В России при переходе от административно-директивных методов управления экономикой к рыночным резко возросли роль и значение налогов как регулятора экономики, как способа поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Посредством налогов в России стали развиваться наукоемкие производства. Именно налоговая система стала главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Авторы рассматривают лишь ту сторону налоговых взаимоотношений, при которой хозяйствующий субъект сталкивается с независимыми негосударственными проверяющими органами: внешними – независимые аудиторы и аудиторские компании; внутренними – контрольно-ревизионные управления (КРУ) или, используя современный термин, отделы внутреннего аудита. Предлагаемая методология, по замыслу авторов, универсальна и может быть использована специалистами при проведении налогового аудита с учетом особенностей и специфики деятельности аудируемого предприятия.