Книга Инновационная модель бизнес-процесса - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Николаевич Бабич. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Инновационная модель бизнес-процесса
Инновационная модель бизнес-процесса
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Инновационная модель бизнес-процесса

Деятельность является инновационной, если в нее привносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения общественно востребованного результата. Она представляет собой комплекс мероприятий по разработке, освоению, производству, внедрению, распространению (диффузии) новшеств, объединенных в одну логическую цепь, каждое звено которой имеет свое содержание и свои методы реализации.

В «Руководстве Осло» отмечается, что конкретные виды инновационной деятельности, протекающей на предприятиях в процессе осуществления или освоения инноваций, включают исследования и разработки и/или многие другие виды деятельности.

• Исследования и разработки (ИР) – включают следующее:

1) предприятие может проводить фундаментальные и прикладные исследования для приобретения новых знаний и исследования, направленные непосредственно на конкретные изобретения или модифицирование уже существующих технических приемов;

2) предприятие может разрабатывать концепции новых продуктов или процессов или разнообразные новые методы оценки их пригодности и жизнеспособности. Сюда на разных стадиях могут входить:

а) разработки и испытания; б) дальнейшие исследования, направленные на изменение конструкции или технических функций.

• Другие виды инновационной деятельности.

Предприятие может заниматься многими видами деятельности, не относящимися к исследованиям и разработкам, но необходимыми для создания инноваций. Эта деятельность может повышать способность предприятия создавать инновации либо его способность успешно осваивать инновации, разработанные другими предприятиями или организациями.

В ходе такой деятельности предприятие может:

3) изыскивать новые концепции продуктов, процессов, методов маркетинга или организационных изменений:

а) используя свои маркетинговые структуры и контакты с потребителями;

b) находя возможности коммерциализации результатов своих собственных или чужих фундаментальных и стратегических исследований;

с) используя собственный потенциал в области дизайна и разработок;

d) наблюдая за конкурентами;

е) используя услуги консультантов;

4) покупать техническую информацию, выплачивать отчисления и лицензионные платежи за запатентованные изобретения (обычно требующие дополнительных исследований и разработок для изменения и приспособления к собственным нуждам предприятия), покупать ноу-хау и профессиональные знания, используя инжиниринговые, проектные и другие консультационные службы;

5) повышать квалификацию персонала (посредством обучения на предприятии) или покупать ее (посредством найма); сюда же могут входить освоение «неявных знаний» и неформальное обучение в процессе работы;

6) инвестировать в оборудование, программное обеспечение или полуфабрикаты, в которых воплощены результаты инновационной деятельности других субъектов;

7) перестраивать систему управления и практику ведения бизнеса;

8) разрабатывать новые методы маркетинга и продажи своих товаров и услуг.

Инновационная деятельность характеризуется высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов. Требует постоянного контроля за промежуточными этапами внедрения инноваций, анализа текущей ситуации, своевременной адекватной и экономически обоснованной реакции (вплоть до принятия решения о прекращении работ). Инновационной деятельности присуще стремление к максимальной сбалансированности технологических и экономических факторов (технологическая реализуемость и экономическая эффективность), оптимизация временных границ (своевременность реализации инновации), вовлечение как можно большего числа источников инновационных идей (доступ к знаниям, технологиям, объектам интеллектуальной собственности, информационным ресурсам), а также экономия издержек в ходе всего жизненного цикла нововведений. Приоритетными являются экономические условия, а важнейшим параметром в ходе инновационной деятельности становится время. Ресурсы, вовлекаемые в инновационный процесс, могут быть обесценены, если конкурент опередит с выходом новой продукции на рынок.

Инновационная деятельность носит системный характер, и эту систему образуют общество и субъекты такой деятельности, связанные различного рода отношениями (финансово-экономическими, производственными, правовыми, социальными и др.), иерархической организацией (многоуровневость государственных и общественных институтов, организационно-экономических форм и структур), функциональными зависимостями (обязанностями) и коммуникационными каналами. Системный подход рассматривает (учитывает и оценивает) влияние различных факторов (внешних и внутренних) на инновационную деятельность предприятий и прочих субъектов.

Внешняя среда имеет экономический, социальный, политический и культурный фон (политическая и экономическая ситуация, тип и состояние рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования, социальная структура, национальные, демографические особенности и т. д.), направляющий и ограничивающий инновационную деятельность и ее возможности.

Состояние внутренней среды данной хозяйственной системы определяется активностью инноватора-предпринимателя и команды поддержки, кадровым потенциалом, финансовыми и материально-техническими ресурсами, применяемыми технологиями, размером, сложившейся организационной структурой и т. д.).

Процессуальный подход к инновационной деятельности рассматривает аспекты развития (условия, направления, средства обеспечения) инновационных систем различного уровня – общенациональных, региональных, отдельных предприятий; развития (движения) знаний и технологий (информационных источников, трансфера), причем как в общетеоретическом плане (новые научнотехнические отрасли и технологические достижения, результаты), так и в практических целях (использование в инновациях).

Инновационный процесс, представляемый как динамический процесс реализации инновации, включает различные этапы (стадии), зависящие от системных факторов, отражающих взаимодействие внешней и внутренней сред, а также применяемые методы (стратегии) управления.

Взаимодействие субъектов инновационной деятельности (их отношения, активность, результативность) определяется состоянием инновационной инфраструктуры (ее состав, взаимосвязи, функциональные свойства и отношения).

Инновационная инфраструктура – совокупность объектов инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации) и взаимосвязей между ними, услуги которых способствуют созданию условий для осуществления инновационной деятельности. Объекты инновационной инфраструктуры участвуют в создании условий для преобразования новых знаний и новшеств в новые продукты и услуги, а также обеспечения их распространения и потребления в условиях рынка. Инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики.

В инновационную сферу входят ученые и изобретатели, подразделения, разрабатывающие и внедряющие инновации; инвестиционные и научнотехнические организации; образовательные и консалтинговые учреждения.

Условия функционирования инновационной сферы обуславливаются интеллектуальной собственностью (патенты, свидетельства, ноу-хау) и собственностью на продукты инновационной деятельности.

Активности инновационной деятельности способствует развитость образовательной системы (достаточный уровень образовательных технологий и средств их обеспечения), доступность информационных источников (с использованием традиционных средств доступа и информационно-коммуникационных технологий), возможность нахождения и приобретения (передачи) знаний и объектов интеллектуальной собственности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Руководство по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло). Третье издание. М.: ЦИСН Минобрнауки РФ, 2010.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги