Рассказы из Корана: том 2
От Юши до Яхьи (мир им)
Хифзурахман Сеохарви
© Хифзурахман Сеохарви, 2016
© Булат Хайдаров, перевод, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Глава 14: Юша
14.1. Преемник Мусы
Рассказывая о событиях из жизни Мусы (мир ему), Тора часто указывает не только имя Харуна (мир ему), но и имя Юши (мир ему).1 В прошлой главе мы тоже не раз говорили о нем. При жизни пророка Мусы он был его помощником и служил ему. А после смерти Мусы (мир ему) он стал его преемником в пророческой миссии. Он входил в делегацию, посланную на разведку в Ханаан (Палестину) для получения информации о живших там язычниках. Когда пророк Муса призвал евреев сразиться с жестокими жителями Ханаана, и они отказались, Юша был первым, кто попытался вдохновить народ на сражение. Он напомнил людям, что Бог обещал победу, а значит их ждет успех.
Как сообщается в Торе, Бог ясно дал понять Мусе, что Юша – избранный Божий раб, который поведет новое поколение евреев в Иерусалим и Ханаан и очистит Палестину от жестоких язычников.
И сказал Господь Моисею:
– Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред… всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых…2
14.2. Коран о Юше
Имя пророка Юши (мир ему) не указывается в Коране. Но в главе Корана «Пещера» о нем дважды говорится, как о спутнике пророка Мусы (мир ему), когда тот шел на встречу с Хизром (мир ему):
а) Вот Муса сказал своему слуге…3
б) Когда они прошли дальше, он сказал своему слуге…4
В достоверном хадисе, переданном Убаем ибн Каабом (Божье ему довольство), сообщается, что именно Юша (мир ему) был тем юношей, о котором в Коране говорится как о спутнике Мусы (мир ему). Иудеи и христиане соглашаются с тем, что он был пророком, и включают Книгу Иисуса Навина (Юши) в Ветхий Завет.
14.3. Родословная Юши
Юша был потомком пророка Юсуфа (мир ему). Историки приводят следующую генеалогическую цепочку: Юша – Нун – Эфраим (Ефрем) – Юсуф – Якуб – Исхак – Ибрахим.
Настоящим Божьим чудом было то, что много лет назад, благодаря власти Юсуфа (мир ему), род из 70 человек переехал с огромным почетом из Ханаана в Египет, а теперь тот же самый род, состоящий уже из сотен тысяч человек, вступал с почетом в Ханаан под предводительством Юши, внука Юсуфа.
После 40 лет скитаний еврейского народа Бог повелел пророку Юше (мир ему) повести род Исраила в обещанную им землю и сразиться с жестокими амаликитянами и другими язычниками. Бог обещал евреям победу.
В Ветхом Завете об этом говорится так:
По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву:
– Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя.5
14.4. Вступление на священную землю
Пророк Юша передал Божье послание своему народу, и люди покинули Синай. Первым палестинским городом на их пути стал Иерихон. Здесь они вызвали врага на сражение. Битва была тяжелой, но род Исраила одержал убедительную победу. Шаг за шагом еврейский народ завоевывал священную землю под предводительством пророка Юши (мир ему). В итоге земля была очищена от жестоких язычников, и род Исраила вернул себе землю предков.
Согласно Ветхому Завету, отправляясь на битву, евреи несли Ковчег Завета. В этом сундуке находились различные реликвии, в том числе посох Мусы (мир ему), одежда Харуна (мир ему) и сосуд с манной. Бог повелел людям сохранить манну, чтобы будущие поколения видели, что Господь облагодетельствовал их.
Ибн Асир говорил, что еще во времена пророка Мусы (мир ему) Юша (мир ему) был назначен руководителем еврейской армией против народов, занимавших землю рода Исраила.
Это напоминает случай с Усамой ибн Зейдом (Божье ему довольство), которого пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) назначил командиром в походе на Сирию. Усама выступил с армией, но это произошло уже после смерти пророка (мир ему и Божье благословение). Армия под его управлением нанесла поражение Византии, Персии и Ираку.
Пророк Муса (мир ему) лично назначил Юшу (мир ему) командующим войсками, но он умер прежде, чем Юша вступил в битву с язычниками. При этом Юша был не только главнокомандующим. Бог сделал его пророком.
Взятие Иерихона стало прелюдией к завоеванию всей священной земли и полному истреблению врагов-язычников.
В священном Коране не указывается название первого города, взятого Юшей. Коран называет завоеванный город «селением». Точное его название не настолько важно, чтобы упоминать его в Божьей Книге. Тем не менее шейх Ибн Кясир считал, что под «селением» в Коране подразумевается не Иерихон, а Иерусалим, поскольку:
а) Иерихон из-за своего местонахождения не мог встретиться на пути рода Исраила;
б) евреям было обещано завоевание Иерусалима.
Мы тоже считаем, что под «селением» подразумевается Иерусалим, но с аргументами шейха Ибн Кясира мы не согласны:
а) Даже если род Исраила хотел завоевать именно Иерусалим, путь к нему из Синая ведет через Ханаан, первым городом которого является Иерихон. Любой, кто захочет прибыть в Иерусалим по суше, обязательно пройдет через Ханаан.
б) Обещание о возвращении исторической родины касалось не только Иерусалима, но и Ханаана в целом.
Поэтому оба аргумента Ибн Кясира выглядят слабыми. Но, как и говорил Ибн Кясир, под «селением» в качестве обещанного города подразумевался именно Иерусалим. Он был завоеван пророком Юшей (мир ему) уже после Иерихона.
14.5. Неблагодарность
Бог дал победу роду Исраила и велел евреям войти в городские ворота со скромностью и благодарностью. Но новоявленные победители оказались слишком гордыми. Они надменно вошли в город, произнося явно не те слова, которые от них ожидали.
Грубое и неуважительное поведение евреев навлекло на них Божий гнев. В очередной раз вступил в силу Божий закон воздаяния:
а) Вот Мы сказали:
– Войдите в это селение и ешьте вволю. Войдите в ворота, поклонившись, и произнесите «хыттатун». Мы простим ваши прегрешения и приумножим награду творящим добро.
Но злодеи заменили сказанное им слово другим, и Мы наслали с неба наказание на преступников за то, что они нечестиво поступали.6
б) Вот им было сказано:
– Живите в этом селении и ешьте там, где пожелаете. Произнесите «хыттатун» и войдите в ворота, поклонившись. Мы простим ваши прегрешения и приумножим награду творящим добро.
Злодеи из их числа заменили сказанное им слово другим, и Мы наслали на них наказание с небес за то, что они совершали зло.7
Что же на самом деле означает «хыттатун», и каким словом заменили его евреи?
Абдулла ибн Аббас полагал, что «хыттатун» означало просьбу о прощении. Катада же считал, что имелась в виду следующая мольба: «Удали наши глупости и грехи!» То есть обе версии подразумевают следующее значение: «Господь! Прости нас и сотри наши грехи!»
Слово «хыттатун» является обозначением более полного выражения. То есть, как у нас «басмаля» обозначает «бисмилляхир-рахманир-рахим» («Именем Милостивого и Милосердного Бога»), так и у них слово «хыттатун» подразумевало некое более пространное высказывание.
Согласно сообщению из сборника Бухари, пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) говорил, что вместо положенного слова евреи произносили: «Зерно в волосе!» Это выражение на их языке звучало похоже на те слова, что им было велено сказать. То есть они явно насмехались над Божьим велением. К тому же, вместо того чтобы поклониться при входе, они, как гласит хадис, вступали в ворота, «передвигаясь на ягодицах» (то есть вели себя весьма надменно).
Как сообщал Абдулла ибн Масуд (Божье ему довольство), евреи, вместо того чтобы войти в город со всей скромностью, задирали нос и шли с самодовольным видом.
В приведенных аятах Бог наглядно показал, как должны вести себя скромные и послушные Божьи рабы, и каково поведение надменных, высокомерных гордецов. Богобоязненные люди сражаются не в корыстных целях, не ради богатства. Вступая в битву, они стремятся освободить землю от преступников, установить Божий закон и порядок на земле. Они сражаются, понимая, что смута хуже убийства. Одолев врагов, они не кичатся своей победой, а скромно и благодарно опускают голову перед своим Господом. Именно так входил в Мекку пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение). Находясь на верблюде, он так опустил голову, что она касалась седла. Войдя в Каабу, он совершил благодарственную молитву, исполнив восемь земных поклонов перед Богом.
Мы видим, что так же поступали и его сподвижники: когда господин Умар (Божье ему довольство) входил в завоеванный Иерусалим, а господин Саад (сын Абу Ваккаса) (Божье ему довольство) вступал на покоренную территорию Ирана, они оба склонились в земном поклоне перед Богом.
За неповиновение Богу и высокомерное поведение евреи заслуживали наказания. Коран говорит, что на них сошло «наказание с небес», но не уточняет, что именно произошло. Точный вид наказания не имеет отношения к главной теме повествования.
Следует обратить внимание на следующие слова главы Корана «Преграды»:
Злодеи из их числа заменили…8
Это показывает, что не весь род Исраила был повинен в ослушании Бога и надменности. Лишь некоторая его часть ослушалась Бога, а большинство евреев были на стороне пророка Юши (мир ему).
14.6. Выводы
1) Если человек спасается от трудностей и получает Божьи блага, он должен понимать, что за улучшением его состояния стоит Бог. Поэтому нужно искренне благодарить Господа и не считать, что это человек добился всего сам. Проявление благодарности возвысит статус человека и в земной жизни, и на том свете.
2) Даже при тяжелейших обстоятельствах не следует отчаиваться и терять надежду на успех и Божью помощь. Всемогущий Бог не оставляет угнетенных и всегда отвечает на их мольбы. При этом возможна видимая задержка в приходе Божьей помощи, но в этом кроется особенная мудрость, которую человек может и не понимать.
3) Если люди забывают, что именно Бог дал им блага, и вместо благодарности хвастаются, проявляют высокомерие, тогда Бог быстро и эффективно карает гордецов.
Глава 15: Хизкиль
15.1. Хронология пророков
После Мусы (мир ему) в еврейском народе пророки появлялись один за другим. Так продолжалось вплоть до пришествия Исы (мир ему). Период, охватываемый данными пророками, растянулся на века, а точное их количество известно одному лишь Богу. О ком-то из них Коран рассказывает подробно, а о некоторых сообщает лишь их имена. В Ветхом Завете упоминается еще больше пророков, чем в Коране. Историки имеют различные мнения в отношении последовательности прихода пророков. В данном вопросе мы придерживаемся мнения Ибн Джарира Табари и Ибн Кясира (Божья им милость).
Первым получателем пророческой миссии после Мусы и Харуна стал Юша. Его последователем был Кялиб – муж Марьям (дочери Имрана и сестры Мусы) и второй после Юши спутник Мусы. Однако сам Кялиб пророком не был.
Табари считал, что после Кялиба духовным и мирским лидером еврейского народа стал Хизкиль (мир ему).
15.2. Имя, родословная и начало миссии Хизкиля
Слово «Хизкиль» на иврите означает «Господь укрепит». В Ветхом Завете сообщается, что Хизкиль (Иезекииль) был сыном Вузия, который умер, когда Хизкиль был еще молод.
Пророком он стал тогда, когда его мать уже состарилась и ослабела. Поэтому его называли «сыном старой женщины». В течение многих лет он занимался проповедованием истины.
15.3. Коран о Хизкиле
В Коране имя Хизкиля (мир ему) не упоминается. Однако во второй главе Корана рассказывается случай, который, похоже, затрагивает данного пророка.
Передается следующий рассказ Абдуллы ибн Аббаса (Божье ему довольство):
Когда еврейский царь (пророк) призвал большую группу своих людей на войну с язычниками для установления Божьего закона, все его подчиненные разбежались в страхе за свою жизнь. Такое поведение рассердило пророка. Посчитав это ослушанием Божьего веления, он проклял свой народ – и души его подчиненных тут же отошли в иной мир. Прошло немало времени. Случилось так, что мимо долины мертвецов проходил пророк Хизкиль (мир ему). Ему стало жаль, что люди оказались в столь плачевном состоянии, и он обратился к Богу, чтобы Тот воскресил их, сделав данное событие уроком для остальных.
Ибн Кясир (Божья ему милость) писал, что речь в истории идет о жителях Давардана – селения, которое располагалось недалеко от Васита. Они сбежали в долину, где и были истреблены.
В Коране об этом говорится так:
Разве не знаешь о тех, что тысячами покидали свои жилища, боясь смерти? Бог сказал им:
– Умрите!
Затем Он оживил их. Бог милостив к людям, но большинство людей неблагодарны.9
15.4. Дезертирство с Божьей войны
Не только в прежние, но и в нынешние времена дезертирство с Божьей войны считается большим грехом, близким к многобожию. Само слово «ислам» подразумевает полную покорность Богу, поэтому, как Господь велит, так и нужно делать.
Вера дороже жизни. Быть храбрым воином на пути ислама – это очень достойное качество. Когда человек верит в Бога, он знает, что жизнь и смерть – в Божьих руках, Бог предопределил все и вся. Без Божьего веления ничто не может произойти. И против окончательного Божьего веления никто ничего поделать не может.
Правильное понимание предопределения служит для мусульманина источником покорности перед всеми Божьими велениями. Не стоит бояться потерять жизнь и богатство, ведь Божьего предопределения не избежать, его нужно встретить спокойно и достойно. Это придает мусульманину храбрости. Он не беспокоится о том, что произойдет в ближайшем будущем.
При этом ислам отнюдь не запрещает использовать ум и сердце для выработки правильной стратегии в заданной ситуации. Но если ситуация требует идти вперед и умереть, значит нужно пойти и умереть без всяких отговорок и оправданий.
15.5. Аят в поддержку Божьей войны
Сразу же после процитированного нами выше 243-го аята второй главы Корана следует аят, призывающий к сражению во имя Бога:
Сражайтесь на Божьем пути!
Случай, произошедший с еврейскими дезертирами, был специально рассказан, чтобы привить любовь к храбрости и участию в Божьей войне. Ведь мы видели, что те, кто бежал от смерти, не избежали ее, а наоборот, навлекли на себя гибель от Божьей кары.
15.6. Воскрешение мертвых
Среди рода Исраила были язычники, которые отрицали саму возможность воскрешения. Как пишет Ибн Кясир (Божья ему милость), именно на них было нацелено данное происшествие, чтобы они поняли свою ошибку.
Человеческая душа – это одно Божье творение, а физическое тело человека – другое, отдельное творение. Поэтому и после разложения тела душа остается живой. Понятно, что Тот, кто сотворил жизнь, вполне может ее воссоздать и после разложения тела. То есть нет никаких оснований отрицать возможность воскрешения, даже если человек не видел собственными глазами, как это чудо происходит.
В разделе 5.6, обсуждая тему чудес, мы говорили, что при действии обычных законов этого мира воскрешение не может произойти в этой, земной жизни, но в качестве исключения Бог может совершить воскрешение, когда пожелает.
Известный теолог Ибн Джурейдж высказывал мнение, которое в корне отличалось от общепризнанного. Он полагал, что данное событие – лишь иносказание, нацеленное на людей, протестующих против участия в Божьей войне.
Мы не согласны с мнением Ибн Джурейджа. Обычная, общепризнанная точка зрения, на наш взгляд, вполне верна: воскрешение еврейских дезертиров действительно произошло. Если б рассказ о воскрешении дезертиров был лишь иносказанием для побуждения к участию в Божьей войне, то перед этими аятами должно было быть веление об участии в такой войне. Но мы видим, что аятам о данном событии предшествовали аяты о брачных отношениях и разводе. И лишь после самого рассказа дается веление на участие в Божьей войне. Это означает, что данное повествование рассказывает нам о реальных событиях.
Данный рассказ приводится, чтобы люди осознали важность Божьей войны и поняли, что грозит тем, кто ею пренебрегает. Событие показывает, что мусульманам не стоит брать пример с дезертиров. Кроме того, рассказ исправляет мышление тех, кто может на какой-то миг устрашиться смерти на поле боя.
15.7. Уроки и выводы
1) Любому разумному человеку для правильных действий достаточно понимания реальности. Если же человек увиливает от истины, Божья милость раз за разом пытается исправить его поведение. Если и это не смягчает его сердце, тогда возможности человека к принятию истины испаряются, и его душа ожесточается. О таких людях Коран говорит: «Бог запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало». Люди начинают открыто желать наказания от Бога, насмехаясь над самой такой возможностью. Вскоре после этого следует Божья кара.
Их постигли унижение и бедность. Они навлекли на себя Божий гнев…10
Постоянная непокорность и надменность рода Исраила поставила их на путь, ведущий к Божьему гневу. Евреи так и не улучшили своего поведения во времена Хизкиля (мир ему). В итоге лишь немногие из них покорились Божьим велениям и достигли успеха.
2) Для любителей мирской жизни призыв к участию в Божьей войне – словно тяжкий груз. Им кажется, что война лишает их комфорта и удовольствий. Но если посмотреть на всю картину в целом, мы увидим, что Божья война дает жизнь людям. В исламском религиозном кодексе концепция Божьей войны (джихада) имеет большое значение: если мусульманин, борясь на Божьем пути, выходит живым из войны, его называют «гази» (участником Божьей войны), если же он погибает на такой войне, то он – «шахид» (мученик), о котором Бог говорит:
Не говорите о погибших на Божьем пути: «Мертвецы!» Нет, они живы, но вы не чувствуете.11
Для тех же, кто хочет уклониться от исполнения данного Божьего веления, есть суровое предупреждение:
Кто в такой день повернется спиной к неверующим, если это не маневр для битвы и не присоединение к отряду, тот навлечет на себя Божий гнев. Его обитель – ад. И это – скверное место назначения.12
3) Храбрость считается исламом очень достойным качеством. А трусости, наоборот, не должно быть места в сердце мусульманина. При этом храбрость не подразумевает проявления силы перед невиновными и невинными. Настоящая храбрость – в стойкости во имя истины и бесстрашии против лжи.
Глава 16: Ильяс
16.1. Коран о пророках после Мусы и Харуна
Коран не называет имен пророков, которые явились сразу после Мусы и Харуна. Например, в нескольких аятах Корана мы обнаруживаем рассказ о Юше (мир ему), но нигде он не назван по имени. В одном случае он назван юным спутником Мусы (мир ему), а в 5-й главе Корана он и Кялиб именуются «двумя богобоязненными мужчинами». О Хизкиле (мир ему) тоже нет прямого упоминания, есть лишь рассказ о событии с его участием без указания имени.
Первым пророком после Мусы и Харуна (мир им), которого Коран называет по имени, является Ильяс (мир ему). Он был преемником Хизкиля (мир ему).
16.2. Имя
Священный Коран называет его Ильясом. В русском переводе Библии его именуют Илией.
Некоторые хадисы указывают на то, что Ильяс и Идрис – это один и тот же пророк. Но это не так. Специалисты называют данные хадисы недостоверными. Кроме того, Коран говорит об Ильясе и Идрисе (мир им) таким образом, что возможность верности данных хадисов исключается. В 6-й и 37-й главах Корана, где говорится об Ильясе, нет ни единого намека на то, что он назывался также Идрисом. А в 21-й главе Корана, где рассказывается об Идрисе, мы не находим ничего общего между качествами двух пророков и обстоятельствами, при которых они исполняли свою миссию.
16.3. Родословная Ильяса
Большинство историков полагают, что Ильяс (мир ему) был потомком Харуна (мир ему). Есть две версии его родословной:
а) Ильяс – Ясин – Фатхас – Яазар – Харун;
б) Ильяс – Газар – Яазар – Харун.
16.4. Коран об Ильясе
О пророке Ильясе (мир ему) в Коране говорится дважды – в 6-й главе «Скот» и 37-й главе «Стоящие в ряд»:
– в 6-й главе его имя названо при перечислении пророков;
– а в 37-й главе рассказывается о его призыве к своему народу.
16.5. Назначение Ильяса пророком
Корановеды и историки полагают, что Ильяс был назначен пророком для наставления людей, живших в Сирии13, и главным городом осуществления его миссии был Баальбек. Общество, к которому обращался пророк Ильяс, было языческим. Люди поклонялись идолу Баал. Ильяс призывал их отказаться от поклонения идолам, звездам и признать, что лишь Единственный Бог достоин поклонения.
16.6. Идол Баал и народ Ильяса
Баал был самым популярным «божеством» семитских народов Востока. Город Баальбек был назван в его честь. Идола считали богом, отождествляли с Сатурном и Юпитером. Ему поклонялись финикийцы, хананеи, моавитяне и мадьяниты. Баалу поклонялись и во времена пророка Мусы (мир ему). В Мадьяне еще Шуайб (мир ему) призывал на Божий путь людей, поклонявшихся Баалу. Некоторые историки полагают, что аравийский идол Хубал – это тот же самый Баал.
В Ветхом Завете он назван Ваал-Вериф и Ваал-Фегор в качестве «божества» семитских народов. Жители Аккарона именовали его Вельзевул (Баал-Зебуб), а халдеи – Бел.
В семитских языках слово «баал» означает «господин», «хозяин». Поэтому жители Аравии называли данным словом мужей, добавляя перед ним определенный артикль. Однако это слово часто имело значение «бог» или «божество».
Среди евреев того времени проходили большие собрания в разные времена года с целью поклонения Баалу. Были построены многочисленные храмы и алтари для жертвоприношений и поклонения перед Баалом. Жрецы зажигали вокруг идола огонь и добавляли благовоний, чтобы создать ароматную атмосферу вокруг «божества». Иногда совершались человеческие жертвоприношения. Сообщается, что идол был изготовлен из чистого золота, достигал 18 метров высоту и был четырехликим. Его обслуживали 400 человек.
Во времена пророка Ильяса (мир ему) поклонение Баалу было популярно в Йемене и Сирии. Народ Ильяса (мир ему) поклонялся многим идолам, но Баал занимал среди них особенное место. В Коране об этом говорится так:
Ильяс был из числа посланников. Вот он сказал своему народу:
– Неужели не устрашитесь Бога? Неужели вы взываете к Баалу и оставляете Лучшего из творцов – Бога, вашего Господа и Господа ваших отцов?
Они отвергли его, и все они непременно будут призваны к ответу, кроме искренних Божьих рабов. Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву: «Мир Ильясу!» Так Мы воздаем творящим добро. Он был из числа Наших верующих рабов.14
16.7. Три группы пророков
В 6-й главе Корана Ильяс (мир ему) назван в числе таких пророков, как Нух и Ибрахим (мир им):
Каждого Мы повели прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха, а из его потомства – Дауда и Сулеймана, Аюба и Юсуфа, Мусу и Харуна. Так Мы воздаем творящим добро. А также Закарию и Яхью, Ису и Ильяса. Все они были из числа праведников. А также Исмаила и Альясу, Юнуса и Лута. Всех их Мы превознесли…15
В данных аятах священный Коран перечисляет пророков тремя группами. Теологи попытались понять мудрость, кроющуюся за таким перечислением. Далее процитируем лучшее, как нам кажется, объяснение, данное Рашидом Ридо:
Пророков рода Исраила можно подразделить на три группы:
1) Некоторые из них были царями или министрами, или же вождями своего народа.
2) Другие были аскетами и жили как монахи, удалившись от любви к мирской славе.
3) Наконец, были и такие, что жили обычной жизнью, то есть не были ни монархами, ни монахами.
Именно по данным качествам перечислял Коран пророков. Кроме того, учитывалась градация по соответствующему признаку.