Самообнаружение
Проблема в том, что мы путаем Истину с некой верной (правильной) точкой зрения на реальность. Но любая точка зрения ограничена, она не является чем-то всеобъемлющим. Истина же просто по определению должна быть всеобъемлющей, независимой от частных суждений. Точек зрения может быть много, а Истина – только одна.
Принимая какие-то точки зрения за Истину, мы глубоко заблуждаемся. И это порождает конфликт. Ведь если ты принял «свою» точку зрения на реальность за Истину, нечто всеобъемлющее – тогда иная точка зрения автоматически становится ложью.
Носитель иной точки зрения будет вызывать неприятие, ведь ложь – это плохо, зло, которое должно быть наказано или нейтрализовано – путём переубеждения. Но носитель иной точки зрения ровно тоже самое думает про вас, и будет точно также пытаться нейтрализовать, наказать зло, а в крайних случаях искоренить физически. Так возникает любой конфликт.
Мало того, в нашем индивидуальном уме порою соседствуют разные «истинные» точки зрения, которые находимся в постоянном конфликте друг с другом. Это называют внутренний конфликт или конфликт с самим собой.
Наша личность (индивидуальный ум) представляет собой сборную солянку из различных точек зрения, частных суждений о реальности. Поэтому то умом и невозможно понять Истину. Понять умом = найти верную точку зрения, то есть некое новое ограничение, но не Истину. Максимум, что мы можем понять – так это ограниченность всех пониманий, а дальше уму путь закрыт.
В течении жизни наши точки зрения на реальность меняются под воздействием окружения, порой на радикально противоположные. То есть меняется личность. Меняется тело, меняется ум, меняется всё, что мы считаем собой.
И тут впору заметить некоторую странность собственного мышления… Она состоит в том, что несмотря на происходящие с «нами» изменения, каким -то образом всё время есть несомненное чувство, уверенность что я это я. Это чувство радикально противоречит нашему обыденному мировоззрению.
Я был (а) ребёнком, затем юношей (девушкой), а теперь я взрослый (ая) Если бы Я и вправду было тождественно ребёнку, тогда юноша – уже не Я, это другое Я, а мужчина – снова другое Я. Однако каким-то образом мы уверены, что все эти три разных явления – есть одно и то же Я… Как же так? Где логика.
Очевидно, что это одно и тоже Я – как раз есть и то, чем мы в действительности себя ощущаем (а не считаем) и оно как бы объединяет разные личности, оставаясь в неизменном присутствии на фоне всех изменений. Настроение, мысли, эмоции, интересы – всё меняется каждую секунду, однако чудесным образом мы чувствуем себя всегда при этом собой. Как – будто все эти изменения нас не касаются.
Мысленно отделив это" чувство Я» от меняющихся проявлений ума, Ты заметишь, что у него нет никаких качеств, ему нельзя дать определения, оно безличностно. Единственно, что можно о нём сказать, так это что оно есть. Концентрация на «чувстве Я» как бы разворачивает внимание на самое себя. И тогда обнаруживается неизменное Бытие, которое является условием существования любой точки зрения.
Оно всегда было здесь, оно есть каждое мгновение -как ты мог не замечать этого? Само это Бытие и есть Истина – неизменное всеобъемлющее, объективное. Оно не может быть чем-то личным, моей точкой зрения. Любой обнаружит его как тоже самое бытие. Поэтому в нём не может быть никакого конфликта, а значит это Бытие само по себе есть Блаженство, удовлетворённость, оно самодостаточно. И несомненно – это и есть Ты. Это и есть искомое.
Такое самообнаружение – называют духовным пробуждением, но это ещё не конец духовного пути. Неизменное и изменчивость – аспекты Одного Целого Тебя. На следующем этапе Знание себя как вечного ничем не обусловленного бытия (СУБЪЕКТ), должно «объединиться» с знанием себя как изменчивого проявления (ОБЪЕКТОМ). Иначе конфликт продолжится, отрицание изменчивости в пользу неизменного, разделение на Я и не-я… Обретение окончательной целостности, "слияние субъекта с объектом» – конец всем конфликтам, просветление.
Вы и есть – то, что Вы ищете
Духовный поиск по сути своей ничем не отличается от поиска мирского. Да, обычный мирской человек – это тоже ищущий. Только он ищет удовлетворённости в чём-то внешнем. Новая вещь, поездка в красивое место, карьерный рост, богатство, власть… Мирскому человеку кажется, что он ищет вполне конкретные материальные вещи, но на самом деле он ищет нечто духовное, удовлетворённость, представляя, что эту удовлетворённость можно получить через внешнее. Однако никакая вещь или ситуация в себе удовлетворённости не содержит.
Постепенно, приходит разочарование в мирских целях и начинается так называемый духовный поиск, внимание человека обращается к своему внутреннему миру. Этот внутренний мир более тонкий и менее конкретный, это мир переживаний и ментальных образов. Разочаровавшись в грубом физическом мире, ищущий переходит в область тонких переживаний. Это поиск той же самой удовлетворённости – только уже на тонком уровне. Кто-то ищет некое состояние, которое принесёт долгожданную удовлетворённость, а кто-то ищет некую истину о реальности, которая должна удовлетворить ум или Бога, связь с ним – как выражение этой удовлетворённости. Всё это один и тот же поиск.
Но шутка в том, что сам этот поиск и есть выражение неудовлетворённости. Этот поиск не может закончиться победой, он всегда заканчивается поражением, все мнимые победы на ниве поиска имеют временный характер. Поиск создаёт идея разделения, идея наличия расстояния между ищущим и искомым. Эта самая идея и есть ваше эго. Хотя эго и приписывается статус живого сознающего существа, на самом деле – оно не является таковым. Эго – просто идея, которое раскалывает ваше сознание на части и создаёт поиск, неудовлетворённость. Если эта разделяющая идея разрушается, кажимость наличия расстояния между ищущим и искомым исчезает.
Вы пытались найти удовлетворённость, думая, что какое-то расстояние есть, между вами и удовлетворённостью. Однако, когда идея наличия расстояния уходит – тут же – Вы и есть удовлетворённость – дуальность схлопывается. Как бы Вы это не называли – то, что Вы ищете – блаженство, истина, свобода, вечность, Бог… Расстояния нет, Вы уже прямо сейчас это. Поиск – это движение в обратном направлении, от Себя. Прекращение поиска – возвращение к Себе.
И это возвращение может случиться лишь в тот момент, когда поиска больше нет. Ищущий должен потерпеть тотальное поражение, в котором больше не остаётся и толики какой-либо надежды. В этот момент ищущий прекращает своё «существование», его оживляла надежда. В общем то, его никогда и не было, как кого-то такого, был лишь процесс поиска. Этот процесс может быть растянут на многие жизни, пока существует идея разделения между ищущим и искомым. Перерождающаяся душа и есть этот процесс поиска, растянутый на эпохи.
Вы снаружи
Один сановник древнего Китая, интересовавшийся дзеном, спросил однажды учителя дзен: «Как достать гуся из кувшина, сидя в котором он вырос настолько, что уже не может пролезть через горлышко, не причинив при этом вреда гусю и не разбивая кувшина? "Учитель назвал сановника по имени, и тот ответил: «Да, учитель». Затем учитель сразу же сказал: «Ну вот, гусь снаружи»
Эта дзенская притча как нельзя лучше символизирует суть духовного пробуждения. Твой духовный поиск начинается не просто так, а потому, что ты ощущаешь себя ограниченным, эдаким гусём, сидящим в кувшине. Гусь в кувшине – это наше представление о себе, которое вырастил социум.
Как освободить гуся, который не может пролезть через горлышко, не разбив кувшина и не причинив гусю вреда? Эта задача неразрешима с помощью логики, это коан, тут бесполезно искать логическое решение (пытаться искать способ освободить гуся) – она предназначена для другого. Однако, все духовные учения занимаются ничем иным, как попыткой вытащить гуся из кувшина.
Вам говорят: нужно усердно практиковать, чтобы растворить кармическую обусловленность, преодолеть васаны и самскары, гипноз социума и т. Д. и т. п. Но на чём основана сама идея того, что Вам надо практиковать ради Освобождения? На том, конечно же, что Вы и есть тот самый несвободный, тот самый гусь кувшине.
Но на самом деле то, что гусь в кувшине, то есть ограничен – это и есть – ложное представление о себе, которое и создаёт иллюзию нашей собственной ограниченности, это наш ум. В реальности гусь всегда был снаружи, то, что он в кувшине – ваши иллюзии. Вот на что указывает мастер Дзен. Это мгновенная смена точки зрения, точки сборки.
Ваша ограниченность – это ваш собственный сон. Как только вы просыпаетесь – где тот самый ограниченный и страдающий персонаж из вашего сна? Его нет, да и никогда не было по-настоящему, он был продуктом Вашего воображения. Сновидящий за пределами сна, «снаружи».
Все усилия, которые были направлены на освобождение персонажа оказались частью этого сна. Ум, который говорит, что Вы являетесь смертным человеком, ограниченным существом живущем в материальном мире – это и есть ваш сон. Вы – за пределами ума.
Достаточно осознать это, обратить внимание, занятое образами сновидения к Себе, источнику этого сновидения. Только лишь это произошло, вся ваша карма исчезает в тот же миг. Где карма персонажа из вашего сна, когда Вы проснулись?
Самоочевидное Я
Тот, кто говорит: «Я познал свою истинную природу», – на самом деле познал лишь свои иллюзии. Тот, кто говорит: " Я обрёл, наконец, переживание Высшего Я», – глубоко заблуждается. Тот, кто говорит: «Я достиг Освобождения», – обманывает себя и других.
Разве То, что присутствует в любом акте познания и делает его возможным, может быть чем-то познаваемым? Разве То, что присутствует в любом переживании и делает его возможным, может быть чем-то переживаемым? Разве То, что никогда не было смертным телом или ограниченной перерождающейся душой, нуждается в освобождении? То, что воображает Себя «мной» или «тобой», разве это не Одно и То же?
Любая «духовная» практика, ставящая своей целью акт познания истины, трансцендентальное переживание или освобождение «несвободного» – только ещё глубже погружает в иллюзии. Все концепции, переживания, все состояния ума – не более чем мираж. Такое отношение к происходящему лишь и следует практиковать. В тот момент, когда ум станет пустым, только и возможно обращение внимания «внутрь», вслед за которым происходит Самореализация, переворот в сознании, духовная революция.
Самоочевидное Я или Самость обнаруживается как ваше исконное я. Оно никогда не терялось, а значит и не нуждается в обретении, оно никогда не было связано, а значит не нуждается в освобождении, вы не можете стать Им, так как всегда лишь Им и являетесь.
Вся ваша человеческая жизнь оказалась мимолётным сном этой Самости. О чём же печалиться, кому теперь страдать и куда-то стремиться? Что нужно проживать, утверждать или отрицать? Реальная Духовная Сущность не может прийти или уйти от вас, напротив, это Она меняет личности как перчатки.
Переживания приходят и уходят, постоянно меняются состояние ума и содержание мыслей, но с Реальной духовной сущностью ничего не происходит, она всегда незатронута и наслаждается этой изменчивостью как своей любимой игрой.
Природа ума изначально чиста
Слова – это только слова, правильных слов нет. В каждом учении указатели будут звучать по-разному. Однако тот, кто не привязан к словам, а стремится увидеть суть, смысл – тот угадает эту суть в разных словесных обличьях. Все разногласия между религиями связаны с интеллектуальным пониманием указателей и привязанностью к определённым смыслам слов. Я специально пишу об одном и том же разными словами, чтобы указатели могли подойти для адептов разных учений и различных типов умов. Этот указатель для буддистов.
Наш собственный ум не является стопроцентной кармической обусловленностью. Наряду с обусловленностью в нём сокрыта природная чистота и ясность, которая и побуждает к духовному поиску. Если наш ум – лишь обусловленности – как вообще тогда возможно просветление? Ведь мы – это и есть наш ум.
Поэтому остерегайтесь тех, кто предлагает полностью уничтожить ум, чтобы освободиться от всех ограничений. Уничтожая ум, мы уничтожим не только свои ограничения, но и свою природную чистоту. Только наш собственный ум – источник рая и ада, страдания и блаженства, Сансары и Нирваны. Ум одновременно является нашим Внутренним гуру, ведущим к освобождению от Сансары и внедрённым агентом этой самой Сансары. Рай или ад в уме? – выбор всегда за вами.
Духовный путь есть ничто иное как постепенное растворение кармической обусловленности в уме, в результате которого одновременно его природная чистота и ясность самораскрываются. И когда такое растворение произошло – это называют Нирваной или просветлением.
Мастер, знающий природу ума, видит вашу кармическую обусловленность и вашу природную чистоту, природу Будды одновременно, НО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОН СКОНЦЕНТРИРОВАН НА ЧИСТОТЕ И ВСЕГДА ОБРАЩАЕТ ВАШЕ ВНИМАНИЕ К НЕЙ, потому что именно переключение внимания в позицию чистого видения растворяет карму.
Если пытаться идти к просветлению с позиции обусловленности, видения себя ограниченным существом, мы никуда не придём, потому что сама такая позиция, такое видение и есть обусловленность.
Остерегайтесь «мастеров», которые фиксируют внимание на ваших недостатках, эго, непросветлённости, обусловленности кармой – они сами ещё пребывают в нечистом видении и пытаются самоутвердиться за счёт вас, утвердить себя просветлённого на фоне невежественного ограниченного ученика. Такие «мастера» не заинтересованы в вашем освобождении, они заинтересованы в непросветлённой пастве.
То, что есть
Завеса концептуального мышления скрывает нашу Духовную суть, заставляет видеть то, чего нет, вместо Того, что есть. Путь к духовному пробуждению, то есть открытию этой Сути, состоит в том, чтобы убрать эту завесу тем или иным методом. Все учения, медитативные практики, методы самопознания служат лишь для одной цели – отодвинуть концептуальную завесу, скрывающую Истину, опустошить ум. Однако зачастую метод, практика, учения принимаются адептом за самоцель.
Это тот случай, когда палец, указывающий на Луну, принимается за саму Луну. В этом случае создаётся новая устойчивая концепция: которая конечно же не приносит никакого освобождения. Опустошённый ум должен наполниться внерассудочным знанием Духовной сути. Сам же по себе пустой ум похож на бесплодную пустыню, в которой нет ни блаженства, ни творческого начала.
К примеру, видение иллюзорности всего проявленного – хороший метод для того, чтобы обратить внимание внутрь, ключ к двери, за которой – Бог. Однако если это видение культивируется как истина, тогда путь к самоосознанию закрыт, ум превращается в бесплодную пустыню.
Часть 2: Разотождествление с личностью
Исследуем, что есть личность
Личность включает в себя индивидуальные тело и ум, которые в общем-то составляют одно целое. Отождествление с личностью выражается у тебя в виде «присваивания», чувства «я» и «моё».
Мы говорим (и думаем) – моё тело, я толстый (ая) или стройный (ая), красивый (ая) или некрасивый (ая), мужчина или женщина, я похож (а) на отца или мать, я иду, я делаю это, вот мои руки, ноги, моё лицо и т. д. Таким образом выражается наше отождествление с индивидуальным телом.
Мы говорим (и думаем) – я спокойный (ая) или эмоциональный (ая), коммуникабельный (ая) или стеснительный (ая), я люблю это, а не люблю то, мне интересно (важно) то, а это не интересно (неважно), я так думаю, чувствую, хочу и т. д. – таким образом выражается отождествление с индивидуальным умом.
Разотождествиться с личностью = осознать, что всё вышеперечисленное на самом деле не я или не моё.
На интеллектуальном уровне осознать это довольно просто, потому что отождествления противоречат фактам. Они являются идеями, которые не имеют опоры в действительности. Одержимость этими идеями подобна гипнозу, внушению или некой паранойе. Однако за счёт того, что этот «гипноз» массовый, в человеческом коллективном сознании подобную одержимость принято считать нормой.
И в самом деле, совершенно очевидно, что «ваше тело» отнюдь не ваше. Оно появилось из соединения клеток ваших родителей, тоже самое можно сказать и об их телах. Если копнуть глубже, то это тело – результат всей биологической эволюции планеты Земля, а в пределе – над ним поработала вся Вселенная – ведь частицы из которых состоит тело -это вселенские частицы, которые находятся в глубинной взаимосвязи со всеми остальными космическими частицами. Где здесь какое-то" отдельное я»?
Точно также очевидно и что «ваш ум (характер, психика)» отнюдь не ваш. «Ваше» имя дали вам родители, вы его сами не выбирали себе. Все слова и понятия, которыми вы пользуетесь пришли из социума. «Ваше самосознание и мировоззрение» почерпнуто от окружающих. «Ваши» желания диктуются социальной средой, ваш характер -всего лишь набор шаблонов, сформированных взаимодействием с миром.
Если бы Вы родились в изолированном от остальной цивилизации племени папуасов, Вы никогда не захотели бы новый айфон или картофель фри из «Макдоналдса». Если бы Вы родились в США – русский язык и менталитет не стал бы вашим родным языком и менталитетом.
Пожалуй, достаточно… Достаточно очевидно, что все, что ты считаешь своим и «собой» по факту тебе никогда не принадлежала, там нет твоего ни капли. Тогда о каком «я» идёт речь?
На интеллектуальном уровне всё достаточно просто. Сложно лишь это принять. Мы так прикипели к этому тело-уму, как ребёнок к любимой игрушке. Нам очень не хочется с ним расставаться. Сложность лишь в этом.
А чтобы принять – тут нужно не просто поверхностное интеллектуальное понимание, тут нужна практика повседневного осознавания, созерцания всех якобы «своих проявлений» с новой позиции, с позиции действительных фактов.
Индивидуальность не самосуща
Пустота, обладающая бесконечным потенциалом проявления не является чем-то, присущим индивидууму, напротив – все индивидуумы формы этой Пустоты. Исследуя «свой» индивидуальный ум, духовный практик рано или поздно обнаруживает полное отсутствие в нём какой-либо самости, самосущего «я» и это поистине освобождающее открытие.
Все аспекты индивидуального ума взяты из Всеобщего Ума (Единого Сознания), нет ничего такого, о чём можно сказать, это «моё», присуще мне самому. Даже само понятие «Я есть» и способность осознавать не принадлежит мне самому, что уж говорить о каких-то личных качествах или особенностях физического тела. В итоге понятие «я сам» или я-мысль, оказывается простой абстракцией, у которой нет никакого реального соответствия. Об этом понятии в древних учениях говорят как о ребёнке бесплодной женщины или о рогах зайца.
Именно представление о неком самосущем «я», которое кстати может приписываться не только конкретному тело-уму, но и перерождающейся душе или индивидуальному сознанию (индивидууму) или осознающему аспекту ума (Наблюдателю) – является корнем невежественных представлений о реальности. Только при наличии твёрдой убеждённости в существовании ребёнка бесплодной женщины есть тот, кто ограничен, кто страдает, кто накапливает карму и т. д. Однако по факту этот страдающий «я сам» и есть само страдание, этот обусловленный «я сам» и есть сама обусловленность.
Пока представление о самосущем «я» не изжито, все духовные практики будут ложью, развитием, «уплотнением» этой идеи, а значит всё той же обусловленностью. Даже если Вы осознали иллюзорность всего сущего, видите мир как проекцию своего ума, но при этом осталась идея я-самости, которой и приписывается функция творения – всё это новая обусловленность, ничем не лучшая представлений о самосущем объективном мире.
Чипирование личностью
К нам приходят сами собой мысли, эмоции, какие-то внутренние импульсы возникают, неожиданные страхи или влечения, желания… Конечно, мы привыкли считать всё это своим, из нас самих исходящим. Тогда почему же тогда всё это происходит как бы автоматически, без нашего свободного волеизъявления?
Мы же не выбираем – грустить нам или радоваться, или вот сейчас стоит испугаться. Всё это как бы происходит само собой, осознаётся по факту. Мы так уверены, что сами являемся источниками собственных психических явлений, но одновременно с этим не в состоянии адекватно управиться и договориться с ними… так в чём же дело?
Сейчас стало модно говорить о предстоящем принудительном чипировании. Есть люди, которые настолько боятся этого, что готовы уйти в леса, жить в землянке, пещере или бункере, чтобы избежать чипирования… Право, это смешно… Правда в том, что мы все уже чипированы с самого раннего детства.
То, что мы называем своей личностью – это и есть то самый чип, который внедряется в чистое сознание ребёнка социумом. Окружающее излучает информацию, конгломераты смыслов. Когда эти конгломераты смыслов оформляются в устоявшуюся систему в сознании – можно сказать что человек уже чипирован.
С помощью этого чипа, социум, система управляет нами как своими марионетками. Это сделано так хитро, что человек воспринимает управляющие сигналы из чипа, как свои собственные побуждения, поэтому не может и не хочет противиться им.
С помощью программы отождествления, социальный чип под названием личность делает из человека идеального раба системы. Раба, не осознающего, что он раб. Раба, который принимает команды из чипа за собственную волю и разум.
Так что, зря Вы боитесь чипов, вы уже наглухо чипированы личностью. Этот тонкоматериальный чип намного опаснее техногенных игрушек.
Так что, не тех чипов надо бояться, а нейтрализовать воздействие личности на собственное сознание, путём разотождествления с ней.
Пробуждение от сна, длиною в жизнь
Представьте себе, что прямо сейчас Вам снится сон. В этом сне Вы считаете одного из персонажей реальным собой, человеком, который живёт в физическом мире, как-то взаимодействуя с ним. Вы кушаете, ходите на работу, у Вас есть семья. Мало того, в этом сне Вы ложитесь спать в кровати и видите другие сны – более расплывчатые и кратковременные.
Из-за того, что всё выглядит слишком реалистично, слишком логично и как-то обыденно что ли – у Вас и подозрения не возникает, что происходящее – лишь ваш собственный затянувшийся сон. В жизни что-то всё время не устраивает, но самое главное что не устраивает и как бы обесценивает всю вашу жизнь – это знание о предстоящей смерти.
Вы уже взрослый и видите, что окружающие люди стареют, а потом в какой-то момент превращаются в обездвиженные тела, которые хоронят или сжигают. Вы не знаете точно, есть ли какая-то иная посмертная жизнь, с одной стороны надеетесь на неё, а с другой стороны мало верите в это. Над Вами всё время висит дамоклов меч приближающегося конца.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги