То что не было дано Ярополку, дано Владимиру. Став великим князем с помощью варягов, он, спустя время, сумел собрать русское войско и, тем самым, перестал зависить от наёмных варягов, отказавшись от обязательства платить им. Те попросились в Грецию и князь их отпустил.
Народом польским тогда правил Мечислав, который ввёл уже христианство. Владимир начинает войну с ним, истинной причиной которой становится неприятие чужой веры и утверждение слабеющей веры предков, которая не могла ответить на самые важные вопросы, на которые отвечали другие религии: о начале мира и будущей жизни. С победами дойдя до Балтийского моря, он решил отблагодарить своих богов человеческим жертвоприношением. Жребий пал на юного варяга, у которого отец был христианином. Услышав эту весть, тот стал говорить о заблуждении князя и соратников, превознося христианство и принижая идолов. Это вызвало мятеж среди населения. Они разграбили двор этого христианина, а отца, державшего за руку сына и говорившего: «Ежели идолы ваши действительно боги, то пусть они сами извлекут его из моих обьятий», умертвили вместе с сыном.
Убиенные вошли в историю как святые Феодор и Иоанн.
Владимир много воевал, побеждал, усмирял.
На его судьбу нанизано так много событий, что в них довольно трудно поверить, если не исходить из того, что судьба князя – это олицетворение двух граней человеческого бытия, двух противостоящих сторон существования. Первая половина его жизни – это грехопадение практически до возможного дна. Вторая – праведность, доходящая до абсурда, набожность – до бессилия. Многое в течение веков в этой личности мифологизировано, но, несомненно, время его правления было переломным для человеческой цивилизации, а не только для России.
Воинские или любовные доблести не отражают глубинную суть его личности, его истинное предназначение. Контраст двух периодов его жизни становится понятен, если опираться на веру, на искания человеческой душой своего пути. Злодеяния, которые он совершил в первой половине жизни, очевидно, идя вразрез с Божьим предназначением, были нелёгкой ношей. Летописи донесли и такой пример, характеризующий его. Однажды Рогнеда хотела зарезать спящего князя, мстя за все перенесённые унижения, но тот проснулся и в отместку решил самолично казнить её. Изяслав, наученный матерью, подал ему меч и сказал: «Ты не один, о родитель мой! Сын будет свидетелем». И Владимир тогда попросил совета у бояр. Те посоветовали дать Рогнеде и сыну в удел бывшую область её отца. Владимир так и сделал, построив для неё и сына город Изяславль в Витебской области.
И он уже начал отходить от веры предков.
В 986 году пришли к нему болгары магометанской веры.
Потом иноземцы из Рима, посланники папы.
Затем хазарские евреи.
И наконец прислали греки к нему философа.
«В год 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорили они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдёт в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки: если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне», – говорится в «Повести временных лет».
Два историка государства Российского Н. М. Карамзин и С. М. Соловьёв по-разному трактуют причины дальнейшего поступка князя Владимира. По Карамзину, движущей силой в истории является исключительно задача расширения влияния, удерживания захваченных территорий и присоединение новых. Таким образом Владимир представляется как предшественник всех государей российских, озабоченных именно этим. Соловьёв же отмечает, что к этому времени язычество утратило свою привлекательность, и христианство охватывало всё большее и большее число подданных. К тому же вокруг уже было немало стран, принявших христианскую веру.
Но ни тот ни другой не отметили, что Владимир, как и любой человек, не мог не чувствовать тяжести свершённых злодеяний и нуждался в прощении своих грехов, что пример отца-христианина Феодора, павшего вместе с сыном Иоанном, нёс незнаемую им прежде силу духа, а вера того оказалась сильнее веры в прежних богов, которую он видел в своих воинах. Думаю, что именно это, помимо ослабления идолопоклонничества, было существенным фактором, который в конечном итоге и привёл князя к желанию реформировать веру предков.
Что же касается причин отказа представителям иных вер, изложенных летописцами, то они отражают лишь примитивную трактовку.
В этом случае вполне достаточно отказ от ислама обосновать обрядом обрезания и запрещением пить вино. Фраза, якобы им произнесённая: «Вино есть веселие для русских; не можем быть без него», на многие века стала оправданием пристрастия к спиртному, хотя Л. Гумилёв отмечает, что дело не в личном пристрастии князя или русских к алкоголю, а в ритуале общения с дружиной – совместной трапезе, на которой пили хмельные напитки – пиво и мёд.
Иудеям Владимир сказал: «И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других? Мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества». И этот ответ характеризует многовековые дальнейшие отношения двух народов.
Встреча с безымянным философом, присланным от греков, который рассказал князю суть христианской религии, крылатых фраз не оставила.
Скорее всего, эта встреча стала последней каплей в уже созревшее отношение Владимира к христианству. Думаю, что в памяти Владимира был пример бабушки Ольги и матери (та, будучи ключницей Ольги, несомненно разделяла веру княгини), то есть, на окончательный выбор повлияло также детское восприятие, которое является оснополагающим в жизни. «Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей» – это из «Повести временных лет.»
Было уже и взрослое понимание, отчего бабушка, на которую он был похож воинской хитростью, вдруг полюбила новую веру. Вероятно она делилась с внуками надеждами на то, что её собственные грехи будут ей отпущены. Именно бесспорное отпущение грехов самым большим грешникам лежит в основе решения князя Владимира принять христианскую веру.
И возвращаясь к циклам в истории России. 955 год стал переломной точкой, переходом в светлый или позитивный, исходя из Божественного предназначения человека расти духовно, период. Естественно, и переход, и высшая, и низшая точки временных циклов истории России не являются краткими, эти периоды могут длиться годами. Главное, что в данный период положительное направление на духовность задала княгиня Ольга своим крещением.
Продолжение развития этого вектора выпадает князю Владимиру.
Княжили в этот периодВ Новгороде: Рюрик (862–879 гг.), Олег (Вещий) (879–882 гг.)
В Киеве: Олег (Вещий) (882–912 гг.), Игорь Рюрикович (912–945 гг.), Ольга (жена Игоря) (945–964 гг.), Святослав Игоревич (964–972 гг.).
Сыновья Святослава: Ярополк Святославич (убит варягами Владимира в 978 г.), Владимир Святославич (незаконнорождённый от Маклуши) (978 – 1015 гг.)
Что осталось в историиОлег (Вещий) убивает Аскольда и Дира и становится фактически первым правителем Киева. Осуществляет поход на Византию.
Игорь Рюрикович отметился походами на греков и заключением с ними договора. Был убит во время сбора дани князем древлян Мала.
Княгиня Ольга отомстила за убийство мужа и побывала в Константинополе. Стала христианкой.
Святослав Игоревич. Совершил восточный поход, завоевал болгар волжских и хазарский город Итиль. Ходил на греков удачно и не очень. Хотел перенести столицу. Остался в истории как нелицемерный князь: «Иду на вас» и «Мёртвым не стыдно» летописцы вложили в его уста. Был убит печенегами.
Ярополк Святославич положил начало междоусобице.
Владимир Святославич в первой половине жизни жил по законам язычников. Воевал с христианской Польшей, плодил детей и выбирал веру для себя и народа.
Чудо – как подсказка
Чудо в Корсуни. Перерождение князя Владимира. Святополк Окаянный. Мученики Борис и Глеб. Ярослав Мудрый. Междоусобица. Владимир Мономах (Единоборец). Битвы за престол.
1
Поход на греческий город Корсунь трактуется историками как нежелание князя унизиться крещением в чужой стране, якобы он хотел завоевать веру. Но можно допустить и другое: Владимир знал о походах Аскольда и Дира и о чуде, которое не позволило им завоевать Константинополь. Зная о буре, поднявшейся на поле сражения, когда воевал с христианами его отец Святослав, он хотел сам убедиться, узреть чудо пока ещё чужой веры. Именно это могло быть главным побудительным мотивом для похода на южный город, цитадель греков.
Корсунь в конце концов пал. Князь объявил императорам Василию и Константину, что желает быть супругом сестры их, царевны Анны, и в случае отказа возьмёт Константинополь. Это ещё одно подтверждение, как важно было ему проверить новую религию на чудодейственность. И ожидаемое чудо случилось. Анна с греческими священниками приплыла в Корсунь. В это время у Владимира разболелись глаза, он перестал видеть. И тогда Анна сказала, что если он покрестится, то прозреет. Владимир сказал, что если так случится, «…то поистине велик будет бог христианский». И действительно, когда крестили Владимира, он прозрел.
После этого отпали последние сомнения во всемогуществе христианского бога. Крещёный Василием князь возвратил Корсунь грекам, заложил в этом городе церковь и поспешил в Киев.
Потом было истребление кумиров, после чего велено всему народу идти на берег Днепра креститься. По знаку Владимира киевляне вступили в воду следом за греческими священниками и князем, который произнёс молитву: «Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих, дай им познать тебя, Бога истинного, утверди в них веру правую. Будь мне помощию в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя твоё!»
Он велел поставить в Киеве деревянную церковь св. Василия на месте, где стоял Перун и начать строительство храма каменного во имя Богоматери там, где в 983 году пострадали за веру христианин Феодор и его сын Иоанн.
С этого времени начинается новая жизнь князя Владимира. Он занялся просвещением. В Киев завозятся книги, открываются училища для отроков. Строятся храмы. Основываются новые города. Закладываются Владимир-на-Клязьме, Белгород, а сам князь проповедует Евангелие в земле суздальской.
Создаётся первый русский церковный устав. Появляются епархии в Новгороде, Полоцке, Турове, Тмутаракани, Чернигове, Ростове, Владимир-Волынском…
Мы видим другую, совершенно полярную прежней, часть жизни крещёного князя. Он уже не завоёвывает других, а защищает собственные пределы.
Кульминация этого периода религиозного подъёма выпадает на 988 и несколько последующих лет, это массовое крещение в Киеве, после которого распространение православия продолжалось по другим княжествам. Этот период отмечен верой, что крещёные спасутся, наличествует «религиозный оптимизм».
Теперь язычники стали врагами Руси. В 992 году пришли печенеги и князь печенежский предложил, чтобы вышли два воина с разных сторон и сразились и «если твой муж ударит моим, то не будем воевать три года». Такой боец в русском стане нашёлся и одержал победу, после чего печенеги побежали с поля боя. На этом месте был заложен город Переяславль, потому что боец русский перенял славу у печенежского.
Спустя три года в новом сражении с печенегами войско князя не устояло, и князю Владимиру, как отмечают летописцы, пришлось, спасаясь, прятаться под мостом.
Тогда он обещал Господу, что если тот его спасёт, то он построит храм празднику того дня – Святому Преображению. И неприятель не нашёл его. После этого князь исполнил обет и был большой пир, положивший начало многим, как сегодня бы сказали, благотворительным пирам, когда столы накрывали не только для знати, но и для смердов.
Теперь летописцы характеризуют князя Владимира, крещёного Василием, как слишком набожного. Он перестал даже карать злодеев. И только священники убедили его вернуть как наказание смертную казнь.
В 1011 году скончалась Анна, его последняя супруга, проводница православия и мать будущих святых Бориса и Глеба. До этого этот мир оставили многие родные князя, включая и первую жену, некогда взятую силой, Рогнеду.
В старости ему воздалось за прежние грехи познать и ненависть сына. Ярослав, сын Рогнеды, правитель Новгорода, в 1014 году отказался платить дань великому князю и даже призвал варягов для того, чтобы идти воевать против отца. Но не успел. В 1015 году князь Владимир заболел, и, поручив любимому сыну Борису, князю ростовскому, предводительствовать войском против напавших на Россию печенегов, отошёл в мир иной. Положили его в раке рядом с гробницей супруги его Анны.
Было у него девять сыновей, чьи имена остались в истории. Некоторым из них он в своё время отдал уделы, опять разделив государство на княжества, а наследника так и не назвал.
С 988 года, переломного момента в истории России, до смерти Владимира минуло 27 лет. Эти годы были славны не военными завоеваниями, а мирными делами, не разрушением, а созиданием. На конец тысячелетия выпал пик духовного взлёта. Завуалированные, а порой и откровенные высказывания историков о том, что излишняя набожность князя привела в конечном итоге к ослаблению государства, не соответствуют истинному положению дел. Если, конечно, исходить из того, что главное для человека в этом мире не увеличение земного тленного, а усвоение духовных знаний. И с этой точки зрения это была одна из определяющих реформ, перевернувшая весь уклад прежней жизни, придавшая высший смысл и жизни каждого человека, и существованию государства. Но понимание этого ещё дано было немногим. Собственные дети князя-крестителя Руси были похожи не только на того, который потом стал крещёным Василием, но и на жестокосердного Владимира.
2
Помимо девяти собственных сыновей при княжеском дворе рос и сын старшего брата князя Владимира Ярополка и гречанки-монахини – Святополк.
От Рогнеды было четверо сыновей: Изяслав, Мстислав, Ярослав, Всеволод.
От жены-чешки, имя которой не упоминается, – Вышеслав.
Ещё от одной безымянной – Святослав и Мстислав.
И от царевны Анны – Борис и Глеб.
Святополк был усыновлён Владимиром и ему в удел был дан Туров. Он женился на дочери польского короля Болеслава, одно время под влиянием тестя хотел отложиться от России, за что вместе с женой был заключён князем Владимиром в темницу, но позже прощён.
Святополк объявил себя государём российским сразу же после кончины князя Владимира.
В это время сын Анны Борис, которого князь Владимир любил более других, посланный им против печенегов, так и не найдя их, возвратился обратно и уже стоял под Киевом. Когда ему сообщили о смерти родителя, он отказался поднять руку на старшего двоюродного брата, желая не соперничать, а помогать тому. Святополк же потребовал у бояр, находящихся при Борисе, в доказательство верности принести ему голову Бориса.
Подобное желание можно объяснить не только боязнью соперничества или ненавистью к детям своего дяди, но и отношением к христианству, ибо оно явно противоречило христианским заповедям.
Убийцы застали Бориса во время молитвы за Святополка, но это их не остановило. Ещё живого его привезли к Святополку и тот приказал двум варягам докончить начатое.
Затем Святополк отправил гонца в Муром к князю Глебу с известием, что князь Владимир болен и желает видеть того. Глеб выехал в Киев, по пути упал с лошади, повредил ногу, но продолжил путь водою до Смоленска. Здесь его и настигли убийцы. Глеб был также набожен, как брат, и оплакивал отца и брата, когда был убит.
Князь Святослав хотел уйти в Венгрию, но его догнали близ Карпат и убили. Характеристика Святополка в «Повести временных лет» самая нелицеприятная: «Святополк же окаянный и злой убил Святослава, послав к нему к горе Угорской, когда тот бежал в Угры. И стал Святополк думать: «Перебью всех своих братьев и стану один владеть Русскою землёю». Так думал он в гордости своей, не зная, что «Бог даёт власть кому хочет, ибо поставляет Всевышний цесаря и князя, каких захочет дать». Если же какая-нибудь страна станет угодной Богу, то ставит ей Бог цесаря или князя праведного, любящего справедливость и закон, и дарует властителя и судью, судящего суд. Ибо если князья справедливы в стране, то много согрешений прощается стране той; если же злы и лживы, то ещё большее зло насылает Бог на страну ту, потому что князь – глава земли».
Сын Рогнеды Ярослав, ещё придерживающийся язычества и княживший в Новгороде, получив поддержку новгородцев, собрал войско и пошёл на Киев. Оба войска долго стояли на берегах Днепра, не начиная сражение и наконец новгородцы во главе с Ярославом ночью переплыли Днепр и разгромили войско Святополка.
Тот бежал к тестю, королю Болеславу, в Польшу, а спустя время войска Болеслава и Святополка подошли к Киеву и напали на неожидавшего этого Ярослава. Тот проиграл сражение и вернулся в Новгород. Новгородцы собрали деньги и людей и стали готовиться к новой битве.
Святополк же, опасаясь теперь своего тестя Болеслава, приказал убить всех поляков, своих бывших союзников, и фактически изгнал войско польское из Киева.
В это время Ярослав уже подходил к Киеву с более многочисленным, чем у Святополка, войском, и тот бежал к печенегам за помощью.
В 1019 году произошла большая, как говорят летописцы, невиданная прежде битва. Три раза она затихала и вновь возобновлялась. И к вечеру Святополк, оставшийся в истории Окаянным, обратился в бегство. След его затерялся «в пустынях богемских…».
И было тогда, взошедшему на киевский престол, победителю Ярославу 30 лет.
Киев в то время был третьим по величине городом в Европе после Константинополя и Кордовы. Вот описание историка Титмара: «В большом городе… находилось более 400 церквей, 8 торговых площадей и необычное скопление народа, который, как и вся эта область, состоит из беглых рабов, стёкшихся сюда отовсюду, и весьма проворных данов. Киев оказывал постоянное сопротивление печенегам, приносящим много вреда, и подчинял себе других.»
Из этого следует, что Киев уже был православным центром и это следовало учитывать великому князю.
Но пока он отсутствовал в Новгороде, туда пришёл со своей дружиной сын его родного старшего брата Изяслава Брячислав, княживший в Полоцке.
А другой родной, тоже старший, брат Мстислав, правивший в Тьмутаракани, собрал войско и пошёл на Киев. Киевляне закрыли перед ним ворота, а Чернигов принял Мстислава.
В это время Ярослав усмирял мятеж в Суздале, где был голод.
Князь Мстислав в «Повести временных лет» изображается как бесстрашный воин, хотя «был толст, румян, с большими глазами». В 1022 году он принял предложение князя касогов Редеди выйти с ним на поединок, чтобы не губить воинов. «И схватились бороться крепко и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силён Редедя. И сказал Мстислав «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твоё». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож и зарезал Редедю».
Этот эпизод многое значил и в отношении народа к Мстиславу, прозванному Удалым, и в бесстрашие его, поверившего в благосклонность к нему Богоматери, отчего он и пошёл на следующий год на Ярослава и разбил его войско. Но Мстислав не остаётся в Киеве, а предлагает Ярославу править там. Братья встретились и заключили союз, разделив государство: Ярославу – западная часть, Мстиславу – восточная. Днепр – граница.
Этот шаг Мстислава Л. Гумилёв объясняет воспитанием; будучи ребёнком, тот рос среди хазарских евреев и многое перенял из их мировоззрения. То есть подоплёку этого поступка он видит в религиозности князя.
Мстислав Удалой правил своей половиной десять лет. Он умер в 1036 году, а после смерти наследников у него не осталось и Ярослав стал единым правителем Руси. И хотя он всё ещё придерживался языческой веры, откровенных противников христианства в его войске к тому времени осталось не так много, а на киевском престоле мог усидеть только тот, кого хотели бояре и народ, то есть признающий православие.
Теперь во всех уделах восточной и западной частей Руси правил он. Это был период единоначалия, в котором основные усилия князя были направлены на укрепление власти.
Но летописцы отмечают не только многочисленные войны этого периода, но и дела. При Ярославе был составлен свод законов, устав Русской правды. Историками это отмечается положительно. С точки зрения государственного строительства так оно и есть. Но в то же время о духовной жизни практически ничего не говорится, а приводимые факты оставляют ощущение тяжести жизни отдельного человека. К примеру виновность или невиновность определялась судом небесным: обвиняемый брал в руку раскалённое железо или вынимал голой рукой кольцо из кипятка, после чего судьи обвязывали и запечатывали эту руку. Если спустя три дня язвы не оставалось, то обвиняемый считался невиновным. В подобном случае обвиняемому действительно можно было надеяться только на чудо. И очевидно, что цена человеческой жизни при таком правосудии была минимальной.
Такие полупериоды истории характерны устремлением вектора развития по направлению к превалированию государственного, коллективного над личным, индивидуальным. Решение общих, как правило, земных насущных задач преобладает. В такие годы особое значение имеет личность вождя. Именно вождь олицетворяет собой и закон, и суд. Характер Ярослава вполне соответствует взятой им на себя роли справедливого монарха. Он не приобрёл новых земель, но вернул утраченное. Заставил подчиняться законам, но не забывал о народе. Наказывал мятежников, но и признавал усердия, давая выгоды и права. Одним словом пользовался умело и кнутом и пряником.
В 1030 году он открывает в Новгороде первое народное училище, в котором учатся триста детей старост и пресвитеров, будущие священники и чиновники. Он «засеял книжными словами сердца верующих людей…»
По сути это был первый русский монарх.
И он многое заложил в системе государственного управления, чем воспользовались его последователи.
В 1036 году печенеги, «самые жестокие и упорные из всех язычников», осадили Киев, но были разбиты и навсегда отошли от русских границ.
Великий князь Ярослав умирает в 1054 году. Прожил он 76 лет и завершил собирание территории, начатое Ольгой и Владимиром, которая раскинулась от Карпат до Верхней Волги, от Ладоги до Чёрного моря. Он покинул этот мир уже разделяя христианские ценности и завещал своим сыновьям любить друг друга. «Если будете жить в любви между собою, то и бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим».
Так сообщают о его завещании летописи.
Ярослав, получивший прозвище Мудрый, успевает раздать сыновьям уделы. Киев достаётся Изяславу, Чернигов – Святославу, Переяславль – Всеволоду, Смоленск – Вячеславу, Игорю – Владимир-Волынский.
Наказывает подчиняться старшему брату как государю.
Но сыновья мыслят иначе и единолично править никто из них не может. Фактически управление территориями строится по принципу, когда каждый удел стоит только за себя.
3
Вот как характеризует шестидесятые годы одиннадцатого века Нестор: «Небо правосудно! Оно наказывает россиян за их беззакония. Мы именуемся христианами, а живём как язычники; храмы пусты, а на игрищах толпятся люди; в храмах безмолвие, а в домах трубы, гусли и скоморохи».
В народе суеверное ожидание бедствий.
После смерти Ярослава на киевский престол в 1054 году садится его старший сын Изяслав.
В 1061 году половцы победили войско Всеволода Ярославича, княжившего в Переяславле, стоявшем на границе со степью, и вернулись на Дон, представляя постоянную опасность для этих пограничных мест.
Л. Гумилёв отмечает, что к этому времени тюркские этносы были уже «стариками», но в то же время не утратили своей пассионарности.
Чиновник Ибн-Хассуль в своём трактате перечисляет «львиноподобные качества тюрков: смелость, преданность, выносливость, отсутствие лицемерия, нелюбовь к интригам, невосприимчивость к лести, страсть к грабежу и насилию, гордость, свободу от противоестественных пороков, отказ выполнять домашнюю ручную работу и стремление к командным постам».