В учебном пособии изложены: история, теоретические основы и методология заповедного дела. В тексте упомянуты более 200 первоисточников, принадлежащих перу сотрудников заповедников, экологов России и различных стран мира. На основе современных концепций естествознания раскрыты предпосылки и необходимость организации региональной, Российской и международной сети заповеданных территорий с целью сформировать у будущих специалистов целостное биосферное мировоззрение. Его основа является фундаментом, на котором строятся и формируются перспективы развития современного общества в условиях устойчивых ноосферных преобразований на планете Земля. Показано, что в поддержании устойчивости функциональных процессов «здоровой среды жизни» и конкретного человека главная роль принадлежит природным эталонам – заповедникам и примыкающим к ним территориям. Рассмотрена роль учреждений заповедной системы и их отделов охраны, науки и экологического просвещения в подготовке кадров для заповедников и рационального природопользования. Учебное пособие (в том числе РПД, примеры в приложении) разработано с учетом требований действующего федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Биология» (уровень бакалавриата) профили: «Охотоведение», «Биоэкология», может использоваться в лекционных курсах магистрантов и аспирантов на биологических, естественно–географических, лесохозяйственных и инженерных факультетах вузов.