Д. Н. Порфирьев
Экономика
ВВЕДЕНИЕ
Изучение дисциплины «Экономика» способствует формированию системы знаний о явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.
Цель изучения дисциплины – сформировать у студентов научное экономическое мировоззрение, на основании освоения ими теоретических знаний и методологии исследования экономических процессов и явлений, умение анализировать экономическую жизнь общества и экономическую деятельность отдельных хозяйствующих субъектов и давать оценку проводимой экономической политике в стране.
Экономическая теория органически сочетает в себе теорию и историю экономической мысли, что позволяет дать студентам достаточно целостную и емкую систему экономических знаний и побудить их к размышлению о дальнейших направлениях развития экономической мысли и использованию полученных знаний для анализа реальных социально-экономических отношений в России и других странах мира. Она является теоретическим и методологическим основанием для других конкретных экономических и информационно-аналитических наук.
В соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 111100 «Зоотехния (бакалавриат)», утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 25 января 2010 г. № 73, в результате освоения данной дисциплины выпускник должен обладать нижеследующими компетенциями.
Общекультурные компетенции (ОК):
– владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
– способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
– умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
– использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
– способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).
Профессиональные компетенции (ПК):
– способностью анализировать и планировать технологические процессы как объекты управления (ПК-13);
– способностью к нахождению компромисса между различными требованиями (стоимость, качество, безопасность и сроки исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определении оптимального решения (ПК16);
– способностью применять современные методы исследований в области животноводства (ПК-19).
В соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 110900 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (бакалавриат)», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 сентября 2011 г. № 2308, в результате освоения данной дисциплины выпускник должен обладать нижеследующими компетенциями.
Общекультурные компетенции (ОК):
– владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
– умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
– способностью ориентироваться в основах экономической теории, особенностях рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда (ОК- 9);
– использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
– способностью представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-11).
Профессиональные компетенции (ПК):
– использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);
– готовностью систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК21).
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Тема 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1. Становление и развитие экономической теории
2. Предмет и методы экономической теории
3. Роль и функции экономической теории
1.1 Становление и развитие экономической теории
Экономическая наука имеет длительную и богатую историю. Сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», которое изобрел греческий писатель и ученый Ксенофонт. Оно состоит из двух слов «ойкос» – дом, хозяйство, и «номос» – закон. Слово «экономия» переводится как «умение вести дом».
Но как самостоятельная наука экономическая теория сформировалась в XV-XVII вв. В 1615 г. французский экономист Антуан де Монкретьен ввел понятие «политическая экономия», которое дало название новой науке.
Первой серьезной школой в политической экономии был меркантилизм (XV-XVII вв.). В XVIII в. возникла классическая политическая экономия. Родоначальниками классической политэкономии были Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Они основали трудовую теорию стоимости, показав, что всеобщей формой богатства является стоимость, воплощенная в товарах и деньгах.
На основе этой теории немецкий экономист Карл Маркс (1818-1883 гг.) создал учение об эксплуататорском характере капитализма. Только труд наемных рабочих создает богатство общества, а прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочих.
В последней трети XIX века в противовес классической политэкономии возникло новоклассическое направление.
В первую очередь, к этому направлению относится австрийская школа политэкономии. Ее представители выдвинули субъективно-психологическую концепцию стоимости и цены товара. Другим известным представителем этого направления был Джон Бейтс Кларк. Он разработал теорию предельной производительности труда и капитала, которую мы рассмотрим в теме 9. Введение в теорию предельных величин привело к возникновению математической школы в экономике (Л. Вальрас, В. Парето). Результаты новоклассического переворота обобщил английский экономист Альфред Маршалл. Он дал новое название экономической науке – «экономикс».
В начале XX в. в США возникло течение в экономической теории, получившее название институционализма.
В 30-е гг. XX в. возникло новое направление – кейнсианство, названное по имени английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. В своем главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» он обосновал новое учение об экономической роли государства в современной экономике.
Таким образом, экскурс в историю экономических учений показывает, насколько сложным и противоречивым оказался путь к познанию сущности экономики.
1.2. Предмет и методы экономической теории
Экономическая теория – общественная наука, которая изучает экономические отношения и законы в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг, хозяйственную деятельность людей в целях все более полного удовлетворения их потребностей при ограниченных ресурсах.
Экономическая теория, как и любая другая наука, имеет свой метод исследования. Можно выделить общенаучные и частные методы научных исследований. Общенаучные методы включают:
1. Метод научной абстракции – нахождение в явлениях и процессах типичных, сущностных, постоянных черт и освобождение наших представлений о предмете исследования от случайного, кратковременного;
2. Движение от абстрактного к конкретному заключается в формулировке новых теорий, концепций, принципов на основе изучения явления с помощью научной абстракции;
3. Метод индукции и дедукции (индукция – движение мысли от частных умозаключений к общим, дедукция – наоборот);
4. Предмет «экономикс» выделяет позитивный и норма-тивный анализы. Позитивный анализ рассматривает явления как они есть, а нормативный – как должно быть;
5. Экономико-математическое моделирование позволяет в формализованной форме определить причины экономических явлений, их закономерности, последствия, а также делает возможным прогнозирование экономических процессов;
6. Экономические эксперименты. На практике экономическая теория устанавливает, в какой мере теоретические положения и формулы соответствуют реальной действительности.
Частные методы, позволяющие осуществить анализ рыночного хозяйства, включают:
1. Графики спроса и предложения;
2. График производственных возможностей;
3. Производственную функцию.
1.3. Роль и функции экономической теории
Экономическая теория играет значительную роль в познании хозяйственной жизни общества, выработке экономической политики и прогрессивного пути развития социальноэкономических систем. Рассмотрим в этой связи функции экономической теории.
1. Познавательная функция заключается в том, чтобы с научных позиций изучить все фазы воспроизводственного процесса и факторы экономического роста на различных исторических этапах развития человеческого общества, раскрыть экономические законы и категории, способы эффективной хозяйственной деятельности людей.
2. Критическая функция состоит в выявлении как достижений, так и недостатков различных социально-экономических систем.
3. Прогностическая функция заключается в разработке научно обоснованных прогнозов экономического и социального развития.
4. Прагматическая функция состоит в научном обосновании экономической политики, выявлении эффективных принципов и методов рационального хозяйствования, «правил поведения» при предпринимательской рыночной деятельности. Данная функция призвана дать конкретные рекомендации по решению коренной триединой проблемы: «что», «как», «для кого» производить необходимые для общества и его членов блага в условиях использования редких и ограниченных ресурсов?
Чтобы экономическая теория эффективно реализовала свои функции, ее предмет и метод должны быть адекватны. Это позволит экономической теории играть все возрастающую роль в научном обеспечении прогрессивных изменений в мире, в разработке рациональной экономической политики и полезных рекомендаций для практики.
Задания
1. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы: кейнсианство, маржинализм, классическая школа, неоклассическое направление, меркантилизм.
2. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения?
Это…
а) меркантилизм;
б) физиократы;
в) классическая политическая экономия;
г) маржинализм.
3. Какое из положений и почему не имеет отношения к содержанию предмета экономической теории?
а) максимальное удовлетворение потребностей;
б) экономическое благо;
в) неограниченные ресурсы;
г) эффективное использование ресурсов.
4. Каждому из отмеченных цифрами определений подберите соответствующее понятие (а, б, в, г):
1) процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему;
2) направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика;
3) абстрактная структура, создающая упрощенную картину экономической реальности;
4) метод исследований объекта, состоящий в отвлечении от случайных, временных черт и связей;
а. Экономическая модель.
б. Абстракция.
в. Индукция.
г. Нормативная экономическая теория.
5. Определите нормативные и позитивные суждения:
а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;
б) цены на хлеб должны быть низкими;
в) бедные не должны платить налоги;
г) ограничение ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;
д) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности;
е) необходимо устранить дефицит государственного бюджета;
ж) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.
6. Разграничьте средства и предметы труда:
а) инструменты, механизмы, машины, автоматы;
б) полезные ископаемые, данные природой;
в) трубы, сосуды, бочки, цистерны;
г) здания, дороги, каналы;
д) сырье, поступающее в дальнейшую обработку.
Темы рефератов
1. Экономические учения XX века.
2. Экономические законы, их объективный характер.
3. Развитие экономической мысли в России.
4. Значение функционального и графического анализов в экономической теории.
Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16.
Дополнительная литература:
1. Абалкин, Л. И. Размышления о политической экономии / Л.И. Абалкин // ЭКО. – 2010. – № 2. – С. 44-58.
2. Абалкин, Л.И. История российской экономической мысли и ее связь с политикой / Л.И. Абалкин // ЭКО. – 2009. – № 11. – С. 147-154.
3. Авагян, Г.Л. История российской экономической мысли: Социальная экономика Н.Д. Кондратьева: учебное пособие / Г.Л. Авагян, Г.Л. Баяндурян, Р.Л. Агабекян. – М.: Экономистъ, 2007. – 328 с.
4. Покрытан, П. О методологии экономических исследований / П. Покрытан // Экономист. – 2011. – № 8. – С. 73-79.
5. Политическая экономия – начало и основа экономической теории (Первая глава нового учебного пособия «Общая экономическая теория. Вводный курс» кафедры политической экономии Московского государственного университета) // Российский экономический журнал. – 2010. – № 4. – С. 89-101.
6. Рязанов, В. Политическая экономия особенного: начала русской исследовательской традиции / В. Рязанов // Российский экономический журнал. – 2011. – № 5 – С. 22-48.
7. Сен, А. Адам Смит и современность / А. Сен// Вопросы экономики. – 2011. – № 11. – С. 25-37.
8. Строуп, Р. Азбука экономики: десять главных идей экономической науки / Р. Строуп, Дж. Гвартни // Муниципальная экономика. – 2005. – № 3. – С. 2-8.
9. Эрроу, К. Развитие экономической теории с 1940 года. Взгляд очевидца / К. Эрроу // Вопросы экономики.– 2010.– № 4. – С. 4-23.
Тема 2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Потребности общества
2. Производственные возможности
3. Экономические системы
2.1 Потребности общества
Экономика – область деятельности людей, в которой создаются нужные им блага. Под благом подразумевается все то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям.
Потребность вообще – особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними или внешними условиями жизнедеятельности.
Человеческие потребности весьма многообразны. По субъектам различаются потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объектам – материальные, духовные, этические и эстетические. По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации и экономические.
Экономические потребности – часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей.
Всю историю экономики можно в определенном смысле рассматривать как историю формирования все более высокого уровня потребностей. Современная цивилизация знает несколько уровней потребностей:
– физиологические нужды – в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода;
– потребности в безопасности – защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты;
– необходимость в социальных контактах – общении с людьми, имеющими сходные интересы; в дружбе и любви;
– потребности в уважении – признании со стороны других людей, самоуважении, приобретении определенного общественного положения;
– потребность в саморазвитии – в совершенствовании всех возможностей и способностей человека.
Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры. Повышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Наоборот, по сути, безграничны запросы высшего порядка – социальные и интеллектуальные.
2.2 Производственные возможности
Производство – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства: труд, капитал, земля и предпринимательство. В современной экономической науке чаще встречается термин «ресурсы». Ресурсы – это производственные блага, созданные природой или людьми. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ или конечных товаров и услуг. Подробнее о ресурсах – в теме 9.
Все эти ресурсы производства в каждый данный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) и относительной (факторы можно умножить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).
В связи с этим практически важно определить производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов.
При нехватке хозяйственных средств из всех возможных вариантов производственных факторов выбирается более предпочтительный. Допустим, существуют два альтернативных варианта:
1. Все производственные ресурсы общества используются для производства 5 млн. кг масла;
2. Все производственные ресурсы направлены на производство 15 млн. т зерна.
Между этими крайними вариантами возможны другие варианты, когда, отказавшись от производства некоторого количества масла, можно будет соответственно увеличить производство зерна. Возможный выбор вариантов показан в шкале производственных возможностей.
Таблица 1 – Шкала производственных возможностей
Наглядно это представлено в графике производственных возможностей (кривой трансформации).
Рисунок 1 – График производственных возможностей
Эта кривая выражает то, что экономика полной занятости всегда должна для производства одного товара поступиться производством другого. В случае неполного использования ресурсов различные комбинации производства находятся не на кривой, а ниже ее в точке А. Передвижение из точки А в любую точку на кривой означает, что при использовании имеющихся незанятых ресурсов можно увеличить производство и зерна, и масла. При наличном максимальном уровне производственных возможностей общество не в состоянии одновременно увеличить производство и зерна, и масла и переместиться в точку В. Поэтому эту кривую часто называют границей производственных возможностей. С помощью шкалы и графика производственных возможностей можно показать цену, которую платит общество за производство каждого дополнительного миллиона кг масла или миллиона тонн зерна – это «альтернативная стоимость». Например, увеличение выпуска масла с 1 млн. кг до 2 млн. кг имеет альтернативную стоимость, равную 2 млн. т зерна.
2.3 Экономические системы
Выбор подходящих производственных возможностей осуществляется неоднозначно в разные периоды экономического развития. Человеческое общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. Они отличаются подходом и методами решения основных экономических проблем.
Традиционные системы. В некоторых слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары, как и для кого производить. Экономические роли индивидов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями.
Командная экономика. Все решения по основным экономическим проблемам принимает государство. Все ресурсы составляют собственность государства. Централизованное экономическое планирование охватывает все уровни – от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов. В силу этого производство благ отрывается от общественных потребностей.
Рыночная экономика. В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы определяют рынок, цены, прибыль и убытки.
«Что производить» – решается платежеспособным спросом, «голосованием» деньгами. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель будет стремиться удовлетворить желание потребителя отдать деньги за нужный ему товар.
«Как производить» – решается производителем, стремящимся получить большой доход. Так как установление цены от него не зависит, то для этого он должен произвести как можно больше товаров и по более низкой цене.
«Для кого производить» – решается в пользу потребителей с наибольшим доходом. Чистой рыночной экономики никогда не существовало.
Смешанная экономика. Современная рыночная экономика представляет собой широкое разнообразие различных смешанных форм. Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам.
Не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Общества с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.
Задания
1. Существуют ли общие экономические проблемы для обществ: с централизованным планированием, традиционного, с рыночной экономикой? Согласны ли вы с такой формулировкой вопроса?
2. Выберите правильный ответ.
Для студентов альтернативную стоимость обучения в высшем учебном заведении отражает:
а) размер стипендии;
б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;
в) затраты родителей на содержание студентов.
3. На рисунке 2 представлена кривая трансформации. Объясните, какой экономический смысл имеют:
1) точки А, В, С, Д;
2) движение от А к В, от В – к С, от С – к А, от А – к D.
Рисунок 2 – Кривая трансформации
4. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?
5. Хозяйство выращивает коров и овец (см. таблицу 2).
Таблица 2
Определите альтернативные издержки:
а) одной дополнительной коровы;
б) одной дополнительной овцы.
6. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц.