2.1 Этапы развития истории политических учений.
2.2 Политические учения Нового времени, XV-XIX вв.
2.3 Общественно-политическая мысль России XIX-XX вв.
Основные понятия: политическая мысль; политическое учение; эмпирический уровень; теоретический уровень; тимократия; олигархия; демократия; аристократия; тирания; полития; монархия.
2.1 При изучении истории политических учений необходимо различать категории: «политическая мысль» – т. е. самые общие представления о политике, и «политическое учение» – система знаний о политике, ее сущности и проявлениях. Политическая мысль возникает и развивается в процессе обострения социальных противоречий. Общественное значение приобретают лишь те политические идеи, которые отвечают более или менее массовым интересам и потому становятся известными и популярными в какой-либо части общества.
Изучение истории политической мысли важно не только само по себе, но и для правильного понимания и решения проблем современности. Ведь в истории обобщен прошлый опыт всего человечества. И если история политической мысли и политических учений насчитывает тысячелетия, то политология как специфическая наука возникла примерно столетие назад. И потому изучение истории политических учений является необходимым условием изучения политологии.
Политика как особый вид деятельности и общественных отношений возникла с появлением частной собственности и общественных классов. Вместе с политикой возникают политические взгляды, идеи, учения, которые объясняют ее суть и выступают остовом современной политической теории.
История политических учений – составная часть политологии, изучающая процессы возникновения и смены политических идей на разных этапах развития общества.
В политическом учении выделяют два уровня познания политики: 1) эмпирический – это уровень фактов; 2) теоретический, когда познание выходит за рамки непосредственно наблюдаемого. Оба этих уровня находятся в диалектическом противоречии и взаимосвязи. Эмпирический уровень связан с обыденным сознанием, теоретический – с научным, благодаря этому теоретические идеи определенного автора высвобождаются из своего временного контекста и входят в научное сознание.
В истории политических учений выделяют три этапа:
1. Начальный этап (Древний мир, Античность, Средневековье);
2. Новое время, этап рационализации (ХV-ХIХ вв.);
3. Завершающий этап (ХIХ-ХХI вв.).
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Определенные идеи относительно политики высказывались многими античными мыслителями V-IV вв. до н. э.
Демокрит, например, оценивал политику как высшую форму искусства. Но более или менее развернутые представления о политике впервые были сформулированы софистами – Пифагором и др.
Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (427-347 до н. э.), изложенные им в произведениях «Государство», «Законы».
Политические взгляды Платона и Аристотеля формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей, нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан, защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а место и роль государства необычайно возвеличивались.
Для Платона идеальной формой государства выступала аристократия как правление нескольких мудрейших и старейших философов. Поскольку государство, политика должны базироваться прежде всего на началах разума, постольку во главе государства должны стоять избранные философы, обладающие подлинными знаниями и чувством заботы об общем благе и справедливости. Наиболее близким реальным примером такой формы правления была тогда аристократическая Спарта. Вместе с тем Платон говорил о неправильных, извращенных государственных формах, среди которых выделяются тимократия – государство заслуженных воинов, составляющих второе после философов сословие в обществе; олигархия, где господствуют немногие богатые; демократия – власть бедных, народа, землевладельцев и ремесленников как третьего по рангу сословия.
В результате тимократия превращается в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии – власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях такого общего беспорядка власть захватывает какойлибо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново.
Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение.
Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – выдающийся древнегреческий философ, анализировал и совершенствовал понятия, которыми должна оперировать политическая мысль. Он развил идеи своего учителя о формах государства. В основе его классификации этих форм лежат, с одной стороны, количественный критерий, то есть количество лиц, осуществляющих правление в государстве, с другой, качественный критерий, то есть цели государственного управления. В итоге формы государства подразделялись им на три «правильные» и три «неправильные». «Правильные» – это монархия (правление одного), аристократия (правление немногих) и полития (правление большинства), при которых власть преследует цель достижения общего блага; «неправильные» формы – это тирания, олигархия и демократия, когда у власти находятся те, кто правит в интересах личной выгоды. Олигархия (власть богатых) и демократия (власть бедных) рассматривались в этой связи как основные формы правления, различное сочетание которых создает другие формы правления.
Значительный вклад в развитие политической мысли в Древнем Риме внес Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель, написавший работы «О государстве» и «Законы». Вслед за Платоном и Аристотелем он видел в государстве «дело народное», выражение и защиту общего интереса, общего достояния и правопорядка, воплощение справедливости и права. Он связывал возникновение государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Связующей силой, основой общества свободных граждан выступают право, закон. Различая по числу правящих три основные формы правления: власть царя, власть аристократии и власть народа (демократию) – Цицерон также исходил из того, что наиболее разумна и пригодна такая смешанная форма, которая равномерно сочетает в себе привлекательные качества каждой из них: благоволение, мудрость, свободу. Только это способно обеспечить прочность государства и правовое равенство граждан.
Политическая мысль средневековья представлена, прежде всего, именами Августина Блаженного и Фомы Аквинского, сыгравшими важнейшую роль в обосновании христианской политической концепции.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги