Книга Афоризмы, цитаты, высказывания Ф. М. Достоевского - читать онлайн бесплатно, автор Анатолий Павлович Бесперстых
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Афоризмы, цитаты, высказывания Ф. М. Достоевского
Афоризмы, цитаты, высказывания Ф. М. Достоевского
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Афоризмы, цитаты, высказывания Ф. М. Достоевского

Анатолий Павлович Бесперстых

Афоризмы, цитаты, высказывания Ф. М. Достоевского

Я всегда был истинно русский.

Ф. М. Достоевский

Словарь

А

АВТОРИТЕТ

Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всём заблудимся.

(Из записных книжек)

* * *

Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков [людей], для их счастия, – эти силы: чудо, тайна и авторитет.

(Братья Карамазовы)


АД

Что есть ад?.. Страдание о том, что нельзя уже более любить.

(Братья Карамазовы)


АДВОКАТ

Русский народ давно уже назвал у нас адвоката – «аблакат – нанятая совесть»

(Братья Карамазовы).

См. также: А адвокат известно что: адвокат – нанятая совесть.

(Подросток).


АКТЁР. См. Рафаэль.


АМБИЦИОЗНОСТЬ

Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем.

(Преступление и наказание)

* * *

Считать свою домашнюю стирку за интересы всего человечества.

(«Свисток» и «Русский вестник»)


АНГЛИЯ

Англии бояться – никуда не ходить!

(Дневник писателя 1881)

* * *

Каждый англичанин, прежде всего, старается быть англичанином, сохраниться в виде англичанина во всех фазисах своей жизни, частной и общественной, политической и общечеловеческой, и даже любить человечество старается не иначе, как в виде англичанина.

(Там же 1877)


АНТОЛОГИЯ

Хотя греческая антология и превосходная вещь, но ведь иногда она бывает просто не к месту, и вместо неё приятнее было бы видеть что-нибудь более подходящее к делу и помогающее ему.

(Г-н – бов и вопрос об искусстве)


АТЕИЗМ

Атеизм есть болезнь аристократическая, болезнь высшего образования и развития, и, стало быть, должна быть противна народу.

(Из записных книжек)

* * *

Атеист не может быть русским, атеист тотчас же перестаёт быть русским.

(Бесы)

* * *

Атеисты – веруют в атеизм как в новую веру, не замечая, что веруют в нуль.

(Идиот)

* * *

Легко сделаться атеистом русскому человеку, легче, чем всем остальным во всём мире! И русские не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как в новую веру, никак того не замечая, что уверовали в нуль.

(Там же)

* * *

Не из одного ведь тщеславия, не всё ведь от одних скверных тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а и из боли духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда её и не знали!

(Там же)

Б

БЕДНОСТЬ

Бедность и нищета образуют художника. Они неразлучны с началом. Ты ещё никому не нужен, никто тебя и знать не хочет. Подожди, не то ещё будет, когда узнают, что в тебе есть дарование. Зависть, мелочная подлость, а пуще всего глупость налягут на тебя сильнее нищеты.

(Неточка Незванова)

* * *

Бедность не порок, это истина.

(Преступление и наказание)

* * *

Бедные люди капризны, – это уж так от природы устроено.

(Бедные люди)

* * *

Будьте благородным человеком, твердым в несчастиях; помните, что бедность не порок.

(Там же)

* * *

В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врожденных чувств, в нищете же никто и никогда. За нищету даже не палкой выгонят, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было.

(Преступление и наказание)

* * *

Сколько между нами-то ходит Самсонов Выриных!

(Бедные люди)


БЕЗДАРНОСТЬ

Бездарность есть тот же застой прогресса. Где есть поступление вперёд, там в голове движения не должно быть бездарности. А где есть торговля прогрессом из-за хлеба и литературных чинов, там уж полная мерзость запустения.

(Опять «Молодое перо»)

* * *

Крикун почти всегда бездарен по природе своей и других тащит в бездну, пошлым, неумелым толкованием дела пугая публику.

(Из записных книжек)

* * *

Часто в одном месте – бездарность, а в другом воскресает чуть не гением.

(Дневник писателя 1881)


БЕЛИНСКИЙ

…благороднейший из благороднейших деятелей русских.

(Ответ «Свистуну»)


БЕСПОКОЙСТВО

Всякий имеет своё беспокойство.

(Идиот)


БЕССМЕРТИЕ

Идея о бессмертии – это сама жизнь, живая жизнь, её окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества.

(Дневник писателя 1876)

* * *

На всей земле нет решительно ничего такого, что бы заставляло людей любить себе подобных, что такого закона природы: чтобы человек любил человечество – не существует вовсе, и что если есть и была до сих пор любовь на земле, то не от закона естественного, а единственно потому, что люди веровали в своё бессмертие.

(Братья Карамазовы)

* * *

Нет добродетели, если нет бессмертия.

(Там же)

* * *

Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нём тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь.

(Братья Карамазовы)


БЕССМЫСЛЕННОСТЬ

Говорить с слепыми о цветах, с глухими о музыке.

(Книжность и грамотность)

* * *

Требовать от яблони апельсинов.

(Два лагеря теоретиков)


БИБЛИЯ

Другой такой книги в человечестве нет и не может быть. И это – верите ли Вы, или не верите.

(Н. Л. Озмидову, февраль 1878 г.)

* * *

Эта книга непобедима. Эту книгу не потрясут даже дети священников наших, пишущие в наших либеральных журналах.

(Из записных книжек)


БЛАГОРОДСТВО

Всем хочется казаться благородными. Делать подлость с благородством.

(Из записных книжек)


БОГ

Бессмертие души и Бог – это всё одно, одна и та же идея.

(Н. Л. Озмидову, февраль 1878 г.)

* * *

Бог есть идея человечества собирательного, массы, всех.

(Из записных книжек)

* * *

Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого сначала его и до конца. Никогда еще не было, чтоб у всех или у многих народов был один общий Бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей, когда боги начинают становится общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его бог.

(Бесы)

* * *

Бог уже потому мне необходим, что это единственное существо, которое можно вечно любить…

(Там же)

* * *

Всякий за себя, а Бог за всех! Вот удивительная пословица, выдуманная людьми, которые успели пожить… Но дело в том, что пословицу эту изменили в самом начале её существования. Всякий за себя, все против тебя, а Бог за всех.

(П. А. Карепину, 31 августа или 1 сентября 1844 г.1)

* * *

Добудьте Бога трудом!

(Бесы)

* * *

Его [Бога] нет, но он есть. В камне боли нет, но в страхе от камня есть боль. Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет Бог. Тогда новая жизнь, тогда новый человек, всё новое…

(Там же)

* * *

Если Бога нет, то всё позволено.

Крылатое выражение, приписываемое Ф. М. Достоевскому. См. в «Братьях Карамазовых»: …уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено…

* * *

Конечно, это не научно, хотя почему бы и нет: огромный факт появления на земле Иисуса и всего, что за сим прошло, требует, по-моему, и научной разработки. А между тем, не может же погнушаться наука значением религии в человечестве, хотя бы и в виду исторического только факта, поразительного своею непрерывностью и стойкостью. Убеждение же человечества в соприкосновении мирам иным, упорное и постоянное, тоже ведь весьма значительно.

(Из записных книжек)

* * *

Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?

(Там же)

* * *

Человек только и делал, что выдумывал Бога, чтобы жить, не убивая себя; в этом вся всемирная история до сих пор.

(Бесы)


БОГАТСТВО

Надобно заботиться больше о свете, о науке и о усилении любви. Тогда богатство будет расти в самом деле, и богатство настоящее, потому что оно не в золотых платьях заключается, а в радости общего соединения и в твердой надежде каждого на всеобщую помощь в несчастии ему и детям его.

(Дневник писателя 1877)


БОЛЕЗНЬ

Не от сознания происходят болезни, но само сознание – болезнь.

(Из записных книжек)

* * *

Не та болезнь опасна, которая на виду у всех, которой причины все знают, а та, которая кроется глубоко внутри, которая ещё не вышла наружу и которая тем сильней портит организм, чем, по неведению, долее она остаётся непримеченною.

(Два лагеря теоретиков)

* * *

Я был болен; а болезненные ощущения почти всегда бывают обманчивы.

(Униженные и оскорблённые)


БОЛТЛИВОСТЬ

Пусто: курица болтуна снесла.

(Дневник писателя 1876)


БОЛЬ

А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах.

(Идиот)


БОЛЬНОЙ

Больной не может быть в одно и то же время и больным и врачом.

(Г-н – бов и вопрос об искусстве)


БОРЬБА

Борьба настоящая есть материал для мира будущего.

(M. П. Погодину, 26 февраля 1873 г.)


БРАК

Брак – это нравственная смерть всякой гордой души, всякой независимости.

(Бесы)

* * *

[Во Франции] брак большею частью есть бракосочетание капиталов и о взаимной склонности заботятся очень немного.

(Зимние заметки о летних впечатлениях)

* * *

И никто-то, никто-то не должен знать, что между мужем и женой происходит, коль они любят друг друга. И какая бы ни вышла у них ссора, мать родную, и ту не должны себе в судьи звать и один про другого рассказывать. Сами они себе судьи. Любовь – тайна божия и от всех глаз чужих должна быть закрыта, что бы там ни произошло. Святее от этого, лучше. Друг друга больше уважают, а на уважении много основано.

(Записки из подполья)


БУДУЩЕЕ

Бесконечно только одно будущее, вечно зовущее, вечно новое, и там тоже есть свой высший момент, которого нужно искать и вечно искать, и это вечное искание и называется жизнию.

(Г-н – бов и вопрос об искусстве)

* * *

Будущее лежит загадкой.

(С. А. Ивановой, 25 января 1869 г.)

* * *

Можно угадывать, изобретать, предполагать, изучать, мечтать и рассчитывать, но невозможно рассчитать каждый будущий шаг всего человечества, вроде календаря.

(Г-н – бов и вопрос об искусстве)


БУНТ

Не думаю, чтобы нашёлся в России любитель русского бунта.

(Объяснения и показания Ф. М. Достоевского по делу петрашевцев)


БЫТИЕ

Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие. Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие.

(Из записных книжек)


БЮДЖЕТ

Правильный бюджет окупается лишь трудом и промышленностью.

(Дневник писателя 1873)

В

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ

Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть.

(Преступление и наказание)

* * *

Нужно быть действительно великим человеком, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла.


ВЕЛИКОДУШИЕ

Дар великодушия есть дар вечный, стихийный, дар, родившийся вместе с народом, и тем более чтимый, если и в продолжение веков рабства, тяготы и нищеты он всё-таки уцелеет, неповрежденный, в сердце этого народа.

(Дневник писателя 1877)

* * *

Если нет великодушия, не надо быть и полезным.

(П. П. Потоцкому, 10 июня 1876 г.)


ВЕРА

Без веры в свою душу и в её бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Вера в то, что хочешь и можешь сказать последнее слово миру, что обновишь, его избытком живой силы своей, вера в святость своих идеалов, вера в силу своей любви и жажды служения человечеству… Только сильная такой верой нация и имеет право на высшую жизнь.

(Там же 1877)

* * *

Вера есть залог самой высшей жизни наций, и только ею они и принесут всю ту пользу человечеству, которую предназначено им принести.

(Там же)

* * *

Вера и математические доказательства – две вещи несовместимые.

(Там же 1876)

* * *

Вера – это красный цвет.

(Из записных книжек)

* * *

Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных.

(Н. Д. Фонвизиной, февраль 1854 г.)

* * *

Кто захочет поверить – того не остановите.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Любовь к человечеству – немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой.

(Из записных книжек)

* * *

Математическое верование – самое трудное уверяющее. Фома уверовал потому, что желал уверовать.

(Там же)

* * *

Мы верою из мертвых воскресали, И верою живет славянский род.

(На европейские события в 1854 году)

* * *

надобно верить. Без этого ничего не будет.

(А. В. Корвин-Круковской, 14 декабря 1864 г.)

* * *

Неверующие всего труднее убеждаются словами и рассуждениями.

(Н. Л. Озмидову, февраль 1878 г.)

* * *

Не чудеса склоняют реалиста к вере. Истинный реалист, если он не верующий, всегда найдет в себе силу и способность не поверить и чуду, а если чудо станет пред ним неотразимым фактом, то он скорее не поверит своим чувствам, чем допустит факт. Если же и допустит его, то допустит как факт естественный, но доселе лишь бывший ему неизвестным. В реалисте вера не от чуда рождается, а чудо от веры.

(Братья Карамазовы)

* * *

Я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стóит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных.

(Н. Д. Фонвизиной, конец января – 20-е числа февраля 1854)

* * *

Я нисколько не изменил идеалов моих и верю – но лишь не в коммуну, а в Царствие Божие.

(Из записных книжек)


ВЕРШОК

Вершок все-таки больше, чем ничего.

(Ряд статей о русской литературе. Введение)


ВЕСЕЛЬЕ

Други мои, просите у Бога веселья. Будьте веселы как дети, как птички небесные.

(Братья Карамазовы)

* * *

За веселье всегда деньги платят. Веселье и радость всегда всего дороже стоили.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Искренний и беззлобный смех – это весёлость, это самая выдающая человека черта.

(Подросток)

* * *

Он пел и плясал у гроба мертвеца…

(Г-н – бов и вопрос об искусстве)


ВЕЧНОСТЬ

Нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность.

(Преступление и наказание)


ВИНА

Винить недостаточно, надо искать и лекарств. По-моему, ещё есть лекарства: они в народе, в святынях его…

(Дневник писателя 1876)

* * *

Каждый единый из нас виновен за всех и за вся несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всякого человека на сей земле.

(Братья Карамазовы)


ВИНО

Вино скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его.

(Дневник писателя 1876)


ВЛАСТЕЛИН

Кто крепок и силён духом, тот над людьми и властелин.

(Преступление и наказание)


ВЛАСТЬ

Административный восторг.

(Бесы)

* * *

Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!

(Преступление и наказание)

* * *

Кровь и власть пьянят: развиваются загрубелость, разврат; уму и чувству становятся доступны и, наконец, сладки самые ненормальные явления.

(Записки из Мёртвого дома)


ВОЗМОЖНОСТИ

Коли он живёт, стало быть, всё в его власти! Кто виноват, что он этого не понимает?

(Идиот)

* * *

Что я теперь? Zero. Чем могу быть завтра? Я завтра могу из мертвых воскреснуть и вновь начать жить! Человека могу обрести в себе, пока ещё он не пропал!

(Игрок)


ВОЙНА

Без войны человек деревенеет в комфорте и богатстве и совершенно теряет способность к великодушным мыслям и чувствам и непременно ожесточается и впадает в варварство.

(С. А. Ивановой, 17 (29) августа 1870 г.)

* * *

В период мира укореняется трусливость и бесчестность. Человек по природе своей страшно наклонён к трусливости и бесстыдству и отлично про себя это знает; вот почему, может быть, он так и жаждет войны, и так любит войну: он чувствует в ней лекарство. Война развивает братолюбие и соединяет народы.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Кроме войны, я никак не вижу проявлений для массы, ибо везде талант, ум и лучшие люди. Массе иногда остаётся лишь бунт, чтоб заявить себя.

(Из записных книжек)

* * *

Нам нечего бояться даже и внешних политических потрясений, например европейской войны за славян, хотя дело страшное: мы одни, а они-то все.

(А. Н. Майкову, 9 октября 1870 г.)

* * *

Начнись война где бы то ни было, сейчас разгорится. Дай только Бог России не вступиться ни во что европейское, благо у нас своего дела довольно.

(С. А. Ивановой, 2 июля 1870 г.)

* * *

Не всегда война бич, иногда и спасение.

(Дневник писателя 1877)

* * *

Ныне воюют не столько оружием, сколько умом.

(Дневник писателя 1873)

* * *

Поверьте, что в некоторых случаях, если не во всех почти (кроме разве войн междоусобных), – война есть процесс, которым именно с наименьшим пролитием крови, с наименьшею скорбию и с наименьшей тратой сил, достигается международное спокойствие и вырабатываются, хоть приблизительно, сколько-нибудь нормальные отношения между нациями.

(Там же 1877)

* * *

Полезною оказывается лишь та война, которая предпринята для идеи, для высшего и великого принципа, а не для материального интереса, не для жадного захвата, не из гордого насилия. Такие войны только сбивали нации на ложную дорогу и всегда губили их.

(Там же)

* * *

Уж лучше раз извлечь меч, чем страдать без срока. И чем лучше теперешний мир между цивилизованными нациями – войны? Напротив, скорее мир, долгий мир зверит и ожесточает человека, а не война. Долгий мир всегда родит жестокость, трусость и грубый, ожирелый эгоизм, а главное – умственный застой.

(Там же)


ВООБРАЖЕНИЕ

У меня воображение, а у тебя действительность.

(Униженные и оскорблённые)


ВОПРОСЫ

Это маленькое словечко «почему» разлито во всей вселенной с самого первого дня миросоздания, сударыня, и вся природа ежеминутно кричит своему творцу: «Почему?» – и вот уже семь тысяч лет не получает ответа.

(Бесы)


ВОСПИТАНИЕ

Излишне и болезненно заботясь о детях, можно надорвать им нервы и надоесть; просто надоесть им, несмотря на взаимную любовь, а потому нужно страшное чувство меры.

(Неустановленному лицу, 27 марта 1878 г.)

* * *

К огромному дереву прививают крошечную ветку, и плоды дерева изменяются.

(Там же)

* * *

Розга в семействе есть продукт лени родительской, неизбежный результат этой лени. Всё, что можно бы сделать трудом и любовью, неустанной работой над детьми и с детьми, всё, чего можно бы было достигнуть рассудком, разъяснением, внушением, терпением, воспитанием и примером, – всего того слабые, ленивые, но нетерпеливые отцы полагают всего чаще достигнуть розгой.

(Дневник писателя 1877)


ВОСПОМИНАНИЕ (воспоминания)

Без святого и драгоценного, унесённого в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек. Иной, по-видимому, о том и не думает, а всё-таки эти воспоминания бессознательно да сохраняет. Воспоминания эти могут быть даже тяжёлые, горькие, но ведь и прожитое страдание может обратиться впоследствии в святыню для души. Человек и вообще так создан, что любит своё прожитое страдание.

(Дневник писателя 1877)

* * *

Воспоминания, радостные ли, горькие ли, всегда мучительны; по крайней мере так у меня; но и мучение это сладостно. И когда сердцу становится тяжело, больно, томительно, грустно, тогда воспоминания свежат и живят его, как капли росы в влажный вечер, после жаркого дня, свежат и живят бедный, чахлый цветок, сгоревший от зноя дневного.

(Бедные люди)

* * *

Грязь воспоминаний.

(Дневник писателя 1877)

* * *

Есть в воспоминаниях всякого человека такие вещи, которые он открывает не всем, а разве только друзьям. Есть и такие, которые он и друзьям не откроет, а разве только себе самому, да и то под секретом. Но есть, наконец, и такие, которые даже и себе человек открывать боится, и таких вещей у всякого порядочного человека довольно-таки накопится. То есть даже так: чем более он порядочный человек, тем более у него их есть.