Книга Сопровождение организованных школьных групп в городской среде - читать онлайн бесплатно, автор Павел Мажоров
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сопровождение организованных школьных групп в городской среде
Сопровождение организованных школьных групп в городской среде
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сопровождение организованных школьных групп в городской среде

Сопровождение организованных школьных групп в городской среде


Павел Мажоров

© Павел Мажоров, 2022


ISBN 978-5-0055-9706-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От авторов

Вы открыли книгу, собравшую методические и справочные материалы для педагогов, родителей и волонтеров в организации школьных экскурсионных и туристических поездок. За основу взяты материалы Федеральной программы подготовки сопровождающих школьных групп, координатором которой является АНО «Школьный туристский информационный центр» в партнерстве с ФГБУ ДО ФЦДО и при поддержке Федерального агентства по туризму РФ. Программа стартовала в 2021 году в пяти пилотных регионах: Челябинской области, Волгоградской области, Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Республике Крым. Более 2 000 обучающихся из этих регионов получили сертификаты о прохождении программы дополнительного образования «Сопровождающий организованных школьных групп». Но в процессе написания книга приросла дополнительными главами и выбралась из узкой темы сопровождения групп.

В первой главе мы познакомим вас с общими вопросами работы сопровождающих, определениями и терминами, а также с федеральной программой обучения сопровождающих школьных групп, расскажем о туристической и экскурсионной деятельности.

Вторая, третья и четвертая главы посвящены психологическим аспектам организации школьных поездок. В них мы поговорим о психологическом возрасте школьника и его особенностях, психологии общения и работе с группами. Поделимся советами по совершенствованию мастерства общения.

Пятая глава содержит материал по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Шестая и седьмая главы рассказывают об обеспечении безопасности школьных поездок, правилах поведения в чрезвычайных ситуациях.

Восьмая глава посвящена организации школьной поездки, роли руководителей и сопровождающих, организации автобусных перевозок детских групп. Эта глава написана Эльмирой Гусмановной Деминой, заведующей отделом по реализации профессиональных программ и методическому обеспечению дополнительного образования, и Юлией Юрьевной Владимировой, заместителем директора по методической поддержке, образовательным программам и внедрению новых форм дополнительного образования ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы» Республики Татарстан. В качестве бонуса мы указали QR-код, по которому можно скачать комплект документов для организации школьных перевозок.

В приложениях термины и определения, встречающиеся в книге, и обзор законодательства, регулирующего школьные выезды. Четвертая глава содержит дополнительные материалы, связанные с психологией общения.

Давно прошли те времена, когда классы выезжали на экскурсии или в туристические поездки просто по решению учителя. Сейчас это сложный многоступенчатый процесс, требующий предварительной подготовки и оформления.

В законах и подзаконных актах, регламентирующих школьные поездки, очень много пробелов и неоднозначных формулировок, а практика собрала массу примеров межведомственного непонимания.

От организаторов и участников закон требует специальных знаний и умений. Они должны разбираться в законодательной базе, знать правила организации школьных перевозок и оказания первой помощи, понимать психологию детей и групп, уметь работать с детьми с ОВЗ.

Современная ситуация с распространением коронавирусной инфекции еще больше усложняет организацию школьных поездок. Во многих регионах на момент публикации книги, а это конец 2021 года, выезды школьников всё еще запрещены.

Но мы уверены в том, что школьные поездки возобновятся и их будет всё больше и больше. Школьники должны знать свою страну не только по учебникам.

С уважением,

Павел Викторович Мажоров,

Центр детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО ФЦДО Минпросвещения РФ.

Благодарности

Эта книга стала следствием большой работы, проделанной неравнодушными, болеющими за развитие школьного туризма людьми. Во многом они являются соавторами книги, наставниками и учителями. Хочу искренне поблагодарить:

Леонида Михайловича Проценко,

Владимира Ивановича Омельченко,

Юлию Львовну Рыбакову,

Олесю Владимировну Калачеву,

Виталия Юрьевича Сурвилло.

Отдельная благодарность Илье Михайловичу Ларину, научному руководителю профориентационных программ НП «Содействие воспитанию будущего поколения», за работу над главами, посвященными вопросам психологии.

Огромное спасибо Эльмире Гусмановне Деминой, заведующей отделом по реализации профессиональных программ и методическому обеспечению дополнительного образования, и Юлии Юрьевне Владимировой, заместителю директора по методической поддержке, образовательным программам и внедрению новых форм дополнительного образования ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы» Республики Татарстан, за главу «Перевозка школьных групп».

Глава 1. Сопровождающий школьной группы

Роль сопровождающего школьной группы незаслуженно недооценена. Именно сопровождающий контактирует с детьми всё время поездки, выслушивает жалобы и вопросы, держит свою группу в зоне внимания, организует и направляет. Если руководитель группы погружен в выполнение группой программы поездки, решение общих организационных задач, то сопровождающий непосредственно занят с детьми.

Квалификация сопровождающих

Для того чтобы работать с группой детей, надо обладать соответствующей квалификацией. В следующих главах более подробно рассказано о требованиях к квалификации, которые предъявляет ГОСТ 54605—2017 «Туристские услуги. Услуги детского туризма». Даже с житейской точки зрения понятно: чтобы удержать внимание группы детей, сохранить интерес к поездке и предотвратить конфликты, понадобится знание возрастной и социальной психологии, владение навыками работы с детьми с ОВЗ, умение разбираться в юридических вопросах нормативных требований к организации поездки.

Сопровождающее лицо и руководитель группы

Определения

Вместе с детской группой в течение всего времени проведения экскурсионной или туристической поездки находятся руководитель группы и сопровождающие. Эти лица выполняют разные функции, что определено существующим законодательством. Четко разграничиваются понятия «сопровождающее лицо» и «руководитель группы».

Сопровождающее лицо – физическое лицо (гражданин), которое (который) сопровождает организованную группу несовершеннолетних туристов (экскурсантов) при прохождении туристского маршрута и на экскурсии.

Сопровождающие обязаны соблюдать инструктаж безопасности, который зачитывается руководителем группы, в течение всего детского экскурсионного тура, а также владеть навыками оказания первой помощи и иметь при себе аптечку. Сопровождающие несут ответственность за соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации, предъявляемые к обеспечению безопасности в сфере детского туризма.

Руководитель группы – лицо, имеющее специальную подготовку и навыки, организующее экскурсию, сопровождающее экскурсионную группу, действующее на основании согласия на выезд ребенка от родителей несовершеннолетнего туриста или его законных представителей и договора, заключенного с туроператором или экскурсионной организацией. Руководителем группы является гид-сопровождающий, назначенный туроператором, организующим детский экскурсионный тур. Руководитель группы обязан информировать группу детей и их сопровождающих обо всех требованиях безопасности в течение всего тура.

Принципиальным различием между сопровождающим и руководителем группы является то, что последний выступает законным представителем ребенка на основании документа, подтверждающего его полномочия.

Тогда как руководитель группы отвечает за всю поездку: за выбор объектов показа, точек питания, логистику и контент, сопровождающий отвечает только за безопасность детей.

Руководитель группы, поскольку является законным представителем детей, может принимать за них решения. Сопровождающий – нет.

Количество руководителей групп несовершеннолетних туристов определяется в зависимости от их возраста:

– для детей в возрасте от 7 до 14 лет – один руководитель группы на восемь несовершеннолетних туристов;

– для юношества в возрасте от 14 до 18 лет – один руководитель группы на 12 несовершеннолетних туристов.

То есть если в группе детей младшего возраста девять детей, то сопровождающих должно быть двое. Даже на одного ребенка сверх указанного в ГОСТ количества нужен сопровождающий. Это стоит учитывать при планировании поездки.

Сопровождающий и руководитель группы обязаны заключить договор с экскурсионной или туристической организацией, в котором должны быть указаны полномочия и взаимная ответственность сторон, и представить медицинские справки о состоянии здоровья, включая справки из психоневрологического и наркологического диспансеров, а также справку об отсутствии судимости.

Если группу сопровождают родители, они должны иметь указанные справки и договор с туроператором, даже если услуга оказывается безвозмездно.

Вариант участия родителей в качестве экскурсантов мы не рассматриваем, так как речь идет об организованной группе несовершеннолетних. Родители не входят в их число и их роль не рассматривается.

Туристическая и экскурсионная деятельность

Теперь, когда вы знаете основные различия между сопровождающим и руководителем группы, пора разобраться в разнице двух других понятий. Чтобы в дальнейшем вам было легко понимать, о чем идет речь, нужно знать, чем же туристская программа отличается от экскурсионной.

Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» установлено отличие экскурсионной и туристской деятельности.

1. Выезд группы детей на период более 24 часов, включающий в состав услуг перевозку и размещение, относится к туристскому продукту, формирование которого должно осуществляться юридическими лицами, сведения о которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров.

Ответственность за туроператорскую деятельность лица, сведения о котором не внесены в единый реестр, предусмотрена ст. 14.51 КоАП РФ (штраф на юридическое лицо от 5 до 10 млн рублей).

2. В случае если поездка группы детей осуществляется в познавательных целях с привлечением экскурсовода, на период менее 24 часов и без ночевки, такая услуга будет считаться экскурсионной, а ее участники – экскурсантами.

Экскурсионная деятельность осуществляется без специальной регистрации или разрешения. В этом случае организацию поездки могут проводить компании или индивидуальные предприниматели, осуществляющие экскурсионную деятельность (ОКВЭД 79.90.2 Деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг).

Важно отметить, что поездки на период менее 24 часов без ночевки в иных целях, например на спортивные соревнования, музыкальные фестивали, патриотические мероприятия, не относятся к категории экскурсионных и не считаются турпродуктом. Организация таких поездок должна осуществляться в соответствии с требованиями к перевозке групп детей и следовать правилам, установленным в конкретном виде деятельности – спорт, образование, оздоровление и прочее. При этом все требования к квалификации и количеству сопровождающих в этих поездках сохраняются.

А какие же требования предъявляются к организации перевозок детских групп?

В рамках проведения туров организаторы несут ответственность за обеспечение всех требований российского законодательства, предъявляемых к различным видам транспортных средств, используемых для осуществления перевозок детских групп: автобусный, железнодорожный, воздушный и водный транспорт.

Стоит сказать, что при осуществлении детских экскурсионных туров в пределах Российской Федерации в случае путешествия ребенка без сопровождения родителя или законных представителей требуется лишь их письменное согласие на выезд ребенка с сопровождающим лицом. Нотариально оформленного согласия на выезд детей по территории Российской Федерации не требуется.

Федеральная программа обучения сопровождающих школьных групп

В 2021 году начала свою работу федеральная программа подготовки сопровождающих школьных групп. Координатором и ресурсным центром выступило АНО «Школьный туристский информационный центр» (АНО ШТИЦ). Первые пять региональных центров дополнительного образования запустили свои программы подготовки в онлайн-формате на образовательной платформе АНО ШТИЦ:

Челябинская область – ГБУ ДО «Областной центр дополнительного образования детей»;

Волгоградская область – ГБУ ДО «Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсий»;

Республика Татарстан – ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы»;

Республика Башкортостан – ГБУ ДО «Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий»;

Республика Крым – ГБУ ДО «Центр детско-юношеского туризма и краеведения».

До конца 2021 года более 1 000 сотрудников образовательных учреждений этих регионов получат сертификаты прохождения программ дополнительного образования «Сопровождение организованных школьных групп».

Федеральная программа обучения сопровождающих школьных групп рассчитана до 2025 года. Цель программы – обучение не менее 20 000 сопровождающих школьных групп во всех 85 регионах Российской Федерации из числа сотрудников образовательных учреждений, педагогов и волонтеров.


Аккредитационная карта сопровождающих

Для продвижения федеральной программы обучения сопровождающих школьных групп создана аккредитационная карта сопровождающих. Сопровождающие, прошедшие программу дополнительного образования, получают электронную аккредитационную карточку сопровождающих школьных групп. Аккредитационная карта дает возможность подтвердить сопровождающему свою квалификацию.

Сопровождающие как возмездная услуга

Все родители, учителя и представители туроператоров заинтересованы в качественной работе сопровождающих. Но для того чтобы требовать от сопровождающего группы исполнения обязанностей, с ним надо заключить договор и оплатить услуги.

Кстати, именно это утверждает ГОСТ 54605—2017: «8.4. Руководитель туристской группы и сопровождающий группу должны заключить договор с туристской организацией, в котором указывают полномочия и взаимную ответственность сторон».

Многие туроператоры и экскурсионные компании уже осознали эту проблему. Привлечь волонтеров из числа родителей соблазнительно снижением затрат, но при этом требовать от них ничего нельзя. Часто можно наблюдать картину, когда при сопровождении школьной группы родители занимаются исключительно своими детьми, игнорируя остальных. Привлекать для сопровождения обученных людей с понятной мотивацией и прописанной ответственностью спокойней и безопасней.

С точки зрения требования законодательства

Кроме договора, который по требованию ГОСТ Р 54605—2017 сопровождающий должен заключить с туроператором или экскурсионной компанией, ему следует представить медицинские справки о состоянии здоровья, включая справки из психоневрологического и наркологического диспансеров, а также справку об отсутствии судимости.

Возраст руководителя организованной группы несовершеннолетних туристов должен быть не менее 18 лет.

Руководитель группы и сопровождающие должны оказывать туристам информационные и организационные услуги и квалифицированную помощь и владеть навыками оказания первой помощи.

То есть даже если в школьной поездке в качестве сопровождающих без оплаты участвуют волонтеры из числа родителей, они всё равно должны заключить договор оказания услуги с обозначенной стоимостью, правами и обязанностями и представить все необходимые справки.

Сопровождение как организация занятости

Для тех, кто ищет дополнительный заработок, сопровождение школьных групп дает такую возможность. Мамы в декрете, студенты, волонтеры могут включиться в организацию и проведение школьных поездок.

Примерная стоимость услуг сопровождения школьной группы зависит от региона, квалификации и сложности программы и составляет от 1 500 до 5 000 рублей в день.

Но это не значит, что любой человек может без подготовки начать работать со школьными группами. Всё тот же ГОСТ 54605—2017 констатирует требования к персоналу, занятому в области школьного туризма: «8.1. Предоставление туристских услуг несовершеннолетним туристам должны осуществлять квалифицированные специалисты в сфере туризма: менеджеры, инструкторы, методисты, экскурсоводы, гиды, гиды-переводчики, руководители групп и сопровождающие, имеющие специальную подготовку».

Электронную версию проекта договора сопровождающих можно скачать на сайте schooltic.ru


Глава 2. Вопросы психологии сопровождения школьных групп

В школах учатся дети от 6 до 18 лет, дети двух психологических возрастов: младший школьный (7—12 лет) и подростковый (12—18 лет). Знание особенностей возраста помогает сопровождающему школьной группы понять поведение и наладить успешное взаимодействие с подопечными.

Младший школьный возраст (7—12 лет)

Особенности возраста

В младшем школьном возрасте меняется социальная ситуация развития ребенка. Таким термином великий психолог Л. С. Выготский (1896—1934) называл особые отношения, специфические для возраста, между ребенком и окружающим его социальным миром.

В младшем школьном возрасте ребенок впервые попадает в школу. К нему впервые предъявляются правила, диктуемые обществом. Он погружается в социальный мир и начинает учиться жить в нем.

Ребенок только покидает семью, а ему уже нужно внимательно следить за учителем на уроках, сидеть за партой ровно, не крутиться, не вертеться, не бегать в коридорах, делать домашнее задание вовремя и многое другое. Для него это сложно!


Важно учитывать особенности возраста, когда вы общаетесь с младшим школьником. Сопровождающий младшего школьника в поездке является первым представителем социального мира для ребенка. Сопровождающий – это один из незнакомых взрослых, у которых ребенок учится первым правилам и нормам поведения в обществе. Поэтому необходимо:

1. Показывать на своем примере позитивные модели поведения.

2. Объяснять ребенку, почему следует вести себя в разных ситуациях тем или иным образом.

3. Понимать, что невозможно требовать сейчас от ребенка в ультимативной форме того поведения, которое вы считаете правильным.


Давайте представим ситуацию. Поездка школьной группы, с которой едут трое сопровождающих: Алиса, Игорь и Лера. Восьмилетний Петя в экскурсионном автобусе совершенно не слушает экскурсовода, отвлекая при этом всех.

Алиса приказывает ему на весь автобус немедленно успокоиться и сидеть тихо, сама же после этого берет телефон в руки и начинает заниматься своими делами.

Игорь подходит к Пете и говорит о том, как экскурсоводу важно, чтобы его слушали, после чего Игорь садится обратно на свое место и внимательно слушает экскурсовода.

Лера подходит к Пете и говорит о том, как экскурсоводу важно, чтобы его слушали, ведь он готовился к этому, он любит свое дело и приложил большие усилия, чтобы всем было интересно от его подачи материала. Лера приводит пример: «Представь, что у тебя есть любимая игра, о которой тебя попросили рассказать, ты начинаешь говорить о ней со всеми чувствами и эмоциями, которые она у тебя вызывает, но никто тебя не слушает. Скорее всего, тебе будет не очень приятно, ведь так?» Лера дожидается ответа Пети, после чего садится на свое место и начинает внимательно слушать экскурсовода.


Чья стратегия поведения оказалась самой эффективной?

Алиса, конечно же, поступила в корне неверно. Она потребовала от ребенка того, чего не делает сама, при этом поставила его в неловкую ситуацию на глазах всех в автобусе.

Игорь поступил более благоразумно и подошел к мальчику, но всё же только попытался его переубедить. Кроме того, он смог подать хороший пример, слушая экскурсовода.

Лера поступила правильнее всех, она смогла соблюсти все три пункта.


Рефлексия и планирование

В младшем школьном возрасте у ребенка начинает развиваться рефлексия. Под рефлексией здесь понимается умение ребенка соотносить свою деятельность с окружающей его ситуацией, анализировать и понимать свои действия, чувства и мысли.

Мы ежедневно по многу раз пользуемся рефлексией. Когда чувствуем усталость и задаем себе вопрос «Почему я так устал?», а дальше начинаем искать ответы («поздно лег вчера» или «дорога на работу отняла силы и время»).

Рефлексия помогает решать задачи, связанные как с текущей деятельностью, так и с самопознанием. Чтобы понять, где совершили ошибку, выполняя рабочую задачу, мы начинаем копаться в своей памяти, задаем себе вопросы, равно как и в случаях, когда мы пытаемся понять свои эмоции и чувства.

Мы каждый день обращаемся к своим мыслям и чувствам. Ребенок еще только учится ставить те самые вопросы и искать ответы, как это делаем мы. Рефлексией он не овладел, но уже формирует этот навык.

Формирование рефлексии у ребенка делает возможным освоение им правил поведения, царящих в социальном мире, учебной информации и многого другого. Пока ребенок не в силах самостоятельно использовать механизм рефлексии, наша задача – обращать его внимание на его поступки и их причины.

Например, если с ребенком кто-то не захотел садиться и он расстроился, мы можем спрашивать: как он думает, почему с ним не захотели садиться рядом, может, в какой-то момент он сделал неприятно этому человеку?

Делаем мы это через вопросы, стимулирующие его мыслительную деятельность, а в случае если он чего-то не понимает, мягко объясняем, обращаясь к его опыту.

Другим приобретением младшего школьного возраста является способность к планированию. В психологии планирование – это количество «шагов» и вариантов реализации действия, которые в уме может предусмотреть и проконтролировать ребенок в процессе выполнения действий. Планирование позволяет ребенку проиграть действия в уме и избежать ошибок.

Существуют два вида планирования: пошаговое и целого действия.

При пошаговом планировании отдельные действия не связываются воедино (ребенок может спланировать отдельное действие, но не деятельность целиком), и потому возникает большое количество ошибок. В случае целостного планирования подразумевается умение видеть и строить связи между отдельными видами деятельности.


Как вы думаете, что нужно сделать ребенку, чтобы не получить двойку?

Взрослый человек, мыслящий целым действием, построит план:

1. Внимательно выслушать учителя на уроке.

2. Прочитать тему в учебнике.

3. Сделать домашнее задание.

4. Принести д/з учителю и т. д.

Это планирование целого действия.

Ребенок же, у которого развито только пошаговое планирование, может остановиться на этапе «списать предложение с доски». Он не осознает связи между списанным предложением и темой учебника. Ребенок видит это всё абсолютно по-другому.


Задача взрослого помочь ребенку перейти от пошагового планирования к уровню целостного планирования, который подразумевает умение видеть и строить связи между отдельными видами деятельности.

Задача сопровождающего при работе с младшими школьниками:

1. Помочь ребенку усмотреть причинно-следственную связь его действий, которую сам он осознать пока не умеет. Крайне важна именно связь!

2. Показать ему, что определенные его действия могут повлечь за собой самые разные последствия. Сам ребенок построить целостный план своих действий не в состоянии.


Рефлексия – это попытка отразить происшедшее с «я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т. п. Самый простой способ провести рефлексию – спросить у ребенка: «Чего ты хочешь?» или «Чего ты хотел, когда делал то-то и то-то?» Рефлексия не должна доставлять ребенку внутренний дискомфорт. Он говорит то, что думает. Экскурсовод, педагог или сопровождающий, сверстники не должны оценивать его в этот момент. Подобный самоанализ может быть организован только на принципе добровольности. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.