Книга Мы вызрели на солнце детства - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Мы вызрели на солнце детства
Мы вызрели на солнце детства
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Мы вызрели на солнце детства

Мы вызрели на солнце детства

Составители: Владимир Леонов, Людмила Осадчая

Составитель Владимир Леонов

Составитель Людмила Осадчая


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

К читателю

В книге подобраны басни. Написаны они детьми в возрасте от 6 до 15 лет. Нет здесь басни, созданной конкретным школьником – все басни построены так, что строки каждой отражают суждения и высказывания многих детей. А потому являются басни собирательными и не принадлежат кому – то.

Мы, как составители, соединил разрозненные лирические высказывания детей в целостные басни, сохраняя при это максимально индивидуальные почерки.

Басня близка по лексическому набору элементов притче. Она также требует жизненного опыта, мудрых и осторожных мыслей.

Вот как раз и удивительное в том, что басни – тот редкий жанр, который стирает возрастные грани. И дети испытывают глубинную потребность, порывы вдохновения и желания запечатлеть собственную иллюстрацию времени, свой взгляд на его пороки и добродетели.

Природе детей свойственно стремление к ярким, необычным образам, к хорошему стихотворному слогу, к понятной жизненной ситуации. Все эти правила использованы в детских баснях

Басни детям с раннего возраста читают родители. Они написаны с удивительным чувством любви и добра. В них нет утомительных нравоучений, а есть лишь коротко подчеркнутые истины, о которых не стоит забывать.

Басня похожа на сказку. Животные в ней разговаривают, думают, удивляются. Этим они подкупают и привлекает детей. Им это уже знакомо: с первых лет жизни мамы и папы читали им русские народные сказки.

Глубокий смысл и мораль басен с самого детского возраста, как зерно, попадает в благодатную почву, со временем малыш вырастет и поймет те нравственные идеи, которые заложены в умных произведениях.

Прежде чем приступить к публикации подобранных басен, я предложил своей девятилетней дочке познакомиться с тем, что у нас получилось. Не скрою, волнение присутствовало – а вдруг это не понравиться!

Но опасения рассеялись с первых же страниц, настолько моя девочка углубилась в чтение, стала рассуждать, выделять понравившиеся, где – то даже подсказывала мне…

И пока не прочитала все басни, которые я по – своему создал из высказываний детей, близких ей по возрасту, она не выпускала книгу из рук. А потом подняла вверх два больших пальца и сказала: «Папуля, очень классно!»…


Я, Арина, дочка Владимира Николаевича Леонова.

Я сочинила маленький стишок:

Пусть будет судьба к вам добрееОт всякой беды сбережетОна все идет к нам ближеИдет, идет, и идет.

А это стихотворение мне подарил папа, я выучила его наизусть и часто повторяю по утрам, перед школой

«Привыкайте счастливыми быть!»

Привыкайте счастливыми быть!Просыпаться с улыбкой лучистой…И со взглядом по детскому чистым,Привыкайте друг друга любить.Научитесь плохое не звать,Предвещая заранее беды…Вы ведите другие беседы…Научитесь душой расцветать.Привыкайте добро замечатьИ ценить то, что жизнью дается…И за счастьем бежать не придется…Будет счастье за вами бежать!Научитесь подвоха не ждатьОт людей незнакомых и близких…Ведь у всех, высоких и низкихЕсть жаление – счастье познать…Привыкайте не злиться на зло,А рискните помочь разобраться…Если кто – то вдруг начал кусаться,Значит, в чем – то ему не везло…Научитесь прощенья проситьИ прощать… Вам судьба улыбнется.И весна в вашу душу вернется!Привыкайте счастливыми быть.
***

Одновременно мы разместили в книге басни Эзопа и И. Крылова, написанные этими мудрыми учителями для детей. Каждую басню снабдил своим комментарием, ясным и понятным для детского возраста

Басни Эзопа и И. Крылова – короткие и длинные, серьезные и смешные, – воспитывают в детях трудолюбие, порядочность, смелость, умение разобраться в ситуации. «Когда в товарищах согласья нет – на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука».

***

Здесь подобраны стихи, объединенные темой Великой Победы. Они созданы автором из отдельных поэтических высказываний юных сердец. И свидетельствуют, что личная ответственность за судьбу Родины – чувство, полностью внятное молодому поколению России.

Это дает нам, старшим, нравственное право гордиться своими детьми. Гордиться их духом, умом, доблестью.


Руководитель проекта – Леонов В.


Составители:

– Леонов В.

– Осадчая Л.

Раздел I. Басни

1. Из того же теста

Раз в Пшеничном переулкеЧерный хлеб увидел булку,Положил на Пышку глазИ влюбился в тот же час.Ждать он больше не готов,Засылает к ней сватов.Хлеб приходит в Пышкин домС загорелым Сухарем —Не видать нигде невесты.Две Ватрушки месят тесто,А пузатый КаравайТак храпит, хоть убегай!По углам мука мешками,Мак, орехи, – сундуками.В узелках имбирь, душица,Ванилин, изюм, корица…От добра трещит буфет.Женихи глотают слюнки,А невесты нет и нет!Вдруг заходит мама Пышки —На дрожжах, с грудной одышкой,Не взглянула на сватов.А ответ уже готов:«Пышки замуж не резон.Вот закончится сезон.Уберемся с урожаемИ ответим на поклон.А пока оставь девицу,Понапрасну не тревожь,Ты ржаной, а мы с пшеницы,Не в цене сегодня рожь»Наступил конец сезона —Пышка вышла за Батона.***Когда придет пора искать невесту,Ищите пару из того же теста

2. Корона царя

Лев постарел и несколько угас:Слабее рык, тупее клык, мутнее глаз.Об этом бы вовек никто не догадался —Лев сам Сороке в слабости признался,Когда кормил ее обедом прямо с лап.И мигом разлетелось: Лев ослаб!!!Все недруги открыли пастиИ жаждут власти – только власти!А кто замечен в лести —Еще и мести.Царю в укор уже поставить радыИ гриву, и щедроты, и награды,А достояние былых заслугДля Льва позором обернулось вдруг!Задели прайд, а верную царицуИ вовсе обозвали светской львицей.Восстали даже те, кто Льва короновал.И лев корону снял.И коротко добавил:«Я не играю против правил.Я оскорблен по вашей воле,Но думать надо о престоле,И царский трон получит тот,Кому корона подойдет»Пошла грызня, защелкали оскалы,Но пущ всех корону вырывалиСтервятники, гиены и шакалы.Кто был матер, держался в стороне,А волк признал: « Корона не по мне!»Корона никому не подошла:То велика она, то слишком тяжела,Шакалам царской ноши не поднять —Пришлось повторно Льва короновать.***Мечтает втайне слабый о короне —Глупец! Он не удержится на троне.

3. Замена

О капле отдыха мечтая,От текста увильнула ЗапятаяВпервые за десятки лет.Свой выходной она согласовалаС редактором, которая сказала:«У нас незаменимых нет!»Всегда без устали скакала Запятая,И вдруг иссяк задор – она устала.Не раз, петляя ловко между,Жалела очень, что не точка она,Не Многоточие, а мелкий знак,Но без него не обойтись никак.Вопрос, к примеру, или ВосклицаньеЗа пять минут справляются с заданьем:С утра о чем – то спросят, что – то крикнутИ спять, пока вопросы не возникнут.Двойняшки Скобки и КавычкиБаклуши бьют – устали с непривычки!У них обед, а у нее работа,И нет надежды, что подменит кто – то.Не объяснили запятой, что каждый в текстеБесценен на своем рабочем месте.А что касается бездельников коллег,Которых где – то заменить не грехИ выставить за дверь пинком колена, —Таким действительно легко найти замену!***Нам часто заявляют:«Незаменимых не бывает!»Не верьтет этому, друзья,Нас заменить никем нельзя!

4. Осень

Уже румянит осень клены,А ельник зелен и тенист.Осенник желтый бьет тревогу,Осыпался с березы лист.И, как ковер, устлал дорогу.Солнышко усталое,Скупо греешь ты.Желтые да алые Кружится листы.В шелесте да в шорохеНаш осенний сад.На дорожках ворохиПестрые лежат.Осень – славная пора.Любить осень детвора.Сливы, груши, виноград —Все поспело для ребят.И арбуз, увидев важный,Оживится детвора.И радушно скажет каждый:«Здравствуй, осени пора!»

5. Эзоп. Ворон и Лисица

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве.Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо.Стала она перед вороном и принялась его расхваливатьУж и велик он, и красив, и мог бы получше другихСтать царем над птицами,Да и стал бы, конечно, будь у него еще и голосВорону и захотелось показать ей, что есть у него голос;Выпустил он мясо и закаркал громким голосом.А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:«Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, —Ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».

Вывод: Басня уместна против человека неразумного

6. И. Крылов. Белка

В деревне, в праздник,под окном Помещичьих хором,Народ толпился.На Белку в колесе зевал он и дивился.Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:Так бегала она, что лапки лишь мелькалиИ раздувался пышный хвост.«Землячка старая, – спросил тут Дрозд, – нельзя лиСказать, что делаешь ты здесь? – «Ох, милый друг! тружусь день весь:Я по делам гонцом у барина большого;Ну, некогда ни пить, ни есть,Ни даже духу перевесть». —И Белка в колесе бежать пустилась снова.«Да, – улетая, Дрозд сказал, – то ясно мне,Что ты бежишь, а всё на том же ты окне».Посмотришь на дельца иного:Хлопочет, мечется, ему дивятся все:Он, кажется, из кожи рвется,Да только все вперед не подается,Как Белка в колесе.

7. Не верьте этому

О капле отдыха мечтая,От текста увильнула ЗапятаяВпервые за десятки лет.Свой выходной она согласовалаС редактором, которая сказала:«У нас незаменимых нет!»Всегда без устали скакала Запятая,И вдруг иссяк задор – она устала.Не раз, петляя ловко между,Жалела очень, что не точка она,Не Многоточие, а мелкий знак,Но без него не обойтись никак.Вопрос, к примеру, или ВосклицаньеЗа пять минут справляются с заданьем:С утра о чем – то спросят, что – то крикнутИ спять, пока вопросы не возникнут.Двойняшки Скобки и КавычкиБаклуши бьют – устали с непривычки!У них обед, а у нее работа,И нет надежды, что подменит кто – то.Не объяснили запятой, что каждый в текстеБесценен на своем рабочем месте.А что касается бездельников коллег,Которых где – то заменить не грехИ выставить за дверь пинком колена, —Таким действительно легко найти замену!Нам часто заявляют:«Незаменимых не бывает!»Не верьтет этому, друзья,Нас заменить никем нельзя!

8. Если слово не дело

«Вставай, красавица, скорей открой глаза! —Звонила дочке дождевая туча —Сегодня будет первая гроза,Проснулись молнии и гром могучий.Мы отвечаем за прогноз погоды:Ты поливай сады и огороды,А я за молнией лечуПоливать дубраву и бахчу.Не забывай: не любят грозы,Когда срываются прогнозы,Не вздумай слово нарушать!»Но дочка снова завалилась спатьИ до обеда нежилась, зевала.К сухим сада она не добраласьИ в спешке над болотом пролилась,Где без нее воды хватало.Когда слова расходятся с деломНикто иметь не будет дела с вами!

9. Эзоп. Беременная гора

Давно это было,ещё во время Oно,когда в недрах огромной горыраздался страшный грохот похожий на стон,и все решили, что у горы начались схватки.Толпы народа прибывало со всех концов земли,чтобы только поглядеть на великое чудо,что гора произведёт на свет.Дни и ночи стояли они в трепетном ожиданиии, наконец, гора родила мышь!

Так и с людьми бывает – обещают много, а делают ничего

Гора задумала родить,и страшный стон Разнёсся по земле, —все с нетерпеньем ждут,Но чуда так и нет:гора родила мышь, —Ничтожен делом тот, кто в обещаньях щедр!

10. И. Крылов. Ворона и лисица

Вороне где – то бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсем уж собралась,Да призадумалась, а сыр во рту держала.На ту беду Лиса близехонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.Плутовка к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводитИ говорит так сладко, чуть дыша:«Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какие перушки! какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись!Что, ежели, сестрица,При красоте такой и петь ты мастерица, —Ведь ты б у нас была царь – птица!Вещуньина с похвал вскружилась голова,От радости в зобу дыханье сперло, —И на приветливы Лисицыны словаВорона каркнула во все воронье горло:Сыр выпал – с ним была плутовка такова.Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна;но только все не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

11. Судите не по размерам

Хотела маленькая МышкаВ хор записаться, но малышкуНе подпустили даже к нотам —Мала, еще затопчет кто – то!И грустно Мышке, и обидно,Но раз ее почти не видно,Она в углу присела сиротливоИ тихо подпевала коллективу.Затем обвыклась, кроха, осмелелаИ вдруг, зажмурившись, запела!У всех дрожали перепонки,Когда она тянула звонкоВысоким голосом артистки…Ее назначила в солисткиСудить не надо по размерам,И Мышка может стать примером.

12. Поверь в себя

Гадает класс по книге – фолианту,Как лучше подготовиться к диктанту.Назавтра в гороскопе у ТельцаПроблемы и провалы без конца,А это означает: Вите с ЖенойНе избежать разбора предложений.Прогнозу рады Львы и Скорпионы,Им лучше в этот день остаться дома,Побольше сладкого, поспать и помечтать,Расслабиться и книжек не читать.Тем, кто родился под звездою Девы,Неплохо бы писать с наклоном влево.На Близнецов надеется весь класс —У них начнет работать третий глаз,А Водолеям Насте и ВадимуУ Рыб списать диктант необходимо.Стрельцы советуют мозги не напрягать,А только созерцать и отдыхать…Склонился класс над вещим предсказаньем,Заброшены параграфы, заданья,А завтра и Стрельцу, и Козерогу,И всем другим диктант проверят строго!Легко и просто, пролистав буклет,На все вопросы получить ответ,А ты поверь в себя, в свои идеиИ не надейся на прогнозы чародеев.

13. Не судите по верхушкам

В апреле Барсуку на имениныЛиса прислала редкий куст малины.Семья пыхтела, ягоду сажая,И села дожидаться урожая.От первых ягод барсучата млели —Такой услады отродясь не ели,Но через год малина осмелелаИ распустила корни, где хотела.Все заросло колючею щетиной,Не мог Барсук управиться с малиной.Ее топтали, резали, косилиИ даже вон из сада попросили,А гостья, как хозяйка, не стесняласьИ по земле все больше расползалась.Когда исчезли грядки и заборы,Малина корни запустила в норы —Теперь и здесь не спрятаться, не скрыться,И Барсуку пришлось переселиться.Мораль полезна будет тем зверушкам,Кто о подарках судить по верхушкам.Не запускай чужих в свое жилище,Пока не разберешься в корневище.

14. Эзоп. Голубь, который хотел пить

Голубь, измученный жаждой,увидел картину, изображавшую чашу с водой,и подумал, что она настоящая.Он бросился к ней с громким шумом,но неожиданно наткнулся на доску и разбился:крылья его переломались, и он упал на землю,где и стал добычею первого встречного.

Так иные люди в порыве страсти берутся за дело опрометчиво и сами себя губят.

15. И. Крылов. Гуси

Предлинной хворостинойМужик Гусей гнал в город продавать;И, правду истинну сказать,Не очень вежливо честил свой гурт гусиной:На барыши спешил к базарному он дню(А где до прибыли коснется,Не только там гусям, и людям достается).Я мужика и не виню;Но Гуси иначе об этом толковалиИ, встретяся с прохожим на пути,Вот как на мужика пеняли:«Где можно нас, Гусей, несчастнее найти?Мужик так нами помыкаетИ нас, как будто бы простых Гусей, гоняет;А этого не смыслит неуч сей,Что он обязан нам почтеньем;Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,Которым некогда был должен Рим спасеньем:Там даже праздники им в честь учреждены!»«А вы хотите быть за что отличены?» —Спросил прохожий их. «Да наши предки…» —«Знаю, И все читал; но ведать я желаю,Вы сколько пользы принесли?»«Да наши предки Рим спасли!»«Все так, да вы что сделали такое?»«Мы? Ничего!» —«Так что ж и доброго в вас есть?Оставьте предков вы в покое:Им поделом была и честь;А вы, друзья, лишь годны на жаркое».

Басню эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить.

16.Тунеядец

Пчелиный рой записывал за МаткойМеста, где гуще цвет, где слаще взятка.Познанья путь всегда тернист и труден.Тут в улей записался Тунеядец.Все лето без стыда вылизывая соты,Он, лодырь, не ценил чужой работы.Занятий Тунеядец на дух не выносит:То выкрикнет, то sms – ку сбросит,Одних толкнет, другим язык покажетИ по секрету анекдот расскажет.«В толк не возьму, зачем вам, братья,Все эти нудные занятия.Букварь зубрить не надоело?Пчелу учить – пустое дело,Она отыщет и без книгиПоляны хмеля и гречихи.А вас чему – то поучаютТе, что гнезда не покидают!» —Сказал и устремился пулейНа свежий мед в соседний улейИ среди нас такие тунеядцыПируют в праздники и будни.Бездельник, что порядок нарушает,Сам не работает и другим мешает.

17. Шутка над стариком

Один неосторожный боровикИз – под листочка выглянул на мигИ угодил в хозяйское лукошко.Его почистили, укоротили ножкуИ, нанизавши на веревку,Сушить повесили в кладовку.Гриб усыхал, теряя аромат,Но тут к нему добавили опят,Что жили по соседству за пеньком.И те давай шутить над стариком:«А помнишь, дедушка, какой ты был суровый,Как шляпу грозно надвигал на брови?Нам не велел от дома отлучатьсяИ запрещал на веточке кататься.Теперь ты весь в морщина, как сморчок,Был Боровик, а стал боровичок».Опята до обеда хохотали,Но к вечеру поникли, исхудали,Заметно впали щеки и бока —Опята стали хуже старикаМораль гласит: над старостью глумитьсяИ без почтения к старшим относитьсяНепозволительно большим и малым,Ведь каждый в этой жизни будет старым.

18. Видеть изъяны

У Филина случился юбилей.Он ради приглашенных и друзейСоединил соседних два дупла.Слетелись гости. Уместились. Ждут Орла.Все птицы пребывают в нетерпенье:С чем прилетит Орел на день рожденья?Наверное, не обделит брата!Да, Филин гений, но мизерная зарплата,И на нее не прокормить птенцов.– Царь Филину навернякаСегодня поднесет бурундука, —Жене виновника Сова шепнулаИ аппетитно раза три зевнула.Орел на юбилей не прилетел.Он, якобы, немного приболел,Но все ж от царского лицаОтправил к Филину Скворца.Тот перечислил, головой кивая,Что юбиляр родился на Алтае,В Европе был на детском фестивале,Окончил школу с золотой медылью,Что грамот у него не перечестьЗа спорт, изобретения и честь…И, гордо простирая два крыла,Вручил очередную – от Орла!Что ж, спору нет. Орлы парят высоко,И всю округу зорко видит око,Но с поднебесья не видать изъяна.Внизу шумят леса, цветут поляны,А что птенцы не недоедают.Так это листья от орлов скрывают!

19. Эзоп: Две Лягушки и колодец

Две Лягушки жили в пруду. Когда под лучами жаркого летнего солнца пруд высох, они пошли искать себе другое жилище. По дороге им попался глубокий колодец с водой. Одна Лягушка и говорит: «Давай, прыгнем в него, и будем там жить – у нас будет и крыша над головой, и питьё. Другая Лягушка отвечала с большим благоразумием: «А что, если вода в колодце высохнет, – как мы выберемся из такой глубины?»


Что бы ты ни делал, – всегда думай о последствиях.

Не берись за дело, не подумав

20. И. Крылов: Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;А у людей она слыхала,Что это зло еще не так большой руки:Лишь стоит завести Очки.Очков с полдюжины себе она достала;Вертит Очками так и сяк:То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,То их понюхает, то их полижет;Очки не действуют никак.«Тьфу пропасть! – говорит она, – и тот дурак,Кто слушает людских всех врак:Всё про Очки лишь мне налгали;А проку на – волос нет в них».Мартышка тут с досады и с печалиО камень так хватила их,Что только брызги засверкали.К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь, – цены не зная ейНевежда про нее свой толк все к худу клонит;А ежели невежда познатней,Так он ее еще и гонит.К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь, – цены не зная ейНевежда про нее свой толк все к худу клонит;А ежели невежда познатней,Так он ее еще и гонит.

Кого высмеивает басня?


Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую ассоциируются с наукой. Люди – Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Ирония в том, что свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.


Крылатые выражения

· Мартышка к старости слаба глазами стала…· Тот дурак, кто слушает людских всех врак

21. Не к лицу врать

Бараньи кости доедая,Делилась за обедом волчья стаяУспехами наследников – волчат.«Сегодня ноги не прокормят волка —Сказал вожак, – теперь нужна сноровка,Тут голова нужна! И аттестат.Тащи дневник, хвались, сынок!» —Добавил сытый папа Волк.«Зачем тащить? – Волчонок сник,У меня в компьютере дневник.Теперь дневник не тот, картонный,А современный, электронный.Я вам включу, гордитесь стаей,Я сам с друзьями погуляю».Волчонок знал, что пожилые волкиВ компьютере совсем не знают толку.Он накануне там исправил двойкиИ преспокойно врал папаше ВолкуМораль не в том, что нынешние детиОпережают взрослых в интернете,А в том, что сыну не к лицуТак вероломно врать отцу.

22. И это ясно…

Никто из жителей большого зоопаркаНе ожидал подобного подарка,Но им работу в цирке предложилиИ всем пойти на кастинг разрешили.Слон будет председателем жюри —Он самый крупный, что ни говори.Все сразу вспомнили забытые таланты:Достала Цапля старые пуанты,Актриса Зебра заплетает гриву,Медведь по кругу носится игриво,И в каждой клетке перед представленьемЦарило оживленье и веселье.На сцену первой вышла из вольерыСпортивная, поджарая Пантера.«Уж больно смуглая, – скривился Слон, —Цвет темноват, – сказал он в микрофон. —Жирафа с кастинга снимите сразу,Он каланча на фоне общей массы.Павлина уведите от барьера,С таким хвостом не сделаешь карьеру.Опасно отклоняться от стандарта,Когда судьба поставлена на карту!»Зверинец замер, как на лобном месте,Слон объявляет результаты теста:«Мы каждого из вас предупреждали,Что одного таланта в цирке мало.Арена требует особенной сноровки —Покорно подчиняться дрессировке.Однако многие заметно отличилисьИ, в результате, с треском провалились,У каждого ошибок – миллион!»В цирк поступил один… Хамелеон.Талант не умещается в стандарты,И это ясно всем со школьной парты.

23. Счастье в жизни

Сам себе, как господин,На воле дивный жил Павлин.Он был ухожен и красив,Но одинок и горделив.Замрет, бывало, над водоюИ все любуется собою,А если донимали птицы,Он поспешал уединиться.Настал период брачный в стае,Павлин невесту выбирает,Но в пламени его хвостаДевичья меркнет красота.Одна, как курица, проста.Другая – голосом не та,Те мелковаты, те картавы —Так обладателю хвостаИ не нашлось достойной пары.Нельзя быть чересчур критичным,Коль хочешь счастья в жизни личной

24. Эзоп. Басня Человек и Лев

Лев и человек шли вместе по дороге. Человек провозгласил: «Человек сильнее льва!» Ответил лев: «Лев сильнее!» Пошли они дальше, и указал человек на каменные плиты с резными фигурами, на которых изобразили львов, укрощаемых и попираемых людьми. «Вот, – сказал он, – видишь, каково приходится львам!» Но отвечал лев: «Кабы львы умели резать по камню, немало бы ты увидел на камне и людей, попираемых львами!»


О том, что иные люди хвастаются тем, чего на деле вовсе не умеют.

25. И. Крылов. Квартет

Проказница – Мартышка, Осел, Козел да косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет.Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липки —Пленять своим искусством свет.Ударили в смычки, дерут, а толку нет.«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. —Погодите! Как музыке идти?Ведь вы не так сидите.Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы;Тогда пойдет уж музыка не та:У нас запляшут лес и горы!»Расселись, начали Квартет;Он все – таки на лад нейдет«Постойте ж, я сыскал секрет,– Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим,Коль рядом сядем».Послушались Осла: уселись чинно в ряд,А все – таки Квартет нейдет на лад.Вот пуще прежнего пошли у них разборы.И споры, кому и как сидеть.Случилось Соловью на шум их прилететь.Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:«Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,Чтобы Квартет в порядок наш привесть:И ноты есть у нас, и инструменты есть;Скажи лишь, как нам сесть!» —«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье,И уши ваших понежней, —Им отвечает Соловей. —А вы, друзья, как ни садитесь,Все в музыканты не годитесь»

А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь.