Денис Александрович Вавулин
Раскрытие информации акционерными обществами
Введение
Одним из важнейших фундаментальных принципов функционирования современного фондового рынка в любой стране является его информационная прозрачность. В современных условиях обеспечение информационной прозрачности фондового рынка становится важнейшей гарантией защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в эмиссионные ценные бумаги. В этой связи возрастает значение процесса раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытию на рынке ценных бумаг подлежит общедоступная информация, т. е. информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». При этом раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены соответствующие действия по ее раскрытию.
Раскрытие информации на рынке ценных бумаг необходимо для того, чтобы участники рынка были информированы о действиях друг друга, чтобы они принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов, а не опираясь на догадки, слухи и домыслы. Полное раскрытие информации жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российского рынка ценных бумаг для иностранных инвестиций.
Раскрывать информацию на рынке ценных бумаг обязаны различные его участники. Однако все же наибольший объем информации на рынке ценных бумаг обязаны раскрывать эмитенты эмиссионных ценных бумаг, и прежде всего публичные акционерные общества. Это связано с тем, что именно эта группа участников фондового рынка выпускает тот самый специфический товар (ценную бумагу), вокруг которого и складываются все отношения на фондовом рынке.
Обязательное раскрытие акционерными обществами, особенно теми, чьи ценные бумаги обращаются на организованных рынках (публичные акционерные общества), информации о своих ценных бумагах и различных аспектах своей финансово-хозяйственной деятельности выполняет следующие функции:
предоставляет инвесторам информацию, необходимую для принятия взвешенного решения, что способствует росту эффективности рынка и увеличению объемов инвестиций;
снижает затраты на получение необходимой информации об эмитенте, что также способствует росту эффективности рынка;
позволяет осуществлять инвестиции тем российским и зарубежным инвесторам, у которых существуют строгие стандарты инвестирования, запрещающие инвестировать в компанию, если она не раскрывает информацию о себе на регулярной основе;
защищает инвесторов от мошенничества, препятствует случаям использования конфиденциальной информации инсайдерами и разрешает проблему конфликта интересов, обеспечивая общественный контроль за действиями руководства предприятия;
стимулирует конкуренцию между предприятиями, раскрывая информацию о предприятиях и оценивая их достижения, и тем самым способствует укреплению эффективности рынка;
защищает клиентов и кредиторов тех компаний, которые должны раскрывать финансовую информацию, предоставляя этим лицам информацию, позволяющую им принять решение, стоит ли им иметь дело с данным предприятием;
повышает добросовестность и ответственность руководства предприятий.
Однако, как показывает практика, именно акционерные общества наиболее часто нарушают требования законодательства Российской Федерации по обязательному раскрытию информации на рынке ценных бумаг. И зачастую причина этого банальна – их специалисты просто не знают о всех требованиях по раскрытию информации, распространяющихся на их компании, либо же не придают вопросам раскрытия информации должного значения.
В рамках данной работы будут подробно рассмотрены различные аспекты раскрытия информации на фондовом рынке акционерными обществами, являющимися основными эмитентами эмиссионных ценных бумаг.
Принятые сокращения
1. Нормативные акты
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г., часть вторая от 26 января 1996 г., часть третья от 26 ноября 2001 г.
Закон «Об акционерных обществах» – Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Закон «О рынке ценных бумаг» – Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» – Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Закон № 185-ФЗ – Федеральный закон от 28 декабря 2002 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
Положение о раскрытии информации – Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. № 11–46/пз-н.
Стандарты эмиссии ценных бумаг – Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н.
УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
2. Официальные издания
БНА – «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
Вестник ФКЦБ России – «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг».
Вестник ФСФР России – «Вестник Федеральной службы по финансовым рынкам».
ПГ – «Парламентская газета».
РГ – «Российская газета».
СЗ РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации».
3. Государственные органы
РО ФСФР России в ЮЗР – Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе.
ФСФР России – Федеральная служба по финансовым рынкам.
ФКЦБ России – Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
1. О необходимости раскрытия информации на рынке ценных бумаг акционерными обществами
Акционерное общество как правовая форма организации и ведения бизнеса. Российское законодательство (ГК РФ) предусматривает возможность создания юридических лиц – коммерческих организаций в различных формах, в том числе:
1) производственные кооперативы;
2) полные товарищества;
3) товарищества на вере;
4) общества с ограниченной ответственностью;
5) акционерные общества (открытые и закрытые);
6) общества с дополнительной ответственностью.
Все из перечисленных организационно-правовых форм коммерческих организаций в той или иной мере используются в российской практике организации и ведения предпринимательской деятельности. При этом, как показывает статистика, наиболее популярной формой коммерческих организаций является общество с ограниченной ответственностью (ООО). Второй наиболее распространенной формой является закрытое акционерное общество (ЗАО). На третьем месте – открытые акционерные общества (ОАО). Однако, несмотря на подобный рейтинг популярности организационно-правовых форм, наивысшей и наиболее сложной организационно-правовой формой юридического лица, бесспорно, является открытое акционерное общество (далее – акционерное общество).
Акционерное общество представляет собой самостоятельное юридическое лицо, созданное для получения прибыли от любых видов деятельности, не запрещенных законом. Создание юридического лица в форме акционерного общества предоставляет ему ряд преимуществ, например, по сравнению с формой ЗАО или ООО. К числу подобных преимуществ относятся:
1) доступ к средствам неограниченного круга инвесторов. Акционерные общества имеют больше возможностей привлекать значительные объемы инвестиций при меньших затратах. Масштабы производства у компаний, действующих в капиталоемких отраслях (таких, как авиаперевозки и производство электроэнергии), не позволяют одному кредитору или инвестору предоставить необходимый капитал;
2) возможность свободного отчуждения акций. Акции отрытого акционерного общества могут отчуждаться без согласия других акционеров, общества или его менеджеров;
3) ограничение рисков акционеров. Риски, которые принимают на себя акционеры, ограничены стоимостью их инвестиций и возлагаемыми на них обязанностями, которые установлены российским законодательством. Акционеры не отвечают по обязательствам общества;
4) диверсификация рисков. Риски акционерного общества распределяются среди большого числа акционеров.
Основным экономическим преимуществом акционерного общества является широкий доступ к финансовым рынкам посредством эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки среди не ограниченного круга потенциальных инвесторов. Считается, что, осуществляя эмиссию ценных бумаг и размещая их на открытом рынке, акционерные общества получают возможность привлекать необходимые им финансовые ресурсы на значительно более выгодных по сравнению, например, с банковским кредитом условиях (с точки зрения «длины» и «стоимости» денег). Это достигается прежде всего за счет того, что число инвесторов (кредиторов), готовых предоставить эмитенту взаймы денежные ресурсы, потенциально ничем не ограничено.
Однако подобное преимущество сопряжено с определенными издержками. Для того чтобы акционерное общество получило право предлагать свои ценные бумаги инвесторам, ему необходимо преодолеть ряд организационных, правовых и регулятивных барьеров. Так, акционерному обществу необходимо создавать сложную организационную структуру, призванную защитить акционеров от злоупотреблений и предоставить профессиональным менеджерам возможность применить их знания в управлении обществом. В результате акционерное общество несет затраты, связанные с созданием и работой органов управления. Также акционерное общество должно соблюдать положения нормативных правовых актов о ценных бумагах и о рынке ценных бумаг (в то время как ООО в большинстве случаев находятся за пределами сферы применения таких актов), в том числе в части раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Понятие раскрытия информации на рынке ценных бумаг. В общем случае информация – это совокупность данных, тесно связанных между собой, охватывающих определенную сферу деятельности, действия или события.
В соответствии со ст. 2 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[1] информация представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Соответственно под информацией на рынке ценных бумаг следует понимать совокупность данных о ценных бумагах, эмитентах и их финансово-хозяйственной деятельности, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и их операциях, владельцах ценных бумаг, сделках с ценными бумагами и т. п.
Одним из фундаментальных принципов функционирования современного рынка ценных бумаг является его информационная прозрачность. Это достигается прежде всего путем установления регулирующими органами обязательных для соблюдения участниками фондового рынка требований по раскрытию общедоступной информации.
В соответствии со ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг»[2] под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.
Раскрытию на рынке ценных бумаг подлежит общедоступная информация, т. е. информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг». При этом раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены соответствующие действия по ее раскрытию.
Раскрывать информацию на рынке ценных бумаг обязаны различные его участники. В соответствии с постановлением ФКЦБ России от 9 января 1997 г. № 2 «О системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг»[3] раскрывателями информации на рынке ценных бумаг являются регулирующие органы, саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг, эмитенты, а также владельцы ценных бумаг.
Однако, бесспорно, наибольший объем информации обязаны раскрывать эмитенты эмиссионных ценных бумаг (далее – эмитенты ценных бумаг). И это понятно. Именно эта группа участников фондового рынка выпускает тот самый специфический товар (ценную бумагу), вокруг которого как раз и складываются все отношения на рынке.
В соответствии со ст. 2 Закона «О рынке ценных бумаг» эмитент – юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
Таким образом, выпускать ценные бумаги могут различные типы хозяйствующих субъектов. Акционерные общества вправе выпускать акции, облигации, опционы эмитента. Облигации могут выпускать и юридические лица, созданные и в других организационно-правовых формах, в том числе: производственные кооперативы; ООО; некоммерческие организации и др. Также выпускать облигации могут органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления. Однако основным эмитентом ценных бумаг, представляющим интерес для фондового рынка, бесспорно, являются акционерные общества. Это связано с тем, что именно они вправе выпускать акции, имеющие способность к свободному обращению на рынке ценных бумаг, т. е. число их потенциальных владельцев ничем не ограничено.
Значение процедуры раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Значение процедуры раскрытия информации на рынке ценных бумаг трудно переоценить.
Своевременное и надлежащее раскрытие информации чрезвычайно важно для различных групп участников рынка ценных бумаг, в том числе и для самих акционерных обществ. Дело в том, что акционеры и потенциальные инвесторы благодаря именно этой процедуре получают информацию, необходимую для принятия взвешенного решения об объекте вложения и направлениях инвестирования, что:
1) способствует росту эффективности рынка и увеличению объемов инвестиций;
2) снижает затраты на получение необходимой информации об эмитенте;
3) позволяет осуществлять инвестиции тем российским и зарубежным инвесторам, у которых существуют строгие стандарты инвестирования, запрещающие инвестировать в компанию, если она не раскрывает информацию о себе на регулярной основе;
4) защищает инвесторов от мошенничества, препятствует случаям использования конфиденциальной информации инсайдерами;
5) разрешает проблему конфликта интересов, обеспечивая общественный контроль за действиями руководства предприятия.
Раскрытие информации также в целом идет на пользу непосредственно самому акционерному обществу, поскольку оно свидетельствует о подотчетности менеджеров акционерам, прозрачности для участников рынка ценных бумаг и способствует поддержанию доверия к обществу. Надлежащее раскрытие информации также обычно приводит к снижению затрат акционерного общества на привлечение капитала. Раскрываемая информация может быть также полезна для других заинтересованных лиц. Кредиторы, поставщики, клиенты и работники акционерного общества могут использовать такую информацию для оценки собственного положения, реагирования на какие-либо изменения и организации своих отношений с обществом. И, наконец, полное раскрытие информации акционерными обществами жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций, поскольку такое раскрытие выступает одним из основных средств защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги.
Поэтому не случайно, что раскрытию информации на рынке ценных бумаг его участниками, и прежде всего акционерными обществами, уделяется особое внимание со стороны органов, регулирующих этот сегмент рыночной экономики.
Однако, как показывает практика, именно акционерные общества наиболее часто нарушают требования законодательства Российской Федерации по обязательному раскрытию информации на рынке ценных бумаг. И зачастую причина этого банальна. Их специалисты просто не знают о требованиях по раскрытию информации, распространяющихся на их компании, либо же не придают этим вопросам должного значения и внимания.
Так, например, в 2011 г. РО ФСФР России в ЮЗР было проведено 288 проверок интернет-ресурсов (сайтов) эмитентов на предмет раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а в I квартале 2012 г. таких проверок было проведено уже более 80. Весьма показательным является тот факт, что в ходе практически каждой проверки выявляются те или иные нарушения требований законодательства Российской Федерации в части раскрытия информации. И лишь в единичных случаях нарушений не выявляется. В результате в 2011 г. по итогам проверок сайтов в адрес эмитентов ценных бумаг было вынесено 281 предписание, а в I квартале 2012 г. таких предписаний было выдано 98.
Вместе с тем в настоящее время существует по крайней мере два фактора, которые должны побуждать руководителей акционерных обществ к раскрытию информации, «инвестиционный» и «законодательный».
С одной стороны, массовая приватизация в России привела к формированию огромного количества акционерных обществ, которые встали на путь самостоятельного развития в условиях рыночной экономики. Устаревшее оборудование и технологии зачастую не позволяют предложить потребителям продукцию, отвечающую современным мировым стандартам, и эффективно конкурировать с зарубежными производителями. В такой ситуации с особой остротой встает вопрос об инвестициях в модернизацию и развитие. Предприятия начинают раскрывать информацию о себе прежде всего под воздействием потребности в таких инвестициях. Инвестор, который не получит подробной и точной информации о том, на какие цели его деньги будут потрачены, каковы финансовые успехи и промахи объекта его предполагаемых инвестиций, отдаст их туда, где от него не только не скрывают информацию, а, наоборот, готовы предоставить ее для того, чтобы он принимал адекватные ситуации решения. Нет раскрытия информации – нет инвестиций.
С другой стороны, требования по обязательному раскрытию информации на рынке ценных бумаг акционерными обществами установлены законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Соответственно их нарушение способно привести к привлечению нарушителей к административной и даже к уголовной ответственности.
Так, в 2011 г. в отношении эмитентов ценных бумаг и их должностных лиц за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках (ст. 15.19 КоАП РФ), было возбуждено 71 дело об административных правонарушениях. Сумма наложенных штрафов составила 12 140 тыс. руб. Взыскано было 1896,27 тыс. руб. В I квартале 2012 г. по этой статье КоАП РФ было возбуждено 19 административных дел. Сумма наложенных штрафов составила 4820 тыс. руб. Взыскано было 1936,7 тыс. руб.
2. Нормативно-правовая база раскрытия информации на рынке ценных бумаг акционерными обществами
Как уже было отмечено, информационная прозрачность является одним из фундаментальных принципов функционирования современного рынка ценных бумаг. Это достигается посредством установления обязательных для соблюдения требований по раскрытию информации всеми участниками фондового рынка, и прежде всего акционерными обществами как основными эмитентами ценных бумаг.
Начиная с середины 1996 г. в основе нормативно-правой базы, регламентирующей раскрытие информации акционерными обществами, лежат законы «Об акционерных обществах»[4] и «О рынке ценных бумаг». Помимо них вопросы раскрытия информации эмитентами ценных бумаг всегда регламентировались нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами исполнительной власти, которые были уполномочены государством на регулирование российского фондового рынка, – первоначально ФКЦБ России, а после ее ликвидации – ФСФР России.
В свое время в развитие положений названных выше федеральных законов ФКЦБ России было принято более десятка подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих различные аспекты раскрытия информации эмитентами ценных бумаг. Однако, по всеобщему признанию, действовавший на протяжении длительного периода времени порядок раскрытия информации, регламентированный нормативно-правовыми актами ФКЦБ России, создавал определенные трудности и для инвесторов, и для самих эмитентов. Инвесторам он не давал гарантии того, что необходимая им информация будет оперативно раскрыта и они смогут ее легко найти в случае возникновения соответствующей необходимости. Нередка была ситуация, когда информация попадала инвесторам только через значительный промежуток времени. Это могло быть и три месяца, и даже полгода. Не соответствовал их требованиям и объем раскрываемой информации.
Акционерные общества порядок раскрытия информации не устраивал прежде всего в силу того, что различные аспекты этой процедуры регламентировало более десятка нормативно-правовых актов ФКЦБ России. Это серьезно затрудняло им возможность надлежащим образом исполнять все требования по раскрытию информации. Положение усугублялось еще и тем, что нередко требования к раскрытию информации акционерными обществами, содержащиеся в различных нормативно-правовых актах, пересекались и дублировали друг друга. Поэтому за последние десять лет правовые основы раскрытия информации акционерными обществами не раз претерпевали кардинальные изменения.
Так, если до середины октября 2003 г. эти вопросы регламентировались множеством постановлений и распоряжений ФКЦБ России (более десятка), то с 15 октября 2003 г. ситуация коренным образом изменилась. Большинство норм, регулирующих раскрытие информации акционерными обществами, были сведены в один нормативно-правовой акт – Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. № 03–32/пс[5].
Тем не менее, несмотря на это, порядок раскрытия информации акционерными обществами по-прежнему оставлял желать лучшего. Дело в том, что постановление ФКЦБ России № 03–32/пс охватывало далеко не все аспекты раскрытия информации акционерными обществами. Целый ряд требований к раскрытию информации акционерными обществами по-прежнему содержался в других нормативно-правовых актах. Так, например, раскрытие информации об аффилированных лицах акционерных обществ регламентировалось постановлением ФКЦБ России от 1 апреля 2003 г. № 03–19/пс[6]. Другими нормативно-правовыми актами ФКЦБ России регламентировалось и раскрытие годового отчета акционерного общества, годовой бухгалтерской отчетности и др. Это опять-таки вызывало определенные неудобства прежде всего у самих акционерных обществ, обязанных раскрывать информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Очередному пересмотру порядок раскрытия информации акционерными обществами подвергся уже после того, как в рамках широкомасштабной реформы структуры и системы органов государственной власти федерального уровня была ликвидирована ФКЦБ России, а на ее месте был создан новый регулятор российского фондового рынка – ФСФР России. В такой ситуации вполне естественной стала необходимость ревизии ФСФР России нормотворческого наследия своего предшественника. Это коснулось различных аспектов функционирования рынка ценных бумаг, в том числе и регламентации процедуры раскрытия информации акционерными обществами.
ФСФР России как новый регулятор российского рынка ценных бумаг издала свой нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг. Приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. № 05-5/пз-н[7] было утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, вступившее в силу с 10 мая 2005 г. Этот документ ФСФР России во многом оказался аналогичным документу ФКЦБ России, поскольку в него были перенесены все основные действовавшие ранее требования ФКЦБ России к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг.