Книга Как жить, как учиться, как работать? - читать онлайн бесплатно, автор Евгений Евгеньевич Дергунов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Как жить, как учиться, как работать?
Как жить, как учиться, как работать?
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Как жить, как учиться, как работать?

Улучшению умственных способностей помогают специальные развивающие тренировки. Это, прежде всего, интеллектуальные игры, головоломки, ребусы, устные арифметические вычисления, решение математических задач. Однако, лучше ставить и решать практические жизненные задачи и проблемы. Имеет смысл проводить периодический анализ своей жизни и делать выводу по возможным изменениям. Очень важно разрабатывать долгосрочные планы, программы, стратегии для своей будущей жизни и деятельности.

Какой идеал человека?

В жизни мы стремимся к лучшему. Нас привлекают и восхищают люди сильные, умные, получившие признание в обществе. Которым посвящают книги, награждают почетными званиями, ставят бронзовые памятники. Такие люди служат примером для нашей жизни, становятся идеалом, к которому можно стремиться.

В процессе исторического развития представления об идеале человека менялись. Что было характерно для античных времен? Прежде всего, стоит упомянуть культ физической силы и здоровья. Помните, известные со школы, скульптурные изображения древнеримских богов и героев? Но не только физическое здоровье было частью представлений об идеале. Одновременно в этот идеал входили представления об умном и преданно исполнявшем долг служения государству человеке.

Реальным примером приближения к такому идеалу можно считать Гая Юлия Цезаря. О его прекрасных умственных способностях ходят легенды. Он мог одновременно читать, разговаривать, подписывать документы, принимать государственные решения. Он проявил себя не только, как великий военный полководец, но и как выдающийся государственный деятель. Именно на него равнялись все последующие императоры могущественного Рима.

На смену античной культуре пришла эпоха средневековья. В этот период доминирующую роль стала играть духовная религиозная культура. Искренняя вера в Бога и соблюдение церковных установлений стало главной нормой жизни людей. Общественными лидерами и образцами для подражания стали служители церкви, которые воплощали идеал духовного верующего религиозного человека.

В условиях татарского ига и раздробленности русских земель особый авторитет и народное почитание завоевал Сергий Радонежский – основатель и руководитель (игумен) Троицкого монастыря (ныне это Троице-Сергиева лавра). Своей неустанной религиозной деятельностью он способствовал укреплению веры. Поднимал упавший дух своих соотечественников. Выступал за собирание русских княжеств вокруг Москвы. Вдохновлял соотечественников на борьбу с Ордой. Сергий Радонежский причислен к лику святых Русской православной церкви.

А какие изменения произошли в восемнадцатом веке с наступлением эпохи Просвещения? Просветители выступали за улучшение жизни людей и решение общественных проблем на основе разума и научных знаний. Отдельные представители Просвещения критиковали христианскую церковь и отставали идеи пантеизма и «естественной религии». Согласно этим представлениям религия и вера возникают естественным путем за счет обожествления сил природы. Бог как духовная сущность творит мир и проявляется во всех природных явлениях. Познание природы приближает людей к познанию Бога.

Образованный разумный духовный человек – такой идеал просветителей. В России такому идеалу вполне соответствует Михаил Васильевич Ломоносов. Он проявил себя и как ученый – естествоиспытатель, и как астроном, и как историк, и как художник и поэт. Известен своими поэтическими одами, в которых славил российское государство, превозносил силу научного знания, но и не оставлял без внимания церковь и религию. В частности, можно назвать его оду «Утреннее размышление о Божьем величии». Всю свою жизнь Ломоносов оставался человеком верующим. Он считал, что наука столь же нужна людям, как и религия.

А теперь перейдем от прошлого к настоящему. Что можно сказать об идеальном человеке двадцать первого века? Я думаю, есть все основания для такой обшей формулы: «Здоровый образованный интеллектуальный духовный человек».

Такая формула вбирает опыт и традиции прошлого. Но одновременно учитывает новые требования и потребности двадцать первого века. Так в античном мире главное внимание уделялось физическому здоровью. Сейчас необходимо говорить о единстве физического, биологического и психического здоровья.

А что следует сказать об идеале «образованности»? Можно ли считать достаточным получение диплома об окончании гуманитарного или технического университета? Нет, в идеальном случае желательно соединение гуманитарного и технического образования. Желательно не прекращать обучение и приобретение новых знаний в течение всей жизни. Такая позиция вполне соответствует стремительному развитию мира знаний в двадцать первом веке.

А что входит в термин «интеллектуальный человек»? Понятно, что врожденная высокая интеллектуальность определенное значение имеет. Однако, главное не в потенциальных возможностях, а в реальных достижениях человека в труде, в творческой деятельности в науке, технике, искусстве. О высоком интеллекте можно судить по результатам трудовой деятельности в бизнесе, экономике, политике, на государственной службе.

Наконец, составной частью идеала является «духовность» в высшем мистическом религиозном смысле. Верующий религиозный человек живет в земном мире не один. Он получает духовную поддержку и помощь со стороны высшего существа – Бога. Он обладает бессмертной душой и после телесной физической смерти надеется получить новую жизнь, форма и содержание которой определяется на Небесах.

В современной России достаточно много известных людей, которые близки к идеалу, с которых можно брать пример другим людям. Вероятно, я выскажу личное субъективное мнение, но для меня достаточно близок к идеалу наш российский президент Владимир Владимирович Путин.

Начну со слов о здоровье. Здесь у нашего президента одни плюсы. Его можно считать образцом выполнения правил здорового образа жизни. Не курит, не пьет, не любит острые блюда и разные фастфуды, регулярно плавает в бассейне. Удивительно, но всякие вредные болезни обходят руководителя нашего государства стороной. Все это позволяет Путину поддерживать высокую, а я бы сказал – сверхвысокую, работоспособность.

А что по поводу образования и знания? После окончания школы Путин поступил, а в 1975 году окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. Направлен по распределению работать в органы госбезопасности. В 1985 году окончил Краснознаменный институт КГБ со специализацией «внешняя разведка». А дальше работал, а в свободное от работы время пополнял экономические знания. В 1997 году защитил диссертацию и стал кандидатом экономических наук.

Есть все основания считать, что интеллектуальные способности Путина находятся на самом высоком уровне. Подтверждение тому – быстрое и успешное продвижение по ступеням государственной службы до самого высшего государственного поста. Причем, этот высший пост он занял в 2000 году в очень молодом возрасте для таких высоких государственных должностей. Тогда ему было всего 48 лет. И было это двадцать лет тому назад.

Есть у Владимира Владимировича Путина свои недостатки. В частности, он очень закрытый интровертный человек. Особо эта закрытость касается сферы личных духовных религиозных представлений и веры. Говорят, что у российского президента есть посвященный в эти тайны духовный отец архимандрит Тихон. Сам президент информацию о духовном отце никогда не подтверждал, хотя и не отвергал. Однако, в своих официальных выступлениях Путин неоднократно подчеркивал большое значение религии и веры для российского государства. Более того, именно по инициативе президента в 2020 году в нашу Конституцию была внесена поправка, в которой указана историческая связь российского народа с религией и верой.

Глава 3.

Жизнь – это очень просто!?

Что такое наша человеческая жизнь? Она нам хорошо известна в своих разных и прекрасных проявлениях. Дыхание – это жизнь. Движения тела – это жизнь. Мы улыбаемся – значит живем. Мы радуемся – значит живем. Мы размышляем – значит живем. Французский математик и философ Рене Декарт говорил: «Я мыслю – следовательно существую».

А задолго до Декарта древний китайский мудрец Лао Цзы говорил: «Человеческая жизнь – это полет стрелы.» Лао Цзы известен, как учитель жизни и основатель философского и религиозного учения даосизма. А что проповедовал и чему учил даосизм? А учил он жить в гармонии с природой подальше от больших городов, заниматься простым и полезным трудом. Учил подчиняться небесному Дао в качестве высшего повелителя судеб людей.

Труды и учение Лао Цзы вошло в историю мировой культуры. За прошедшие с тех пор две с половиной тысячи лет материальная и духовная культура людей существенно изменилась. Железные стрелы остались в далеком прошлом. Зато появились чудесные железные птицы – самолеты, летающие высоко в небе. Значит, есть основание изменить изречение Лао Цзы и сказать: «Человеческая жизнь – это полет самолета».

А что такое самолет? Это, прежде всего, материальная металлическая конструкция вместе с топливной системой. А что надо для успешного полета? Надо обеспечивать подачу топлива в двигатели и поддерживать движение самолета в воздухе. Надо научиться использовать органы управления воздушного судна, чтобы двигаться в правильном заданном направлении и успешно долететь до аэродрома назначения.

Понятно, что разобраться с полетом железного самолета не так трудно. Гораздо труднее разобраться с человеческой жизнью. С многообразными свойствами и проявлениями жизни, с сущностью и смыслом жизни. Давайте начнем с попытки дать общее определение.

Что такое человеческая жизнь?

Самое интересное, что найти научное определение человеческой жизни даже во всезнающей сети Интернет не так просто. В международной «Википедии» такое понятие отсутствует. Зато есть описание земной жизни в качестве активной формы органической материи и противостоящей «мертвой» неорганической материи.

После дополнительного сетевого поиска можно обнаружить такое определение: «Человеческая жизнь – это существование человека в мире». Будем считать, что это самое простое общее понимание человеческое жизни. А какой практический вывод отсюда можно сделать? Например, о том, что нам желательно сохранять свое «существование» и избегать «несуществования». Простыми словами – не торопиться помирать и мир земной покидать.

Биологическая наука связывает человеческую жизнь с биологическими потребностями. Она дает такое определение: «Человеческая жизнь – это процесс удовлетворения потребностей человека в пище и других необходимых предметах потребления». Какие отсюда могут быть выводы? Хочешь жить – учись потреблять, но не все подряд, а выбирая все полезное и здоровое.

Однако, понять явление жизни в полном объеме нельзя ни через существование, ни через потребности. Потому, что никак не учитывается главное свойство человека – мышление, интеллект. Никак не учитывается способность людей к познанию, к установлению ближних и дальних целей, к осуществлению осмысленной деятельности. Все сказанное дает основание для такого заключения: «Жизнь человека – это процесс мышления, познания, разумной целесообразной деятельности, процесс удовлетворения биологических и других необходимых потребностей.»

Жизнь человека – это не только существование, не только деятельность, но и отношения и взаимосвязи с внешней природной средой. Вне взаимосвязей с земной природой люди существовать не могут. Именно земная природа обеспечивает людей воздухом, водой, продуктами питания. Более того, именно земная природа создает необходимые условия для жизни всех людей, животных, растений. Например, земная атмосфера защищает людей от опасной космической радиации.

Значит, главная и необходимая задача людей для выживания – обеспечить сохранение окружающей нас природной среды. Или хотя бы не оказывать вредные разрушительные воздействия. Только на деле современный человек в результате бурного промышленного и технического прогресса превратился во вредителя и разрушителя природы. Мы отравляем воздух, отравляем речную воду, вырубаем и сжигаем зеленые леса. По прогнозам экологов уже через 50 лет люди будут вынуждены жить в противогазах и вымирать из-за нехватки питьевой воды. Впрочем, гораздо большая вероятность, что гибель человечества наступит гораздо раньше в результате смертельной ядерной войны между Россией и Америкой.

Что же это получается? «Высшее создание природы» – человек – движется к тому, чтобы погубить и себя, и всю земную природу. А что думают по этому поводу ученые? А они говорят о текущем глобальном кризисе всей человеческой цивилизации. И о том, что выход из кризиса надо искать совместными усилиями и ученых, и политиков, и экономистов, и философов.

А что говорят философы? А философы собирают международные конференции и продолжают обсуждать старые и новые философские проблемы. Среди таких проблем, в чем сущность человека, в чем смысл его жизни. Есть и более простые вопросы о главных видах и направлениях человеческой жизни и деятельности.

В чем смысл человеческой жизни?

Для начала надо сказать несколько слов о понимании термина «смысл». С таким пониманием все просто, когда речь идет о вещах, созданных людьми. Например, смысл самолета и его главная задача, функция и цель – в перевозке пассажиров. То есть слово «смысл» близко по значению к терминам «задача», «функция», «цель».

Для понимания смысла существования и функционирования любого объекта желательно знать создателя этого объекта, замыслы и задачи. В этом плане проще всего определить смысл и назначение созданных людьми технических объектов. Например, холодильник создан для длительного хранения продуктов питания, грузовой автомобиль создан для перевозки грузов. В целом можно обобщенно сказать, что смысл объектов технического мира – в оказании помощи человеку, в выполнении каких-то задач, в удовлетворении каких – то человеческих потребностей.

А теперь рассмотрим земную природу и природные объекты. Понятно, что не люди создавали землю. Она была создана Творцом и менялась в процессе эволюции. Результатом такой эволюции стали живые природные объекты, а потом появился «человек разумный». Зачем были созданы растения и животные и в чем смысл их существования? Зачем были созданы разумные люди и в чем смысл их жизни?

Для начала рассмотрим земные объекты «мертвой природы», которые возникли миллионы лет тому назад. Например, нам известны самые высокие в мире Гималайские горы с вершинами высотой более 8000 метров. В чем смысл существования Гималайских и других земных гор? Мы знаем, что горы входят в состав общей конструкции планеты, занимают примерно 20 процентов территории земли. Можно сделать вывод, что природный смысл и назначение гор в том, чтобы длительно существовать и образовывать твердую часть поверхности планеты.

А теперь рассмотрим объекты «живой природы». Например, рассмотрим биологическое сообщество хорошо нам известных воробьев. Эти маленькие и многочисленные птицы живут и в городах, и далеко от городов. Мирные, неприхотливые и хитрые, постоянно летают в поисках корма, отличаются устойчивой заботой о потомстве. В первом приближении можно сказать, что смысл жизни воробьев в длительном сохранении своего птичьего сообщества, в деятельности по добыче корма, в размножении и продолжении рода.

Интересно, что полезность воробьев для природы и людей была подтверждена в Китае в результате попытки от них избавиться. В пятидесятых годах прошлого века китайцы занялись повышением урожайности сельского хозяйства. В этих целях было уничтожено множество воробьев. Однако после этого расплодилось множество гусениц и саранчи. В Китае начался настоящий голод, умерло более 10 миллионов человек.

А теперь пора переходить к людям в поисках смысла их жизни. Сразу надо сказать, что единого, всеми признанного мнения по данной животрепещущей проблеме не существует. Существуют разные и противоречивые идеи и предположения, среди которых наиболее сильно различаются рациональные философские версии и мистические религиозные объяснения. А вот наша многоуважаемая наука от этой проблемы принципиально дистанцируется.

В международной энциклопедии сказано, что научного объяснения смысла жизни не существует. Этот вопрос лежит за рамками науки. Нет соответствующих научных теорий и точных научных терминов. В частности, нет точного научного определения понятия «человеческая жизнь», а уж тем более – «смысл жизни». Есть научные объяснения смысла слов в языкознании, смысла рыночных инструментов в экономике, смысла и назначения внутренних органов в теле человека. А вот в отношении смысла жизни человека в целом научных объяснений нет. (Список литературы и источников №11—3)

Никто не будет возражать против того, что люди являются внутренней составной частью живой природы земли. Как и другие живые существа, другие животные они также сохраняют и поддерживают свое существование за счет питания, выполняют задачи продолжения рода за счет рождения детей. Отсюда следует, что смысл жизни людей неразрывно связан с выполнением задачи сохранения своего существования, с рождением детей.

Однако, люди являются не только частью земной природы. Они являются создателями «новой природы» – искусственной среды своего обитания. Речь идет о домах и городах, об асфальтовых дорогах и линиях электропередач, о горнодобывающих предприятиях и атомных станциях. Поэтому можно сказать, что в отличие от животных у людей есть свой смысл жизни, связанный с выполнением задачи материального производства, созданием материальной цивилизации. Общество в целом занимается выполнением этих задач с помощью экономической деятельности, а отдельный человек – с помощью трудовой деятельности.

Общественное материальное производство осуществляется на основе и одновременно с духовным производством. Речь идет о постоянно осуществляемом процессе познания и создания научных, технических и прочих знаний. Отсюда следует, что составная часть смысла жизни людей заключается в познании и создании знаний.

Считаю целесообразным сформулировать некоторое обобщение, которое позволяет в более концентрированном виде способствовать раскрытию и пониманию смысла жизни. Понятно, что речь идет не о строгом наукообразном определении, а о философском утверждении, о философском понимании этой темы.

Смысл человеческой жизни заключается в сохранении и поддержании собственного существования за счет удовлетворения необходимых потребностей, в осуществлении познания, освоении старых и создании новых знаний, в активной трудовой деятельности, в рождении и воспитании детей.

Приведенное простое определение способно помочь человеку при принятии важных жизненных решений, при формулировании своих главных стратегических жизненных целей. Оно вполне подходит для того, чтобы быть включенной в общее мировоззрение и систему ценностей индивидуального человека.

Мистический религиозный смысл жизни

Какие представления о смысле жизни были в древних верованиях и религиях? В Древней Индии люди верили, что существующий мир от зверей и до звезд создан богами. Рождение и существование каждого человека определено божественным замыслом и промыслом. Человек своим поведением и действиями может снискать милость богов, а может навлечь их немилость и гнев. (Список литературы и источников №11—3).

Исходя из этого смысл жизни человека, главные задачи жизни человека необходимым образом включают поведение и действия, направленные на прославление богов, на обретение милости богов, на получение желаемой божественной помощи.

В отличие от Индии в Древнем Китае широкое распространение получило мистическое и религиозное учение даосизма. В идеологии даосизма говорится о том, что люди призваны исполнять законы и волю неба, которое в свою очередь подчинено верховной божественной сущности – ДАО. В чем состоит задача людей? А она состоит в поддержании порядка и гармонии внутри человека, затем – внутри своей семьи, а затем – внутри государства.

В Китае с древних времен известно изречение о том, что мир и порядок в государстве будет при условии мира и порядка в семье, а мир и порядок в семье будет при условии мира и порядка внутри каждого человека. Таким образом, заботясь о гармонии в своей душе, человек тем самым осуществляет помощь божественному ДАО, которое является образцом порядка и совершенства во всей космической природе.

Отсюда следует, что смысл жизни состоит в том, чтобы людям быть слугами и помощниками Богов, исполнителями божественной воли своих создателей. Людям предписано демонстрировать уважительное отношение к богам, осуществлять определенные процедуры мистической практики, поддерживать мир и порядок в своей душе, в своей семье, в обществе в целом.

В идеологии и вероучении христианства ценности религиозной жизни объявляются высшими по отношению к ценностям мирской жизни. Главные задачи и смысл жизни людей связываются не с мирскими задачами, а с соблюдением библейских заповедей, с исполнением религиозных задач и обязанностей, с обретением Царства Божия.

В «Евангелие от Матфея» говорится: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Список литературы и источников №11—7).

С христианских позиций важнейшая задача и цель земной жизни человека заключается в отказе от плотских материальных устремлений и переключение на духовные цели, на служение Богу, на выполнение религиозных обязанностей, на спасение бессмертной души.

А что говорит учение ислама? Ислам призывает верующих следовать наставлениям Аллаха, содержащихся в Коране. В частности, там хсодержится предписание о постоянном прославлении Аллаха: ««Прославляй хвалой твоего господа до восхода солнца и до захода, и во времена ночи прославляй его и среди дня, – может быть, ты будешь доволен.» (Список литературы и источников №11—8).

Человек, полагающийся на волю Аллаха, принимает все от него, веря в его промысел, смиряясь перед Его волей. Мусульманин живет не для себя, он живет во имя Аллаха, и все его действия как мусульманина должны вести к этой цели. «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они мне поклонялись». А чтобы было известно, как часто это должен делать человек, в Коране указывается».

Достижение личного счастья как смысл человеческой жизни отвергается вероучением. Человек должен пожертвовать личным счастьем во имя служения аллаху, ибо земная жизнь – «только пользование обманчивое, а ваше имущество и дети – только искушение, и у Аллаха великая награда». Для мусульманина крайне важно, чем будет наполнено его сердце в момент смерти – привязанностями к этому миру или любовью к своему Создателю.

По представлениям ислама смысл жизни человека заключается в постоянном поклонении Всевышнему Аллаху. Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека – это служение Богу. Все остальное является второстепенным, малозначительным, несущественным.

Подводя общий итог, можно сказать, что смысл человеческой жизни для верующего состоит в познании божественного мира и принятии Бога, как своего господина и повелителя. А главная цель и смысл жизни заключается в укреплении веры, в соблюдении особых религиозных правил, совершении особой мистической религиозной деятельности, в постоянном служении Богу.

Главные виды и направления жизни и деятельности

Еще раз хочу подчеркнуть, что человеческая жизнь – явление сложное, многоплановое. Это подтверждает изучение отдельных частей и направлений жизни. Всего можно выделить шесть главных частей и направлений жизни и деятельности. Это жизнь биологическая, познавательная, трудовая, бытовая, семейная, социальная. Особо следует выделить жизнь духовную мистическую религиозную.

Часть первая – биожизнь. Здесь одно из первых правил – помогать деятельности наших внутренних биологических органов и стараться дружить с природой. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» – эта фраза известна нам с детства. Только с возрастом мы понимаем, что не все так просто.

В частности, вода может стать врагом наших биоорганов. Включаем мы водопроводный кран, а оттуда течет ржавая желтая жидкость. Тут не то что пить, а даже мыться такой водой нельзя. А всегда ли природный воздух – друг? В зимнее холодное время сильный ветер охлаждает организм и вызывает простуды. Дышать таким воздухом лучше через шарф или плотные многоразовые маски, к которым мы привыкли за время короновирусной пандемии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.