Интеллект мышления взаимодействует с эмоциональным интеллектом и управляет им, обеспечивая гармонию жизнедеятельности, создает ментальную базу для функционирования других видов интеллекта.
При доминировании правого полушария коры в большей степени проявляет себя эмоциональный интеллект, а при доминировании левого – рациональный. Природная сбалансированность (F) интеллекта мышления и эмоционального интеллекта во многом определяется строением, так называемого мозолистого тела, соединяющего левое и правое полушария мозга.
В представленной классификации мы поставили эмоциональный интеллект перед интеллектом мышления, что связано со строением мозга, обуславливающим первичность эмоциональной реакции человека на воспринятую информацию. Однако в процессе интеллектуальной деятельности при развитом инструментарии управления интеллектом эти виды интеллекта могут произвольно меняться местами в зависимости от установленных целей и задач.
Интеллект мышления, если он очень подвижен, быстр, частью сливается с интеллектом восприятия, управляя восприятием – направленностью и избирательностью внимания, его сосредоточением, переключением, производя операции по запоминанию и первичной ситуационной обработке информации. В этом заключается сила и гибкость интеллекта.
Даю много (!) интересных цитат по теме:
– Узость мышления, дает узость зрения. Е. В. Антонюк
P.S. Это о связи интеллекта мышления и восприятия.
– Ваш ум – всё. Вы становитесь тем, что думаете. Сиддхартха Гаутама (Будда)
– Ясное мышление требует мужества, а не интеллекта. Томас Сас
P.S. Эмоции страха ограничивают наше мышление. За ясной мыслью последуют правдивые слова и честные действия, но к чему это приведет?
– Мой мозг бунтует против отсутствия работы. Застой губителен. Шерлок Холмс
– Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. Иоганн Каспар Лафатер
– Жаль, что мысли нельзя привести в порядок так же быстро и легко, как волосы. Дарья Донцова
– Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель
– Никогда не мешайте процессу мышления – и тогда успех вам обеспечен. Столкнувшись с оппозицией, даже в лице собственного мужа или детей, стремитесь преодолеть её путём аргументов, без ссылок на свой авторитет. Потому что победа, зависящая от авторитета (власти), недействительна и иллюзорна. Бертран Рассел
P.S. Такое качество человека называется «ассертивность» – самостоятельность мышления и поведения, умение убеждать не обижая, не угнетая, не давя авторитетом.
– Самые умные люди, как и самые сильные, находят счастье в том, где другие нашли бы только катастрофу: в лабиринте, в суровости по отношению к себе и другим, в трудностях. Они наслаждаются властью над собой: для них аскетизм становится второй натурой, необходимостью, инстинктом. Фридрих Вильгельм Ницше
– Мышление – верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека. Аристотель
P.S. Не знаю… Для меня мышление – это труд, иногда – очень напряжный.
– Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений. Фридрих В. Ницше
P.S. Сравни с предыдущим высказыванием Аристотеля. Может Ницше по природе своей такой грустный?
– Ум имей хоть маленький, да свой. Максим Горький
– Мышление – великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно. Гераклит Эфесский
P.S. Это хорошо – мыслить и поступать в соответствии со своей природой! Но вначале ее нужно познать!
– Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются. Франсуа де Ларошфуко
– Ум богатеет от того, что он получает. Сердце – от того, что оно отдаёт. Виктор Гюго
P.S. Мне нравится эта цитата!
4. Креативный (творческий) интеллект, который определяется степенью природно-заданной интеллектуальной активности и мощности (F), гибкости, подвижности, ассоциативности мышления и поведения человека (P), способностью не только воспроизводить в своем сознании окружающий мир, но и понимать его нестандартно, видеть скрытые проблемы и возможности, что позволяет создавать новую информацию и знания; принимать эффективные решения в условиях неопределенности, обучаться и изменяться (SЕ).
Креативный интеллект является основным фактором эффективной социальной и экономической деятельности человека в современном обществе, характеризующимся непрерывным интеллектуально-инновационным развитием (SЕ).
Фактически креативный интеллект является особым проявлением взаимодействия эмоционального и логического интеллектов. Но стимулом его проявления служат следующие виды интеллекта – социально-культурный и экономический, которые создают потребность в творчестве и определенным образом направляют его. Он обеспечивает два важнейших назначения интеллекта – адаптацию к существующей реальной действительности (изменение себя) и ее изменение (создание новой реальной действительности). Что именно необходимо делать в сложившейся ситуации: а) адаптироваться; б) изменить реальный мир; в) изменить себя, чтобы затем изменить реальный мир – решают эмоциональный, логический, социально-культурный и экономический виды интеллекта во взаимодействии.
Современная экономика – экономика новейших научно-технических знаний, которые быстро переходят из стен лаборатории на потребительский рынок в виде продуктовых и процессных (технологических) инноваций. Креативность нужна не только исследователям и разработчикам, но и торговым посредникам – менеджерам, маркетологам, – и потребителям тоже. В частности, из-за того, что многие производственные технологии доступны широкому кругу людей – лозунг «Технологии в массы!». Это – технологии 3D-печати, технического и бытового, народного творчества, дизайна, программирования, создания различных интернет-ресурсов и прочие. Поле для творчества – огромное! Значительная его часть находится в Интернете, отсюда возможность свободы творчества, самовыражения.
Кадровики криком кричат: «Нам нужны креативные сотрудники!». При оценке персонала используются тесты на креативность, программы развития креативности включаются в систему обучения персонала, креативность стимулируется экономически… Все это тоже современный тренд!
Ну и интересные цитаты по теме:
– Ключ к успеху бизнеса – в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью. Джеймс Гуднайт
– Ни в коем случае нельзя недооценивать те озарения, которые просты настолько, что могут поместиться на салфетке. Стив Джобс
P.S. Простые идеи дают малые инновации, не содержащие научных открытий, радикальных изобретений. Но как они могут быть эффективны на рынке!
– Слишком много правил и слишком много предсказуемости убивают креативность. Майк Кржижевски
– Полезно иногда переворачивать свой ум вверх ногами, как песочные часы, чтобы позволить его содержимому течь в другом направлении. Кристофер Морли
– Воздух полон идей. Они постоянно стучатся к вам в голову. Вы просто должны знать, чего вы хотите, затем забыть это и заниматься своим делом. Идея придет внезапно. Так было всегда. Генри Форд
Талант – способность делать то, чему нас никто не учил. Джейсон Стэтхэм
– Творчество приходит тогда, когда вы расслаблены, счастливы и наслаждаетесь настоящим. Робин Шарма
P.S. Эта и следующие цитаты о связи креативности с эмоциями.
– У меня нет особого таланта. Я просто любознателен. Альберт Эйнштейн
– Энергия приходит вместе с идеей. Джо Витале
5. Социально-культурный интеллект.
Вообще термин «социальный интеллект» ввел в психологию Э. Торндайк в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях».
Г. Олпорт в 1937 г. определил социальный интеллект как способность высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, как он считал, – это особый «социальный дар», обеспечивающий бесконфликтность в отношениях с людьми, а продуктом социального интеллекта является социальное приспособление, а не глубина понимания.
По Дж. Гилфорду социальный интеллект – это совокупность способностей к познанию людей. А что именно познавать?
Он включил в эту систему:
– познание элементов поведения (CBU) – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность, близкая к выделению «фигуры из фона» в гештальтпси- хологии);
– познание классов поведения (СВС) – способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;
– познание отношений поведения (CBR) – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении;
– познание систем поведения (CBS) – способность понимать логику развития целых ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;
– познание преобразований поведения (СВТ) – способность понимания исходного значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;
– познание результатов поведения (CBI) – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.
Определим социально-культурный интеллект как развитые вербальные способности человека, экстравертную направленность психики, способность к эффективному общению и взаимодействию с людьми (Р), умение определять свой социальный статус и общественное предназначение – миссию, сформированное воспитанием и самовоспитанием, продуктивную систему ценностей, верований, правил, установок, норм (SE). Конечно, все это формируется, как указал Дж. Гилфорд, посредством когнитивных способностей к познанию и пониманию людей, обладания эмпатией.
Еще можно сказать, что социально-культурный интеллект – это продуктивное субъект-субъектное познание, отношения, поведение.
Характер и степень проявления социально-культурного интеллекта определяется как его природной основой – активностью соответствующих участков головного мозга (F), так и уровнем развития психологической (P) и социально-экономической составляющих (SЕ), а его содержание – наличием и особенностью построения ментальных моделей социального самопозиционирования, социальных отношений и поведения (P ^ SE).
Этот вид интеллекта существенно влияет на успешность жизнедеятельности человека, на реализацию его генетически заданного интеллектуального потенциала (F).
Достаточно много тренингов помогают людям стать успешными в обществе, иначе говоря, натренировать свой социально-культурный интеллект: тренинги лидерства, гармонизации отношений в семье, на работе, командного взаимодействия, управления конфликтами.
А с позиции экономики развитый социально-культурный интеллект – это нематериальные активы его собственника, социально-культурный капитал как особый вид капитала. Его основу составляют продуктивные отношения и продуктивное поведение, точнее – их информационные модели.
Социально-культурный интеллект тесно связан с эмоциональным. Но главное отличие в том, что эмоциональный интеллект направлен на себя, а социально-культурный – на других людей. Так что в первом случае мы познаем и управляем своими эмоциями, а они могут быть относительно вещей, событий, природы, своего физического состояния, во втором же случае – это субъект-субъектные эмоции. Но – не «кидайте в меня камнями», – конечно, эти два множества пересекаются и границы их расплывчаты. Любовь – это чувства по отношению к человеку, но насколько они индивидуальны, направлены во внутрь!
Безусловна его связь с экономическим интеллектом, который представлен ниже. Причем социально-культурный интеллект является источником, первопричиной экономического интеллекта. В современном мире бизнеса экономический результат создается, прежде всего, посредством социальных отношений, не так ли?
И, конечно – связь с характером человека, с его устойчивыми социально-значимыми чертами. Мы говорим – «скверный, противный, вредный характер», «эгоистичный, злобный человек», «неуравновешенный характер». Какой может быть создан социально-культурный капитал с таким характером?
Ну, и в заключение этого вопроса несколько полезных цитат:
– Будь мудрей других и не показывай им этого… Януш Леон Вишневский
– Кто умнее, тот скромнее. Автор неизвестен
P.S. По моему, не любят тех, кто умничает, а по настоящему умный человека, который может дать хороший совет, обладает авторитетом эксперта.
– Все зависит от окружения. Солнце на небе не столь высокого мнения о себе, как свечка, зажженная в погребе. Мария-Эбнер Эшенбах
– Овца и волк по-разному понимают слово «свобода», в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе. Авраам Линкольн
– Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Белинский
P.S. Это однозначно, хороший пример – это известные из истории «маугли» – дети, воспитанные животными.
– Научиться вести себя в обществе – так же мучительно, как научиться кататься на коньках. Единственный способ пережить позор – смеяться над собой вместе со всеми. Джордж Шоу
P.S. Как нужен эмоциональный интеллект!
– Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками – там нужна разменная монета, в особенности мелочь. Никола Шамфор
– Учись опускаться до уровня тех, среди которых находишься. Филип Честерфилд
– В любом обществе простые люди должны жить наперекор существующему порядку вещей. Джордж Оруэлл
P.S. Две предыдущие цитаты противоречат этой, как правильно поступать каждый решает сам, но для этого нужно хорошо знать себя.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги