Для того чтобы конвергентное мышление стало базовой мыслетворительной технологией государственного мышления государственных деятелей Европы, необходимо осуществить реформирование социально-экономического уклада европейских государств. Философы правы – бытие определяет сознание, поэтому новое мышление практически полезно тогда, когда обновляется и прежнее бытие.
В чем концептуальная суть этого процесса? Это, прежде всего, научно-теоретическое обоснование приоритетных экономических, политических и социальных слагаемых нового типа общества – «конвергентного общества». Это общество, в котором наилучшим образом воплощается в жизнь лучшее, что приобрел европейский капитализм, и того лучшего, что сумел воплотить в реальность советский социализм. В этой концепции особое место должна занимать разработка системы государственного управления, соответствующая постулатам «конвергентного общества».
Чтобы подобного достичь, потребуется объективная аналитика плюсов и минусов «европейского капитализма» и «советского социализма». В процессе такой мыслительной работы будет формироваться конвергентное мышление.
Однако конвергентного мышления недостаточно, чтобы «мыслить по-новому», если говорить словами А. Эйнштейна и Б. Рассела. В этой связи полезно ознакомиться с теорией «ноосферного мышления».
Ссылаясь на историю научного познания, приводя многочисленные аргументы, В.И. Вернадский утверждает, что последние семь тысяч лет, увеличиваясь в темпах, идет непрерывное создание ноосферы – общего мыслительного пространства людей, рост культурной биогеохимической энергии человечества. «Растет сознание, что этому росту нет непреодолимых пределов, что это стихийное геологическое явление».
В.И. Вернадский поясняет: логика развития человеческого общества ведет к созданию более высокой ступени сущностного его состояния – как единого целого – ноосферы (разумной сферы), т. е. целостного состояния природы, людского сообщества и космоса. Это должно быть неразрушаемым динамично развиваемым феноменом.
Итак, ноосферное мышление следует признать мыслетворительной технологией, которая, вкупе с такой мыслетворительной технологией, как конвергентное мышление, образует методологическую основу технологии «мыслить по-новому».
Почему только основу «нового мышления»? Потому что его носителями являются личности, мышление которых не может быть абсолютно освобождено от элементов обыденного и бытового мышления, а также от «менталитетных конструктов» прошлой профессиональной деятельности.
* * *Овладение государственными деятелями «новым мышлением» может стать субъектной основой объективного взаимопонимания и объединения усилий по цивилизованному сотрудничеству Европы и России.
В осуществлении такой преобразовательной миссии и обретении Европой «нового дыхания», как свидетельствует история, без России не обойтись. Как, в свою очередь, наше Отечество благодарно Европе за просвещение и передачу опыта по освоению социально-экономических механизмов функционирования общественной жизни. Не случайно судьбоносные правители России дружили с Европой, уважительно относились к сотрудничеству и оказанию взаимной помощи. Личностная высота государственных деятелей обусловлена, прежде всего, незаурядностью их мышления, которое естественно располагает к общению с личностями такого же незаурядного уровня мышления. История свидетельствует – чем талантливее государственные деятели как мыслители, тем чаще они находят взаимопонимание друг с другом.
Совершенные правителями России значимые для политического и социально-экономического развития России действия во многом обусловлены связью с государственными деятелями Европы. Весьма часто не в результате прямого контакта, а опосредованно – через освоение их государственных достижений. Благодаря предметному освоению государственных достижений Европы обогащалось мышление русских государственных деятелей, и они умнели от такого вещественного и духовного общения.
Если князю Ивану Калите, в силу сложившихся исторических условий, было не до европейских государей, он был вынужден выстраивать дипломатические отношения с ханами Золотой Орды, от которой зависело существование будущего русского государства, то Петр I благодаря незаурядности своего менталитета, встав во главе государства Российского, проявил настойчивый интерес к Европе. Следует отметить, интерес Петра I к Европе был многосторонний и с четкими государственными приоритетами. Прежде всего, он изучал опыт Европы в создании различных отраслей тяжелой промышленности, особо – кораблестроение. В этих целях продолжительное время в качестве волонтера и подручного мастерового провел в Голландии и Англии. Многое из знаний, которые он приобрел в Германии, вплоть до культуры быта и эстетики обустройства внешности приближенных людей, им было внедрено в России. При непосредственной поддержке Петра I более 30 тыс. немецких семей переехали на местожительство в Россию. После пребывания Петра I во Франции установились дипломатические отношения России и Франции, трехсотлетие которых отмечалось в 2017 году.
По просьбе Петра I немецкий философ и математик Г. Лейбниц разработал проект государственного образования и управления. Петром I был создан Военный союз с рядом европейских стран против тогда агрессивной Швеции. Примечательно, что Петр I после окончательного поражения шведов пригласил на встречу шведских генералов, которым вручил их шпаги и сказал: «Пью за здоровье моих учителей в военном искусстве!»
В итоге Петр I получил выход России в Балтийское море как жизненно необходимым морским путем в Европу и Европе – в Россию.
Эстафету укрепления внешних связей с Европой взяла в свои руки Екатерина Великая. В период пребывания у власти особое внимание ее было уделено своему духовному развитию. Что выразилось в ее серьезном интересе к литературе таких французских просветителей, как Руссо, Монтескье, Вольтер, Дидро. Для того времени их идеи были мощными просветительными толчками. Например, Руссо предлагал создать демократическое государство, в котором бы каждый мог принимать участие в управлении. Вольтер активно проповедовал гуманность и справедливость, настаивал на отмене средневековых форм судопроизводства. Дидро призывал к уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян. Изучение этих идей не оказало значимого влияния на управление государством, но способствовало моральному авторитету русской правительницы в Европе.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги