А как учились? Учиться плохо было стыдно! Мы очень старались, и, хотя учителя преподавали нам уроки с мелом и тряпкой в руке, мы получили хорошие знания без репетиторов и дополнительных занятий. Об этом говорит и тот факт, что из 21 выпускника нашего класса 20 поступили в вузы нашей большой необъятной страны.
Не скрою, я очень хотела быть учителем географии, но на тот момент факультета географии для выпускников, окончивших школу с русским языком обучения, в Узбекистане не было, а отправлять единственную дочку учиться далеко родители не хотели. А ведь все мои одноклассники разъехались по Союзу, и мне пришлось поступать на факультет русского языка и литературы Хорезмского государственного педагогического института имени В. И. Ленина.
После окончания института работала во Дворце пионеров руководителем клуба интернациональной дружбы. Вот где русский язык – язык межнационального общения – был особенно нужен! Затем продолжила работу в школе с русским языком обучения пионервожатой. Это был яркий, запоминающийся, богатый событиями и мероприятиями период: операция «Тимуровцы», военно-спортивная игра «Зарница», пионерские слеты, смотры строя и песни, операция «Красная гвоздика», пионерские и комсомольские приветствия на партийных съездах и комсомольских конференциях. Нарядные детишки, барабанная дробь и звуки горнов, стихи, от которых слезы на глазах, дрожь по телу и гордость: за страну, за народ, за детей, за себя! Помню, как из красных и желтых жгутов делали аксельбанты барабанщикам!
А школьный хор, которым руководил Панов Юрий Сергеевич! Мы, пионервожатые, помогали ему построить большой школьный хор, и пионерские, и детские песни – «Крылатые качели», «Орлята учатся летать!», «Взвейтесь кострами, синие ночи!» – звучали на весь зал. До сих пор храню у себя на полке большой сборник пионерских песен и комплект открыток «Детские песни». Да, в каждом доме была домашняя библиотека!
Я горжусь, что жила в СССР – многонациональной дружной стране!
Помню, как воспитывали меня мои родители. В нашей семье никогда не гонялись за новой мебелью или модным платьем, а ставили цель: летом, получив отпускные, ехать путешествовать. И это было здорово! Одно лето по городам-героям, другое по городам на Волге, третье – по горам Кавказа или Сибири. А группы собирались из разных концов необъятной страны – СССР. И всех нас опять роднил, сплачивал русский язык!
В 80-х годах, будучи молоденькой девчонкой, я на общественных началах возглавила всесоюзную молодежную экспедицию «Моя Родина – СССР» в области. И теперь уже сама возила учеников по историческим местам, местам боевой и трудовой славы в Челябинск, Минск, Алма-Ату, Казань, Волгоград. В городе Волгограде с учениками посетили семью ветерана Великой Отечественной войны – «Сталинградского Николая Островского» Евгения Лесникова. А в Минске писатель Александр Коваленко подарил мне книгу «Побратимы Морозова» с надписью: «На добрую память. Пусть герои данной книги помогут вам в воспитании молодежи».
Я горжусь, что родилась в СССР – стране, победившей фашизм!
Тема войны всегда была мне дорога. Выросла я на рассказах отца, военных фильмах и книгах. Поэтому особенно переживала, что наши дети не знают, какие жестокие вещи стоят за страшным словом «война». Поэтому мы совместно с Салу-ниной Венерой Васильевной создали «Золотую Книгу Памяти» – книгу, в какой-то мере памятник человеческому подвигу, человеческой истории – куда стали записывать рассказы наших ветеранов войны, а ученики нам помогали. Ежегодно наша школа в канун праздника Победы становилась центром великой Памяти. Со всех концов съезжались в школу ветераны войны и труда. И пусть их с каждым днем становилось меньше и меньше, но традиция остается жить благодаря нашим учителям и ученикам. В этот день звучит духовой оркестр, встречая ветеранов знакомыми маршами. А в актовом зале уже ждут своего выступления юные артисты театра-студии «Ростки надежды» с музыкально-поэтической композицией «Во здравие живых!», чтобы вновь и вновь оживить в памяти великий подвиг великого народа. А в руках наших учеников оживает «Бессмертный полк» – портреты отцов, дедов и прадедов.
По традиции, на вечере Памяти я декламирую отрывок из поэмы Сергея Викулова «Одна навек», в конце которой звучит призыв:
И ты, однажды ты поведай ему, оставив все дела,Что он не дожил до Победы, но умер, чтоб она была!Это призыв к нашим счастливым детям, чтобы помнили «Какой ценой завоевано счастье!».
К 75-летию Победы над фашистской Германией, несмотря на пандемию и карантин, мы с учениками открыли телеграм-канал «Мир без войны!», подготовили видео «Не уходите, ветераны!», «101» – о подвиге узбекских воинов в концлагере по одноименной книге Анвара Иргашева и Юлии Медведовской, провели различные онлайн-конкурсы. Не передать словами гордости моей за то, что каждый ученик школы со своими родителями не остался в стороне!
100 лет – СССР! Вот уже более тридцати лет я живу в независимом Узбекистане – многонациональной, гостеприимной, солнечной и дружелюбной стране!
В 1991 году стала работать учителем. Тяжелые были первые годы независимости. За это время школа испытала взлеты и падения. Было время, когда в связи с объявлением узбекского языка государственным (1989) родители начали забирать своих детей в школы с узбекским языком обучения. В эти годы школа успела потерять большое, просторное здание из-за уменьшения контингента учащихся (пришлось поменяться зданием с узбекской школой). И все остальное от оформления до мебели оставляло желать лучшего. А еще помню, когда мы проводили семинар в одной из школ, в зале в адрес докладчика Тамары Васильевны, прозвучал обидный возглас: «А, можно на узбекском, мы не понимаем!» Но ненадолго.
Прошло 2–3 года – все вернулось на круги своя. Поняли: без русского языка нет будущего, нет карьеры, нет полноценных знаний. Не скрою, что довелось мне быть руководителем школы с русским языком обучения. И я очень благодарна судьбе, что она свела меня с замечательными учителями, одна из которых Фарида Александровна – учитель русского языка и литературы, учитель от бога, творческая личность, честный и преданный друг. О ней можно говорить бесконечно… В нашем городе четыре школы с русским языком обучения, а в свое время было десять.
Вернемся опять к школе. Ничего не поделать. Нужно работать, нужно принимать в августе первоклассников! Коллектив, которому меня представили, состоял из 35 учителей. «Лучше слов о нас скажут дела…» единственная фраза, которую я как директор могла сказать своему новому коллективу. Пришлось засучить рукава и приняться за дело.
Мама часто говорила: «Видно, я тебя родила для школы». Но что поделаешь, такое воспитание получила я в своей семье – семье учителей. На долгие годы в память моей мамы врезались лица детишек тех первых послевоенных лет. Их не по-детски взрослый взгляд. Бабушка Малика – учительница начальных классов – часто приводила в дом голодных, оборванных сирот, чтобы обогреть, поделиться куском хлеба. А ведь и самим жилось несладко: нелегко было поднимать семью из шести человек. Но доброты, душевной щедрости Малики-опа хватало на всех – на своих и на чужих детей. Сама рано оставшаяся без родителей, она очень близко воспринимала боль и беды других людей, всегда старалась протянуть руку помощи. Образ бабушки и сегодня незримо присутствует в нашей семье. Словно продолжаются уроки доброты, милосердия, большой человеческой любви. Малика-опа, несмотря на свою занятость всегда находила время для семьи. В каждого из четверых детей смогла вложить частичку своей души. По стопам бабушки Малики пошли две дочери – Розалия и Лилия. Первая, Розалия Исмаиловна – моя мама – как и бабушка Малика, брала мягкостью и терпеливостью даже самых трудных детей. Ее никак нельзя было охарактеризовать как строгого и требовательного педагога, но поставленной задачи добиваться умела. В школе, где мама проработала почти 30 лет, дети обожали ее уроки. Любовь к узбекскому языку, поэзии она прививала даже тем, кто начинал освоение предмета с нуля. Этот живой пример повлиял и на мой выбор. От матери и бабушки мне достались мягкость, доброта и еще всепрощение. Семейным принципом стало соблюдение такой заповеди бабушки Малики: «Враг камнем ударит, а ты ему хлеба поднеси». От отца же, ветерана войны и труда, кадрового военного, работавшего в школе военруком после выхода в отставку, передались воля, требовательность к себе, поступкам людей, неприятие лжи, подлости и несправедливости. Все это пригодилось мне на ответственном посту завуча гимназии № з, а затем и директора школы № 10.
Я живу школой. Но где, как не в семье, найти вдохновение? Всегда готовы были поддержать родители, рядом понимающий меня с полуслова муж Андрей, выросли дети: сын Руслан и дочь Юлиана, подрастают внуки Марат, Данил и Есения. То и дело заглядывают они в мои тетради, записи. Кто знает, какой выбор они сделают?
Трудно работать в школе. Тысячи доверчивых взглядов, тысячи надежд и судеб. И за каждого ты в ответе. Как бы сейчас много ни говорили о качестве обучения и качестве знаний учащихся, я всегда на одну ступень выше буду ставить воспитанность. Без высоких человеческих качеств, даже при невероятных умственных способностях, не сможет человек состояться как Человек.
«Школа – наш дом. Мы большая семья!» – это девиз нашей школы. Ведь в ней учатся и учат русский язык русские (которых стало так мало), узбеки, татары, корейцы, туркмены, казахи и другие. И нашу большую школьную семью объединял и объединяет великий, могучий русский язык!
Сейчас я на пенсии, но продолжаю работать. Мне бы уже успокоиться и отдохнуть, но странное ощущение прилива новых сил и открытия «второго дыхания» не дают мне жить спокойно, а по-другому я, кажется, не могу. Нас называют «люди старой закалки». И это действительно так! Нас учили учиться, работать, гордиться своим трудом и своей страной!
В своем районе, будучи коуч-тренером, провожу семинары для учителей русского языка, размещаю в телеграм-канале «Майские пчелки» методические разработки, презентации, тесты для учителей русского языка. Совместно с республиканским центром образования проводим онлайн-семинары, готовим методические разработки, проводим анализ учебников. С общественной организацией «Ассоциация учителей» проводим по всей республике мастер-классы.
Большим событием для меня стало то, что в декабре 2021 года я стала победителем конкурса «Национальная премия “Учитель-2021”» в номинации «За вклад в систему образования». И конечно, я горжусь, что эту награду я получила как учитель русского языка! Я горжусь, что я говорю, думаю, пишу и люблю на русском языке! Он действительно нам достался в наследство как язык межнационального общения, и это богатое, неоценимое наследство мы должны сохранить и передать своим детям, внукам, ученикам.
Свою победу в конкурсе я посвятила своей бабушке Латыповой Малике – заслуженной учительнице Узбекской ССР, отцу Рахимову Кадаму – ветерану войны и труда, лучшему военруку области, маме Рахимовой Розалии Исмаиловне – ветерану труда, дяде Латыпову Анатолию Яковлевичу – учителю физики, победителю Всесоюзного конкурса «Лучший учитель физики».
Ну вот и все! Почти все! Пролетела жизнь, как одно мгновение, но не покидает меня ощущение, что это было вчера: наша дружба, любовь, милосердие, патриотизм, взаимопомощь и уважение. И очень хочется передать эти простые человеческие чувства и ценности нашим детям, внукам и правнукам, нашим ученикам, молодым учителям и родителям!
СССР – это моя судьба, моя жизнь, моя семья, моя любовь, мои родители, мои ученики, мои друзья и коллеги! СССР – это моя Родина, которой я дорожу, которой я обязана своей жизнью, своими успехами и достижениями!
Диана Абдина
(Турция)
Алания – копия СССР
Раздался протяжный призыв муэдзина к молитве. Звук волнами прокатился по утренней прохладе. Первая зима без снега, у моря. Так много различий и так много схожего! Несмотря на ярко выраженную турецкую архитектуру, Алания стала уменьшенной копией стран бывшего СССР. По дороге в университет на каждом шагу можно увидеть своих: русских, белорусов, казахов, киргизов, узбеков. Русская речь слышна отовсюду, местные продавцы зазывают: «Девушка, посмотри…» Наши, взглянув на меня, сразу переходят на русский язык. И что удивительно, и наши, и турки знают, что я владею русским языком. По дороге на занятия сквозь шум города еле слышен призыв муэдзина к молитве.
Как мне нравится в нашем университете! Наша альма-матер познакомила меня с друзьями из разных уголков мира: Инжу из Казахстана, Таисия и Софья из России, Вивайе из Сенегала. Как интересно узнавать культуру и обычаи других стран! Для меня было удивительно, что многие мои однокурсники старше меня на 3–5 лет. К примеру, у нас в Казахстане после школы многие стараются сразу поступить в университет и в группе много ровесников, а в Турции не так! У одной моей однокурсницы трое детей!
Как быстро пролетел этот день! Несмотря на сложную учебу, каждый день не похож на другой. В ночной тишине, до меня донесся протяжный голос муэдзина, который продолжал призывать к молитве.
Светлана Глембоцкая
(Беларусь)
Рождался новый материк – отечество мое
Он не Титаник, а Титан!Пусть подло – в спину – ураган,Но светоч мира и добраВсем долгий свет оставил.На дно тянула нас беда,Но правды суть (гляди!) всплыла:Был в центре Человек Труда!Не хан, не царь, не барин.Гул… Первых пятилеток ритм:Магнитка, Днепрогэс, Турксиб…План ГОЭЛРО – набатом цифр,Всех планов «громадье».«Индустриальный взрыв» – не миф.И темпом жал на стройность рифм.Рождался новый материк —Отечество мое…На стройках века первый кол —Не из-под палки! Это ложь.Судьбу ковала молодежь,Чтоб смыслом труд наполнить!В делах мужал и рос народ.Пусть недруг злобу – в обиход,Но фактов мощный ледоходСилен! Потомок, помни!Паучий черный подлый крест…Его вращение разъестГраницы стран. И божий перст:Вторая мировая!Разбой и мира передел.Для «низших рас» – рабов удел,Но свастика взята в прицел.Пощады гнев не знает!Зверел тевтонским волком враг,Но пал, поверженный, Рейхстаг.И над Рейхстагом – алый флаг!Он воссиял над миром.Молчите, пушки! Не стрелять!Солдат шел, хлебушком делясь.И образ Красного КремляПланете стал кумиром.И осознал рабочий классПризыв к борьбе! «Курантов глас»Индокитаю в кандалахСлужил ориентиром.Послевоенные года…Колониальных монстров крах:Десятки вольных государств —На политкарте мира.Пятидесятые… Зерна!Чтобы заполнить закрома,Ждала задорных целина:Энтузиазм окреп.Союз «серп-молот» – в общий герб.Республик дружба! Славлю тех,Кто плавил сталь, кто сеял хлеб,Кто воспевал тот хлеб!«Герб мирный!» – множилась молва.Рождались новые слова.И вот октябрьским утромВесь мир взорвало: «Спутник!!!»И к звездным далям кораблиНаш символ гордый понесли.Гагарин ввысь – «Колумбом»!Он – первый «горний путник…»Парады в Тушине… На взлет!Шел комсомол в Воздушный флот,Еще в тридцатых запоетПро «руки-крылья птиц».Их имена гремели. Вслух —Мажором: Чкалов, Кожедуб…И охранял высокий духСпокойствие границ.И было что нам охранять:Завоеванья Октября!Блок НАТО, хищников альянс,Щетинит свою рать.Амбиций полон зла клубок(Рука – на атомный «курок»!).Весь мир готов он растерзатьИ под себя подмять.Настанет истины момент,В тебе живуч советский ген!И он рожден в СССР.Питайте прозорливость!Мышленье – интеллекта свет —Поможет отыскать ответ,Как жить на лучшей из планетВ борьбе за справедливость.100 лет СССР. Индустриализация
Анна Немцова
(Словакия)
Мой адрес – не дом и не улица…
Союз Советских Социалистических Республик – сверхдержава, государство, в котором проживало свыше двухсот различных народов и национальностей и занимавшее огромную территорию. Это страна великих достижений и открытий, страна моего детства.
Я родилась в семье военнослужащего в городе Улан-Баторе в Монголии, где служил отец. Монголию почти не помню, но зато впечатления о советском детстве, проведенном в военном городке, бережно храню всю свою жизнь. Дети военных отличались тем, что были очень дружны между собой и помогали друг другу, это было особое братство. С некоторыми из военного городка мы переписываемся до сих пор, а ведь прошло уже много-много лет. Каждый вечер мы выходили на улицу и играли в классики, прятки, выбивалу, прыгали через резиночку. Дети были разного возраста и национальностей, но это никому не мешало, наоборот, было очень весело. Малышей никто не обижал. Возвращались домой, когда мамы начинали звать, выкрикивая наши имена. Еще одним развлечением было печь картошку, хлеб и сало на огне и играть на поле возле военного городка в землянках. В связи с переездами дети военных часто меняли школы. Мне тоже пришлось учиться в двух школах и поменять немецкий язык на английский. Самой большой мотивацией для школьников была поездка в «Артек». «Учись хорошо, в “Артек” поедешь!» – так говорили нам родители. Мечту детства осуществили мои дети, которые в 2020 году попали в «Морской» лагерь по программе «Амбассадоры мира» и провели там три незабываемые недели…
В нашей семье мама была из Белоруссии, а папа – из России. Каждое лето я проводила в Калининской (сейчас Тверской) области у бабушки. Там были другие традиции: чаепитие у самовара, причем чай пили из блюдца с сахаром вприкуску, разговоры с бабушкой и первые уроки шитья с ней. Дети посмеивались над моим белорусским «г» и просили сказать что-нибудь, а по приезде в Белоруссию у меня был калининский говор: «Ты че делаешь-то?» Звучало это довольно забавно. По дороге к бабушке мы с отцом всегда проводили день в Москве и ходили на Красную площадь, на ВДНХ, где просто дух перехватывало от масштабов нашей страны и советских достижений. «В какой удивительной стране мы живем!» – думала я, когда проходила все павильоны ВДНХ. Обязательным атрибутом экскурсии было московское мороженое, которое казалось мне самым вкусным в мире!
Все эти события в далеком безвозвратном прошлом, можно долго обсуждать плюсы и минусы прошедшей эпохи, но лично для меня эпоха СССР, моменты моего детства – это время надежд на будущее, время, когда родители были еще молоды, было самым счастливым в моей жизни.
Светлана Светлова
(Болгария)
Горжусь тем, что я – русская советского происхождения
Родилась я в Советском Союзе, моя Родина – СССР, поэтому я исключительно рада, что мы сохраняем нашу историческую память о таких важнейших событиях, как 100-летие создания СССР и пионерской организации. Пусть их, к огромному сожалению, уже нет, но память о них жива и передается по цепочке дальше.
Мне 88 лет. Я родилась в 1934 году, в г. Туапсе на Чёрном море и там я пережила нашу Великую Отечественную войну со своей бабушкой, Светловой Стефанией Логиновной, мамой моего отца, Светлова К. К. Я пережила вой сирен, бомбежки, взрывы бомб, бомбоубежище и эвакуацию на военных грузовиках в горы, в оставленный черкесский аул Аймалуг. Потом возвращение в наш разбитый до основания город Туапсе.
Именно эта страшная война показала силу духа и жизнеспособность нашего социалистического строя! Фронт и тыл, армия и весь народ сжались в смертоносный кулак с единой целью защитить нашу жизнь, нашу землю, Родину!
В те тяжелейшие годы не было нытья, безнадежности и отчаяния. Жизнь протекала возле уличных громкоговорителей с голосом Левитана, вселяя бодрость, надежду и непоколебимую веру в нашу Победу.
Когда у нас в саду стали рыть яму для бомбоубежища, она приходилась на то место, где моя бабушка той весной посадила молодую яблоньку. Бабушка заявила: «Ройте подальше! Война-то закончится, мы победим, а что же дереву зря погибать?!» И яму вырыли подальше.
Во время войны все боялись почтальона: лучше никаких вестей, чем самая ужасная. Но бабушка получила серый треугольник: «Ваш сын, Георгий Константинович Светлов, капитан III ранга, погиб, защищая Родину от немецких захватчиков. Вечная Слава героям!» Слышали ли вы крик матери? Это был вопль тысяч матерей, потерявших своих сыновей… Этот вопль звучит у меня в ушах и через 80 лет.
Из-за войны я пошла в школу в 9 лет. У нас были скромные, но содержательные и красивые детство и юность.
С помощью учителей, в основном фронтовиков, мы сами создавали кружки: рисования, хорового пения, театральный и гимнастики.
Нас не только учили, но и воспитывали. В этом особенно помогала детская, высокого общественного качества литература: «Тимур и его команда», «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Улица младшего сына», «Зоя Космодемьянская» и много других. Мы сами искали и находили, кому помочь, испытывая при этом удовлетворение и гордость от сделанного небольшого добра. Мы росли и жили в морально здоровом обществе.
Именно тематические кружки и клубы, бесплатные и доступные всем в городах и селах, давали возможность ребятам и молодежи определить свой интерес и выбрать путь в жизни. Так обыкновенная девочка Валя Терешкова из села Масленниково занималась парашютизмом в аэроклубе Ярославля и ступенька за ступенькой стала первой и единственной женщиной-космонавтом, которая на корабле «Восток-5» облетела нашу планету 48 раз за двое суток, став гордостью Советского Союза!
Говоря о воспитании детей и молодежи в советское время, необходимо вспомнить о роли пионерской организации и комсомола. Торжественное посвящение запоминалось на всю жизнь и делало тебя частью общего дела с единой целью. «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю» – эти обещания исполнялись в годы невзгод Родины, так и во время Великой Отечественной войны.
Окончив школу с золотой медалью в 1953 году, я поступила в Ленинградский университет на кафедру арабской филологии, оставив одинокую бабушку и любимый город. Интересно и исключительно значимо то, что ни она, ни я не испытывали тревоги и страха за меня в большом городе. Да, грустно, тяжело, но не страшно. Наше государство давало стипендию, общежитие, безопасность. Чего же больше?
В те годы мой папа, Светлов Константин Константинович, отбывал срок в Котласе, Коми АССР, был освобожден досрочно, за работу получал какие-то деньги и купил мне, студентке, первые в моей жизни часики. Он вернулся в Туапсе к маме, моей бабушке, и работал на Судостроительном заводе, а когда ушел из жизни, завод проводил его в последний путь с духовым оркестром, как было принято тогда, и поставил на его могиле небольшой памятник с красной звездой.
В документах и автобиографии я всегда упоминала и о его заключении, но это НИКОГДА не ложилось на меня темным пятном.
Когда я окончила Университет, меня, как молодого специалиста по арабскому языку, направили работать тогда в Йеменское королевство, там было много наших специалистов. До отъезда я позвонила папе в Туапсе и сказала, что по работе уезжаю далеко и надолго. И только.
Новая работа, новая жизнь в средневековой тогда стране, 1959 год, захватила и «завертела» меня. И вот меня вызвали к нашему Консулу – почему я не пишу отцу? Папа, не получая от меня писем, растревожился, решился и написал в Москву: «В Кремль, правительству Советского Союза от солдата и инвалида ВОВ Светлова К. К. Уважаемые управляющие нашей страной, мою единственную дочь, С. К. Светлову, арабистку, направили на работу – куда? Я в большой тревоге. У вас тоже есть дети, и вы меня поймете. Прошу – сообщите». Папа стал ждать, и ответ пришел. Ликовал и гордился уважением к просьбе простого рабочего не только папа – радовался и удивлялся весь наш квартал! Конечно, я стала регулярно писать папе.
Дорогие друзья, от всего сердца и расстояния своих 88 лет благодарю всех тех, кто принял участие в организации памяти 100-летия от создания СССР и пионерской организации. Спасибо. Большое спасибо! Это великое событие, расколовшее однотипный уклад жизни, казавшийся непоколебимым, на две несовместимые системы! «В Великой Отечественной войне победил русский народ, организованный в советскую, социалистическую, на период войны – сталинскую, как бы кому ни хотелось чего-то иного, государственную систему.!» – сказал академик Фурсов Андрей Ильич – гость в Софии из Москвы на конгрессе – 75 лет начала ВОВ, 19 мая 2016 года.
Я горжусь, что я русская, советского происхождения. Наш строй дал мне и моему поколению гуманное, непотребительское воспитание, дисциплину, твердые моральные устои, глубокие знания и чистоту чувств. Горжусь своим родным городом Туапсе, который устоял и не пропустил немцев к Грозненской нефти. За свой подвиг в 2008 году Указом Президента РФ В. В. Путина получил почетное звание – Город воинской славы!
Горжусь тем, что мы, русские, помним и чтим немеркнущую славу нашей Победы и имена миллионов, погибших во имя ее. Среди них – и мой родной дядя, капитан III ранга Георгий Константинович Светлов. Его подводная лодка «С-12», выполнив боевое задание, погибла 3 августа 1943 года, в Финском заливе со всем экипажем в 46 человек и обнаружена летом 2018 года поисковой группой по государственной программе РФ «Слава кораблям Великой Победы». Возможно ли это забыть? Никогда!..