Ответили Хаймур на молитвы или же то была случайность, Васьхо улыбнулась удача: Тродек ранил кхо в руку и ударом ноги повалил его на землю, но сделав шаг вперед, бугар наступил на наконечник стрелы, застрявший в щите мертвого солдата. Тродек пошатнулся и на миг потерял внимание. Этого мига хватило Васьхо, чтобы он прыгнул и его меч вонзился в глаз бугара.
Генерал Аскихата упал замертво. Но не отступила его дружина, а с еще большей яростью набросилась на Васьхо. Его воины встали пред ним и защитили командира. Подвет помог Васьхо уйти из под копий врагов. Рука Васьхо кровоточила, а ноги дрожали. Он чувствовал себя униженным и слабым. Он понимал, что бой был выигран не совсем честно, и его солдаты тоже видели это.
Со смертью Тродека, поднялся дух воинов Дакората. Но враги не дрогнули. Битва продолжалась до глубокой ночи. Васьхо поднялся на холм и оттуда следил за битвой. Не чувствовал он радости от этой победы. Ведь устрашился он перед противником, и готов был просить о пощаде. Но в сердце Васьхо горел яркий огонь, потому он не отчаялся, а решил, что надо ему упражняться еще больше, чтобы не было и в целом мире воина лучше него.
Король Чокар пришел в ярость, когда узнал, что Кхотовран с пятьюстами воинами разгромил его войска и убил и второго его друга и сильнейшего воина.
Чокар разгромил войска Урона и вместо того чтобы напасть на столицу Роккота, он повел войска на крепость Васьхо. У Роккота больше не было сил, чтобы отправлять их на помощь. У Васьхо осталось всего триста солдат, готовых к бою. Но не оставил он крепость, ибо пришла к нему весть с юга. Мауркир разбил последние силы Аизага, и теперь спешил на помощь к Васьхо.
Войско Аскихата успело раньше, и осадило крепость. Но скоро узнал Чокар, что близиться армия Мауркира, и начал штурм на рассвете. До полудня удерживал Васьхо крепость, пока не подоспели на помощь наездники Унраша, что шли впереди войска Мауркира. Против них вывел Чокар своих всадников. Вскоре подоспело и остальное войско. Мауркир сам вел его, скача впереди всех. Знамена с тремя звездами Муэлисов развевались на ветру.
Когда битва развернулась за стенами, Васьхо открыл ворота и повел, немногих оставшихся, солдат в бой. И толах Урон не пропустил такую славную битву, он прибыл на помощь со своей дружиной, точнее с тем, что от нее осталось. «Битвой Последней Надежды» назвали то сражение. Снова и снова сходились войска на поле, и битва длилась четыре дня. Закончилась Битва Последней Надежды победой союзных сил Дакората и Роккота. Мауркир получил славу спасителя Роккота, но и подвиги Васьхо не были забыты.
Чокар бежал обратно в Алаут. А Мауркир последовал за ним, освобождая города и деревни Роккота. Когда же все земли Урона были освобождены, война закончилась, но только на время. Чтобы Чокар не начал собирать новые войска, Мауркир предложил Арсу и Урону собрать новые войска и пойти в поход против Аскихата, чтобы закончить войну навсегда. Толахи согласились, но на то, чтобы оправиться от этой войны и собрать новые войска понадобилось пол года. Когда подошло время, Мауркир сам повел союзные войска в поход. Васьхо следовал за ним в этом походе, и возглавлял один из легионов, как и Вардрон. Вместе они приносили победы Мауркиру. В Алауте боялись даже имен полководца Дакората и двух его лучших командиров. Два года длился поход Мауркира, на земли Аскихата. И много сражений выиграл он.
Но не стал Чокар мириться с поражением. Он лично отправился на север, к Войгуру ─ правителю Ментии, государства между Священными горами и Хранимым морем. Чокар пообещал Войгуру платить дань, десять лет, если он отправит помощь и спасет от захватчиков. Войгур согласился, и вместе с королем отправил войско большое, коим командовал наследник Ментии.
Когда подошло то войско, Мауркир был уже в нескольких днях пути от Алаута. И там, среди вершин Добарбугата, произошла еще одна великая битва. Принц Ментии – Тануур, возглавил войско Аскихата и Ментии, и напал на войска Дакората, у подножия горы Шаур, второй по высоте вершины Добарбугат. Кровавое то было сражение. Уступало войско Мауркира в числе, но спасало их то, что выросли они среди гор, и лучше сражались на склонах. Однако не было в той битве победителя и проигравшего. До темноты продолжали они биться, потом оба войска отступили. Увидел Мауркир силу воинов Ментии, и развернул свои войска. На том и закончился его поход в Алаут.
Силы Чокара и Тануура отбросили Войска Роккота от своих земель. Стороны подписали мир, и никто из них не получил выгоды от той войны. Однако на западе Дакорат одолел своего давнего врага – княжество Аизаг. Мауркир пленил толаха Гайхира и захватил все его земли.
Высоко оценил толах, подвиги героев войны. Вскоре после окончания войны, Медар Дралс умер от болезни, и место его было предложено Мауркиру Муэлису. Но аран отказался от такой чести и посоветовал на это место Вардрона. Арсу послушался совета Мауркира. Впервые за тысячу лет простой солдат сумел достичь ранга военачальника Дакората. Васьхо же получил титул халлокая. Никогда еще рабы не поднимались так высоко.
В Красных горах нашли железную руду, вблизи деревни Исрад. Арсу тогда решил, что земли эти более не будут считаться частью Дубну. Назвал он их Ахумнал – Горные земли, границами Ахумнала служили Красный лес, с трех сторон и горный хребет на севере, за которым лежали земли Роккота. Этой землей и начал править Васьхо. И решил он построить замок, рядом с Исрад там, где он одолел Камдолада и обрел славу много лет назад. Кхотовран теперь стало не прозвищем, коим кличут друзья и солдаты, но именем рода Васьхо. Своим гербом Васьхо выбрал черного товрана на зеленом фоне.
Унраш, желал стать халлокаем на своих землях, но рад был, что им стал не чужак, а друг его Васьхо. К тому же сделал халлокай Унраша своим советником и командиром личной дружины. А Подвет стал телохранителем Васьхо.
Два года жил Васьхо в Исраде, отказавшись от резиденции в городе Этилауг, пока строился его замок. Когда же, наконец, замок был достроен, он получился великолепным. Одной своей частью замок уходил прямо в скалистый склон горы, а с других сторон его окружали стены с высокими башнями. Над самим замком так же возвышались три башни, построенные в честь трех богов ─ Братьев: Мариха, Коруза и Укана.
Глава V
Жил и правил Васьхо в своем замке, многие годы, в мире и спокойствии. Лишь изредка он выезжал с войском на войну, дабы смирить племена Достака. И этого от него не требовали, только сам он не мог долго сидеть без войн, а потому просился во владения Мауркира, желая сразиться с врагами.
Правил Ахумналом Васьхо мудро и справедливо. Народ любил его и восхвалял как великого героя. Горцы, хоть и гордый народ, считали его своим защитником и покровителем, и даже не вспоминали о том, что родился он далеко от этих мест. Добыча железа принесла достаток в земли, и Замок Кхотовран стал красив, и величественно возвышался над лесом.
Однако в замке том было пусто. Не было там госпожи и не бегали там дети. И сам Васьхо подумал о том же, но только когда прожил там много лет. Считал он, что его жена должна быть из рода господ. Однако мало было в Дакорате господ среди кхо, и самих кхо было мало. Но когда понял Васьхо, что более не утешают его куртизанки и что пустоту в доме не заполнить золотом и славой. Решил он посоветоваться с другом своим, Мауркиром. Халлокай к тому времени был уже давно женат.
─ Разве не зовется этот город Кхолордом, что значит Стойбище кхо, ─ сказал аран, когда Васьхо приехал к нему. ─ Найду я тебе достойнейшую из девушек.
Вскоре, Мауркир позвал Васьхо к себе, и сказал ему:
─ Друг мой. Я выполнил твою просьбу. Есть девушка, прекрасная, умная и скромная кхола.
─ Чья она дочь? ─ спросил Васьхо.
─ Ее отец служит мне, его зовут Геттор. Он славный командир.
─ Всего лишь командир? Без рода?
─ А какая разница, друг мой?
─ Я халлокай и прославленный герой страны.
─ Васьхо! ─ сказал аран, уже более суровым тоном, ─ ты был некогда рабом, а теперь презираешь девушку за то, что ее отец всего лишь командир гарнизона?
─Родился я свободным, и ныне я тоже не раб.
─ Одумайся, или останешься ты, навечно одинок. Имя и род мужа прославляют жену.
Васьхо ушел тогда, гордыня застилала его разум туманом. Но прошло время, и не смог Кхотовран найти более достойную партию. Васьхо искал жену и в других странах, но и там не преуспел. А пустоту в его доме и в сердце ничто не заполнило. Тогда вернулся он к Мауркиру и просил у него прощения. Аран простил его, ибо никогда не держал он обид долго.
─ Подумал я о твоем выборе, ─ сказал Васьхо. ─И хочу увидеть ту девушку. Я доверяю твоему слову, но кхо лучше, чем аран разбирается в красоте своей расы.
Для того чтобы удовлетворить каприз друга Мауркир устроил пир, куда пригласил всю знать и командиров. И проследил, чтобы Геттор с дочерью явились туда. В дворцовом зале собралось много гостей. Среди них были и старые друзья Васьхо, воевавшие под его началом в Роккоте и Аскихате, но кхо в тот вечер они не интересовали. Мауркир сидел во главе стола, Васьхо сидел справа от него, а слева расположились жена Мауркира ─ Анкриес и его сын Борин, которому уже исполнилось шестнадцать лет.
Васьхо оделся в тот вечер подобающе случаю. В зеленый с коричневым наряд и длинный плащ. К тому же Васьхо сплел косу из своих длинный волос. В бороду, которую он отпускал последние пару лет, Васьхо так же вплел пару кос. Не у многих кхо росла борода, но Васьхо с этим повезло. Его борода была такой же густой как у северных кхо с Риденелы.
Геттор явился на пир с опозданием. Мауркир указал на него другу. Геттору на вид было около ста пятидесяти лет, он был высок, держался прямо. Шерстка его была ярко-оранжевой. Вслед за ним в зал вошла девушка. Статная, с хорошей фигурой, с таким же окрасом, как и у отца, но чуть светлее. Глаза у нее были голубые. Одета кхола была недорого, но со вкусом. На ней было лиловое платье и белая шаль. Она мягко и грациозно прошла по залу и, встав за отцом, поклонилась Мауркиру и Васьхо.
─ Разве не говорил я, что она красавица? ─ спросил аран, заметив восхищенный взгляд друга. ─ Мужчина, разбирается в женской красоте, будь то кхо, аран или даже артан. Настоящая красота видна всякому.
─ Воистину ты был прав. А как зовут ее, знаешь?
─ Знаю. Моя супруга и это узнала. Девушку зовут Реана.
─ Прекрасное имя. Я не буду ждать и дня. Пойду к ее отцу.
─ Погоди ты. Или не знаешь традиций? Не сватаются на пирах и праздниках. Пойдешь завтра.
─ Хорошо. Это будет самая долгая ночь для меня.
─ Дольше чем та, которую мы провели в окружении ментийцев, не зная, откуда они нападут? ─ сказал Мауркир, вспоминая войну с Аскихатом. ─ Иди лучше станцуй с ней.
─ О, нет. Я не смогу.
─ Что такое? Отважный генерал Кхотовран, боится танцев? У тебя ведь было сотни девушек.
─ Замолчи. Я не боюсь, просто, ─ Васьхо не нашел слов и просто приложился к бокалу.
Мауркир посмеялся и встал, чтобы сказать очередной тост за здравие толаха. А Васьхо так и не вышел потанцевать. Весь вечер он сидел и наблюдал за девушкой. И чем дольше смотрел, тем больше он восхищался ее красотой.
На следующее утро, Васьхо с Мауркиром отправились к дому Геттора, что стоял на окраине Кхолорда. Удивился командир, увидев столь важных гостей у порога, но быстро понял, зачем они пришли. Он пустил их в дом и угостил лучшей едой, которая у него была. После, Мауркир заговорил:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги