Книга Основы экзистенциального анализа - читать онлайн бесплатно, автор Альфрид Антон Лэнгле. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Основы экзистенциального анализа
Основы экзистенциального анализа
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Основы экзистенциального анализа

Самотрансценденция – выход за пределы себя.

1.2.2. Общее определение экзистенциального анализа

Если рассматривать человеческое «бытие в мире», то экзистенциальный анализ можно определить так:

Экзистенциальный анализ – это анализ условий, необходимых для исполненной экзистенции.

Такое широкое определение позволяет нам дать первое, пока еще очень философское, раскрытие этого понятия. Чтобы сделать непростой для понимания термин «экзистенция» несколько более пластичным, полезно соотнести его с его противоположностью.

Экзистировать vs вегетировать. Экзистенция (или экзистировать) с практической точки зрения означает такой способ жизни, который является противоположностью того, чтобы просто вегетировать. Используемое в повседневной речи слово «вегетировать» означает такое состояние, когда человек перестает сопротивляться условиям жизни, а как жертва отдает себя им во власть. В большей или меньшей степени он занят выживанием. Такие состояния знакомы каждому человеку, например при истощении, болезни, сильной боли, страхах, тревогах и т. п.

Напротив, экзистенция означает активную, связанную с принятием решений вовлеченность, самоотдачу, иногда даже полное посвящение себя чему-то (англ. dedication), экзистировать означает «мочь-жить-с-самоотдачей». Решаясь на что-то, вовлекаясь во что-то, ангажируя себя, человек «целиком» становится собой, он становится «целым» и тем самым «исцеляется»[9].

Благодаря самоотдаче «вещам» в мире Person делает их «своими» (Jaspers, 1941, 398), из этого возникает эмоциональная связь с миром. Предпосылкой для этого является духовная открытость Person вовнутрь и вовне (см. подраздел 2.3.2).

Экзистенция – это взаимодействие Person с собой и с миром. Если это происходит «по-настоящему», с персональными переживаниями и ощущением персональных ценностей, с занятием собственной позиции, при реалистичной соотнесенности с данностями и в открытости более широким контекстам, то весьма вероятно, что экзистенция будет проживаться как исполненная. Экзистенциальный анализ видит своей целью подвести человека к таким возможностям и помочь ему их реализовать.

Открытое взаимодействие с жизнью и занятие позиции по отношению к ней делают жизнь более исполненной.

1.2.3. Сферы задач экзистенциального анализа

Из этого предварительного описания уже можно сформулировать задачи экзистенциального анализа, поскольку указанный «анализ условий» достижения исполненной экзистенции должен осуществляться как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Теория и практика как две сферы задач. В любой психотерапии, в том числе в экзистенциальном анализе, с точки зрения праксеологии (= эффективности практической деятельности) есть две сферы задач, а именно: 1) разработка теории, понимания человеческого бытия (с ее помощью обосновывается вторая сфера задач); 2) практические методы. Каждая из этих сфер является согласованной (когерентной) внутри себя и эмпирически валидизируемой.

Экзистенциальный анализ исследует условия исполненной экзистенции человека:

• в теоретическом;

• практическом аспекте.

В теоретическом плане экзистенциальный анализ занимается вопросом: «Что необходимо человеку, чтобы прийти к исполненной жизни?»

На практике речь идет:

• о методическом вопросе: «С помощью каких средств человек сам может способствовать тому, чтобы прийти к исполненной жизни?»;

• о конкретном индивидуальном вопросе: «Что необходимо данному пациенту, чтобы он смог прийти к исполненной жизни? Чего не хватает этой Person для исполненной жизни?»

Экзистенциальный анализ как теория человеческого бытия и проживания жизни занимается сущностью человека и условиями экзистенции. Основополагающими при этом являются следующие вопросы:

Экзистенциальный анализ включает в себя рефлексию человеческого бытия.

1. Что такое хорошая и исполненная жизнь? С этим фундаментальным вопросом связаны многие другие вопросы, например: кто такой человек? Что нужно человеку чтобы быть самим собой и с достоинством проживать свое бытие в мире? Какие содержания должны присутствовать, чтобы он мог прийти к исполненной жизни? По каким признакам можно распознать хорошую жизнь? Что в исполненной экзистенции зависит от самого человека, а что является заранее заданным? Как может вести себя человек по отношению к тому, что нельзя изменить?

На эти вопросы в экзистенциальном анализе отвечают фундаментальные исследования, занимающиеся изучением картины человека (антропологии) и теории экзистенции. Такие исследования являются междисциплинарными, они связаны с психологией, философией, медициной, нейробиологией, теологией, педагогикой и социологией.

Фундаментальные исследования являются междисциплинарными.

В экзистенциальном анализе речь идет также о применении этой теории на практике. Центральный практически-методический вопрос звучит так:

2. Существуют ли методы, упражнения, средства и пути, позволяющие прийти к исполненной и хорошей жизни? Что сам человек может сделать для того, чтобы его жизнь была исполненной? Какие практические рекомендации могут помочь ему в этом? Как может человек соответствовать своей сущности перед лицом судьбы, которую нельзя изменить?

Экзистенциальный анализ – это также практика проживания жизни.

3. Однако прикладная составляющая экзистенциального анализа не ограничивается только разработкой методов. Ее вершиной является персональная работа с конкретным человеком (практическая психотерапевтическая или консультативная). При этом в конкретной экзистенции (конкретной жизни пациента в его актуальной ситуации) высвечиваются экзистенциальные содержания, а терапия осуществляется с помощью феноменологического анализа ситуации и Person, мобилизации персональных ресурсов в диалоге, проработки содержаний фундаментальных мотиваций, а также с помощью шагов метода персонального экзистенциального анализа (ПЭА).

При этом экзистенциальный анализ направлен на лечение (консультирование, терапию) патологических феноменов, препятствующих проживанию человеком его жизни с чувством внутренней исполненности. Причиной этого в общем и целом являются страдания или проблемы, в возникновение которых сам пациент внес свой собственный вклад. Поэтому (отчасти) достижение изменений зависит и от него самого.

4. Салютогенетическая[10] работа и профилактика. От фундаментальных исследований производны также практические вопросы, связанные с поддержанием и даже с достижением душевного здоровья, а именно с превентивными мероприятиями (позволяющими минимизировать вред от воздействия ситуаций и способов поведения, которые хотя и не являются патологическими, но снижают качество жизни) и с профилактикой (то есть с предотвращением возможных нарушений/ расстройств и заболеваний). В эту сферу (которая более всего выигрывает от разработанности экзистенциального анализа и антропологии как знания о сущности человека) попадают также такие направления, как воспитание и личностное развитие.

В сфере профилактической работы выделяют содержательно-теоретическое и практико-методическое направления. Кроме того, экзистенциальный анализ как концепция салютогенеза и психологии здоровья может использоваться в различных областях, таких как педагогика, психология и медицина, а также в различных прикладных формах работы, например по развитию личности, воспитанию, самопознанию, проводимому как в групповом, так и в индивидуальном режиме.

5. Эмпирические исследования и контроль качества. Теория, методики и конкретная практическая работа подлежат постоянной эвалюации[11]. Этому служат эмпирические исследования с использованием стандартизованных тестов и качественные исследования (которые имеют особое значение для экзистенциального анализа) вплоть до супервизии и интервизии.

1.2.4. Психотерапевтическое определение экзистенциального анализа

Теперь, после того как мы сформулировали общее определение экзистенциального анализа как теоретического и терапевтического направления, в этом разделе речь пойдет о нем как о психотерапевтическом методе. Особенность присущих ЭА технологий заключается в том, что они направлены на динамику Person и диалогику ситуации, вследствие чего для экзистенциального анализа более всего подходит определение, даваемое через характеристику входящих в него процессов (процессуальное определение).

За счет привязки к основополагающим методическим шагам мы раскрываем суть практического способа действий. Поскольку мы соотносимся с методикой и процессом работы, речь идет о предметно-научном определении экзистенциального анализа.

Процессуальное определение

Экзистенциальный анализ – это феноменологическая по методу, персональная психотерапия, цель которой состоит в том, чтобы помочь человеку (его Person) прийти (духовно и эмоционально) к свободному переживанию, способности занимать аутентичную позицию и ответственному обхождению с собой и с миром.

Рассмотрим это определение детальнее.

1. «Экзистенциальный анализ – это психотерапия…» Это означает следующее: ЭА претендует на то, что он может применяться для лечения психических, психосоматических и психосоциальных расстройств и что это происходит с опорой на научные знания и рефлексию. Как психотерапевтический метод ЭА должен быть таким, чтобы ему можно было обучать и чтобы его можно было проверять (это требования, в частности, австрийского закона о психотерапии).

2. «феноменологическая по методу…» Методический репертуар экзистенциального анализа основывается на феноменологическом методе (см. подраздел 4.5.1), то есть ЭА не прибегает к интерпретациям, а исходит в первую очередь из индивидуальности, уникальности и своеобразия Person и ее конкретных переживаний. ЭА работает прежде всего с этими индивидуализированными элементами и в меньшей степени с общепсихологическими знаниями, например о законах обучения, о памяти или об устройстве восприятия. Для него речь идет главным образом о «видении сути» – о понимании существенного в ситуации и о взгляде на сущность Person и ее мотивации. Поэтому, будучи феноменологической терапией, ЭА является понимающей и индивидуализированной психотерапией.

Феноменология: взгляд направлен на существенное.

3. «персональная…» Эта феноменология является персональной, то есть в центре ее внимания находится Person с ее ресурсами. Person – это центральное понятие в ЭА, которое подробно раскрывается нами в одном из учебников, входящим в целую серию учебных пособий (см. раздел 3.2). Коротко говоря, под Person понимается «свободное в человеке» (Frankl, 1959, 684 f). Имеется в виду такая способность человека, благодаря которой он приобретает автономность, поскольку может принимать решения. Через бытие Person человек обретает свое достоинство.

Понятие Person является центральным.

4. «…помочь человеку (его Person)». Происходит мобилизация Person с ее силой. Основной силой Person является воля, опирающаяся на восприятие, чувства и понимание. ЭА имеет дело прежде всего с персональными силами и в меньшей степени с психодинамическими, поэтому реже оперирует такими методами, как, например, отреагирование («побить подушку» или «покричать в лесу» и т. п.). Центр тяжести в ЭА лежит на обнаружении внутреннего согласия, занятии позиции, на ответственности, совести, аутентичности, диалоге и видении инаковости.

Экзистенциальный анализ работает преимущественно с персональными силами.

5. «переживание…» Как персональное и феноменологическое направление экзистенциальный анализ занимается конкретным переживанием Person. Персональное субъективное переживание – это основная точка приложения сил в психотерапевтической работе и то, вокруг чего вращается вся эта работа. Экзистенциальный анализ можно определить как психотерапевтическое направление, ориентированное на переживание[12]; он занимается вопросами, связанными с переживанием. В частности, помогая человеку бросить курить, мы работаем, например, с таким вопросом: «Что ты переживаешь, когда выкуриваешь сигарету?» В субъективном переживании человека содержится вся жизненно важная информация – ее и требуется получить, если мы хотим добиться устойчивых изменений в его установках и поведении.

Переживание – основная точка приложения сил в экзистенциально-аналитической терапии – содержит в себе всю жизненно важную информацию.

6. «свободное переживание…» Переживание является свободным, когда человек может допустить то, что он ощущает, чувствует (в том числе интуитивно), испытывает на опыте. С пациентами нужно работать над тем, чтобы они не подавляли, не вытесняли, не отщепляли свои переживания, не проходили мимо них, не искажали их. Так формируется привычка к «феноменологии по направлению вовнутрь», к тому, чтобы с любовью открыться и смотреть, что рождается у тебя внутри, что там было затронуто, пришло в движение. Такая открытость по отношению к себе самому ведет к тому, что человек становится восприимчивым к происходящему с ним (самопринятие).

7. «духовно и эмоционально свободное переживание…» Это более подробное описание «свободного». Свобода относится к мышлению, чувствам и чутью. Духовность такой свободы наряду с выбором (иногда возможным) того, что мы переживаем, заключается также в занятии позиции по отношению к переживаемому.

8. «занятие позиции…» Занять позицию означает обнаружить, как я сам отношусь к данной ситуации или предмету. Занять позицию необходимо, чтобы я мог внутренне найти себя в том, что произошло, или в том, что есть.

Занятие позиции необходимо, чтобы внутренне найти себя.

9. «аутентичной… (позиции)». Эта позиция должна соответствовать Person, быть согласованной с ее сущностью, быть подлинной, настоящей.

10. «обходиться…» Мы должны помочь Person прийти не только к свободному переживанию и занятию аутентичной позиции, но и (это третий важный момент) к конкретному действию, активности, к мочь-действовать.

11. «…с собой и с миром» Это мочь-действовать относится к двум сферам: к внутреннему и внешнему миру, к интра- и интерперсональному.

12. «…ответственному (обхождению)». Мочь-действовать должно быть таким, чтобы у человека было чувство и убеждение в том, что он может стоять за то, что он делает, и брать на себя ответственность за это.

Ответственное действие становится возможным благодаря переживанию и занятию позиции.

Этапы психотерапевтического процесса. Этапы психотерапевтического процесса представлены и подробно описаны в методе персонального экзистенциального анализа (ПЭА) (Längle, 1993а; 2000b) и являются каркасом для научного определения экзистенциального анализа (более подробно они описаны в разделе 3.2). Для лучшего понимания определения сейчас мы кратко остановимся на тех уровнях, с которыми работают в ЭА:

• видение реальности – работа с восприятием фактического;

• впечатление и переживание – работа с эмоциями и когнициями;

• занятие персональной позиции – интегративно-биографическая работа;

• формы выражения позиции вовне – работа с аутентичной и соотнесенной с ситуацией активностью;

• поведение – упражнение в осмысленных, основанных на личной ответственности действиях и их реализация.

В персональном экзистенциальном анализе описаны этапы психотерапевтического процесса.

Переживание и понимание как точка приложения сил в психотерапевтической работе. Если персональное переживание является исходной точкой психотерапевтической работы, то это означает, что экзистенциальный анализ занимается персональной активностью, то есть тем, как человек прямо сейчас справляется с жизненной задачей, которая встала перед ним. Эта задача в ее теперешнем и биографическом (идущем из прошлого) виде просвечивается и «сканируется» интуитивным чутьем с точки зрения жизненной перспективы в будущем. Хотя в экзистенциально-аналитической работе основной фокус внимания направлен на процессы переживания и понимания, но здесь также, пусть и во вторую очередь, занимаются объяснением, когнициями, обучением, упражнениями и т. д. Психотерапевтический процесс начинается с феноменологического анализа, переходит к эмоциональности как центральной составляющей переживания, чтобы затем прийти к прояснению установок и позиций, которые в результате становятся (новыми) основаниями для действий.

Терапия – это во многом работа с эмоциональностью, центральной составляющей переживания.

Экзистенциальная динамика. Лучше понять, что такое экзистенциальный анализ, помогает знакомство с концепцией экзистенциальной динамики (см. подраздел 2.3.1). Имеется в виду концепция, согласно которой человеческое бытие рассматривается как постоянно «находящееся-под-вопросом», как запрошенное переживаемыми и интуитивно ощущаемыми ценностями (отношениями, задачами и т. д.), которые «о чем-то говорят» и которые поэтому не оставляют человека «равнодушным». С этим связан экзистенциальный поворот в нашем восприятии бытия: человек (благодаря своей свободе) начинает видеть себя как того, с кем заговаривает и кого запрашивает жизнь, а не как того, кто только сам спрашивает и требует чего-то от жизни. То есть с экзистенциальной точки зрения к человеку ситуация его жизни предъявляет какое-то требование, а у него есть возможность дать такой ответ на «запрос ситуации», который является наилучшим в данных обстоятельствах. Давая такие ответы, человек становится «ответственным» за свою жизнь (Frankl, 1946a, 72). Здесь экзистенциальный анализ переходит в логотерапию.

Переживаемое никогда не оставляет нас равнодушными, но всегда содержит в себе динамику, идущую от запрошенности.

1.3. Определение логотерапии

Экзистенциальный смысл (логос) определяется как наилучшая возможность (для действия, установки или переживания) в данной ситуации. Сегодня в GLE логотерапией называется такая форма консультирования или лечения, которая конкретно посвящена тематике, связанной со смыслом.

Смысл – это наилучшая возможность в данной ситуации.

Поэтому краткое определение логотерапии можно сформулировать так:

Логотерапия – это сопровождение человека и помощь ему в поисках смысла.

Цель логотерапии. Целью логотерапии является поиск смысла (особенно при его потере) или углубление переживания полноты смысла (полноты жизни) через обнаружение ценностей и подведение человека к свободно выбранной ответственности (личной ответственности).

Обнаружение структурных взаимосвязей. В логотерапии речь идет о нахождении имеющихся в жизни структурных взаимосвязей, о смысловых связях. Логос означает «слово» – собственно говоря, это есть осмысленный порядок, который противостоит хаосу. Логос – это то, что «логично», то есть имеет некую структуру, «одухотворено», поскольку следует определенной закономерности, которая в качестве духовной действующей силы упорядочивает все существующее. В коммуникации такой упорядочивающей структурой является понятие, слово, которое, находясь в контексте определенной грамматики, передает содержание и поэтому представляет собой «речь» в собственном смысле. Логотерапия по сути является работой с «грамматикой жизни», со «структурными взаимосвязями», которые есть в нашей жизни и которые поэтому дают нам смысл.

Логос – это структурные взаимосвязи нашего бытия.

Логотерапия, таким образом, означает нахождение «текстуры экзистенции», «грамматики ситуации», контекста, в котором находится то, что мы переживаем и делаем. Поэтому в логотерапии речь идет не о проработке проблемы, травмы, причины расстройства, а об обнаружении сопровождающего их контекста. В поле зрения человека должна быть возвращена та наибольшая ценность, благодаря которой ему удается, несмотря на противостоящие этому обстоятельства, продолжать действовать, жить, не сдаваться и т. д. Франкл (Frankl, 1946a, 96; 1975, 104ff., 174ff.) в этой связи предпочитает говорить о присущей человеку как Person специфической духовной силе, благодаря которой он способен противостоять превратностям судьбы. Он назвал эту силу упрямством духа (Trotzmacht des Geistes). Таким образом, в логотерапии речь идет о том, чтобы «несмотря ни на что, сказать жизни "да"» (так называется и одна из книг Франкла (1946b)). Логотерапия является прежде всего ресурсо-ориентированным методом, стремится укрепить Я, открыть для него доступ к собственной духовной силе и удерживать эту открытость.

С учетом методических принципов сегодня в GLE логотерапии дается следующее определение:

Логотерапия – это форма консультирования и лечения, в центре внимания которой находится смысл.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Начиная с 1926 года Франкл говорил о логотерапии, а с 1933-го – об экзистенцанализе. В 1938 году он впервые использовал оба эти понятия в одной публикации.

2

С начала 1960-х годов Франкл перестал употреблять понятие «экзистенцанализ», чтобы не давать повода для его смешения с понятием «дазайн-анализ». С этого времени он говорил только о логотерапии. После того как понятие «экзистенцанализ» стало использоваться Международным обществом логотерапии и экзистенцанализа (GLE), с 1987 года он снова начал иногда применять его (см. обзорную работу Лэнгле: 1998а, 315).

3

В русском переводе встречается также название «Доктор и душа». – Примеч. науч. ред.

4

Вот как Франкл описывает идею, лежащую в основе логотерапии и экзистенцанализа, в своей программной статье от 1938 года: «Чего у нас нет, так это имманентной критики концепции жизни пациента, такая критика предполагала бы, что мы принципиально готовы вести дискуссию на чисто мировоззренческих основаниях. То есть у нас нет психотерапии мировоззрения и априори быть не может; однако мировоззрение как психотерапия возможно и, как мы показали, иногда даже необходимо. Подобно тому как в рамках философии посредством «логицизма» был преодолен психологизм, мы подошли к тому, чтобы в рамках психотерапии преодолеть существующие до сих пор психологизаторские отклонения посредством своего рода логотерапии, то есть с помощью привнесения мировоззренческого ракурса в процесс психотерапевтического лечения, даже если это и будет происходить в описанной выше обусловленной, ограниченной, нейтральной форме».

5

Как программную для последующего развития логотерапии и экзистенцанализа можно рассматривать следующую цитату, где Франкл (Frankl, 1938, с. 15) формулирует основной тезис труда своей жизни: «И. Г. Шульц сказал однажды об "уровне высших экзистенциальных ценностей" следующее: "Тот, кто находится на этом уровне, может страдать, не становясь при этом больным, невротичным". Где же та интересующаяся психотерапией психология, которая учитывает этот «высший» уровень человеческой экзистенции и которая в противопоставление "глубинной психологии" в этом смысле заслуживает названия "вершинной психологии"? Другими словами, где та теория душевных процессов и в особенности теория невротических процессов, которая выходила бы за пределы только психического и охватывала бы человеческую экзистенцию целиком, во всей ее глубине и высоте, и могла бы поэтому называться экзистенцанализом?» (Frankl V. Zur geistigen Problematik der Psychotherapie. Zentralblatt der Psychotherapie, 1938; 10, 33–45. См.: Frankl V. Logotherapie und Existenzanalyse. Quintessenz, 2005; 15–30, S. 15).

6

Таково название одной из книг Франкла (Frankl, 1975; 1984).

7

Общество логотерапии и экзистенцанализа – Gesellschaft für Logotherapie und Existenzanalyse (GLE). – Примеч. пер.