Книга Ноосферное развитие экономики и общества - читать онлайн бесплатно, автор Луиза Дмитриевна Гагут. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ноосферное развитие экономики и общества
Ноосферное развитие экономики и общества
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ноосферное развитие экономики и общества

При этом иностранные инвестиции будут привлекаться под целевые государственные программы структурной перестройки промышленности в направлении ресурсосбережения и развития новых технологий, высвобождающих традиционные ресурсы для зарубежных потребителей.

Глава 5. Ноосферное мировоззрение

При этом иностранные инвестиции будут привлекаться под целевые государственные программы структурной перестройки промышленности в направлении ресурсосбережения и развития новых технологий, высвобождающих традиционные ресурсы для зарубежных потребителей.

Вступление современного мира в новую эпоху исторического развития требует кардинальных изменений в мировоззрении общества и человека. Чтобы сохранить жизнь на Земле и изменить её к лучшему, необходим переход к новой парадигме цивилизационного развития, важнейшей составной частью которой станет гармоничное взаимодействие человека с природой, представляющее собой систему целенаправленных действий по созданию благоприятной среды обитания, сбережению и приумножению природы как естественной основы жизни и благополучия человека в условиях сбалансированного решения экологических и экономических проблем.

Для этого необходимо на глубокой научной основе:

– познать окружающий мир и законы его развития с учётом естественных процессов, протекающих в биосфере;

– определить глобальные угрозы и вызовы человечеству, а также первопричины их возникновения;

– обосновать меры по устранению этих и других негативных явлений в современном мире;

– представить образ будущего мира, каким мы хотим его видеть;

– наметить путь движения к данному образу и способы устранения препятствий на этом пути;

– сформировать духовно-нравственное поколение людей, способных совершить научные, социально-экономические, технологические, культурные и политические прорывы в развитии современного мира.

Только обеспечив разумные действия в этом направлении, возможно уберечь человечество от гибели и обеспечить переход к качественно иному, ноосферному (разумному) этапу его существования.

Под «новым мировоззрением» понимается система обобщённых взглядов на окружающую действительность (природу, общество, человеческую личность), являющихся концентрированным выражением прогрессивных идей по развитию современного мира.

В основе нового мировоззрения должна лежать ноосферная идеология развития современного мира. Ключевые теоретические вопросы данной идеологии разработаны в начале прошлого века и нашли отражение в научных трудах о ноосфере французского философа Эдуарда Леруа, а затем в трудах его соотечественника, теолога Тейяра де Шардена, учение которого отражает философско-мистический подход к этой проблеме. В своём наиболее известном произведении «Феномен человека» он проследил последовательное возникновение во времени основных стадий глобального эволюционного процесса и показал, что в развитии жизни на Земле и материи во Вселенной можно выделить ряд прогрессивных усложнений, возникающих под действием различных распознавательных причин и ведущих к формированию единственной стержневой линии космического развития и эволюции. Тейяр де Шарден особую роль отводил взаимосвязи религии и науки, рассматривая их как две неразрывно связанные стороны, или фазы одного и того же полного акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции, чтобы их рассмотреть, измерить и завершить.

Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах выдающегося российского учёного Владимира Ивановича Вернадского, внёсшего в неё особый вклад. По В. И. Вернадскому, разум человека, организованная воля его как общественного существа является величайшей геологической и, возможно, космической силой, которая меняет лицо нашей планеты.

Ноосфера, как утверждал В. И. Вернадский, есть логическое развитие и «завершение» биосферы. Она является новой формой организованности. Превращение биосферы в ноосферу представляет собой качественно новый этап развития общества и является необходимым условием сохранения нынешней цивилизации и перехода к более высокой ступени её развития. Если общество не будет развиваться на разумных началах, согласуясь с естественными законами природы, то гибель всего живого на Земле неизбежна.

Важную роль в переходе человечества на ноосферный путь развития В. И. Вернадский отводил формированию нравственных аспектов. Он считал, что выжить человечество может только в условиях новой нравственности. И с этим нельзя не согласиться. Любое детище разума может быть использовано и во благо, и во зло. Это подтверждает история, начиная с палеолита: палка могла быть использована и как рычаг, и как дубинка, бьющая по голове, огонь мог согревать, а мог вызвать пожар. Поэтому разум должен базироваться на духовно-нравственных основах.

В. И. Вернадский ратовал за мораль в науке. Размышляя о перспективах атомной энергии, он задавался вопросом, сумеет ли человек воспользоваться этой силой себе во благо, направить её на добро, а не на самоуничтожение, и предупреждал: учёные не должны закрывать глаза на возможные последствия своей научной работы, научного прогресса.

Данная идеология охватывает широкий круг вопросов, из которых следует выделить ключевые вопросы, которые должны быть положены в основу формирования всей системы нового мировоззрения. Таким фундаментом должно стать положение о превосходстве духовно-нравственного начала над всеми другими жизненными благами.

Человечество может идти либо по пути развития, совершенствования жизни, либо по пути деградации, а значит, к своей гибели. Гарантией процветания жизни может быть только внутренняя духовная составляющая человека, когда отношения между людьми и народами строятся на любви, доброте и справедливости. Идеалы потребительской цивилизации ведут её в тупик. Безнравственность, будь то в политике, на производстве или в быту, всегда приводит к губительным последствиям. Без высоких нравственных ценностей самого человека, перестройки его сознания, изменения мировоззрения по отношению к окружающей среде и обществу нельзя обеспечить безопасное и устойчивое развитие современного мира, а следовательно, и предотвратить глобальную катастрофу человечества.

Человек с низкими духовно-нравственными идеалами не способен подняться над эгоистичными интересами и сиюминутными проблемами ради будущего, ради сохранения земной цивилизации. Никакие меры не принесут результата, пока не будет сформировано качественно новое мировоззрение по отношению к обществу и окружающей природной среде. Только в этом случае можно будет сохранить жизнь на Земле и изменить мир к лучшему.

В основу отношений между людьми и государствами должны быть положены принципы, провозглашающие любовь к людям, творение добра и уважение человеческого достоинства, ориентацию на развитие без ущерба интересам будущих поколений, верховенство общественного над личным, создание благ для одних не в ущерб другим, искренность в чувствах, мыслях и делах, возвращение на новой основе к идеям, ранее сформулированным великими мировыми религиями, прежде всего православием, в наибольшей степени сохранившим первоначальное апостольское учение в его первозданном виде, в отличие от иных христианских конфессий, изменивших его суть в угоду господствующим идеям потребительской цивилизации.

Духовно-исторические традиции России, основанные на тысячелетнем опыте православной веры, сформировали основы ноосферной культуры российского народа и создали предпосылки для того, чтобы именно Россия стала лидером перехода к передовой общественно-экономической формации ноосферного типа и положила начало новому этапу развития человечества.

В этом заключается историческое предназначение России, и это должно стать основой её современной национальной идеи.

Глава 6. Ноосферный социализм

В процессе исторического развития человеческой цивилизации идёт последовательная смена общественно-экономических формаций, характеризующихся присущими им производственными отношениями, производительными силами и надстройкой. Чтобы осуществить переход к общественно-экономической формации ноосферного типа эволюционным путём, необходимо провести глубокий анализ пройденного пути и определиться с моделью дальнейшего развития каждой страны с учётом её особенностей.

России в этом принадлежит особая роль, что определяется особенностями нашей страны. Ни одна страна в мире не имеет такого жизненного пространства, такого разнообразия природных ресурсов, богатства национальных культур и устойчивости генофонда, такой истории, как Россия. У русских особый характер, сформированный мощной духовной силой Православия и открытый для восприятия идей, рождённых в недрах других мировых конфессий. Поэтому готовых рецептов пути развития, базирующихся на опыте других стран, для России не существует.

Как показала практика последних лет, внедрение в России чуждых ей идеологий и методов западноевропейской системы хозяйствования разрушает нравственные основы нашего общества и порождает ряд негативных явлений в финансовой, социально-экономической и других сферах жизни. Поэтому данная система хозяйствования не приемлема для дальнейшего развития России.

Капиталистическая общественно-экономическая формация, благодаря которой развитые страны пришли к своему благополучию, не может быть пригодной для будущего мира, в том числе и России, так как эта формация – вчерашний день человеческой цивилизации.

Система хозяйствования в этой формации базируется на фундаменте, в основу которого положены не духовно-нравственные ценности, а получение максимальной прибыли и личное обогащение. Сформировавшаяся в капиталистическом мире система ценностей и жизненных ориентиров не способна более поддерживать и регулировать стабильное существование мирового сообщества. Поэтому капиталистическую систему хозяйствования не только нельзя перенести на весь мир, но и самим развитым странам ради своего и общего будущего необходимо эволюционным путём как можно скорее сменить свою социально-экономическую систему, заменив её постиндустриальной моделью развития.

Одним из вариантов новой общественно-экономической формации может стать ноосферный социализм. В основу его предлагается положить всё лучшее, что было и есть в социалистических и капиталистических системах хозяйствования с позиции интересов всего общества, а не отдельных его групп.

Ноосферный социализм, в отличие от советского социализма, направлен не на противостояние отдельных стран друг другу, а на их взаимодействие в борьбе с глобальными угрозами и вызовами человечеству.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги