Во время Отечественной войны 1812 года с 8 июля по 16 ноября Минск был занят французскими войсками, стал одной из штаб-квартир армии Наполеона, в городе было введено французско-польское правление. Перед уходом французы полностью разрушили и сожгли город. В конце 1812 года в Минске проживало около 3 000 жителей.
Минск начал восстанавливаться в середине XIX века. В 1846 году было построено Московско-Варшавское шоссе. В 1856 году в Минске побывал императора Александр II. Исследователь белорусской культуры и быта П. М. Шпилевский писал в это время в своей работе «Путешествие по Полесью и белорусскому краю»:
«Минск принадлежит к числу больших и красивых городов Западной России и при настоящем своем благоустройстве и обновленном виде, после пожара в 1835 году, может быть назван столицей Белоруссии. Он обширнее и щеголеватее Могилева и Витебска. За исключением Троицкого предместья, Татарского конца и некоторых глухих переулков по окраинам города, в Минске все дома каменные и большей частью очень большие, а улицы довольно гладко вымощены камнем и содержатся очень опрятно.
Раскинутый на горах и крутизнах Минск почти со всех трактов или въездов представляет прекрасный вид; но особенно открытый и картинный вид от Борисовского въезда, начиная от Комаровки. Пред вами раскидывается панорама нескольких гор, пригорков и крутых обрывов, устланных искусственными и натуральными газонами, большими садами, оранжереями, роскошными цветниками и обмываемых водами вьющейся, как змейка Свислочи, то в одном месте льнущей к набережной и текущей тихо, спокойно, то в другом как бы отпрянывающей от своих берегов, исчезающей в долине, а потом с шумом и каскадом выбивающейся наружу и лениво переливающейся через каменистое возвышение. По горам, по пригоркам красуются здания то высокие и широкие, то узкие и продолговатые, с черепичными крышами во вкусе средних веков, то, наконец, чистенькие, опрятненькие, зеленые или желтые домики с красными кровлями, узорчатыми ставнями и решетчатой оградой. Прежде всего бросаются в глаза рощи и аллеи огромного городского сада, потом здания Нового рынка с его квадратным бульваром, архиерейской крестовой церкви, почтовой конторы и лютеранского храма. Дальше совершенно обнажается перед вами громадная площадь Высокого рынка с величественными каменицами православной соборной церкви, римско-католического кафедрального собора, бернардинского монастыря и гостиного двора, сквозь которые выглядывает скромная деревянная Воскресенская церковь. Правее от высокого рынка город как будто разрывается и исчезает в долине Низкого рынка, закрытого Троицкой горой и валами древнего замка. Наконец, вдали от Троицкой горы вы видите широко раскинувшуюся Свислочь и опоясывающую собой некоторые части Татарского конца и православное кладбище Переску с его каменной церковью с золоченным куполом чисто русской архитектуры».
Большой толчок к развитию Минска дало создание двух железных дорог, прошедших через Минск в 1871–1874 годах – Московско-Брестская и Либаво-Роменская. Дороги связали Минск с центральными губерниями России, с Украиной, Польшей, Прибалтикой. К этому времени в Минске проживало около 30 000 человек. Более половины улиц были замощены, четверть городских домов – каменные, двух и трехэтажные. В городе работало дворянское пятиклассное училище, духовное училище, двухклассная приходская школа, католическая и православная духовная семинария, губернская гимназия, публичная библиотека. Частная типография издавала «Минские губернские ведомости». К 1874 году были построены депо, водопровод, конка, в 1894 году – электростанция, с 1890 года работал телефон, в 1890 году – построен и открыт театр.
В 1897 году в Минске было более 90 000 жителей и около 7 000 домов, из которых 5 000 – деревянных. За вторую половину XIX века площадь Минска увеличилась в десять раз. В городе действовали Минское научное общество врачей, общество любителей изящных искусств. В 1900 году в Минске работало шестьдесят фабрик и заводов и три тысячи рабочих. В 1901 году с большим успехом в Минске прошла юбилейная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. К 1913 году в Минске проживало более ста тысяч человек.
В октябре 1915 года Минск стал прифронтовым городом, в котором располагался штаб Западного фронта российской армии – второй год шла Первая мировая война. С 1 января 1919 года Минск – столица Белорусской Советской Социалистической Республики. После Гражданской войны началось восстановление Минска, который в 1924–1934 годах являлся центром округа, с 1934 года – района, с 1938 года – Минской области.
К 1939 году в Минске проживало четверть миллиона жителей. Еще за десять лет до этого была создана Академия наук БССР, пущен городской трамвай, заработало радио, действовало пять театров, четыре музея, десять институтов.
Фашисты ворвались в Минск на шестой день Великой Отечественной войны. За период оккупации с 28 июня 1941 года по 3 июля 1944 года захватчики превратили город в руины. Минск был восстановлен к 1950 году, хотя реставрационные работы продолжались еще много лет. До 1950 года были построены Минский автомобильный завод, тракторный завод, множество других предприятий. В этом году в Минске – около 300 000 жителей, в 1959 году – более полумиллиона, в 1970 году – около миллиона, в 1972 году – превысило один миллион жителей.
В 1974 году Минск было присвоено звание «Город-герой».
С 1991 года Минск – столица независимой Беларуси, крупнейший промышленный и культурный центр. Через Минск идут четыре железные дороги – на Москву, Вильнюс, Брест, Гомель, через город проходит автомобильная дорога Москва – Брест, автодороги на Витебск, Гомель, Могилев, Вильнюс, Полоцк, Слуцк.
В Минске десятки вузов, более сотни учебных заведений.
В Минске более десяти музеев – гордость белоруской культуры: Истории и культуры Беларуси, Художественный, Истории Великой Отечественной войны, Народной архитектуры и быта, Современного изобразительного искусства, Зоологический, Землеведения, Истории белорусской литературы, Истории театральной и музыкальной культуры, Максима Богдановича, Янки Купалы, Якуба Коласа.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги