И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова
Торговое дело. Учебник для вузов
2-е издание
Стандарт третьего поколения
© ООО Издательство «Питер», 2018
© Серия «Учебник для вузов», 2018
* * *Афанасенко Иван Дмитриевич – доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, почётный профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Научной общественности профессор И. Д. Афанасенко известен как учёный в области экономической теории, теории логистики, теории предпринимательства, закономерностей развития мировых цивилизаций. И. Д. Афанасенко разрабатывает новую проблему – особенности развития русской цивилизации. Им опубликованы фундаментальные труды: «Экономика и духовная программа России» (Изд-во «Третье тысячелетие», 2001. 416 с); «Россия в потоке времени. История предпринимательства» (Изд-во «Третье тысячелетие», 2003. 512 с); «Русская цивилизация. История развития» (Изд-во СПбГУЭФ, 2007. 506 с). В 2007 году вышло второе издание этих книг в виде трилогии под общим названием «История Русской цивилизации». В том же году издательство «Питер» выпустило в свет книгу «Есть ли будущее у Русской цивилизации?» (384 с). В 2011 году опубликована монография «Россия в пути» (Изд-во СПбГУЭФ, 495 с). Книги вызвали большой интерес у читателей. На них опубликованы положительные рецензии, в том числе за рубежом. В 2010 году издательство «Питер» выпустило в свет книгу «Логистика снабжения: Учебник для вузов» (336 с), а в 2012 – «Коммерческая логистика: Учебник для вузов» (352 с); в 2013 – «Экономическая логистика: Учебник для вузов» (432 с). В 2015 году вышел в свет учебник «Торговое дело: Учебник для вузов» (384 с). Учебники написаны в соавторстве с профессором В. В. Борисовой.
В 2012 году опубликована книга «Хозяйственный строй России: Учебник для вузов» (Изд-во СПбГУЭФ, 432 с). Учебники пользуются повышенным спросом. В 2013 году в соавторстве с проф. В. В. Борисовой опубликован фундаментальный научный труд «Логистика в системе совокупного знания» (Изд-во СПбГЭУ, 395 с). В 2016 году вышла в свет книга «Хозяйство и государство в системе Русского мира» (Изд-во «СПбГУЭФ», 399 с).
Оценке научной деятельности профессора И. Д. Афанасенко посвящён ряд специальных исследовательских работ.
Борисова Вера Викторовна – доктор экономических наук, профессор. Почётный работник высшего профессионального образования РФ. Вице-президент Южно-российской ассоциации логистики. Автор более 100 научных публикаций, в том числе монографий, учебников и учебно-методических пособий по логистике, маркетингу, коммерции, экономико-математическому моделированию в логистике. В. В. Борисова читает учебные курсы «Логистика снабжения» и «Коммерческая логистика», «Формирование института логистических операторов», «Организация государственных закупок и прокъюремент» для студентов, магистрантов и аспирантов, руководит магистерской программой «Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг» в СПбГЭУ. Принимала участие в исследовательских проектах по разработке программ развития товарообмена на межрегиональных товарных рынках, член докторских диссертационных советов. С 2010 по 2015 годы издательство «Питер» выпустило в свет серию «Логистика снабжения: Учебник для вузов» (336 с.) и «Коммерческая логистика: Учебник для вузов» (352 с), а в 2013 – «Экономическая логистика: Учебник для вузов» (432 с, в соавторстве с профессором И. Д. Афанасенко). В 2013 году в соавторстве с И. Д. Афанасенко опубликован фундаментальный научный труд «Логистика в системе совокупного знания» (Изд-во СПбГЭУ, 395 с). Книги пользуются повышенным спросом. В 2015 году вышел в свет учебник «Торговое дело: Учебник для вузов» (384 с.) в соавторстве с И. Д. Афанасенко.
Введение
Уважаемый читатель! Перед вами новый, оригинальный учебник, написанный в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО).
Торговля – первооснова экономической деятельности как таковой; коммерческая сделка – начальный импульс экономического оборота. Но получилось так, что учение о торговле, возникшее как практическая область политической экономии и выполняющее функцию фундаментальной науки для других экономических дисциплин, оказалось как бы заслонённым отпочковавшимися от него маркетингом и логистикой. Это заметно уже по количеству опубликованной литературы. Постараемся устранить возникшее недоразумение, возвратим торговле её природное свойство и представим теорию торгового дела в свете современных достижений.
Прежде всего уточним предмет изучения. В стандарте третьего поколения направление подготовки бакалавров и магистров «Коммерция (торговое дело)» было переименовано в направление «Торговое дело». В русской речи этот термин используется с давних времён и включает смысловое значение двух слов: «дело» и «торговля». Он шире понятия «торговля» и его синонима – французского слова «коммерция», рассматриваемых в чистом виде, и трактует торговлю как вид предпринимательской деятельности, промысла (что, кстати, было зафиксировано в российском законодательстве: налогом на капитал облагались лишь те, кто занимался торговлей профессионально, как промыслом. Их именовали купцами).
Ныне содержание понятия «торговое дело» включает три разных явления в их единстве: организация рынка товаров потребительского и производственного назначения и услуг во всей полноте этого процесса; определённый тип специализированного предпринимательства; вид профессии – специальность (в совокупности всего к ней относящегося).
Единство трёх взаимосвязанных явлений, определившее понятие «торговое дело», хорошо прописано в стандарте третьего поколения. В пространство торгового дела включены: коммерческая, логистическая, маркетинговая, рекламная и товароведная деятельность.
Логистика как научное направление и практическая деятельность описана авторами в трёх учебниках: «Логистика снабжения», «Коммерческая логистика», «Экономическая логистика».[1]
Теоретическое и методологическое обоснование полной логистической системы авторами изложено в монографии «Логистика в системе совокупного знания».[2]
Оригинальность учебника определяется не только тем, что торговому делу возвращается его природное свойство, а материал подобран особым способом. При написании данного учебника применён принципиально новый методологический подход, который учитывает двойственную природу человека: как существа биологического, материального и существа социального, духовного. Поэтому ядром творимого им мира являются хозяйство и государство.
Национальное богатство – результат взаимодействия этих двух созидающих начал.
Политическая экономия как самостоятельная наука впервые сформировалась в виде учения о богатстве.
Представление о сущности богатства различно. В учебнике использовано понятие «богатство», выработанное в русской национальной культуре,[3] где богатство представлено в материальном, вещественном состоянии и в социальном, невещественном выражении. В хозяйстве воспроизводятся все виды материальных благ, а государство обеспечивает правопорядок, правосудие, безопасность, то есть участвует в создании невещественного богатства.
В такой связке функции государства обретают новое качественное состояние: Российское государство выражает общенародный интерес и является носителем общего блага. Роль государства в эволюции общества конкретизирована, и его функции представлены в принципиально ином виде.
В науке о торговом деле количество накопленного теоретического материала достигло такого уровня, когда необходим переход на качественно более сложный этап научного обобщения. Обилие информационного материала меняет форму мышления человека. Количество усваиваемой информации относительно уменьшается. Вместе с полезной накапливается и некачественная информация (информационный мусор).
Авторам пришлось конкретизировать ряд основных научных понятий и категорий теории торговли, усилить интеллектуальную плотность их содержания. Учебный материал не должен быть перенасыщен ненужной информацией. Избавиться от информационного сора можно, если заранее чётко определена цель исследования.
Перед авторами стояла задача определить роль торгового дела в эволюции российского общества – общества не просто многонационального, но объединяющего коренные народы, которые выработали свою экономическую культуру, формы организации труда и стиль образа жизни. Функцию всеобщего объединяющего начала здесь исторически выполняет хозяйственная деятельность. Торговля объединяет интересы всех хозяйствующих субъектов, способствует установлению всеобщей связи и проверяет её на прочность. В таком понимании торговля – область народного благосостояния.
В учебнике широко представлен и исторический аспект теории и практики торгового дела. Авторы, обращаясь к истории развития форм товародвижения и товарного обращения, учитывали следующее: а) в истории отброшены все частные, незначительные детали – сохранилась лишь информация, свободная от сора; б) история не вырывает отдельные события из общего эволюционного процесса и позволяет представить целостную картину событий. Например, история торгового дела IX–XII столетий позволяет установить суть торговой политики, которую осуществляли русские князья. Они стремились создать коммерческую империю, вели вооружённую борьбу за контроль над мировыми торговыми артериями. Кто властвовал над Великой степью, тот и контролировал мировые торговые пути. Как видим, в этой информации нет ничего лишнего.
Учение о торговле как области научной мысли претерпело определённые издержки из-за некоторого снижения к нему научного внимания в связи с отпочкованием от него маркетинга и логистики. Ныне оно набирает силы и по-прежнему сохраняет по отношению к ним свою фундаментальность. Именно подвижность пространства коммерческой деятельности открывает для логистики и маркетинга новые горизонты научной мысли.
Наметилась тенденция их сближения. Так, маркетологи, сгоряча заявившие, что переключают свой интерес на маркетинг взаимодействия, продуктом которого является «влияние», к своему удивлению обнаружили, что буйный спрос на маркетинговые услуги в системе управления не состоялся. Но маркетинг по-прежнему востребован в торговых сетях. И логисты, и маркетологи устремлены к общей цели – заключению коммерческой сделки.
Человек рождается только с задатками; мир он познаёт через систему образования.
В современных системах общественного образования, применяемых в разных странах, акцент, как правило, сделан на обучение; просвещение, если оно и присутствует, находится в лучшем случае на втором плане. Когда профессиональная выучка не сопровождается расширением сознания человека до соответствующего уровня, то фактически применяется урезанная система образования, ограничивающаяся обучением. Она, конечно, позволяет готовить профессионалов, однако подобным образом обученные специалисты сами могут представлять для общества социальную опасность. Такой пробел в системе образования невосполним. Его нельзя заменить продуктом законотворчества даже самого высокого качества: законодательная база ограничена юридическими законами, которые не действуют в зоне нравственных норм, понятий и принципов.
Нынешнее состояние мировой системы образования в целом характеризуется как глубочайший кризис. Причина кризиса – разрыв образования с системой нравственных ценностей. В результате система образования оказалась неспособной решать свою основную задачу – воспитание нравственного человека, носителя высокой духовности.
Ещё в древние времена было выработано правило, которое соблюдали многие народы: особо ценные знания доверяли людям, прошедшим специальные испытания, позволяющие судить об их духовности и уровне сознания. Понимали,[4] что иначе эти могущественные силы попадут в руки «неуправляемого человека» и будут обращены против человечества. Исследователи находят всё более свидетельств, подтверждающих, что именно несоблюдение данного завета стало причиной гибели прежних цивилизаций.
Ныне система проверки уровня сознания у претендента на обладание знаниями не существует – и не только потому, что способы получения знаний становятся всё более доступными. Сами нравственные ценности перестают быть показателями образованности.
Уже и в нашей стране обозначился разрыв образования с системой нравственных ценностей. Российское общество, лишившееся своих идеалов, не сможет передать подрастающему поколению нравственные установки, которые определяли бы стереотип его поведения. Отличительной чертой обучающейся молодежи становится прагматизм; молодые люди стремятся жить только сегодняшним днём.
Нельзя отказываться и от такого проверенного веками правила: каждая учебная дисциплина должна содержать в себе и функцию просвещения. Авторы учебника следовали этому правилу.
Примечание. Уважаемые читатели, сообщаем, что часть материала учебника в бумажной версии отсутствует. Она доступна в электронном виде по ссылке: http://goo.gl/7l7hre. Вот этот материал: «Эволюция научной мысли о торговом деле» (глава 1, раздел 1.3); «Инновации в торговом деле» (глава 8); «Словарь терминов».
Глава 1
Торговля – основа экономической деятельности
1.1. Отрасль народного благосостояния
Организационная деятельность людей ведётся по двум направлениям: организация мира природы и организация самих людей. Поскольку новый мир создаётся для людей, он должен соответствовать сущности самого человека. Человек имеет двойственную природу: он существо материальное, биологическое и существо социальное, духовное. Этим определено отличие мира человека от мира природы: его основами являются хозяйство и государство.
Природа распорядилась так, что каждый человек по-своему воспринимает окружающую его реальность и имеет свой духовный мир. Эти различия в восприятии мира конкретизируются в сознании этнического сообщества как некий особый взгляд, под влиянием которого выстраивается шкала нравственных ценностей. Учитывается и географический фактор: каждый отдельный народ проживает и осуществляет свою хозяйственную деятельность в определённой (как правило, отличной от других) природно-климатической среде. В результате своей деятельностью он по-своему преобразует мир природы, создаёт свою неповторимую экономическую культуру и собственную культуру государственности. Учёт данного обстоятельства имеет принципиально важное значение для понимания мироустройства.
Россия – единственная современная северная цивилизация. Цивилизационные особенности влияют и на организацию хозяйственной жизни, и на определение назначения и формы государственного устройства.
Экономическая культура учитывает главное – особенности организации хозяйственной жизни при дефиците природно-климатического потенциала. В её структуру входят: общественные институты; ценностно-мотивационные отношения к труду; особое понимание содержания, структуры, способов достижения и предназначения национального богатства; стереотипы потребления; стили образа жизни.
Культура государственности вырабатывает особую политическую форму организации российского общества на основе его неформальных и формальных институтов. В российском обществе эти институты способствовали осознанию людьми необходимости государственного единения как общего блага.
Российское государство развивается под воздействием этногенеза русского суперэтноса и особенностей северной цивилизации. По своей природе оно принципиально отличается от государств западного типа. Этот тезис обретает ясность только в диалектической связке хозяйства и государства: в хозяйстве воспроизводятся материальные блага, а государство обеспечивает необходимый правопорядок, правосудие, безопасность, то есть принимает участие в создании социального блага. В итоге сотворённое богатство по своему содержанию двойственно – оно предстаёт как материальное (вещественное) и невещественное (социальное, духовное). Создавая невещественную часть богатства, Российское государство выражает общенародный интерес и является носителем общего блага.[5] В западной научной мысли акцент сделан на материальное богатство. Государству отведена, по образному выражению, роль «ночного сторожа».
И ещё одна особенность сущностного порядка. Российское общество не просто многонационально. В России проживают коренные народы, и многие из них выработали свою экономическую культуру, свои формы организации труда, стили образа жизни. Поэтому в эволюции российского общества и государства функцию объединяющего начала всегда выполняла хозяйственная деятельность, которая формирует всеобщую зависимую связь. Чётко обозначена и роль торговли: она объединяет интересы всех хозяйствующих субъектов, способствует установлению этой связи и проверяет её на прочность.
Нужно учитывать и состояние текущего момента. Пореформенная Россия выходит на мировой рынок, опутанный сетью транснациональных корпораций, ослабленная экономически, утратившая своё прежнее политическое влияние, без предпринимательства, имеющего нравственную поддержку со стороны общества, испытывая острую потребность в положительных сведениях о национальном торговом деле. Впереди длительная и жестокая борьба за достойное место России в изменяющемся мире.
Чтобы выстроить настоящее и обеспечить будущее, нашему народу предстоит обратиться за положительными примерами к своему прошлому – к тому периоду российской истории, когда создавалась материальная и духовная культура торгового предпринимательства, которая и ныне содержит предпосылки грядущих изменений. Прежде всего необходимо возродить положительный образ отечественного предпринимателя.
Нечто подобное происходило во второй половине XIX века, когда российское общество, опираясь на собственную культуру, готовилось к решительному рывку в сторону прогресса.
В 1846 году Иван Саввич Вавилов, русский первостатейный купец, один из идеологов русского купечества, по поручению Императорского вольного экономического общества опубликовал цикл публичных лекций по практическому курсу коммерческих знаний,[6] чтобы «пополнить недостаток в положительных практических сведениях о торговле, ибо в них имело нужду Русское купеческое сословие». Он надеялся, что подобный труд совершит и кто-либо из «русских трудолюбивых писателей». Но в отечественной литературе положительный образ русского предпринимателя так и не был создан. Видимо, сказались результаты разлома русского общества «по самому глубокому, по культурному слою», как следствие «бездумной европеизации», начатой Петром I. Характерно, что предприниматели, выходцы в основном из купечества и крестьян, остались при таком разрыве единства общества в лоне национальной культуры и не порывали связи со своим народом, чего нельзя было сказать о большинстве русских писателей – представителей дворянского сословия.
Роль торгового предпринимательства в русской хозяйственной жизни искони определялась так: «Торговля есть главнейшая отрасль народного богатства, следовательно, и народного благосостояния: истина эта доказательств не требует, события веков, история народов нам её достаточно подтверждает».[7]
Научное обоснование учения о торговой деятельности требует определения понятия торговли (понятие означает фиксацию мысли о предмете), из которого логически вытекали бы основные принципы этой деятельности. Оно, по мнению отечественных исследователей, могло быть установлено лишь при условии выяснения связи, существующей между торговлей и всей хозяйственной жизнью в целом. И такой подход оказался верным.
В любом многотрудном деле самым сложным является первый шаг – наш путь к нахождению начала исследования лежит через преодоление ступеней процесса познания: от видимости (бытия) предмета к сущности и от неё к явлению и действительности. Предмет исследования должен быть изучен до полной конкретности. Конкретное как категория философии означает, что многообразие объекта объединено познанной сущностью, синтезировано развитием исходного противоречия, благодаря чему объект выступает как диалектически развитая система, отражённая в единстве определений. Нам предстоит преодолеть ряд ступеней познания, выйти за пределы известного, чтобы подойти к истине исследуемого предмета, видимость которого весьма далека от его сущности. Учитываем мы и такое обстоятельство: сложные явления (к ним относится и торговое дело) нельзя исследовать, опираясь только на экономическое знание. Нужно использовать совокупное знание о предмете, накопленное разными науками.
Применив такой методологический подход, мы обнаружили свидетельства, отвергающие миф о якобы исконной отсталости русского торгового дела, что торговать русских учили скандинавы. Установить истину помогли лингвисты.
Термин торговля является производным от слова торг (синонимы: торжо́к, то́ржище, торго́вище, торгова́нье) и означает производство торга, куплю и продажу, промысел купеческий. Выражение торговать имеет два значения: а) продавать; б) приценяться, рядиться – сулить свою цену на запрос.[8] Французское коммерция означает то же, что русское слово «торговля».
В русском языке имеют одинаковое толкование термины «торг» и «рынок»: торг – привоз, рынок, базар, место продажи и купли; рынок – торг, базар, площадь в городах и сёлах для купли и продажи.
По свидетельству историков и лингвистов, славянское слово «торг» перешло в язык древних скандинавов со значением «рынок» и в таком виде возвратилось в русский язык. Одинаковое толкование этих терминов сохраняется и ныне. Корень «куп», звучащий в русском слове «купить», сохранился в названиях населённых пунктов у скандинавов с окончанием «-чёпинг», «-кёпинг». Слово торг сохранилось, например, в названии русского города Торжок и финского – Турку.[9]
Коренной состав русских слов, обозначающих конкретный тип хозяйствования, заимствованный другими народами и утвердившийся в их языке, – важное свидетельство того, что товарное производство и товарный обмен присущи экономической культуре славяно-русов с глубокой древности и что центром торговли на Северо-Западе были не скандинавские поселения, а Русские земли.
Когда торговля выделилась в особый вид деятельности, людей, профессионально занимающихся торговым промыслом, стали называть купцами. Жену купца именовали купчиха. Но так называли и женщину, которая самостоятельно вела торговое дело и была записана в купеческую гильдию.
Не менее важен и такой факт: к занятию торговым делом наши предки относились серьёзно. Торговое дело на Руси почиталось издревле. Об этом свидетельствует существовавшее почтительное обращение к купцам и их женам – степенство (в соединении с местоимениями «ваше», «его», «их»).
Принципиальное значение имеет понимание сути и назначения торгового дела. Ныне бытует мнение, что смысл торговли сводится к спекуляции – купить дешевле, продать дороже. Это превратное мнение. Вот какой смысл вкладывал в него И. С. Вавилов: «Под словом торговля разуметь должно действие, приводящее в движение избытки. Избытки эти приобретаются одним лицом от другого посредством взаимного размена… Мы видим тут два лица, одно отдающее, а другое принимающее, само действие в двояком и различном виде, то есть что отдающий делает промен, или продажу, а принимающий вымен, или покупку, хотя оба эти вида по сущности их в раздельном смысле противоположны один другому, но при совокупном слиянии составляют собою одно целое – неделимое; ибо купля без продажи, а продажа без купли существовать не может; и это целое называется торговлею, само же слово торговать означает собою приводить в движение свои собственные и чужие избытки на условных началах; человек, приводящий их в это движение, называется купцом и в этом положении представляет собою звено той великой цепи, которая тесно соединяет между собою гражданские общества, служа, так сказать, посредником к сношению между производителями и потребителями».[10]
В определении акцент сделан на назначение, основную функцию торговли – увеличение, возрастание богатства. И (что особо важно) так приобретаемое богатство распространяется на все слои народа: «Богатство, приобретаемое посредством торговли, незаметным образом разливаясь между всеми сословиями народа, начиная от производителя до потребителя, неминуемо влечёт за собою благодетельное последствие, – разлив этот представляет собою взаимное круговращение и движение избытков потому, что один производит, другой потребляет, и наоборот, один потребляет, другой производит, и таким действием уравновешивается общее с частным».[11]