Наталия Александровна Богачкина
Социальная педагогика. Шпаргалка
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Педагогика как наука
Развитие педагогики определяется развитием общества. Первоначально она формируется в рамках философии, но в XVI–XVII вв. становится самостоятельной наукой, суть которой заключается в передаче опыта от одного поколения другому в процессе обучения и воспитания как детей, так и взрослых.
В. Е. Гурман называет предметом педагогики сознательно организованный процесс воспитания, происходящий в семье, обществе и государстве в соответствующих природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.
Наука педагогика изучает педагогический процесс, методы, методики и приемы педагогической деятельности, способы передачи знаний, навыков, накопленных старшим поколением, подрастающему поколению.
Педагогика имеет как теоретические, так и практические функции. Теоретические функции дают обоснование процессу обучения и воспитания, рекомендации по профессиональному совершенствованию и самосовершенствованию. Практической функцией является разработка конкретных методов обучения и воспитания.
Рассмотрим подробнее систему педагогических наук, представленную Ю. В. Васильковой и Т. В. Васильковой.
Теоретическая система педагогических наук есть общая педагогика. В рамках общей педагогики осуществляются педагогические исследования, разрабатываются методы и функции, определяется место педагогики в ряду других наук.
Частью общей педагогики является дидактика (теория обучения), задачей которой является изучение процесса обучения как средства воспитания и развития, его влияния на личностное становление ребенка. Еще одна задача, стоящая перед дидактикой, – разработка целей, содержания, принципов, методов и средств обучения. Она имеет тесную связь с конкретными методиками.
Другой частью общей педагогики является теория воспитания, которая занимается процессом развития личности, ее убеждений, исследует организацию межличностного общения, различные стороны воспитательного процесса (трудового, учебного, спортивного, художественного и т. д.).
Следующая часть общей педагогики – школоведение. Изучает проблемы управления народным образованием, организацию учебно-воспитательного процесса в отдельных школах и педагогических коллективах.
История педагогики изучает возникновение и развитие обучения и воспитания в ходе становления человеческого общества, исследует развитие различных педагогических теорий и концепций, методов обучения и воспитания в различные исторические периоды и у разных народов.
Дошкольная педагогика исследует процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
История развития педагогики как науки
Наука педагогика имеет древнюю историю развития. До наших дней дошли «Книга пророчества», рассказывающая о жреческих школах народа майя, японский трактат о воспитании девочки, философские взгляды Конфуция на проблемы семейного воспитания.
В Древней Индии господствовал буддизм, в основе которого лежали страдания личности и освобождение от этих страданий. Идеалом человеческих качеств являлась доброта, а в основе воспитания лежало понимание психологии личности как свободного, независимого человека. В качестве учебников использовались словари по различным знаниям, а читать и писать учились по букварю, который содержал свод законов.
Древнекитайский философ Конфуций (551–479 до н. э.) полагал, что идеальный человек должен соотносить свое поведение со следующим принципом: чего не желаешь себе – не делай другим. Им были разработаны принципы семейного воспитания: почитай родителей, не бросай их, будь почтителен, не выражай досады на них.
Софисты периода расцвета Афин за отдельную плату обучали молодежь логике и философии, риторике, умению убеждать и вести политические дискуссии. Они полагали, что главное – это познание, впервые поставили вопрос о важности воспитания.
Сократ считал, что безнравственное поведение является результатом незнания, поэтому знание есть высшая добродетель.
До наших дней дошли идеи Платона о необходимости воспитания детей в государственных учреждениях, о том, что государство должно регулировать деторождение. От Платона берет начало программа обучения в школе, состоящая из семи свободных искусств (грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки).
Аристотель выдвигал основной целью воспитания развитие заложенных природой способностей человека.
В основе воспитания, по Демокриту, лежит труд, а само воспитание должно исходить из природных особенностей человека.
В Средние века содержание педагогики определялось догматами богословия. До наших дней дошли различные «Слова» и «Поручения», которые характеризовали процессы воспитания и обучения в Древней Руси.
Оформление педагогики как науки связано с именем Я. А. Коменского. В своей «Великой дидактике» он сформулировал основные принципы, формы и методы обучения, не потерявшие актуальности и в наши дни.
Большой вклад в становление педагогики как науки внесли французские и английские мыслители: Т. Мор, Д. Локк, К. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье.
В России во времена Петра I была создана светская школа, профессиональная школа, развернута сеть закрытых сословных учебных заведений.
Основные педагогические понятия
Рассмотрим основные понятия педагогической науки.
Ведущим понятием является понятие «образование». В. И. Журавлев и В. В. Краевский полагают, что этот термин вводит объект педагогики в общий социальный контекст и открывает возможность его истолкования в конкретных понятиях.
Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Педагогическая энциклопедия дает следующее определение образования – это в буквальном смысле формирование образа мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования – обучение в различных учебных заведениях.
В. И. Андреев определяет образование как индивидуальную культуру различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, на определенных этапах своего развития переходящую в самообразование, т. е. образование – это введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни, овладение культурой различных видов деятельности и общения.
В таком подходе В. И. Андреев высказывает солидарность с определением почти забытого русского педагога С. И. Гессена (1887–1950), который рассматривал образование как культуру личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики, полагая, что это основа развития личности. Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова в качестве основных понятий педагогики предлагают рассматривать воспитание, обучение, систему образования, содержание образования, педагогический процесс. В их курсе лекций даются следующие определения указанным понятиям.
Воспитание – это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни.
Обучение – двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности.
Система образования – это общее и специальное образование. Общее – это начальное и среднее образование, которое дает знания, умения и навыки, необходимые человеку.
Содержание образования – система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.
Педагогический процесс – воспитание личности в единстве обучения и воспитания. Представляет противоречия и закономерности каждого из элементов.
Предмет социальной педагогики
Понятия «социальная педагогика» в России не существовало вплоть до 1980-х гг. Педагогическая энциклопедия (1968 г.) утверждает, что социальная педагогика – это одно из направлений буржуазной педагогики. Полагали, что образование и воспитание охватывают все общественные слои и поэтому вся педагогика социальна. В силу этого считалось неоправданным создание социальной педагогики как отдельной отрасли педагогической науки. Тем не менее проблемами социальной педагогики в России занимались ученые еще до 1917 г.
В настоящее время проблемы, решаемые социальной педагогикой, очень обострены. По мнению А. В. Мудрика, идет активная социализация личности в области семейного, гражданского, религиозного и правового воспитания, что и является социальным воспитанием.
«Социальная педагогика – это отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных», – писал А. В. Мудрик.
В. Д. Семенов считает, что социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая «интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания».
В качестве отраслей социальной педагогики выступает ряд отраслей общей педагогики: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, воспитание в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогика среды, педагогика клубной работы, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика социальной работы, педагогика временных объединений [Мудрик А. В., 1997].
А. В. Мудрик отмечает тесную междисциплинарную связь социальной педагогики с социологией образования, социологией воспитания, педагогической, социальной психологией, психологией управления. В связи с кризисным состоянием нашего общества социальная педагогика становится одной из ведущих отраслей знаний. Современную социальную педагогику отличают ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к детям, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка [Василькова Ю. В., Василькова Т. А., 2001].
Задача гуманного социального воспитания состоит в том, чтобы помочь личности проявить себя, при этом не оказывая давления, показать уникальность и неповторимость каждого человека, научить быть ответственным за свою жизнь, понимать поступки других людей, поддержать оступившегося.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что социальная педагогика является самостоятельным разделом педагогики, имеющим свои особые методы социальной воспитательной и образовательной деятельности.
Основные понятия социальной педагогики
Социальную среду можно рассматривать в двух аспектах. Согласно первому это общество, государство, т. е. вся широкая социальная действительность. С другой стороны, это то ближайшее окружение ребенка, которое и определяет процесс его формирования и развития.
Социальное воспитание – понятие многогранное. Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова определяют его как заботу общества о поколении будущего, поддержку человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятие правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений.
Указанные выше авторы определяют социальную работу как профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем чтобы улучшить их социальное положение. В основе социальной работы лежат такие нравственные ценности, как альтруизм, благотворение, благотворительность, взаимопомощь, милосердие.
С. Батрим выделяет принципы социальной работы: принятие, неосуждающее отношение, индивидуальный подход, осознание своих чувств и контролируемое эмоциональное включение, конфиденциальность, самоопределение. Центральным принципом является принцип уважения к личности.
Современное российское общество характеризуется многими негативными тенденциями, поэтому социализация ребенка часто принимает обостренный характер.
Исследования психологов показывают, что школьников отличает постоянная тревожность, вызванная школьными перегрузками, несправедливостью учителей и сверстников, неустроенностью в семье, криминальной обстановкой ближайшего окружения (наркомания, токсикомания). Все это вызывает необходимость создания государством системы экономических, организационных и правовых мер, которые должны помочь гражданам, прежде всего детям, преодолевать трудные жизненные ситуации. Такая система мер называется социальной защитой.
«Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе», – считают Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова.
Государство также должно оказывать своим гражданам социальную поддержку, которая может выражаться в виде материальной, пенсионной, кредитной, протезно-ортопедической помощи и оказываться в форме денежных пособий, кредитов, возможности обучения и переобучения, предоставления полезной информации и т. п.
Функции социальной педагогики
Рассмотрим функции социальной педагогики, как их рассматривают Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова.
Социальные функции:
1) исследование ребенка (подростка), его состояния, отношений в семье, школе, с группой сверстников на улице, состояния в стадии конфликта;
2) своевременное оказание квалифицированной помощи ребенку (подростку), попавшему в беду, нахождение вариантов выхода из создавшейся кризисной ситуации, поддержка в трудное время;
3) анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, которые находятся в непосредственном окружении ребенка и прямо воздействуют на него;
4) анализ, обобщение, распространение и пропаганда накопленного позитивного опыта;
5) формирование у ребенка способности к самовоспитанию, самообучению, к умению самостоятельно организовывать свою жизнь и поступки.
Социальный педагог должен координировать объединение различных специалистов, организаций, которые занимаются решением проблем ребенка (подростка), относящихся к его кризисному состоянию, к защите его прав.
Перечисленные выше частные функции можно свести к трем основным: воспитательной; социально-правовой; социально-реабилитационной.
Воспитательная функция заключается в процессе социализации ребенка (подростка), его активного взаимодействия с окружающей средой и осуществления успешной адаптации в ходе обучения и воспитания.
Социально-правовая функция предполагает осуществление государством правовой защиты детей, заботу о них.
Социально-реабилитационная функция означает проведение образовательно-воспитательной работы с детьми-инвалидами, психически или физически неполноценными людьми.
Исходя из социальных задач можно выделить прикладные задачи социальной педагогики:
1) формировать умение самостоятельно решать собственные проблемы, постановки жизненной цели и нахождения смысла жизни, научить общению с окружающими людьми;
2) развивать познавательные способности, любознательность, желание изучить уникальность и неповторимость человека, его физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе;
3) прививать чувство собственного достоинства, самостоятельности и уверенности в себе;
4) развивать коммуникативные способности ребенка (подростка).
Социальному педагогу необходимо исходить из возрастных особенностей воспитуемых.
Рассмотренные прикладные задачи можно резюмировать следующим образом: необходимо воспитывать нравственные качества, умения взаимодействовать с окружающими людьми, научить развивать собственную индивидуальность, организовывать свою жизнь.
Дискуссии о социальной педагогике в 1920-е гг.
После Октябрьского переворота 1917 г. в стране стала создаваться новая система образования. Суть воспитательно-образовательного процесса сводилась к формированию социалистической личности. По словам В. И. Ленина, учительство становится «главной армией социалистического просвещения».
Проблемы содержания образования, выработка принципов и функций, формирование образовательной системы – вот основные вопросы, которые стали предметом жарких дискуссий в 1920-е гг.
Один из основных дискуссионных вопросов – проблема отношения школы и социальной среды, организованного и стихийного воспитания, которое было бы нацелено на получение положительного результата.
Ученые М. В. Крупенина и В. Н. Шульгин выступали против только обучающей школы. Они полагали, что необходимо объединить воспитательные функции школы и социальной среды, так как «…без контакта с окружающей школу средой разрешить задачи воспитания школа не в состоянии».
В. Н. Шульгин (1894–1965) развивал идеи педагогики социального воспитания. Он активно пропагандировал необходимость внедрения школы в среду, таким образом влияя на нее и изменяя ее. Педагог выделял в педагогике три основные задачи:
1) изучение ближайшей окружающей ребенка среды;
2) обучение и воспитание человека, способного эту среду изменять, главным образом посредством трудовой деятельности;
3) школа – это центр преобразования окружающей среды, т. е. она должна способствовать ликвидации неграмотности населения, помощи родителям в воспитании детей и т. п.
В. Н. Шульгин предложил использовать метод проектов, включающий политический, производственный, культурный и бытовой проекты.
Например, производственный проект предполагал проведение электричества в школу, разведение сои и иное; культурный – организацию чтения газет в общежитии рабочих. Рассматривая проекты В. Н. Шульгина, следует отметить, что они часто приводили к снижению образовательного уровня детей.
М. В. Крупенина (1882–1950) считала, что школа должна стать источником новых форм учебно-воспитательного процесса, где главным является труд. В 1919 г. она организовала в Тучкове под Москвой детский дом для беспризорных ребят, на основе деятельности которого ею были сделаны теоретические разработки социального воспитания.
Согласно М. В. Крупениной воспитание – это не только влияние среды одного человека на другого, но и стихийное влияние среды на личность. Ее стремление сблизить теорию и практику воспитательного процесса было оценено как идеология «антиленинской теории отмирания школы», что привело к ее аресту и ссылке.
Социальная педагогика как часть социальной философии
Социальная философия – это наука о проблемах общества и человека, проблемах отношений человека и общества. Человек в обществе и социальной среде, социальная защита, социальная справедливость – это основные понятия социальной философии (Василькова Ю. В., Василькова Т. А.).
Социальная философия выполняет функцию теоретического обоснования общественных процессов. Главной проблемой социальной философии является проблема взаимоотношений человека и общества, формы их взаимозависимостей, развития личности в коллективе.
Для социальной педагогики личность выступает объектом воспитания. Процесс личностного становления осуществляется в ходе социализации.
Социализация происходит в течение всей жизни человека. На нее оказывают влияние все социальные институты общества и нормы общественного поведения человека.
В свою очередь человек также влияет на общество. Для социальной философии и педагогики важным является изучение процесса формирования личности, особенностей взаимодействия личности и семьи, личности и государства, личности и этноса.
Современная социальная философия, учитывая изменения, происходящие в обществе, по-новому осмысливает значение современной семьи, место молодежи в социуме, проблемы школы и образования, национальные, экономические отношения и т. д. При этом выявляются значительные несоответствия между социальными, экономическими, культурными и образовательными проблемами.
В этих ситуациях между социальной философией и педагогикой прослеживается тесная связь. Выявляя проблемы взаимоотношений между человеком и обществом, социальная философия решает их посредством социальной педагогики. Например, рассматривая глобальную философскую проблему – человек и природа, социальная педагогика решает задачу оказания помощи больным детям, которые страдают от экологических нарушений.
Социальная философия по отношению к социальной педагогике является методологией, призванной помочь социальному педагогу и социальному работнику в ориентации в сложных социальных проблемах современного общества [Павленок П. О., 1996].
Социальная философия рассматривает различные проблемы различных слоев общества; социальная педагогика регулирует положение человека в обществе с учетом новых экономических условий. Основная цель современной социальной педагогики – это оказание своевременной помощи ребенку, попавшему в кризисную ситуацию.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что и социальная философия, и социальная педагогика не могут существовать вне связи с другими науками – психологией, физиологией, анатомией, медициной, экономикой, логикой.
Вопросы педагогики в истории социальной философии
Социальные проблемы общества для многих философских течений выступают как центральные. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Вопросы построения справедливого общества для всех ставились в работах социалистов-утопистов. Родоначальником этого направления являлся английский писатель – гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478–1535). Его основополагающее произведение «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» вышла в 1516 г. Он полагал, что критериями достижения справедливого общества выступают счастье человека, его всестороннее развитие и свободная деятельность.
Другие ранние социалисты-утописты Джерард Уинстенли (1609–1652) в книге «Закон свободы» и Томмазо Кампанелла (1568–1639) в «Городе солнца» также рассматривают построение «общества равных», где отсутствует частная собственность, а люди трудятся коллективно и не испытывают нужды.
Теодор Дезами (1803–1850) говорил о зависимости талантов и способностей от среды воспитания. Анри де Сен-Симон (1760–1825) выдвигал идею гармоничного слияния в человеке личных и общественных интересов, рассматривая труд как источник всех добродетелей. Социально справедливое общество способно удовлетворить потребности человека в знаниях, искусстве, ремеслах.
Шарль Фурье (1772–1837) в своей социальной философии говорил о сильной личности, способной создать справедливое общество. Он предлагал переустроить общество через общины, которые называл фаланстерами. Однако после неудачи построения фаланстера для взрослых Фурье приходит к выводу, что общество возможно изменить лишь путем создания детских фаланстеров.