Книга Физиогномика для девочек - читать онлайн бесплатно, автор Александр Морок
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Физиогномика для девочек
Физиогномика для девочек
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Физиогномика для девочек

Александр Морок, Ксения Разумовская

Физиогномика для девочек

ВВЕДЕНИЕ

Добрый день, наша дорогая читательница! Прежде всего позволь объяснить смысл не очень тебе понятного названия книги. Что такое физиогномика? Это слово представляет собой название науки, составленное из двух греческих корней. В Средние века в ученом мире было принято пользоваться не родными языками, а древними, конкретно – латинским и греческим. Названия всех наук составлены из значимых частей (корней) слов этих языков.

«Физиогномика» состоит из корней греческих слов «физис» – природа и «гномон» – знающий. Впрочем, последнее слово обычно в современных языках принимает форму «номон» и потому зачастую эту науку называют физиономикой. Физиогномика (физиономика) изучает лицо человека, по мнению древних мыслителей, отражающее его природу, внутреннюю сущность. «Лицо знает природу человека», – говорили древние. Поскольку оно знает (гномон) природу (физис), то и называться должно физиономией. Сейчас слово «физиономия» используется обычно в ироническом значении – смешное лицо.

Физиономика – это, следовательно, наука о внутреннем мире человека, о его душе и о том, как распознавать качества человека, изучая лицо, проникая в тайны характера. Эту науку можно назвать ключом к раскрытию человеческой личности. Ты, конечно, слышала такое выражение: «У него (нее) на лице написано». Совершенно верно, даже не зная физиогномики, в некоторых ситуациях можно понять, с кем имеешь дело, только взглянув в лицо незнакомцу.

Житейский пример использования возможностей физиогномики, только что приведенный, – уже достаточная причина, чтобы посвятить этой занимательной науке целую книгу. Думается, знание физиогномики очень может пригодиться. Ты встречаешься с десятками людей каждый день. Твои отношения с ними могут ограничиваться приветствием при встрече, а могут быть сложными и многосторонними. Важно уметь видеть, кто перед тобой и чего он хочет.

Ты выросла и входишь сейчас во взрослую жизнь. Это, безусловно, радостное событие, но за ним часто следует разочарование. Действительность далеко не безоблачна. Даже если конфликтов с окружающими удастся избежать, опасностей в реальной жизни остается немало. Обязательно найдутся низкие люди, которые захотят воспользоваться твоей неопытностью, чтобы жестоко обмануть тебя. Необходимо уметь разбираться в своем окружении. И если есть наука, благодаря которой можно попытаться правильно оценить человека с первого взгляда, пренебрегать ею не стоит. Лучше прибегнуть к ее премудростям с выгодой для себя.

Мы вовсе не хотели бы изображать жизнь в темных тонах. Главная задача нашей книги – не учить тебя «прицениваться к людям», а познать себя и окружающих. Начало самостоятельной жизни для каждого подростка начинается с напряженной внутренней борьбы, идущей от поиска себя, своего места в жизни. Иногда эта борьба заканчивается поражением и крушением надежд. Чтобы такого не случилось, человеку нужно иметь «путеводную звезду» или даже несколько светил. Твоим главным «маяком» в жизни (называй, как хочешь) должно быть знание себя, своих возможностей, способностей, достоинств, да и недостатков тоже.

«Познай самого себя», – говорили древние греки. Воспользуйся этой рекомендацией. Для самопознания существуют тысячи способов – медитация, тесты, умеренная самокритика. Но прежде чем уходить в эти философские дебри, начни раскрывать загадки своей личности с простого, что всегда перед тобой, стоит только посмотреть в зеркало, – со своего лица. Уверяем тебя: твое лицо знает тебя лучше, чем ты сама! А наша книга будет «дешифратором», т. е. поможет тебе понять смысл знаков на твоем лице. Приятного чтения и не менее приятных открытий!

ГЛАВА 1

ЧТО ЕСТЬ В ЛИЦЕ ТВОЕМ

Каждая вещь и каждое явление этого мира, пусть даже незначительное, имеет свою историю. Иногда случается так, что корни какого-нибудь невзрачного предмета уходят в такие глубины прошлого, перед которыми кажется жалкой и убогой история целых народов. История некоторых наук восходит к незапамятным временам. За тысячелетия своего существования эти науки помогали человечеству, обогащали знаниями общество, заходили в тупик, в чем-то ошибались и вновь несли истину. Ученые трудились сообща, спорили, конфликтовали, отстаивали свои идеи, прислушивались к мыслям других.

Наше путешествие в историю физиогномики начинается с зари человеческого развития – первобытного общества. Не следует думать, что тогда человек ничего не знал – и жил без каких-либо духовных устремлений. Познание окружающего мира было чрезвычайно важно для него, если не сказать, – жизненно необходимо. Неспособный проникнуть в причины вещей, он, тем не менее, успешно накапливал сведения на основе длительных наблюдений. Его интересовали движение звезд и планет, поведение животных и жизнедеятельность растений, смена погоды и свойства почвы. Все он постигал на собственном опыте.

Все же не первобытный человек создал физиогномику, поскольку не обладал для этого достаточными знаниями. Однако условия для возникновения этой науки появились именно в ту пору. Необъяснимая, но очевидная взаимосвязь между внутренним миром индивидуума и его внешностью поражала воображение древнейших людей.

Уже в период предыстории лицо человека воспринималось как отражение его души. Поэтому, например, существовал запрет – табу – покрывать ритуальным рисунком лицо спящего. Во время сна душа, по мнению первобытных людей, покидала тело, поэтому когда наставало время пробуждения, она могла не вернуться обратно в тело человека с раскрашенным лицом, поскольку не узнавала в последнем свое «пристанище». И человек умирал. Магическое значение лица в представлениях древних отразилось в их рисунках на стенах пещер. Среди этих рисунков нет ни одного, который был бы портретом. Вероятно, на изображение человеческого лица также было наложено табу.

Зато поощрялись различные методы пластического и косметического видоизменения лица. Древние верили, что если его украсить – и душа от этого станет лучше, а главное – духи будут более благосклонны к людям с «красивой» душой. Другая причина, по которой лицо старательно видоизменялось, заключалась в твердой убежденности первобытных людей, что лицу нужно помочь выразить личные качества человека. «Мордашку» деформировали и украшали рисунком, чтобы показать, что такой-то человек – хороший охотник, другой – отличный воин, третий – честен.

Наиболее частым пластическим способом улучшения внешности была деформация черепа. К примеру, в бронзовом веке новорожденным девочкам туго перевязывали голову, в результате чего их череп с возрастом вытягивался, становился похожим на башню. В некоторых африканских племенах и по сей день существует традиция посредством деревяшек деформировать нижнюю челюсть: деревянными пластинками рассекают подбородок, кольями протыкают челюсть в горизонтальном направлении, деревянными чурками выдвигают ее далеко вперед, выбивают передние зубы или подтачивают их, чтобы челюсть изменила форму.

Сдавливание затылка деревянными тисками для деформации черепа существовало и в более поздние времена. Оно практиковалось в ранних цивилизациях: древнеегипетской, индейцев майя, перуанской империи инков. Именно таким образом был деформирован череп знаменитой древнеегипетской красавицы Нефертити.

Кроме перечисленных, к методам пластики можно отнести широко распространенную во многих племенах деформацию нижней губы при помощи отягощения ее металлическим диском наподобие блюдца. Часто имело место изменение формы ушей у девушек, когда мочки вытягивались с помощью тяжелых серег в виде колец, тыкв, металлических грузов и прочих предметов.

Деревянными или костяными иглами протыкались щеки, брови, носы. В результате такого «пирсинга» внешность менялась до неузнаваемости. У мужчин, а иногда и у женщин применялось ритуальное шрамирование, т. е. нанесение обезображивающих шрамов на лицо, в первую очередь – на щеки и лоб.

К косметическому преобразованию лица относятся крайне распространенные в то время татуировки. Кроме того, не стоит забывать и о всевозможных красящих веществах, при помощи которых тоже можно было изменить внешность. Деревянные пузырьки с краской были очень важны для первобытного человека – как для мужчины, так и для женщины. Это была первая в истории человечества частная собственность, не считая оружия, и никто не мог позволить себе посягнуть на нее. После смерти человека его косметические принадлежности погребали вместе с владельцем.

По лицу шаманы и колдуны издревле пытались предугадать судьбу людей. Они верили, что в чертах лица можно прочитать благоприятные или, наоборот, трагические знамения будущего. Ты, конечно, помнишь строки из стихотворения Пушкина «Песнь о вещем Олеге», в которых колдун обращается к князю:

«Грядущие годы таятся во мгле;Но вижу твой жребий на светлом челе».

Гадание по лицу впоследствии стало применяться жрецами во многих цивилизациях – и на протяжении тысячелетий считалось самым надежным способом предсказания будущего.

С развитием культуры безвозвратно уходили в прошлое запреты на изображение лика царя природы. Обитатели острова Пасхи, исчезнувшая ныне народность, неизвестно каким образом установили вдоль побережья своего острова семиметровые изваяния из базальта, которые изображают человеческие лица. Каково предназначение исполинских каменных скульптурных портретов, неясно до сих пор. Некоторые предполагают, что эти сооружения служили целям установления контакта с инопланетянами. Если только эта гипотеза окажется верной, из этого можно сделать важный вывод: уже тогда люди прекрасно понимали истинное назначение лица – это средство контакта, средство поприветствовать и показать расположение.

Индейцы майя, большие знатоки анатомии человека, создали немало культов, в которых важное значение имели искаженные изображения лица. Создававшиеся ими образы были не чем иным, как тератологическими портретами (тератология – от греч. teras – [урод] – наука, изучающая пороки развития растений, животных и человека), в которых намеренно изображались всяческие страшилища. Майя верили, что живут в мире уродливых богов и ужасных чудовищ, якобы населяющих недоступные человеку уголки Вселенной. Поэтому в воспроизведенном человеческом лице должны присутствовать черты, свойственные монстрам из мифологии.

Наиболее примечательны ритуалы с использованием черепа, искусно выделанного из горного хрусталя – кристалловидного прозрачного кварца. Он добывался в северных районах современной Бразилии и перевозился за тысячи километров на север, в Город Упавших Камней, что располагался на окраине густых тропических лесов Юкатана (современная Мексика). Здесь кварцевые друзы шлифовались и из них либо в натуральную величину, либо в уменьшенных размерах изготовлялись идеально точные копии человеческих черепов.

Ритуалы с кварцевыми черепами проводились в ночное время, когда в свете факелов у черепа светились глазницы. По мнению ученых, индейцы, верившие в силу лица, совершали этот обряд для предсказания погоды, урожая и прочих важных событий.

В Древнем Египте физиогномика как таковая не была извес но именно его жители больше всех повлияли на дальнейшее развитие мысли в этом направлении. Прежде всего, египтяне создали технику точных портретов. На стенах пирамид они изображали лица фараонов, вельмож, воинов, простолюдинов и даже рабов.

Сохранилось много скульптурных портретов, выполненных египтянами. Самый знаменитый – портрет фараона Хефрена, запечатленный в лике каменной скульптуры Большого Сфинкса.

Более того, египтяне впервые начали изучать пропорции лица. Как сказал однажды великий русский химик Менделеев, наука начинается там, где начинают измерять. Поэтому можно с полным правом заявить, что корни физиогномики восходят к древнеегипетской медицине, которая пыталась вычислить идеальное соотношение между размерами лица и прочими частями головы. Египтяне верили, что обладая особыми пропорциями лица, человек получал от жизни все милости богов.

Некоторое внимание лицу уделяли древние греки, которые дали науке физиогномике ее настоящее название. Обособлению физиогномики от прочих наук о человеке общество обязано великому древнегреческому философу Аристотелю. Этот выдающийся ученый в одиночку разработал основы многих наук, в том числе и общественных, на которые и по сей день опирается современный мир, что само по себе заслуживает особого рассказа.

Аристотель родился в городе Стагиры в IV в. до нашей эры, т. е. 23 столетия тому назад. Будучи сыном лекаря, мальчик рано познакомился с естественными науками, в том числе науками о человеке, которые полностью завладели его разумом. В 17 лет юный Аристотель направился в самую известную философскую школу той эпохи – платоновскую Академию. Проучившись некоторое время у «божественного философа» Платона, Аристотель стал знаменит на всю Элладу. Ему тогда было всего-навсего 20 лет. Ученик великого Платона превзошел своего учителя.

Аристотеля интересовало все, он обобщил и развил все греческие знания: языковедение, природоведение, физику, экономику, политику. Слава о великом мудреце росла, и вскоре его пригласил царь Македонии Филипп преподавать науки для сына Александра, который впоследствии вошел в историю под именем Александра Македонского. Александр любил своего учителя и, завоевав полмира, распространял в покоренных землях его философию. Так что учение Аристотеля формировало мировую, в первую очередь европейскую науку, на протяжении последующих 2000 лет! Благодаря великому ученику Платона люди после падения античных цивилизаций смогли возродить демократию, науку и культуру. Поэтому не будет преувеличением утверждать, что Аристотель принял участие в сотворении современного мира.

Большой знаток человеческой природы, ученый попытался, причем весьма успешно, провести параллели между внешним обликом человека (габитусом) и его психическими качествами. Он отталкивался в своих суждениях от идеи о «симпатии» и подробно изложил свои мысли в трактате, который так и назвал – «Физиогномика». По мнению Аристотеля, главные типы людей – это представители противоположных качеств, а именно мужественные и робкие, способные и глупые.

Способные люди, по Аристотелю, наделены от природы мягким и гибким телом, вместе с тем не жирным. Кожа у способных тонкая и чистая, бледноватая по цвету. Волосы светлые и нежесткие. Глаза карие по цвету и влажные. Глупцы имеют продолговатое лицо с большим круглым лбом и мясистыми щеками. Глаза таких людей светлые и ничего не выражающие. А еще у глупцов толстая шея. Робкие люди бледны лицом, у них сонные, беспрестанно моргающие глаза. Выражение их лица изменчиво, а волосы мягкие. Для мужественных людей характерны жесткие волосы, крепкая шея, смуглое тело. Их лицо отличается крутым лбом и карими глазами, их эти люди широко не открывают, но и не щурят.

Впоследствии поисками «модуля» для соизмерения пропорций человеческого тела в целом и физиогномикой, в частности, увлеклись средневековые алхимики. Они заинтересовались этими соотношениями неспроста: химия происходит из Древнего Египта, само ее название означает «наука страны Хеми», т. е. черной страны – так прозвали Египет из-за цвета его почв. Из Египта шли все эзотерические знания. Так что алхимики всерьез отнеслись к толкованию человеческой природы по лицу. Кроме того, в Средневековье был силен авторитет Аристотеля, в связи с чем физиогномику даже пытались преподавать в университетах. Многие поклонники этой теории проверяли и перепроверяли свои выводы о знаках судьбы, богатства, счастья, смерти и беды по лицу человека. В те времена оккультизм – колдовские знания – определял развитие научной мысли. Поэтому знакам на лице продолжали приписывать мистическое значение, нередко связывая их с дьявольскими силами.

Не обошлось и без влияния на физиогномику главной науки той эпохи – астрологии. Астрология родилась в Древней Халдее, где жрецы в результате длительных астрономических наблюдений пришли к выводу, что Космос влияет на человека. В зависимости от положения светил на небе в момент рождения человека, последнего ожидала та или иная судьба. Человек являлся как бы отражением Вселенной, следуя воле космических процессов. Поэтому его назвали Микрокосмом (Малым Космосом), в противоположность Макрокосму (Большому Космосу). Отсюда и стремление человека к совершенству – ведь Космос и есть мир совершенства. Кстати, один из путей к «космическому совершенству» так и называется – косметика. Это слово тебе наверняка знакомо, а вот о его происхождении ты вряд ли догадывалась.

Уже древние столкнулись с весьма сложной проблемой: где же искать разгадку будущего человека – внутри его, в его лице и теле – или далеко в Космосе? Разрешить это затруднение смогли средневековые астрологи, разработав учение о тройственном устройстве мира и человека. Бытие, в понимании астрологов, состоит из божественного мира, астрального и земного. Человек, отражая в себе внешний мир, также имеет три компонента, соответствующих трем мирам Вселенной. Божественный мир находит свое отражение в душе, астральный – в мозге и астральном теле, земной – в самом человеческом теле. А само тело формируется под воздействием души и при помощи ума.

Астральное тело любого смертного, таким образом, является посредником между телом и душой, а также мирами. Поэтому оно подвергается планетарному влиянию и переносит его на физическое тело человека. Астрологи утверждали также, что в лице человека не отражается воздействие сразу всех трех миров, а лишь духовного. Собственно астральный мир отражается в области грудной клетки, а земной – в остальной части тела.

Впрочем, сами астрологи утверждали, что при таком сложном сочетании влияний из разных миров составлять какие-либо прогнозы весьма затруднительно. Человек имеет возможность проявлять свои индивидуальные качества, и никакие звезды и никакие физиономические признаки не в состоянии справедливо указать на его сущность. «Звезды только склоняют, но не принуждают человека», – сказал один знаменитый астролог. Эти слова специалиста должны послужить для тебя предупреждением: не полагайся целиком и полностью в своих суждениях о жизни и людях на гадание, а почаще обращайся к здравому смыслу.

Среди выдающихся личностей Средневековья, которые занимались физиогномикой, был итальянский врач Микеле Савонарола (1384—1464). Он написал трактат «Зеркало физиогномики», основанный на медицинских и астрологических данных. В целом итальянец отстаивал идею «симпатии» в своих физиогномических представлениях. Савонарола изучал взятые в отдельности части лица и делал по ним заключения о природе человека. Кроме частей лица, средневековый врач изучал прочие части человеческого тела: в его труде можно найти толкование значений, сокрытых в строении плеч, рук, груди, пальцев.

Вторая яркая индивидуальность того же времени, посвятившая себя физиономическим наблюдениям, – астролог Майкл Скотт, живший в XII—XIII вв. Этот человек был фаворитом римских пап Гонория III и Григория IX. Скотт был также придворным астрологом короля и императора Священной Римской империи Фридриха II и консультировал его, составлял ему астрологические прогнозы. В работах по вопросам физиогномики астролог отдельно остановился на проявлении принципа симпатии, заключающегося в соотношении личных качеств и внешности человека, походке и жестикуляции.

Особое внимание Скотт уделял волосам, по которым пытался установить характер владельца. Например, по мнению Майкла Скотта, гладкие, мягкие и светлые волосы – признак человека робкого и миролюбивого. Толстые и курчавые – признак беспокойного, безалаберного и простодушного индивида. Густые волосы сигнализируют о расточительности и лености владельца. Преждевременно поседевшие волосы – знак непостоянства и лживости.

В эпоху Возрождения физиогномика дополнилась работами великих деятелей науки и культуры. Самой примечательной фигурой этой эпохи был художник и мыслитель XV в. Леонардо да Винчи. Родившийся в горном итальянском селении Винчи, этот замечательный человек был известен всей Европе. Он составлял анатомические атласы, развивал особую технику светотени в живописи, занимался инженерным делом.

Леонардо да Винчи создал каноны идеальных пропорций человеческого тела, в частности лица. Голова, по Леонардо, подразделяется на 4 части: первая – от темени до границы роста волос над лбом, вторая – от границы роста волос до переносицы, третья – от переносицы до кончика носа, четвертая – от кончика носа до окончания подбородка. В идеальной пропорции каждая из этих частей приравнивается к длине носа. Леонардо исходил здесь из принципа «золотого сечения», который произвел переворот в науке того времени и наложил отпечаток на развитие современной науки.

Прежде чем обратиться к физиогномике наших дней, познакомимся с ее развитием в период Нового времени. Известно, что физиогномика стала самой конфликтной наукой в этот период: одни ученые ее принимали, другие, наоборот, отвергали. Новое время для научной мысли оказалось наиболее активным. Стремительно рождались новые идеи, одновременно отбрасывались старые, малопонятные или труднообъяснимые.

Глубоких исследований нервной системы и головного мозга в то время не проводилось, поэтому ученые не могли знать, где физиогномика близка к истине, а где далека от нее. Из-за этого ее объявили лженаукой, и ей не помогла даже поддержка светил мировой науки – Бюффона и Декарта. Бюффон был первым ученым, заинтересовавшимся историей Земли. Декарт, вероятно, тебе известен своей системой координат, применяемой в математике.

Среди выдающихся физиономистов Нового времени следует назвать жившего в XVIII в. Жана Гаспара Лафатера, цюрихского профессора теологии. Этот человек, по заверению одного из современников, был столь же люто ненавидим, сколь горячо любим окружающими. Открытость, честность, прямота и поразительная кротость этой выдающейся личности привлекали к Лафатеру людей, даже враги уважали его.

Откуда же взялись враги – лютые враги! – у этого мирного и порядочного человека? А врагами Лафатера становились все те, кого возмущала мудрость этого гения.

Средневековая физиогномика вырождалась, превращалась для публики в развлечение, на которое всегда были щедры уличные гадатели-шарлатаны. Лафатер предпринял попытку вернуть физиогномике научный облик, и это ему удалось: благодаря Лафатеру физиогномика вновь стала наукой! То, что профессор видел и знал недоступное уму других, а также сторонился политики и мирской жизни, возмущало мыслящих иначе. И такие люди чинили Лафатеру всяческие козни.

Познания Лафатера в области физиогномики были столь велики, что воспринимались как магические. Все, что говорил он о людях, оказывалось верным или сбывалось в будущем, в результате чего профессор воспринимался многими как колдун. Насколько известно историкам, Лафатер никогда не ошибался. Иногда он делал необычайно верные заключения, которые, казалось бы, были невозможны на том уровне развития физиогномики. Определенно, Лафатер опережал развитие научной мысли своей эпохи.

Известен примечательный случай, иллюстрирующий всю глубину знания профессором теологии физиогномики. Однажды его пригласили к больной девочке. Мать девочки поинтересовалась у Лафатера, чем закончится болезнь дочки. Ученый понимал, что его ответ расстроит мать, и та откажется поверить в слова физиономиста. Тогда он пишет на бумаге несколько слов и просит ее прочитать записку спустя 6 месяцев. Через 5 месяцев после визита Лафатера девочка умерла. Спустя еще месяц женщина прочла его записку. В ней было следующее: «Сударыня, к тому времени, когда вы прочитаете эти строки, вы будете самой несчастной из матерей».

Система физиогномики Лафатера главным образом опиралась на силуэты, которым профессор доверял больше всего, а также на учение о девяти горизонтальных линиях лица. К ним Лафатер относил следующие:

1) дуга от маковки до начала волос;

2) очертания лба до бровей;

3) место между бровями и началом носа (переносица);

4) место между носом и верхней губой;

5) верхняя губа;

6) окантовка рта и нижняя губа;

7) верхний подбородок;

8) нижний подбородок;

9) шея.

Жизнь и научная работа Лафатера вдохновляли ученых на изучение физиогномики. Многие, вслед за своим кумиром, достигли невероятного мастерства в области «физиогномических наблюдений», как тогда назывались исследования человеческой природы по лицу. Некоторые успешно сочетали физиогномику с френологией. Френология – это предтеча комплекса современных наук, изучающих головной мозг и его взаимодействие с черепной костью. Создателем френологии был доктор медицины Галль. Оказывается, череп может отражать в себе все особенности развития головного мозга, а ведь именно от особенностей развития мозга зависят личные качества человека. Поскольку медицина знала о мозге тогда немного, то френология опиралась в основном на данные физиогномики.