ИЕШУА. Но… забыть… своего спасителя… ради… обещания… Это же против всех данных Богом законов и правил! Я даже не знаю, как можно назвать таких людей!
ГОСПОДИН (усмехнувшись). Сейчас таким людям нет единого определения, а в будущем они с гордостью будут называть себя атеистами…
ИЕШУА. Атеистами? Что означает это слово?
ГОСПОДИН (задумывается). Этим словом будут называть людей, не верящих в Бога…
ИЕШУА (с удивлением). Они будут безбожниками? Это возможно?
ГОСПОДИН. Тогда это будет возможно. Впрочем, люди, не верящие в Бога, есть и сейчас. Просто они скрывают свое неверие и потому живут среди вас… среди нас… Видишь ли, юноша, область веры настолько сложна, что я не поставил бы знак равенства между безбожниками и атеистами…
ИЕШУА (удивленно). Я не совсем понимаю…
ГОСПОДИН. Я тоже. Но так будет…
ИЕШУА. Но как понять то, что ты сказал: атеисты, но не безбожники? Разве такое возможно?
ГОСПОДИН. Очень даже возможно. Атеистов будет много. Их будет много, целые царства будут населенны ими…(Задумчиво.) Но не все они будут безбожниками …
ИЕШУА. Но это невозможно…
ИЕШУА вопросительно смотрит на ГОСПОДИНА.
ГОСПОДИН. Отчего же? Мне известно в будущем одно великое царство, в котором все безбожники будут атеистами, но не все атеисты будут безбожниками…
ИЕШУА. Ты говоришь так, как будто тебе известно будущее мира.
ГОСПОДИН. О да, юноша, оно мне известно…
ИЕШУА. Сейчас многие так говорят.
ГОСПОДИН. Что говорят?
ИЕШУА. Что они знают будущее мира.
ГОСПОДИН (с усмешкой). А! Странствующие пророки… Или называющие себя пророками. Среди них, действительно, встречаются такие, которые что-то знают. Такие люди есть всегда. Но их знание ограничено. Мое же – абсолютно.
ИЕШУА. Но почему я должен тебе верить?
ГОСПОДИН. Потому что я спас тебя и потому, что встретил сегодня. Я знал, что ты придешь сюда.
Пауза. ИЕШУА напряженно думает.
ИЕШУА. Ты пророк?
ГОСПОДИН. Я так не думаю… Видишь ли, в данный момент я всего лишь утверждаю, что в будущем будет такое царство, которое будет населено атеистами, среди которых будет немало верующих…
ИЕШУА. Странное утверждение.
ГОСПОДИН. Это банальный парадокс.
ИЕШУА. Но как это понять? Объясни мне, господин.
ГОСПОДИН. С удовольствием. В том великом царстве огромное число людей будет верить в божественного спасителя, и очень мало людей верить в спасителя не будут. Они будут верить в своего Бога. И эти последние сделают так, что заставят большую часть населения этого царства отказаться от веры в спасителя и заставят верить людей в их начальников. Для населения того царства всё, что будут говорить начальники, будет приравниваться к божественному слову…
ИЕШУА. Господин, то, что ты говоришь, невозможно!
ГОСПОДИН (с улыбкой). Еще как возможно. Большинство начальников, требуя от народа отказаться от веры в спасителя, безбожниками не будут. Они не будут верить в спасителя, но при этом сохранят веру в своего Бога.
ГОСПОДИН поднимает правую руку вверх, призывая ИЕШУА к молчанию, и поднимает глаза к небу. Наступает пауза. Она длится несколько секунд, в течение которых ГОСПОДИН стоит неподвижно с застывшим взглядом, устремленным в небо. Через несколько секунд его взгляд снова падает на ИЕШУА. Взгляд ГОСПОДИНА заставляет ИЕШУА отшатнуться, но он сохраняет самообладание и выдерживает его, а ГОСПОДИН, медленно повернув голову, смотрит в зал, потом снова медленно поворачивается к ИЕШУА.
ГОСПОДИН. Да, все верно! Я видел это! Это случится в одном огромном царстве, в котором произойдет страшное бедствие – братоубийственная война. Ее назовут гражданской. Начальники победителей в той войне принудят покоренный ими народ стать атеистами и забыть того, кто своей смертью указал им путь к спасению. Атеисты будут преследовать, а порой и уничтожать всех тех, кто не захотел стать атеистом, даже если им такое просто покажется…
ИЕШУА. Это ужасно! Но почему начальники победителей сделают это?
ГОСПОДИН. Разные будут суждения, почему они это сделали… Но никто не рискнет высказывать эти суждения публично, перед другими людьми. И даже много лет спустя после того, как людей перестанут обязывать быть атеистами, новые начальники народа того большого царства примут закон, по которому судьи будут строго наказывать дерзнувших высказать эти суждения публично.
ИЕШУА (с удивлением). Но почему?
ГОСПОДИН (нехотя). Потому что все эти суждения будут истинны и так или иначе будут связаны с представителями твоего народа – теми самыми начальниками победителей в братоубийственной войне.
ИЕШУА. Но… но они уже будут в далеком прошлом.
ГОСПОДИН (усмехаясь). Они – в прошлом, а их прошлое – в настоящем того большого царства. И наказание за публичное высказывание мнений будет серьезным.
ИЕШУА. Что, неужели их будут побивать камнями?
ГОСПОДИН (смеется). Что? Камнями? Нет, конечно! Тогда уже не будет применяться это бесчеловечное наказание. Дерзнувших высказать свое мнение о том, почему начальники победителей сделали покоренный народ атеистами, суды будут признавать смутьянами, разжигателями национальной и религиозной розни, вражды между людьми и ненависти к отдельным группам людей. Это будет клеймо… клеймо не позора, нет, но – отчуждения…
ИЕШУА. Неужели им будут ставить клеймо на теле, как скоту?
ГОСПОДИН (снисходительно усмехается). Нет, это клеймо не будут ставить на теле дерзнувшего высказаться. Как бы тебе это объяснить… Понимаешь, это будет клеймо, отметина – но в сознании окружающих его людей, оно всегда будет напоминать им, что с общение и дружба с этим дерзким человеком не одобряется властями, и если они будут с ним общаться, то сами попадут под подозрение властей… А в том великом царстве подозрение властей будет равносильно смерти… Жить хотят все. Даже те, кто предает друга и свою идею…
ИЕШУА. И с ним никто не будет общаться!? Он будет как прокаженный?
ГОСПОДИН. Ну, нет, конечно! Общаться-то с ним все равно будут, но таких смельчаков будет очень и очень мало, потому что этот народ, как никакой другой, после той братоубийственной войны, будет бояться своих властей – примерно так, как рабы боятся сейчас своих хозяев… Да, юноша! Этот народ никого и ничего не будет бояться, кроме своих властей…
ИЕШУА. Странный народ… И власти в том царстве странные. (Подумав.) Разве можно запретить народу знать истину, даже законом?
ГОСПОДИН. Оказывается, можно. Видишь ли, юноша, история всякого народа, впрочем, как и история человечества, – это, прежде всего, история его сознания, история понимания им самых разных, порой примитивных, я бы даже вослед за греками сказал, элементарных вещей… Даже власти, поставленные самим народом властвовать над ним, ничего так тщательно не скрывают от своего народа, как правду о своем прошлом и его настоящем… И власти того царства не исключение: они всегда будут против того, чтобы народ знал правду о начальниках победителей и их прислужниках. Они предпишут своему народу, что его обязанность – верить своим начальникам…
ИЕШУА. И что же власти станут делать, чтобы скрыть от народа правду?
ГОСПОДИН. Грехи и преступления начальников победителей в братоубийственной войне они взвалят на одного покойного царя, сделав его, таким образом, великим преступником, а начальников победителей в братоубийственной войне, – его жертвами… О, юноша, это будет самая великая ложь во всей человеческой истории!
ИЕШУА. И народ в нее поверит?
ГОСПОДИН. Конечно. Разве можно не поверить столь грандиозной и бессовестной лжи?! Но этот народ очень силен задним умом. Он сначала поверит, но потом засомневается – и захочет узнать правду.
ИЕШУА. И что, узнает?
ГОСПОДИН. Узнает, но не всю.
ИЕШУА. Но почему не всю?
ГОСПОДИН (встает вполоборота к ИЕШУА, смотрит в зрительный зал, говорит отстраненно, точно самому себе). «Почему» – его любимый вопрос, а каждый ответ, полученный на него, приближает человека к истине. Видно, не зря Бог отметил юношу своим перстом. (Обращается к юноше.) Я отвечу на твой вопрос. Потому что этому будут препятствовать потомки начальников, победивших в братоубийственной войне, и люди одной крови с умершими к тому времени начальниками победителей…
ИЕШУА. То есть, эти потомки и однокровники будут препятствовать людям в узнавании правды, они будут желать, чтобы люди жили, не помня добра?
ГОСПОДИН (горестно). Да, юноша, так будет.
ИЕШУА. А что же действующие начальники народа?
ГОСПОДИН. Начальники народа будут их поддерживать, хотя и напишут в своем главном законе, что народу уже можно веровать не только в них…
ИЕШУА. И что же, так будет всегда?
ГОСПОДИН. Нет, не всегда. Придет время, и власти вынуждены будут не просто объявить на словах, но по-настоящему дать народу право верить не только в своих начальников. Они назовут это свободой совести. Народ снова обретет своего спасителя, и начнет восстанавливать заброшенные и порушенные по указанию начальников победителей свои многочисленные храмы, в которых он до братоубийственной войны славил своего спасителя и поклонялся ему.
ИЕШУА. А долго ли тому народу власти предписывали не помнить своего спасителя?
ГОСПОДИН. Долго. Почти сто лет. Четыре поколения.
ИЕШУА. Но… как же мог выжить тот народ, если его четыре поколения жили, не помня добра?
ГОСПОДИН (пожав плечами). Ты же сам назвал этот народ странным… Это, действительно, загадочный народ. Он выйдет из славян. Так будет называться общность народов, в которой будет много племен. (Помолчав.) А выжил этот странный народ без многих храмов своих и без веры своей потому, что у него был тот, на кого начальники победителей в той братоубийственной войне погрузили все свои грехи и преступления и еще, наверное, потому, что у этого народа, как ни у какого другого народа на Земле, велика любовь к своей Родине и ее свободе…
ИЕШУА задумывается и долго смотрит куда-то вдаль. ГОСПОДИН пристально разглядывает юношу.
ИЕШУА. Господин, а откуда тебе все это известно? Ты рассказываешь так, словно ты был свидетелем всего, о чем говоришь…
ГОСПОДИН. Мне известно не только это. Я свидетель того, что происходит в будущем… Я знаю то, что другие никогда не узнают…
ИЕШУА (удивленно). Тебе известно будущее?
ГОСПОДИН (грустно). Известно… (Далее с улыбкой.) Я знаю, что будет в очень далеком будущем. И только что я рассказал тебе малую толику из далекого-далекого будущего. И ты мне поверил, потому что я сказал тебе правду… Ты ведь нисколько не усомнился в моем рассказе?
ИЕШУА. Да, господин, ты был настолько убедителен, что я нисколько не усомнился. Это тебе Господь дал такой дар или ты сам обрел его?
ГОСПОДИН. Все дары – от Бога. Но о каком даре говоришь ты? О даре знания, или говоря иначе, видения будущего или о даре его предвидения?
ИЕШУА. Не думал, что эти дары различаются…
ГОСПОДИН. Различаются. Предвидение предполагает варианты развития событий, знание же исключает варианты, и открывает главное.
ИЕШУА. А что значит – главное?
ГОСПОДИН. Это значит, что я вижу далекие события и понимаю их суть, но не могу знать тех, кто этими событиями будет управлять. Видишь ли, юноша, персоналии в данном случае не важны.
ИЕШУА. Что значит – персоналии не важны?
ГОСПОДИН. Это значит, что не имеет значения, как будут называть в будущем человека, который вызовет к жизни эти события и будет ими управлять. Это не важно. Люди, управляющие событиями, это, прежде всего, носители воли Всевышнего, они всего лишь функция, а имя – это всего лишь имя…
ИЕШУА. Господин, ты говоришь непонятные слова.
ГОСПОДИН. Ну, как тебе это объяснить… Скажем так. Бог изъявил волю свою, а кто ее исполнит, то есть, как будут звать этого человека, для Бога, да и для людей, не имеет значения. Рано или поздно, но всегда найдется человек, способный воплотить в жизнь Божью волю, а кто это будет и как его будут называть, Богу все равно… Тут все зависит от человека…
ИЕШУА. А Господь? Разве он не сам выбирает исполнителя своей воли?
ГОСПОДИН. Понимаешь, какая тут интересная вещь получается – с волей Господа и ее исполнителями… Воля – одна, а претендентов на ее исполнение может быть несколько. И кто станет исполнителем Его воли, Бог не знает. Тут все решает человек, который узнает о воле Господа…
ИЕШУА. А тебе всегда известна воля Господа?
ГОСПОДИН. Ну, как сказать… Ну, в общем-то, всегда…
ИЕШУА (с сомнением). И что же, тебе известно, что сейчас желает Господь?
ГОСПОДИН. Да. Недавно Господь захотел расширить свое влияние на… окружающие вас народы. Сейчас это главная его воля…
ИЕШУА (с удивлением). Какое это, в сущности, человеческое желание… Господин, ты ничего не путаешь, не шутишь?
ГОСПОДИН. Я, конечно, иногда шучу, но не сейчас. Поверь, Бог про себя мог бы сказать: «Я Бог, и ничто человеческое мне не чуждо». Да, юноша, Бог иногда проявляет совсем человеческие желания, но, тем не менее, хочет, что бы они непременно воплотились в жизнь как божественные…
ИЕШУА. Разве такое может быть?
ГОСПОДИН. Может. Бог – он ведь наблюдает за людьми как за созданным им явлением, а явление не может не влиять на наблюдателя… Сейчас об этом кроме меня да тебя, ну и Бога, никто не знает, но в будущем ученые головы это докажут, причем, очень убедительно… Бог – это Создатель и Властитель, а всякий властитель хочет, что его влияние росло, расширялось и крепло…
ИЕШУА. И что, эта воля Его воплотится?
ГОСПОДИН. Конечно! Как же может быть иначе? Желание Бога слишком часто становится желанием людей, к моему сожалению.
ИЕШУА. И когда это его желание исполнится?
ГОСПОДИН. Окончательно воплотится не скоро. Но начало воплощения уже близко.
ИЕШУА. Ты это знаешь или предвидишь?
ГОСПОДИН. Знаю. Воля, выраженная Богом, существует отдельно от Него. В форме неисполненного будущего.
ИЕШУА. Но она же непременно станет Будущим?
ГОСПОДИН. Конечно!
Пауза. ИЕШУА задумчиво смотрит в зрительный зал.
ИЕШУА. А с какого же момента к тебе приходит знание о будущем?
ГОСПОДИН. С момента выражения Богом своей воли. Из множества своих желаний Бог выбирает то, что нужно ему в данный момент и говорит: «Быть посему!». Бог сделал выбор и выразил волю. С этого момента я знаю, что принесет народам Земли эта Божья воля …
ИЕШУА. А что же это за дар предвидения, о котором ты мне говорил?
ГОСПОДИН. Дар предвидения? А это дар предугадывания воли Бога. Или предугадывания воли человека, которая всегда проявляется в виде необходимости выбора…
ИЕШУА. Но как можно предугадать волю Бога?
ГОСПОДИН. Для этого надо знать прошлое и понимать настоящее.
ИЕШУА. Значит, если ты предугадываешь волю Бога, то точно знаешь, как Его воля повлияет на будущее человечества?
ГОСПОДИН. Не совсем так. В предугадывании возможны варианты.
ИЕШУА. А ты можешь предугадать волю Господа?
ГОСПОДИН. Могу. Но я не люблю гадать. Бог бывает капризен, как ребенок. Его желания и пути неисповедимы. И в конце концов, мне нет никакого дела до того, что он собирается делать с людьми, да и повлиять на его волю я не могу… Зачем мне гадать – чихнет Бог или не чихнет? Если чихнет, то я сразу получаю знание будущего: я уже знаю, чем обернется для людей божественный чих… И это знание со мной навсегда. Но я не имею права никому о нем говорить…
ИЕШУА. Но мне же ты рассказал?
ГОСПОДИН. О чем?
ИЕШУА. О будущем человечества.
ГОСПОДИН. Я рассказал тебе о воле Господа и об одном народе, на судьбу которого, в числе многих, его воля повлияет в будущем. Но ни он, ни я не знаем, кто будет воплощать в жизнь его волю, его желание о расширении его влияния на народы. Конечно, для Бога это не столь важно…
ИЕШУА (непонимающе). Как… Почему ему не важно?
ГОСПОДИН (загадочно усмехается). Почему – это вопрос не онтологический, как говорят философы. Потому что всегда среди людей рано или поздно отыщется человек, который будет достоин, чтобы воплотить в жизнь волю Бога. И Бог не оставит его. Такого человека Он вознаградит.
ИЕШУА. Странные вещи ты говоришь, господин. Разве Богу может быть безразлично, кто будет воплощать его волю?
ГОСПОДИН. Понимаешь, юноша, волю Господа может воплотить в жизнь только человек, равный изъявленной Богом воле. Божественной воле.
ИЕШУА (заинтересованно). А что значит – равный божественной воле?
ГОСПОДИН. А это значит, что в этом человеке, и сила духа и сила воли настолько сильны, что он сможет влиять на других людей более чем какой-либо другой человек, и будет готов пожертвовать ради исполнения божественной воли всем, что он считает для себя самым дорогим и важным.
ИЕШУА. А как же отыщется такой человек? Его отыщет Бог?
ГОСПОДИН. Нет, юноша, Бог никогда не ищет человека. Бог человека создает, а потом человек ищет Бога.
ИЕШУА. Ты говоришь странные вещи, господин… Но пусть будет так, как ты говоришь… Но…
ГОСПОДИН (со смехом). Ты сказал: пусть будет, пусть будет так… (Резко обрывает смех.) А впрочем, пусть будет так, как ты сказал… Да, так и будет… Но – продолжай…
ИЕШУА. Я не понял причины твоего смеха…
ГОСПОДИН. Это уже не важно. Продолжай…
ИЕШУА. Я хотел спросить тебя, господин: что нужно сделать человеку, чтобы понять, что Бог призвал его выполнить его волю?
ГОСПОДИН. Человек должен сделать выбор.
ИЕШУА. Выбор? Какой выбор?
ГОСПОДИН. Простой… Остаться простым смертным или выполнить божественную волю, то есть выбрать такую судьбу, которая изменит человечество. Будущее человечества… Ты готов это сделать?
ИЕШУА. Но будущее человечества меня не интересует…
ГОСПОДИН (перебивая, с усмешкой). Это пока…
ИЕШУА (не понимая). Что, господин?
ГОСПОДИН (загадочно). Я говорю: пока не интересует…
ИЕШУА (нетерпеливо). Возможно, ты прав, но сейчас оно меня точно не интересует…
ГОСПОДИН (с усмешкой). Первый раз встречаю человека, не желающего знать будущее человечества… А что же тебя, юноша, интересует сейчас?
ИЕШУА. Меня интересует мое будущее. Оно тебе известно?
ГОСПОДИН. У твоего будущего пока много вариантов… А я гадать не привык.
ИЕШУА. А с какого момента ты точно будешь его знать?
ГОСПОДИН. Видишь ли, юноша, люди – существа темные, загадочные, как и их Бог. Ты не исключение, и твое будущее, как и будущее любого человека, я буду достоверно знать с того момента, как только ты выразишь свою волю, то есть сделаешь выбор… Я не люблю предполагать…
ИЕШУА. Так что же я должен выбрать?
ГОСПОДИН. Свое будущее, а оно определит твою судьбу. Хотя люди иногда говорят: хочешь знать будущее, – выбирай судьбу.
ИЕШУА. Но как?
ГОСПОДИН. Сознательно, свободно.
ИЕШУА. Я не совсем понимаю тебя, господин.
ГОСПОДИН задумывается, рассеянно смотрит по сторонам. Остановив взгляд на ИЕШУА, он внимательно смотрит ему глаза, словно пытается взглядом донести до собеседника свои мысли.
ГОСПОДИН. Видишь ли, юноша, выбор судьбы – вопрос не простой для тех, кто не имеет предпочтений в своем сердце. Человек выбирает свою судьбу через представление о своем будущем. Судьбу человека определяет будущее. Дело, которым он хочет заниматься в жизни. Выбирая дело, ремесло, ты уже довольно хорошо представляешь свое будущее. Пока человек не сделал свой выбор из тех вариантов судьбы, которые ему предложены Богом, я могу только предполагать, какое будущее ждет этого человека. А достоверно знать его будущее я буду, когда человек сделает выбор. Вот только не всем Господь предоставляет такую возможность.
ИЕШУА (сокрушенно). Как жаль, что Бог не наделил меня таким даром!
ГОСПОДИН. Делать выбор или знать будущее?
ИЕШУА. Знать будущее. (Сокрушенно.) Но какое это имеет значение… Дар не испросишь у Бога… Вот тебе, господин, повезло: Бог наделил тебя таким даром. (С отчаянием.) Разве такое возможно?!…
ГОСПОДИН (улыбается). Я открою тебе секрет… Видишь ли, юноша… Каждый человек, наделенный при рождении разумом, имеет такой талант, но не пользуется им.
ИЕШУА застывает; взгляд его, словно устремленный внутрь его самого, ищет, но не находит опоры. ГОСПОДИН внимательно за ним наблюдает. Наконец, ИЕШУА, тряхнув головой, выходит из оцепенения.
ИЕШУА. Имеет каждый?… Значит, этот дар и у меня есть?
ГОСПОДИН. Ты умный юноша, а значит, и дар видения у тебя есть!
ИЕШУА. Но я… я его не чувствую, не нахожу в себе…
ГОСПОДИН. В том-то и состоит ирония Бога, что наделив человека даром видения будущего, Он никогда не напоминает ему об этом даре, а человеку свойственно забывать Божьи дары…
ИЕШУА. Но как же тогда появляются люди, видящее будущее?
ГОСПОДИН (рассуждает). Чтобы человек вспомнил о своем даре видения будущего, с ним должно произойти что-то особенное. Чаще всего человек вспоминает об этом даре, когда чудесным образом избегнет преждевременной и почти верной смерти… Но и встретиться со своей верной смертью и, тем более, избегнуть ее дается не каждому. Именно: дается, а не удается. Поэтому среди людей так мало умеющих видеть будущее. Некоторые утверждают, что человек этот дар обретает. Это не так. Нельзя обрести то, чем ты наделен. Просто надо вовремя обнаружить дар Божий и развить в его себе. Да-да, юноша, развить! (Делает паузу, внимательно смотрит на ИЕШУА.) Лучшим напоминанием о том, чем ты владеешь, является, как ни странно, чудесное избежание смерти. А иногда этому просто способствует встреча человека с кем-то, кто знает и хочет напомнить человеку, что у человека есть такой дар и, конечно, небольшая помощь в пробуждении этого дара…
ИЕШУА смотрит на ГОСПОДИНА. Их взгляды встречаются. Некоторое время, очень недолго, ИЕШУА пристально смотрит ГОСПОДИНУ в глаза. Видно, что ИЕШУА растерян.