Записки о вере и религии
Екатерина Воробьёва
© Екатерина Воробьёва, 2022
ISBN 978-5-0053-2993-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Данная книга представляет собой заметки и размышления автора относительно вопросов веры и религии. Автор сознаёт, что многие положения в книге являются дискуссионными и предостерегает, что изложенная точка зрения является субъективной и не претендует на истину в последней инстанции. Автор уважает убеждения и точку зрения других людей по отношению к затронутым в данной книге вопросам и ни в коем случае не хотела принизить, оскорбить или задеть веру, чувства и самоуважение любого человека, общин, сообществ и их культуру, обычаи, ценности и традиции.
Введение
Задача сегодняшнего материального мира удерживать человека в забвении, а его дух в коме. Это причина, по которой многие духовные люди держат себя в изоляции от общества. Нам известны монахи, которые уходили в пустыни, в горы, где они жили в пещерах, проводили всё своё время в молитве в отрешении от мира. Духовный рост и принадлежность к группе или организации несовместимы, особенно это касается религиозных организаций с общинным строем. Существуют различные церкви и храмы, куда любой из нас может зайти и побыть наедине с Богом, служить литургию, исповедаться, причаститься, послушать интересную проповедь, всё это важно и нужно, но недостаточно.
С одной стороны, хорошо быть частью группы, но если эта группа мучится из-за своей зависимости и слабости, тогда чтобы быть её частью, человеку тоже нужно быть слабым и неполноценным. Если ты хочешь этого, тогда нет смысла дальше продолжать читать эту книгу, так как цель данной книги помочь людям освободиться из тюрьмы, но, к сожалению, путь освобождения и духовного роста – это одинокий путь, потому что каждый из нас индивидуален. И каждый должен найти свой индивидуальный путь, для того чтобы стать полноценным, тогда он сможет жить вместе со всеми в единстве. Чтобы лететь как орёл, нужно оставить стаю птиц. Ступив на этот путь, ты станешь проводить больше времени наедине с собой, и научишься ценить компанию самого себя. Ты научишься быть с самим собой, как с лучшим другом, и поэтому больше никогда не почувствуешь себя одиноким.
Часто религия ограничивает нас, но это не значит ни в коем случае, что духовный рост в храме невозможен. Это означает, что понятие религии часто основывается на желании человека принадлежать к группе, ведущей себя определённым образом, чтобы знать, что с его спасением и душой всё в порядке. Человек просто слушается группу или священника, и делает, что они говорят, считая, что теперь с ним всё будет хорошо. Но дело в том, что духовный рост не зависит от нашей принадлежности к какой-либо группе; не зависит от того, насколько мы оправдываем ожидания других, и как ведём себя в соответствии с их желаниями. Наш духовный рост – это наша внутренняя связь с Богом. Если есть группа людей, которая растёт вместе, это, конечно, прекрасно и очень могущественно, но если мы стараемся приравниваться к группе по типу: все растут определённым образом, в одном темпе, и нельзя расти сильнее или быстрее, чтобы не выделяться, тогда это будет останавливать наш духовный рост. Во многих сообществах, не только религиозных, а вообще в различных социальных группах (школа, институт, работа), есть определённые условности. Например: «Если ты хочешь принадлежать к нашей группе, мы будем тебя любить, будем заботиться о тебе, будем всё для тебя делать, если ты не слишком растёшь и остаёшься с нами на одном уровне. Мы будем одной семьёй, но лишь до тех пор, пока ты не выделяешься из общей массы, из нашего общества, а остаёшься таким же, как и все». Задумайтесь, если другой человек или группа нас так ограничивает, когда мы растём и развиваемся, стоит ли в таком случае продолжать с ними взаимодействовать?! Потому что это не настоящие друзья, если они не хотят, чтобы мы росли. Бывает очень больно иногда осознавать, что такие люди есть в нашей жизни. Ведь мы так надеялись, что это наши настоящие друзья, и чувствуем себя обманутыми, когда они оставляют нас, нам кажется, что мы что-то не так сделали. Здесь важно знать, что когда мы растём – мы меняемся, и наше окружение тоже меняется. Однако, оно не всегда меняется так, как мы бы хотели или как себе представляли. Иногда из нашей жизни уходят те люди, которые мы думали останутся навсегда, а люди, о которых мы думали, что скорее всего уйдут – остаются.
Общественное сознание построено на механизмах манипуляции и контроля, поэтому человек, желающий духовного роста, не может быть религиозным лидером. Эти две вещи несовместимы. Общественное сознание, в основном, построено на вопросах: «Что обо мне думают другие люди? Что они говорят обо мне за моей спиной? Как понравиться людям? Как произвести лучшее впечатление? Как расположить к себе нужного и важного человека? Как защититься от недоброжелателей? Как помочь кому-либо?». Конечно помогать другим – дело святое, но зачастую мы не знаем, как помочь. Как правильно помочь. Какая именно помощь нужна человеку с точки зрения Божественной воли, а не нашей? Как помочь другому, не оказав ему медвежью услугу под личиной помощи? Перед тем как помогать, нужно знать, что является высшим благом для человека с точки зрения Божественной воли, но мы не можем этого узнать до тех пор, пока сами не выйдем за рамки социальной обусловленности и своего ЭГО. Есть люди, которые считают, что должны спасать каждого встречного, спасать его душу в срочном порядке, таким людям важно понимать, что делая это, они стараются влезть на чужую территорию без разрешения, и, конечно, будут определённые негативные последствия. В таких отношениях всё сводится к тому, как использовать других, и как быть использованным другими людьми.
По-настоящему мы любим человека только тогда, когда у нас отсутствует какая-либо повестка дня по отношению к нему. Когда мы не боимся людей, и не видим в них источник потенциальной опасности. Ощущение личной безопасности не связано с людьми вообще. Человек нравственный никогда не применяет манипуляцию по отношению к окружающим. Никаких попыток получения личной выгоды от взаимодействия с людьми. Ощущение изобилия и достатка не имеет никакого отношения к людям и взаимодействию с ними. Когда ты приходишь к такому состоянию, тебе больше не нужны другие люди для того, чтобы быть счастливым, успешным или чувствовать себя в безопасности. Вот только тогда и рождается истинная любовь. Поэтому, друг мой, я хочу сказать, что мне ничего от тебя не нужно, но моя любовь к тебе безгранична и эта любовь вдохновляет писать данную книгу.
Есть люди более материальные – это люди, которые прекрасно вписываются в физический мир. Они хорошо социально-материально адаптированы, но им совершенно непонятна духовность, они мало что об этом знают, да особо и не интересуются. Такие люди всё время находятся в обществе и очень не любят бывать одни. Они принадлежат к царству земному или, по-другому, человеческому. Вот это земное царство я называю «социум», и он очень силён. Социум сильно влияет на нас, и навязывает свою политику, культуру, мировоззрение, вкусы, моду, ценности и прочее. Он пытается подмять человека под определённый шаблон, сделав его поверхностным, удобным и предсказуемым. Из-за этого влияния нам бывает порой очень тяжело понять, где подлинные мы, а где социальная маска. Мы запутываемся в этих ложных ролях, как муха в паутине.
С самого детства нас учат родители, учителя, телевидение жить в мире определённым образом. И мы настолько привыкаем к этому образу жизни, что даже несмотря на испытываемый дискомфорт, не можем ничего изменить. Смысл духовного пути – это познать и материальный мир, и мир духовный. Человек – это существо имеющее дух и физическое тело, поэтому следует познавать не только духовные тайны, но также и физический материальный мир. Только живём мы в этом материальном мире по духовным законам, то есть по закону Божьему, и это отличает нас от людей, живущих в царстве земном по земным законам. Социально-материальные люди живут по законам социума, духовные люди живут по законам Духа.
Мы все находимся на разных уровнях развития, но на любом из этих уровней, есть люди, находящиеся на ступеньку выше. Эти люди могут подтянуть нас до своего уровня, но они могут делать это только до определённого момента, то есть только до того уровня, на котором сами находятся. Когда же мы поднимемся на их ступеньку, тогда станем равны, и эти люди больше не смогут помогать нам расти дальше. Тогда появятся другие люди, которые находятся ещё на ступеньку выше, и уже они ведут нас за собой, но и они также ведут нас только до того момента, пока мы не окажемся на одной ступеньке. Затем мы оставляем их, и идём ещё выше… Если же мы цепляемся за какого-либо одного человека, который является нашим духовным лидером или учителем, то вырастая до его уровня, мы не растём дальше. Вывести нас из ограничений нашего восприятия может только тот, кто сам находится за пределами наших ограничений, поэтому лучший духовный рост осуществляется непосредственно через Бога, так как Бог совершенен. Для Бога нет никаких ограничений, и стремление к Нему является бесконечным ростом и мотивацией для нас. Иисус Христос показал нам путь, дал учение, и этого достаточно для того, чтобы самостоятельно учиться, самостоятельно пробивать себе дорогу, тянутся к Богу, налаживать с Ним контакт, совершенствовать себя и духовно расти. По сути, всё уже есть в каждом человеке, в потенциале, необходимо только это в себе пробудить. И, начать можно с того, чтобы максимально стараться жить по заповедям Бога, руководствоваться во всех своих действиях совестью и честностью, и развивать такие качества как: эмпатия, сострадание, искренность. Работать над тем, чтобы искоренять свои пороки, зависимости, уметь признаваться в недостойном поведении, видеть свои ошибки и уметь извинятся за них. Вот, в общем-то и всё. Для начала этого более чем достаточно. Если хотя-бы какие-то простые, банальные вещи мы начнём делать – это уже даст хорошую базу, а там уже дело пойдёт своим чередом.
Очень многие люди пытаются прокачивать в себе «чакры», сидеть в позе «лотоса», заниматься модными йогическими упражнениями, дыхательными практиками, но при этом они совершенно не работают над собой внутренне и забывают об элементарных, простых вещах, которые каждый день встречаются нам в повседневной жизни. Вместо всех этих модных практик, лучше просто начать работать над своим характером, над качествами своей личности, учиться терпению, познать что такое смирение – и это будет поистине духовная практика. Можно сколько угодно прокачивать «чакры», сколько угодно настраивать «каналы» и прочее, но если твоя совесть не чиста, если ты имеешь корыстные мотивы, ты алчен и порочен, то всё к чему ты сможешь подключиться – это только дьявольские миры. Ни одно чистое существо не сможет с тобой выйти на контакт, потому что ты слишком грязный для них. Ты находишься в том мире, где нет чистых существ, поэтому твоя связь с ними просто-напросто невозможна. Так если ты занимаешься чем-то подобным, рекомендую хорошенько подумать о том, для кого ты всё это делаешь.
Всё вышесказанное касается не только модных восточных учений, так же приходя и в православную церковь, мы часто слышим: «Если ты хочешь быть одним из нас, то должен делать определённые вещи, чтобы соответствовать нашему культу» – и дают целый список того, что нужно делать и как выглядеть. И если мы этого не сделаем – нас не примут. Но ведь может быть так, что требования культа человеку не по сердцу, он не понимает смысла всех этих действий, и выполняет эти требования просто так, впустую. Он делает это не оттого, что у него сердце просит, не оттого, что испытывает от этих действий чувство радости и счастья или духовное преображение, а потому что так надо, потому что ему так сказали, и потому, что все остальные так делают. Это можно сравнить с гардеробом: к примеру, человеку нужно купить брюки и вместо того, чтобы пойти в магазин и померить разные подходящие по размеру и фасону варианты, чтобы ему было комфортно, человек идёт к друзьям и говорит: «У меня нет брюк. Мне очень нужны брюки. У вас случайно нет каких-нибудь брюк, которые я мог бы одеть?». Друзья дают свои брюки, и человек пытается одеть их на себя, несмотря на то, что брюки могут быть в два раза больше или в два раза меньше нужного размера. Это очень смешно выглядит. Вот так же и с духовными принципами и инструментами, которые тоже бывают не по размеру.
Это так же одна из причин, по которой не следует давать советы тогда, когда о них никто не просит. Каждый человек должен расти сам. Чаще всего мы даём совет человеку с того уровня, на котором сами находимся, не думая о том, что человек находится совершенно на другой ступеньке, и для него этот совет может быть не уместен. Есть некоторые этапы, на которых мы можем помогать друг другу, но всегда есть опасность стать зависимым. К примеру, вместо того, чтобы раскрывать свой потенциал и учиться мудрости самостоятельно, девочка просто будет прислушиваться к советам матери, и делать так, как она сказала. В итоге она так и не научится думать и принимать решения самостоятельно, и станет полностью зависима от мнения матери.
И точно так же в религиозных группах…
Конечно, когда группа узнает, что человек ими интересуется и хочет присоединиться, то очень обрадуется, но если посмотреть в сердце этой ситуации, можно увидеть, что их радость не оттого, что они видят духовный рост человека, их радость исходит от чувства собственной важности, что кто-то ещё приобщается к их группе, и будет отдавать туда свою жизненную энергию. Голубая мечта истинного врача, как духовного (священник), душевного (психолог), так и медицинского в том, чтобы у него не осталось пациентов. Если духовный лидер считает своей целью помочь людям исцелиться и реализовать свой потенциал, стать цельными, самодостаточными, здоровыми и счастливыми, чтобы они больше не нуждались в нём, тогда это прекрасно. Тогда его цель может быть достигнута. Это освободит и его от бремени всё время служить другим, и он сможет посвятить часть жизни себе и своим близким. Но если он слишком старается помогать другим, чтобы чувствовать себя важным и нужным, и считает, что его помощь просто необходима, то он мешает их росту и самостоятельному развитию.
Люди все разные, и у каждого человека свой путь, уготованный ему Богом, поэтому мы можем только направлять, подсказывать, но ни в коем случае не пытаться решать проблемы за других и не навязывать свои советы, как истину в последней инстанции. Каждый человек должен получить своё личное откровение от Бога. И даже те люди, которые живут, как нам кажется неправильно и страдают, живут так, как им в данном моменте надо. Они получают свои уроки. Если мы будем говорить им, что они неправильно живут – они не поймут. Они смогут понять это только тогда, когда к ним придёт их осознание, их откровение, а это возможно только через личный опыт. Всё, что мы можем сделать – это принимать других людей, и стараться своей жизнью, своим примером и своим присутствием в их жизни показывать, что бывает и по-другому. По-настоящему дружеский совет может даваться только таким образом: «Если мои слова не для тебя, тогда не принимай их». Поэтому и тебе, дорогой читатель, я рекомендую проверить всё написанное в этой книге в своём сердце. Попробуй воплотить в жизни то, что прочитаешь. Попробуй поэкспериментировать, чтобы увидеть результаты и тогда уже решить для тебя это или нет. И когда ты получишь свой результат – это будет уже твоё знание и твой опыт. Не проглатывай всё, что тебе дают. Сначала аккуратно пробуй, и если тебе не нравится, тогда не продолжай это жевать, а просто выплюнь, но если ты ещё не распробовал, тогда продолжай жевать, и потом решишь выплюнуть это или проглотить. Всё, что ты принимаешь как духовную истину, из любых источников, необходимо получить как личное откровение. Всегда проверяй полученные знания в своём сердце, на своём жизненном опыте, в своей ситуации. Может быть так, что ты услышал что-то и воспринял это неправильно или услышанные тобой слова были вырваны из контекста, а потому имели совершенно другое значение. Всегда не просто передавать духовные истины словами, так как то, что я пишу, и то, что ты читаешь, может быть совершенно разными вещами, оттого что каждый человек воспринимает входящую информацию через призму своего восприятия, на своём уровне, и через свой опыт. В связи с этим очень важно учиться «зреть в корень», понимать суть и не быть поверхностным.
Духовность
*для создания данной главы я использовала некоторые материалы из бесед и лекций протоирея А. Меня, которому хочу выразить глубокое почтение и благодарность за его служение при жизни, и за оставленное наследие. Светлая память.
Духовность – это понимание и принятие, а понять можно только самого себя. Значит нужно рассматривать другого человека как самого себя, и принять его, а это значит убрать разделение на себя и другого.
«Возлюби ближнего своего, как самого себя» – так звучит главная христианская заповедь.
Если мы видим в других пороки и слабости, тогда работаем над тем, чтобы искоренить их в себе, и когда мы освободимся сами, тогда можем помочь и другим.
Человек создан по образу и подобию Творца.
Что это означает?
Если в нашем организме всё структурировано по образу и подобию материального мира неживого и живого, то в нас есть нечто, отсутствующее в этом не живом и живом мире. Это нечто является духовностью, то есть специфической особенностью человека. Именно эта особенность и позволяет человеку преобразовывать или загаживать землю, позволяет свободно идти навстречу злу или выбирать добро. Животное не выбирает. Психология любого животного является, в значительной степени, отображением процессов, которые происходят у него в организме. Человек же, напротив, часто идёт вопреки требованиям организма, бросает вызов элементарным потребностям своего тела, возвышается над ним. Так вот природа вещей такова, что человек является двуединым существом. Чтобы это понять, не нужно быть ни философом, ни психологом, ни биологом, достаточно элементарного самонаблюдения. Что нам даётся в первичном опыте? Нам даётся точка внутреннего пространства, откуда мы видим и познаём этот мир. Видим, не обязательно в зрительном смысле. Если у человека повреждены все рецепторы, он продолжает обладать этой точкой. Он всё равно имеет стержень, этот особый осевой элемент, который делает человека человеком. Библия учит, что тело человека создано из праха земного, так говорит нам вторая глава книги Бытия. Прах земной – это образ материи, образ того, из чего складывается всё бытие. Далее, ищем в мироздании то, что делает человека человеком. Свободную волю, нравственность, самосознание, творчество, создание нового. Бесчисленные поколения бобров, муравьёв, пчёл и других животных, которые создают себе дома, повторяли всегда одни и те же формы. Они не творили. Не было такого чтобы бобёр, вдруг решил создать хатку себе в виде храма Василия Блаженного. Творить то, что ещё не существует, может только человек, однако он ограничен, так как может творить только из того, что имеет вокруг себя в природе. Творить из ничего может только Бог.
В природе нет добра и зла. Когда говорят о естественнонаучной этике, говорят о деревянном железе, потому что естественно-научное исследование нейтрально по отношению к морали. Химические процессы, и физические, и физиологические, которые происходят в организме убийцы, такие же как в организме человека благородного. Разницы принципиальной здесь нет. Природа не знает добра и зла, поэтому строить культуру только на натуралистических основах – это значит вести её в тупик аморализма. Мы это все прекрасно знаем на собственном опыте, потому что наш век, дал в руки человеку, потерявшему нравственные ориентиры, убийственные инструменты для разрушения других жизней. Сегодня человечество перед глобальной катастрофой.
Очень важно подчеркнуть, что исследования в области уголовного права, показали, что не угроза наказания, не высшая мера, а только факторы внутренние, присущие человеку, являются тормозом, способным противодействовать причине преступления. Настоящие преступники никогда не боятся наказания. Более того, они включаются в эту игру, и у них даже есть определённый спортивный запал, азарт. Только, если он скажет себе «нельзя», внутренне скажет – это может его остановить. Таким образом, полагая, что уголовный кодекс для нас заменил Закон Божий, мы глубоко ошибаемся, потому что уголовный кодекс чтут обычные люди, не преступники. Преступники его не чтут. Они живут по законам совершенно иным «диким». Итак, нравственные принципы, творчество, самосознание, неописуемое единство того, что мы называем личностью. Через личность проходит поэзия, музыка, всякое творчество. Не бывает философской системы, которую бы люди, собравшись, придумали коллективно. Картина, написанная толпой художников, никогда не будет столь прекрасна, как создание гения индивидуального. Личность – это священное. Вот почему Библия говорит: «человек создан по образу и подобию Божьему», ибо в основе мироздания лежат силы, которые способны были создать такое существо, такое начало, как человеческая личность, и в ней отражаются общие космические законы, законы высшей духовности. Образ и подобие природы с одной стороны, образ и подобие Творца с другой стороны. Вот причина двойственности человека. Она и создаёт красоту его жизни. Если бы мы жили только по законам психобиологическим, то никогда бы этого не было. Разумеется, здесь можно сказать о значении социальных факторов, но когда мы говорим о социуме, мы ведь должны сначала создать человека, а потом социум, потому что социальная жизнь, и при этом сложнейшая, имеется у многих позвоночных. Между тем мы отличаемся от социума антилоп или крыс. Как бы не были сложны социальные отношения в стаде обезьян, где есть свои фюреры, свои классы, свои революции, свои виды и формы обрядов подчинения и господства, всё-таки у человека что-то другое. Следовательно, сначала должен был быть человек, а потом человеческое общество. Потому что социальная жизнь сама по себе, если бы она фатально и автоматически вела бы к очеловечиванию, то половина животного мира превратилась бы в людей. Мы знаем, что социальная жизнь – свойство значительной части млекопитающих и птиц. Вот возьмём только теплокровных – они все живут по своим законам социальной жизни. Более того, эти законы распространяются часто и на ячейку социума, то есть семью. Не надо думать, что личная жизнь млекопитающих или птиц это что-то беспорядочное и безобразное, как бывает иногда у людей. Обратите внимание на учебники по зоопсихологии. Как тонко, как строго всё устроено, какие сложные брачные ритуалы и обряды ухаживания существуют у птиц и у млекопитающих. Значит социум с его законами есть в животном мире, а вот человек создаёт совершенно иной социум. Это же касается и труда, между прочим, потому что процесс работы становится трудом только тогда, когда он осознан.
Когда мы рассматриваем древний библейский текст, мы должны понимать его, как символ. Символ человека. Там сказано, что Бог создаёт человека из праха и духа. Потом он повелевает ему дать имена животным.
Что это означает?
На древнем востоке господин давал имена своим слугам – это был признак его власти, и когда человек становится властителем природы, он нарекает имена животным. Это было понятно древнему читателю. Сегодня нам нужен небольшой комментарий. Бог говорит: «нехорошо человеку быть одному. Создадим ему помощника». И вот появляется жена. И они становятся «одна плоть». Посмотрите, чему учит Библия о любви. Любовь даётся не для размножения. Размножение возможно и без любви, а вот любовь без встречи двух – невозможна настоящая. И Бог не сказал, вот человек, не может размножаться, надо сделать ему самку, чтобы он смог размножиться. Нет. Там сказано: «Нехорошо человеку быть одному. Создадим ему помощника». И вот рождается жена из ребра человека… Ребро в древности символизировало жизнь, и Ева названа Хава, на древнееврейском, значит жизнь. Она мать всех живущих.
Что это означает?
Что мужчина и женщина могут стать потенциально одним человеком, что ни мужчина, ни женщина не являются полнотой человека, человеческого существа, а полнота достигается в их взаимной любви, в их единении. Поэтому Библия говорит: «Крепка, как смерть, любовь». Это та грандиозная сила, которая должна связывать людей. Единство – это цель мироздания. Сказано дальше, что «будут двое плоть едина». Ни слова о детях! Потому что – это второе. А здесь две личности встречаются и образуют третью, и третья личность – это не ребёнок, а двое любящих, способные смотреть на мир глазами друг друга.
Понимаете, каждый человек трансцендентен другому, он замкнут в клетке собственного «Я». И начинается это с раннего детства, когда человек просыпается во тьме и видит только свои ручки. Окружающее ещё для него смутно. Он чувствует себя центром мироздания. Он потребитель. Он сосёт, он вбирает в себя жизнь. Он по определению эгоцентрик. Но когда человек взрослеет, эта тюрьма должна быть разбита, но она у нас остаётся. И мы несём на себе эту клетку, под названием ЭГО, в которую заключено наше сердце. А вот любовь есть первый божественный дар, разрушающий эту клетку.