроить всё таким образом, чтобы у супругов были одинаковые характеры, так, чтобы они могли жить духовно?» – «Неужели вы не понимаете, – отвечаю им я, – что в разнице характеров кроется божественная гармония? Разные характеры слагаются в гармонию. Представь, если бы и у тебя, и у твоей жены были одинаковые характеры! Да Боже упаси! Представь, что бы было, если бы, к примеру, и ты, и твоя жена легко приходили в негодование. Вы бы не оставили от вашего дома камня на камне! А если бы у обоих супругов были одинаково мягкие, кроткие характеры? Да вы бы спали на ходу! Если бы ни у тебя, ни у твоей жены нельзя было зимой выпросить снега – то вы бы, конечно, подходили друг к другу, но и пошли бы оба в адскую муку. А если бы оба были расточительными? Разве вы смогли бы вести домашнее хозяйство? Вы пустили бы ваше состояние на ветер, а дети остались бы под открытым небом».

Если тяжёлый, своенравный человек найдёт и жену себе под стать – такую, что хоть кол ей на голове теши, а она будет делать по-своему, – то они, конечно, друг другу подойдут. Разве не так? Однако через день совместной жизни они вцепятся друг другу в волосы! Поэтому смотри, как всё устраивает Бог: Он делает так, чтобы хороший, добрый человек вступил в брак со строптивым, и тогда второй из супругов сможет получить помощь, если изначально он был расположен по-доброму, но в молодом возрасте увлёкся злым.

Небольшая разница в характерах супругов помогает создать гармоничную семью, потому что один из супругов дополняет другого. В автомобиле необходимы обе педали: и газ, для того чтобы ехать, и тормоз, чтобы вовремя остановиться. Если бы у машины был один тормоз, она не двигалась бы с места, а если бы у неё имелась только педаль газа, то она не могла бы остановиться. «Вы – оба на одну ногу, – сказал я одной супружеской чете, – и поэтому друг другу не подходите!» Оба этих человека были очень впечатлительными. Если у них дома что-то случалось, то оба бросали поводья и начинали причитать. «Ох, какая же с нами случилась напасть!» – причитает муж. «Ох, что ж это за горюшко горькое!» – всхлипывает жена. То есть один супруг «помогает» другому впасть в ещё большее отчаяние! Муж не может подбодрить жену и сказать ей: «Постой-ка, да ведь то, что с нами произошло, не так уж и серьёзно». Я видел такое во многих семьях.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Икономи́я (греч. οικονομία – домостроительство) – отклонение в исключительных случаях от точного смысла священных канонов в их практическом применении. Церковь пользуется икономией по образу неизреченного снисхождения и человеколюбия Божия, и цель её применения – духовная польза и спасение человека. (Далее примечания греческих издателей даются без указания.)

2

См. Мф. 22:30.

3

Любоче́стие (греч. φυλότιμο) – великодушие, расположенность к жертвенности, презрение к материальному ради нравственного или духовного идеала. – Прим. пер.

4

Мф. 19:17-21.

5

Второй класс лицея в Греции соответствует одиннадцатому классу средней школы в России. – Прим. пер.

6

В 1966 году преподобный Паисий лежал в больнице, где ему была сделана операция на лёгких, поскольку он страдал от бронхоэктаза – хронического заболевания, характеризующегося нагноительным процессом в необратимо расширенных бронхах (преимущественно нижних отделов лёгких). Бронхоэктаз сопровождается кашлем с гнойной мокротой, кровохарканьем, повышенной температурой. – Прим. пер.

7

«Венцы возлагаются на головы новобрачных, символизируя победу – то, что, не подвергшись поражению, они приступают к брачному ложу, то, что они не побеждены наслаждением». См. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. XI, кн. 2. Толкование на 1-е Послание к Тимофею. Беседа 9, п. 2.

8

Преподобный Паисий имеет в виду работу духовника с супругами. Эта работа оказывается результативной в том случае, когда муж и жена имеют одного духовника, то есть их «сучки» и «шишки» обстругиваются одним «рубанком». См. об этом Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Т. III, ч. 5, гл. 1, подглавка «Духовник в семье».

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги