Книга Путеводитель по работе с сообществами. Практики о практиках развития сообществ - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Яцына. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Путеводитель по работе с сообществами. Практики о практиках развития сообществ
Путеводитель по работе с сообществами. Практики о практиках развития сообществ
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Путеводитель по работе с сообществами. Практики о практиках развития сообществ


Рисунок 8. Как человек выпадает из сообщества


Эти четыре стадии (Рисунок 8) – это лестница, ступеньки которой каждый из нас проходил в тех сообществах, которые нам действительно важны. Но интерес – штука капризная, и он может теряться. И здесь на слайде я привел четыре главных барьера на пути вовлечения человека в сообщество:

• На стадии любопытство барьер звучит как «скучно». Я пошел, послушал, но не смогли меня ребята зацепить, захватить мое внимание, действительно показать объект своего интереса, свое сообщество. Я не увидел там чего-то такого. Я не увидел огонька в глазах, что они сами в это не верят. Я не понял их сообщества – оно какое-то слишком сложное, мудреное. Я посмотрел, пойду дальше куда-нибудь.

• На стадии отношения барьер звучит как «не моё». Я посмотрел, я все оценил и решил, что нет, это не для меня. И этот ответ хороший, честный. Лучше человек сразу оценит себя, свои силы, сообщество, в которое он пришел, и поймет, что у него душа не лежит, чем останется и потом будет несчастен.

• На стадии деятельное вовлечение барьер звучит «одна болтовня». Я пришел, мне интересно, я такой давайте работать, давайте что-то делать. И вдруг выясняется, что никто делать ничего не собирается. Просто все перетирает из пустого в порожнее. Не решает ничего это сообщество. Действий не совершает. Понятно, одна болтовня, я пошел.

• И выстраивание перспективы барьер звучит «перерос». Как правило, это означает, что образ будущего где-то поломался, или у человека свой образ будущего перестал соответствовать его запросам и потребностям. Или у сообщества всего образа будущего нет. И человек такой, ну ребят, выше, как бы по кругу одно и то же, нет следующего шага, нету какого-то развития, я перерос, простите, ребята, я пошел.

Соответственно, четыре барьера. Я всегда советую о них помнить и себя проверять:

• Любопытство – можем ли мы рассказать так, чтобы глаза загорелись, можем ли мы действительно интересно представить наше дело.

• Отношение – как мы можем человеку помочь хорошо честно самоопределиться. Не завлекать всех подряд в пирамиду какую-то, а честно поставить вопрос: вот мы, вот что мы делаем, ты с нами, не с нами, или как тебе помочь это решить.

• Деятельное вовлечение – давайте смотреть и быть уверенными, что у нас есть дело. Чтобы не только разговариваем, что мы реально помогаем пожилым, реально проводим акции по очистке, например, природных водоемов, если мы про окружающую среду. Вот у нас недавно десант в Казани проехал по нашим озерам, вывез около полутора тонн мусора буквально за один выходной, то, что наши отдыхающие понаставили.

• Выстраивание перспективы, что вы действительно открыты и готовы обсуждать образ будущего, обсуждать следующий шаг, вам важно то, куда все это сообщество движется.

Ресурсы сообщества.

Есть такое заблуждение, с которым я часто сталкиваюсь, особенно в некоммерческой сфере, что единственный вообще ресурс – это деньги или что ресурсов всего два – деньги и время. Всё остальное как бы и не существенное, такая пыль под ногами. Я с этим категорически не согласен, и мы с коллегами считаем, что главными ресурсами сообщества являются то, что в него, строго говоря, привносят люди.

Ресурсы сообщества – это то, что мы можем привлекать на развитие сообщества, то, что туда привносят люди, это благодаря чему развивается в конечном счете вашего общее дело. «Люди», «Рабочие руки», «Человеческий труд». (Рисунок 9)

Итак, первый ресурс, с которым мы всё время работаем, но всё время забываем – мнение. Если у человека нет своего мнения про наше общее дело, значит, ему неинтересно. И он вообще здесь как бы такой пассивный зритель. Сложить или сформировать мнение человека про наше общее дело, обсудить с ним это мнение, дальше в этом обсуждении выделить лидеров мнений, людей, которые обладают экспертизой, опытом и к их слову прислушиваются. Очень важно, чтобы у вас в сообществе постоянно шло вот такое кипение, в хорошем смысле слова коммуникация, складывались различные мнения. Опять же, это не то что мнений бывает два, моё и неправильное. Наоборот, сообщество тем хорошо, что оно максимально демократичное, помните про неформальное принятие решений, и там зарождаются и обсуждаются всевозможные мнения. Очень важно любого выслушать, даже если вы с ним не согласны, и какое-то зерно извлечь из его мнения.


Рисунок 9. Ресурсы сообщества


Следующий ресурс – это репутация. Очень важно, когда к вашему сообществу присоединяются уважаемые люди. Вы, может быть, слышали или встречали, когда звезды различные театра и кино к какому-то хорошему делу присоединяются. Репутация, даже если речь не идет о звездах кинематографа, в любом случае даже хороший работящий честный человек обладает собственной репутацией. И в сообществе складывается своя внутренняя репутация. Все знают, что это человек достойный, что он не подведет, что он всегда поможет. Но важно помнить, что репутация складывается двадцать лет, а теряется затем за двадцать минут. Поэтому очень важно этот ресурс всегда сохранять, приумножать, и тогда будет не только хорошая репутация у разных членов сообщества, но и у всего сообщества будет хорошая репутация.

Следующий ресурс – это вклад, вот рабочие руки написали. С одной стороны, труд человеческий – самый ценный ресурс из всех экономических. А с другой стороны, конкретный, материальный, творческий вклад. Это и какие-то денежные пожертвования, это и техника, транспорт. Всё, что человек может принести и сказать: вот, пожалуйста, на наше общее дело. Когда мы говорим про вклад, здесь очень важен вопрос справедливости и такой честности, что действительно все были уверены, что ресурсы тратятся только на общее дело и только в прозрачном таком явном понятном всем виде. Потому что иначе начнет страдать репутация, начнут уходить люди, если это непрозрачные какие-то процессы и история не понятная.

Мнение, репутации, вклад. Есть еще один вид ресурсов, который на картинке можно поискать.

Еще один вид ресурсов – это связи. Эти палочки на рисунке, которые нас связывают с другими людьми. Это и связи внутри сообщества, та самая связанность, о которой я говорил. Это и связи нас с другими, то есть мы знаем, к кому обратиться, с кем обсудить тот или иной вопрос. Мы можем всегда написать кому-то, позвонить и какой-то важный для нас вопрос решить.

Следующий вопрос – кто делает сообщества. Есть три позиции, которые обязательно должны быть в сообществе. Это не должности. Иногда бывает так, что вам надо занимать несколько позиций. Просто надо четко всегда понимать: как кто вы сейчас выступаете. (Рисунок 10)

Первая из списка, но они все равнозначны, это деятель. Тот, кто организует необходимые работы, организует фестиваль, организует подвоз всех участников и, в общем, старается, чтобы все, что должно быть сделано, было сделано. Организация необходимых работ.


Рисунок 10. Позиции в сообществе


Следующая позиция – это хранитель сообщества, сердце. Это работа с новичками, это работа с вновь приходящими людьми, чтобы рассказать, как у нас тут все устроено, что мы считаем хорошим и правильным, что мы делаем, что мы не делаем, такое удержание ценностей.

И позиция визионер – человек с видением. Его задача – это расширение границ. Это он придет и скажет: а давайте еще – и предложит какую-то идею. Это может быть совершенно безумная идея, а потом, когда вы про нее немножко подумаете, вы поймете, что только это и нужно для того, чтобы следующий шаг сделать. Например, давайте еще привлечем к нашему делу пенсионеров. Мы такие сначала: «скажи, какие плюсы, где мы и где пенсионеры». А потом подумаем, и, действительно, у них есть опыт, у них есть интерес в общении с молодёжью, а у нас как раз молодежное сообщество, и что-то такое интересное начнет закручиваться.

Эти три позиции будут между собой часто спорить. И это нормально. Может быть, они даже буду спорить в вашей голове, если вы одновременно и хранитель, и деятель. С одной стороны, ценности у нас вот такие, а с другой стороны, для того, чтобы действительно сделать дело, надо сейчас как-то привлечь совершенно незнакомых людей. И хранитель будет говорить, что так не делают, мы же как бы должны сначала… а деятель будет говорить: надо очень быстро. И здесь нет какого-то ответа, кто прав. Правы и те, кто искренне болеет за дело, правы те, кто разделяет ценности сообщества, правы и те, кто думает и беспокоится о людях. Но такие споры или обсуждения горячие будут все время возникать. Здесь очень важно понимать, когда человек тебе возражает, он тебе с какой позиции возражает сейчас:

• как деятель говорит, которому все это делать,

• как хранитель говорит, которому не все равно, какие у нас ценности, чтобы мы сами не переступали через свои интересы,

• или он как визионер, у которого есть крутая интересная идея, и надо его выслушать.

Поэтому я вас призываю всегда понимать, откуда вы говорите, вы говорите с какой позиции.

Но этого недостаточно. Есть еще позиции или партнеры не только внутри сообщества, но и вне его. И вот я предыдущий слайд здесь нарисовал в центре. А вокруг него мы выделили четыре главные позиции. Наверняка их больше, но это просто те, с кем мы чаще всего сталкивались. (Рисунок 11)


Рисунок 11. Внешние по отношению к сообществу

субъекты


Позиция первая – это владелец проблемы – это тот, кто представляет либо решаемую нами проблему, либо тот, кто решает эту же проблему, но на своем уровне. Например, если мы волонтеры социальной направленности, то владельцем проблемы, с одной стороны, будут являться те люди, которым мы помогаем, а с другой стороны, владельцем проблемы будут являться, например, органы социальной работы нашего субъекта федерации. И это тоже в том числе их проблема – забота о пожилых. И мы, со своей стороны, как сообщество это решаем. Они со своей стороны это решают, как государственный орган. И мы можем с ними запартнериться, мы можем с ними друг другу быть полезными.

Следующая позиция – это держатель площадки. Например, дом культуры, где мы собираемся. Например, форум, на котором мы что-то хотим свое проводить. Например, держатель интернет-сайта интересного, на котором мы также хотим разместить информацию про свое сообщество.

Следующая позиция – это предприниматель, и это человек, который делает свое дело, свой бизнес. И мы можем с ним друг другу каким-то образом быть полезны. Он может нам чем-то помочь. Например, он может быть донором или жертвователем, может вклад какой-то сделать, сам в сообщество не входя. Или, например, он, разворачивая какой-то свой бизнес-проект, может тем не менее не забыть про наше общее дело и нас каким-то образом продвинуть, и мы с ним запартнериться. Например, предприниматель, который делает бизнес вокруг пляжей, на него вышли ребята из экологического сообщества и так провели с ним обсуждение, что он сразу начал закладывать раздельный сбор мусора в свои проекты: точки общепита и т. д. Обратите внимание, они не заработали друг на друге денег. Это не бизнес-связи предпринимателя и сообщества. Но они смогли предпринимателя вовлечь в свое дело, в реализацию своего экологического интереса. Услышал, прислушивался, и как бы ему репутация, а для сообщества это хорошо, оно выполняет свою задачу. И есть еще представители другого сообщества. У них свой интерес, свои ценности. Но мы можем уважительно найти точки соприкосновения и вместе провести какое-то совместное действие.

С чего начинается сообщество: с деятеля, хранителя или визионера? Я так скажу: эти позиции появляются, как только мы осознаем себя как сообщество.

Деятель – без деятеля мы просто ничего не делаем.

Хранитель – без хранителя мы себя не осознаем как сообщество, не сможем свои ценности зафиксировать.

Визионер – без визионера мы не увидим следующий шаг.

Поэтому если у нас какой-то позиции не хватает, то мы будем буксовать на месте.

Без хранителя попросту развалимся, потому что сердца не будет у нашего сообщества, ничего не будет его объединять.

Без визионера нам скоро станет скучно, потому что мы одно и то же делаем.

А без деятеля просто не поедет. Мы немножко пособираемся, посовещаемся, а потом разойдемся, потому что ничего важного не будет сделано.

Поэтому они все равно важны, и чтобы они вовремя таким образом осознали и самоопределились.

Четыре главных этапа (Рисунок 12).

Первая волна – такой призыв, когда находится один или несколько человек, заряженных идей. И они кидают клич: кому еще интересно, давайте вместе соберемся, и они привлекают людей, которые разделяют этот интерес и впервые вместе что-то делают.

Складывание – это какое-то первое большое дело, которое вместе будет ими сделано, и действительно осознание себя сообществом.


Рисунок 12. Жизненный цикл сообществ


Бурный рост, когда что-то получилось, успех заразителен. Будут приходить новые люди, причем больше, чем вы успеете переварить. Будут какие-то первые серьезные конфликты. Все люди разные, взгляды у всех разные, и бурный рост означает, что что-то уже такое происходит на другом конце сообщества, что я могу не знать как его там основатель. Это время, когда связанность под угрозой, потому что слишком много людей приходит, больше, чем общество успевает переварить.

И инерция, когда наплыв людей схлынул, кто-то остался, кто-то ушел, кто-то принял нормы и обычаи сообщества, которые уже сложились довольно прочно. И после этого есть два варианта. Первый либо в состоянии инерции, так и будем продолжать жить. В этом нет ничего плохого. Просто когда идет складывание и бурный рост, это означает, что сообщество какой-то важный нерв зацепило, какую-то проблему сковырнуло. А инерция означает, что проблема либо решена, либо стало понятно, что это сообщество не имеет амбиции её решить. Просто что-то хорошее делает – и ладно.

Но бывает, что происходит отделение. И из уже сложившегося такого спокойного инерционного сообщества выделяется новая молодая дерзкая волна, и круг повторяется. (Рисунок 13)


Рисунок 13. Жизненный цикл сообщества. Новый круг


Вот эти пунктирные линии на схеме на переходах – это барьеры. Потому что если вы не прошли барьер первой волны, у вас не произойдет складывания. Если вы не прошли барьер складывания, у вас не начнется бурного роста и так далее. Если не прошли барьер бурного роста, то у вас не будет инерции, а вас просто раскидает.


Рисунок 14. Инструменты работы с сообществом


Чтобы эти барьеры проходить – это не обязательно, как чек-лист, а фокусы внимания (Рисунок 14):

• На этапе первой волны стоит обратить внимание:

° На публикацию интереса, чтобы ваш ключ, когда вы кидаете клич и собираете единомышленников, чтобы он действительно был услышан теми, к кому вы обращаетесь. Если вы говорите про молодежные сообщества, значит, чтобы крупные молодежные площадки точно это сообщение ваше получили. Если вы говорите про сообщества жильцов вашего района, что точно совершенно жильцы вашего района узнают о том, кто вы и что вы собираетесь делать.

° На площадку коммуникации – это то, что людям, которые приходят на наш призыв, было где собраться и пообщаться. Это могут быть как сетевые интернет-площадки, так живое общение. Сейчас у нас есть ограничения, связанные с COVID, но даже с этими ограничениями, соблюдая все санитарные требования, мы можем встречаться и взаимодействовать.

• На этапе складывания важно провести событие. Под событием я имею в виду не обязательно праздник или фестиваль, а действительно важное мероприятие с точки зрения интересов и ценностей вашего сообщества. Не обязательно пускать салюты и звать звезду эстрады. Важно, чтобы это действительно увидели и почувствовали участники сообщества и те, кому мы помогаем, что мы действительно вывели наше увлечение, наше хобби на какой-то новый уровень. Очень часто будет какое-то событие фестивального характера. Совершенно нормально. Главное, чтобы суть дела не терялась, чтобы это было событие не только на словах или по количеству шариков, которые мы запустили, но и по тому делу, которое мы при этом делали. И фестиваль, и форум – это всегда только средство выполнить цель.

• На стадии бурного роста надо:

° Отработать процедуру входа для новичков. Потому что мы уже не можем с каждым говорить, как раньше, один на один. Времени нет. Дел много – времени мало. Тут какая-то процедура входа должна быть отработана.

° Разделение ролей в команде. Событие всегда требует команды, и внутри сообщества будут появляться такие команды, которые занимаются разными вопросами: вопрос фестиваля, вопрос интернет-площадки. Вы просто разные. Распределить роли и запустить работу – это такая важная большая штука.

• На стадии инерции очень важно отработать платформу принятия решения, чтобы люди чувствовали, что их голос услышан и что, действительно, какие-то решения сообщество принимает. Потому что иначе как мы увидим, что что-то обсуждается, какие-то решения принимаются, то интерес мы с вами потеряем.

Это такая коротенькая памятка, что имеет смысл делать на каждой стадии жизненного цикла сообщества. Но чем раньше какие-то вещи мы отработаем технологически, тем меньше нам придется с вами потом расхлебывать ненужные конфликты, сожалеть о хороших людях, которые уходят, а могли бы не уходить и так далее.

Самое важное, что важно помнить про работу с сообществом, то, что мы работаем всегда сами собой. Только войдя в сообщество, мы можем что-то менять. Нельзя как птица парить над сообществом и что-то такое им указывать, что им надо делать, что не надо делать. Это, во-первых, не очень честно, а, во-вторых, не работает. Сообщество слушает только тех, кто внутри делает дело, кто занимается общением, кто собирает людей на дело, кто обсуждает действительно важный вопрос. Только эти люди и делают сообщество, становясь деятелями, хранителями, визионерами. Всё остальное, если люди снаружи будут пытаться каким-то образом определять жизнь сообщества, то это так не работает. Сообщество – это живой организм, и оно всегда очень к таким вопросам чутко.

Одна из самых интересных тем в управлении – это вопросы по работе или по управлению сообществом.

Три главных качества для работы в сообществе.

Мне кажется, что первое – это честность, честность к себе или с собой и честность с другими. Честный с собой – это не надо оставаться там, где вы остаетесь по привычке, потому что люди не так посмотрят и так далее. Если живой интерес исчез, то лучше и не стоит оставаться, и наоборот. Честность – это и ответственность, всегда этическая чистоплотность.

Второе – это энергия. Если энергии нет, то какие бы у вас ни были суперидеи, и люди за вами не пойдут, и вы сами будете работать на износ в плохом смысле слова.

Третье – это любопытство. Большое любопытство к людям, к тому, что им интересно, к вашему делу, к тому, как можно лучше сделать. Вот любопытство – это, мне кажется, очень важно. И все это складывается в понятие, которые мы говорим – не равнодушные люди.

Источники моего опыта и размышлений о сообществах.

Мы и занимались долго, и сейчас занимаемся большим сообществом – любителей ролевых игр живого действия. Это когда люди собираются и проводят большую ролевую игру в персонажах, на историческом каком-то материале, на материале книги или фильма, с одной стороны, отыгрывая роль, а с другой стороны, прямо действуя, и попадают некоторым образом под эту эпоху.

Мы организуем один из крупнейших фестивалей в Казани – Зиланткон. Это как раз одно из таких регулярных событий в жизни очень большого сообщества. Мы уже не можем даже назвать ролевое сообщество единым. Есть несколько ролевых сообществ. Они друг с другом сложным образом связаны. Вот эта работа постоянно требует, с одной стороны, понимания, как сообщество устроено, что ему нужно, а с другой стороны, такого партнерства вполне себе с большими взрослыми организациями и министерством по делам молодежи Республики Татарстан, и различными бизнесами, и средствами массовой информации. Большая серьезная работа. И здесь очень важно, с одной стороны, все это удержать, а с другой стороны, не засушить суть дела. Потому что сами неформальные сообщества очень требовательны к свободе. И если это пространство свободы вы потеряете, то люди не придут и не будут вам верить. Поэтому удержание этого баланса – это такая большая сложная задача.

Также есть такая партнерская сеть, крупная по стране, называется Конструкторы сообществ практики. Она занимается, как следует из названия, сообществом практики и их складыванием.

И есть такой форсайт-сообщество – сообщество людей, которые задумываются о будущем, обсуждают те или иные сценарии развития событий. И вот к этому форсайт-сообществу я имею непосредственное отношение.

Сейчас (2020 г.) проходит работа большая, мировая, ее заказывает чемпионат рабочих профессий Worldskills, который в прошлом году прошел у нас в России. Вот мы сейчас работаем в том числе по поручению WSR на складывание международного сообщества людей, которые занимаются профессиональным образованием. Сейчас проходит такая серия форсайтов, серии сессии – они думают, куда пойдет мир, как изменятся профессии, как изменится образование после COVID. Именно что сообщество практики, куда двинутся профессии, каков следующий шаг развития с учетом всех этих сценариев.

Я сначала попал в сообщество любителей ролевых игр, а потом просто попал на позицию деятеля: стал организовывать фестиваль. А когда я стал организовывать фестиваль, то сложность происходящего стала такой большой, что мне пришлось разбираться. Когда пришлось разбираться, там уже как-то этот опыт и описывать. Но сначала попадаешь в сообщество и начинаешь работать.

Последнее, что важно сказать. После сообщества следующий шаг – это сеть сообществ (Рисунок 15). Они базируются на над-интересе. И каждое сообщество не теряет собственной идентичности, собственного культурного кода, сможет найти точки соприкосновения с другими сообществами. Чего я вам и желаю.


Рисунок 15. Сеть сообществ

Размышление 2.

Лидеры изменений против лидеров практик, или Как думать о сообществах.

Денис Коричин

Разговор вовсе не про организацию сообщества, а про то, как про сообщества думать «из человека». Мне кажется, про это надо говорить именно так, потому что часто желание по-настоящему собрать сообщество возникает у человека в трех ситуациях.

О ситуациях, которые мы называем «сообщества»

Первая, самая простая ситуация, когда человек понимает, что вокруг есть какое-то количество людей, с которыми ему приятно что-либо делать. Это, на самом деле, не сообщества, а какие-то другие социальные формации, ориентированные на деятельность: стая, коллектив, команда и т. д.

Второй вариант, когда человек видит, что есть какая-то неструктурированная совокупность деятелей, имеющих общий признак. И человек понимает, что объединение этих людей в группу даст добавленную стоимость. Чаще всего в нынешних реалиях – это сбор некоторых профессиональных групп или групп по интересам специализированными комьюнити-менеджерами. И эти менеджеры становятся, в худшем случае, паразитами, в лучшем случае – симбионтами.

И, наконец, третий вариант, который, с моей точки зрения, описывает ситуацию необходимости собирать сообщество и, собственно, организатора сообщества, когда ты не делать что-то хочешь с этими самыми людьми, а поговорить. То есть человек понимает, что знаний, опыта, кейсов этих людей в этой профессиональной, территориальной или какой-то иной практике предостаточно, чтобы сделать жизнь всех остальных лучше.

Я бы предложил думать и говорить преимущественно про третий вариант. При том что какое-то количество тусовок, команд, коллективов имеет место в нашей жизни и некоторые суждения будут полезны и таким объединениям. А функциональный комьюнити-менеджмент так просто осуществляется, что в нашей технологической волне почти ничего не стоит.

Важно, что третий тип сообщества – тех, кто разговаривает по делу – качественно отличается от того, что объединяют комьюнити-менеджеры или лидеры деловых объединений. Лидеры деловых объединений собирают людей для дела, а не для разговора. Разговор в таких структурах – способ выбросить адреналин или поделиться. А комьюнити-менеджерам в их объединениях выгодно, чтобы градус общения поддерживался, но ситуация не менялась. Потому что им нужно пространство политрансляции (когда много-много говорящих голов), а не коммуникации (которая ведет к сокращению говорения). Они «кормятся» на числе вовлеченных, на потреблении в этом говорливом пространстве.