В заключительный период первого этапа создания подводного флота Российской Империи, продолжавшийся до 1917 года, в состав русского флота было введено 73 подводных лодок.
По отечественным проектам в этот период было построено 34 подводных лодки:
32 – по проектам И.Г. Бубнова;
1 – по проекту М.Н. Налетова ("Краб");
1 – по проекту С.К. Джевецкого ("Почтовый").
Еще 4 подводных лодки остались недостроенными. 23 подводных лодки были приобретены за границей. 16 подводных лодок было построено на русских заводах по проектам фирм Голланда и Лэка.
Значительная часть построенных подводных лодок приняла участие в войне 1914-1918 гг., 7 русских подводных лодок погибло во время боевых действий на Балтийском и Черном море.
6.Подводный флот Советского Союза.
(Северный, Балтийский, Черноморский, Ленинградская Военно – Морская База,ТОФ).
Военно-морской флот СССР – один из видов Вооружённых Сил СССР. Окончательно наименование закрепилось в официальных документах с 1938 года, после подписания Постановления ЦИК и СНК СССР от 30 декабря 1937 года «Об образовании Народного комиссариата Военно-Морского Флота СССР». До этого момента ВМФ СССР носил наименование «Морские силы Рабоче-Крестьянской Красной Армии СССР» и «Военно-Морские Силы РККА СССР». Военно-морской флот СССР с момента образования Союза Советских Социалистических Республик в декабре 1922 года и до момента распада СССР в декабре 1991 года охранял и защищал морские границы Советского Союза.
Флаг ВМФ СССР.
Основан: 1918
Распущен 14 февраля 1992 г.
Страна: Российская СФСР (1918–1922)
Советский союз (1922–1991)
Размер: 467000 человек (1984).
В состав Военно – Морского флота Советского Союза входили:
1053 корабля (1990)
1172 самолета (1990)
5 авианосцы (1990)
2 вертолетоносцы (1990)
3 линейные крейсеры
30 крейсеры
45 разрушители
113 фрегаты
124 корветы
63 подводные лодки с
баллистическими ракетами
72 подводная лодка с крылатыми
ракетами
68 атомная подводная лодка
63 обычная ударная подводная лодка
9 вспомогательных подводных лодок
35 десантные корабли
425 патрульные катера
Объединения:
Дважды Краснознамённый Балтийский флот.
Краснознамённый Северный флот.
Краснознамённый Тихоокеанский флот.
Краснознамённый Черноморский флот.
Краснознамённая Каспийская флотилия.
Краснознамённая Ленинградская военно-морская база.
6а. Советский подводный флот 1918 – 1941 г.г.
Подводные лодки строили в зависимости от тех задач, которые предстояло решать в войне. В предвоенном подводном кораблестроении для этих целей выделили три направления:
первое – большие, средние и малые торпедные подводные лодки для действий против надводных кораблей и транспортных судов на внутренних и морских коммуникациях противника;
второе – подводные лодки в качестве минных заградителей;
третье – крейсерские подводные лодки с увеличенным вдвое по сравнению со средними подводными лодками торпедным боезапасом и артиллерийским вооружением, обладающее большой автономностью и дальностью плавания; предназначены для ведения боевых действий в удалённых от своих баз морских и океанских районах.
Восстановленные на двух морях: Балтийском и Чёрном 14 подводных лодок устарели по своим тактико-техническим элементам. Эти лодки были однокорпусными, большинство из них (за исключением четырёх лодок типа «АГ») не имели поперечных водонепроницаемых переборок, деливших объем прочного корпуса на отсеки и обеспечивавших непотопляемость в надводном положении. Подводные лодки обладали малой надводной скоростью (скорость лодок типа «Барс» составляла 10-11 уз вместо запроектированной 18 уз из-за установленных на них менее мощных, чем предусматривалось проектом, дизелей), их палубные решетчатые торпедные аппараты конструкции Джевецкого оказались непригодными к использованию в боевой обстановке, а трубных аппаратов было недостаточно (два носовых и два кормовых или четыре носовых на лодках «АГ»). К тому же они были приспособлены для стрельбы торпедами малого 450-мм калибра.
За годы первой пятилетки советское подводное кораблестроение поднялось до уровня зарубежного.
В ноябре 1926 г. было создано специальное конструкторское бюро по проектированию подводных лодок во главе с талантливым инженером-кораблестроителем, впоследствии профессором, доктором технических наук Б. М. Малининым.
В декабре 1926 г. была утверждена программа развития военно-морского флота Советского Союза на шесть лет (1926-1932). Программой предусматривалось строительство 22 подводных лодок.
По проектам, созданным до 1941 года, было построено 326 подводных лодок, в том числе 206 до начала войны 1941-1945 г.г, 54 были достроены во время войны и 64 построены в первые послевоенные годы. У конструкторов эти лодки классифицировались по сериям – с I по XV; на флоте же они получили буквенные обозначения: «Д». «П». «Л». «С». «Щ». «К». «М». Подводные лодки 1-й серии (типа "Декабрист") вступили в строй ВМФ в 1930 году, последняя лодка по проектам этого периода была сдана ВМФ в 1952 году (ПЛ "М-294". XV серии)
Почти одновременно с лодками типа «Декабрист» стали вступать в строй советские подводные лодки типа «Щ» («Щука»). К 1940 г. в составе флотов насчитывалось 75 лодок («Щука»), а всего было построено 86. ед 5 февраля 1930 года заложили три головные лодки III серии, получивших общее обозначение «Щука».
В 1934 г. под руководством М. А. Рудницкого началось проектирование самых больших советских подводных лодок довоенной постройки 14-й серии типа К ("крейсерские"), названных моряками "Катюшами". По представленному оперативно-тактическому заданию, новая лодка должна была:
– Атаковать боевые корабли и силы десанта противника при действиях в одиночку, группой и совместно с надводными силами в открытом море и океане.
– Действовать на коммуникациях в отдалённых районах.
– Нести разведывательную и позиционную службу.
– Проводить диверсионные операции (высадку разведывательных групп и действия на берегу).
– Быть в состоянии атаковать как торпедным оружием, так и установкой маневренных минных заграждений в ходе эскадренного боя по курсу вражеских кораблей.
В 1936—1938 годах было заложено 12 лодок «Катюша» из которых до начала войны ввели 6, сосредоточенных в составе Северного флота.
Ещё четыре лодки Балтийского флота были поставлены на вооружение уже в ходе войны, пятая вступила в строй уже к её концу и в боевых действиях не участвовала, а ещё одна достроена так и не была. Подводные лодки типа «К» активно использовались в ходе войны на коммуникациях противника в Балтийском море и у берегов Норвегии. За «Катюшами» числится: 16 потопленных судов тоннажем 27 236 брт и 9 боевых кораблей противника, повреждены – 2 судна тоннажем 15 979 брт и 4 боевых корабля. К концу войны осталось шесть подводных лодок «Катюша», которые остались на вооружении советского флота до середины 1950-х годов.
Подводные лодки типа «Ленинец» – советские дизель-электрические подводные лодки-минные заградители времён Второй мировой войны. Всего было построено 25 лодок типа «Л» по четырём различным проектам (серии II, XI, XIII и XIII-бис), из них 19 – до 1941 года. Подводные лодки типа «Ленинец» входили в состав всех четырёх флотов Советского Союза и приняли активное участие в Великой Отечественной войне.
7.Советский подводный флот 1945 – 1990 г.г.
Опыт Великой Отечественной войны показал, что подводные лодки советской постройки помимо высоких боевых возможностей обладали неплохой живучестью.
Подводная лодка Щ-407 Краснознамённого Балтийского флота постройки 1933 г при выполнении боевого задания в Балтийском море с 12 августа по 28 сентября 1942 г трижды получала боевые повреждения: от разрывов авиабомб, при обстреле тральщиком противника и от взрыва антенной мины. И во всех трёх случаях личный состав подводной лодки сумел справиться с серьёзными боевыми повреждениями, и подводная лодка возвратилась в базу.
Первой послевоенной дизель-электрической ПЛ среднего класса, стала самая массовая в ВМФ СССР ДПЛ пр.613. В январе 1946 года, Главком ВМФ по представлению ГУК утвердил Тактико Техническое Задание на проектирование ДПЛ проекта 613. В августе 1946 года было выдано ТТЗ на проект 613, а 15.08.1948 технический проект был утверждён Советским правительством. При разработке теоретических чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких ходовых качеств в подводном положении. Вооружение включало четыре носовых 533-мм ТА и два кормовых 533-мм ТА. Количество запасных торпед к носовым ТА было доведено до 6, что и являлось их общим количеством запасных торпед. Лодки пр.613 строились поточно-позиционным методом с широким использованием автоматической сварки.
Подводная лодка проекта – 613. Ф-8.
11.04.1950 на заводе № 444 (ныне Черноморский судостроительный завод) в Николаеве установкой на стапель 1-й секции состоялась закладка головной ПЛ С-61. 05.05.1951 С-61 перешла в ВМБ Севастополь. 14.07.1951 состоялись глубоководные погружения госприёмке и с 17.10.1951 по 24.05.1952 проходила государственные испытания. Всего до 1957 года на этом заводе было построено 72 ДПЛ проекта 613. На заводе "Красное Сормово" в Горьком, первую ПЛ – С-61 – заложили 13.03.1950. 01.11.1950 ПЛ прибыла в Баку, где с 31.12.1950 по 26.04.1951 проходила испытания. 09.06.1951 состоялись глубоководные погружения, а 02.12.1951 был подписан приёмный акт.
Первую подлодку среднего класса проекта 613 – С-61,строили на судостроительном заводе «Красное Сормово» семь месяцев, а потом всего за 10 дней (за семь лет было выпущено 215 лодок).
Всего предполагалось построить 340 Подводных лодок этого проекта, фактически построено 215. В своё время, они составляли основу советских подводных сил.
На смену крейсерским подводным лодкам среднего класса XIV серии, должны прийти большие ДЭПЛ проекта 611, проектирование которых было закончено в 1948 году.
Большая ПЛ пр.611 должна была вести боевые действия на океанских коммуникациях, у отдалённых Военно Морских Баз и пунктов базирования сил противника. Уничтожать его надводные корабли и суда. Решать задачи дальней оперативной разведки. Прикрывать свои конвои в океане от воздействия корабельных сил врага, а также осуществлять активные минные постановки. Для решения этих задач ДПЛ вооружалась шестью носовыми и четырьмя кормовыми 533-мм торпедными аппаратами с общим боекомплектом в 22 торпеды.
Головная ДПЛ Б-61 была заложена 10 января 1951 года на ССЗ "Судомех" г.Ленинград, спущена на воду 26 июля 1951 года и начала испытания весной 1952 г.
Головная ПЛ Б-61 пр.611 ZULU перед спуском на воду, 26 июля 1951 г. Ф-9.
Заказ на серию ПЛ Б-61 составлял 40 единиц, удалось построить на двух заводах в 1953-58 годах только 26 ДПЛ (8 на "Судомехе" и 18 на СМП) этого проекта. Последующие большие ДПЛ строились уже по другому проекту (641).
Несколько последних ДПЛ пр.611 (5 единиц) были переоборудованы в носители баллистических ракет, получив номер АВ-611.
Дизельная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект АВ611 ф-10.
В августе 1955 года принимается совместное решение ВМФ и Минсудпрома о внедрении в подводное кораблестроение новой корпусной стали АК-25 и о применении её в строительстве ДПЛ пр.641 с целью увеличения глубины их погружения. обводы корпуса остались почти те же, что и у ДПЛ проекта 611
Головную ДПЛ Б-94 заложили на заводе в Ленинграде на ССЗ "Судомех" 03.10.1957 и спустили 28.12.1957 на воду при технической готовности 64%. Эти перепроектированные корабли строились на Ново-Адмиралтейском заводе.
Всего с 1958 по 1971 было построено 58 ДПЛ этого проекта на двух заводах (45 – на "Судомехе", 13 – на Ново-Адмиралтейском).
ДЭПЛ проекта – 641. Ф-11.
Эта лодка имела корпус, более приспособленный к плаванию под водой, чем у ДПЛ проекта 641.
В остальном она отличалась от базового проекта 641: аккумуляторными батареями повышенной ёмкости, лучшими условиями обитаемости и более современным радиотехническим вооружением. Носовые горизонтальные рули убирались в корпус.
Головная ДПЛ Б-443 была построена на ССЗ "Красное Сормово" в 1973 году.
Подводная лодка пр.641Б Б-443 . ф-12.
Всего до 1982 года на этом заводе было построено 18 ДПЛ этого проекта.
Во второй половине 70-х годов было принято решение начать строительство принципиально новой ДПЛ пригодной не только для ВМФ СССР, но и для стран Варшавского договора. Предполагалась продажа этих ДПЛ и на экспорт. Эта ДПЛ пр.877, шифр «Палтус» была спроектирована в ЦКБ МТ "Рубин". Главным конструктором был назначен Ю.Н.Кормилицин, главным наблюдающим ВМФ капитан 2 ранга Г.В.Макарушин.
Эта ДПЛ имеет корпус "альбакоровской" формы и удлинённую рубку. Носовые горизонтальные рули убираются в корпус. ТТЭ лодки значительно улучшены по сравнению с предыдущими ДПЛ проекта 641 Б. Значительно снижен уровень акустического поля (в том числе и за счёт уменьшения количества гребных винтов с трех до одного), повышена степень автоматизации, что позволило сократить экипаж.
Основное вооружение ДПЛ состоит из шести носовых 533-мм ТА с УБЗ и 18 торпед различного типа. Для самообороны от авиационных средств ПЛО лодка впервые вооружена ЗРК, который создан на базе ПЗРК "Стрела-3"Все средства управления кораблём и его вооружением размещены в главном командном пункте и изолированы от остальных помещений.
ПЛ проекта 877. Ф-13.
Принятые меры по снижению акустической заметности привели к тому, что на некоторых режимах хода шумы, издаваемые лодкой, практически не различимы на фоне естественных шумов моря.
Аккумуляторная батарея обеспечивает достаточно длительно экономический ход, но полный ход возможен только около часа.
Головная ДПЛ пр.877 Б-248 была построена в 1980 году на СЗЛК. Головная подводная лодка проекта 877 "Б-248" вошла в строй ВМФ в 1980 году… До 1991 года для ВМФ СССР было построено 21 ДПЛ этого проекта (13 на СЗЛК и 8 на ССЗ "Красное Сормово"). Строительство серии продолжалось для ВМФ и после 1991 года. Подводная лодка Б-871 построена по проекту 877В и имеет опытный водомётный движитель (вместо винта).
ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO и разобранный водомётный движитель. Севастополь, плавдок ПД-30, очередной ремонт, 12 января 2006 г. (фото – Дмитрий Стогний) ф-14.
Одна ДПЛ по этому проекту построена для ВМФ СССР в 1986 году и использовалась для подготовки экипажей. Базировалась на Ригу, была приписана к центру подготовки подводников. И эта ПЛ пользуется спросом на мировом рынке. 2 ДПЛ проданы Алжиру (в октябре 1987г. и январе 1988г.), построена серия в 8 единиц для Индии, 3 ДПЛ закуплены Ираном (2 ушли в Иран в декабре 1992 году). "Варшавянка" оказалась самой современной и малошумной ДПЛ отечественного флота (за что за рубежом ей дали прозвище "чёрная дыра").
"Чёрная дыра"… ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO, Чёрное море, 20 января 2007 г. Ф-15.
Всего по послевоенным проектам в СССР построено около 500 дизельных подлодок различных типов.
Атомные подводные лодки с ракетно-торпедным вооружением.
Переломным этапом в истории советского флота стало появление в 1950-е годах подводных лодок с ядерными энергетическими установками. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.
Всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и (с учётом царской России) свыше 1000 дизельных подводных лодок.
9 сентября 1952 г. Совмином СССР принято Постановление "О проектировании и строительстве объекта 627" с торпедой Т-15 для ударов по береговым целям.
Первая АПЛ К-3 проекта – 627. Ф-16.
Предполагалось, что такая лодка с моря уничтожит любую военно-морскую базу противника. Но оказалось, что прямоидущей торпедой можно поразить только две ВМБ на всем земном шаре. К остальным по прямой не дойдёшь…
У американцев скорость под водой 20 уз – а мы заложим все 25.
И заложили. Да так, что в итоге скорость оказалась порядка 30 узлов, однако уже на 25-ти все акустические приборы забивало шумом обтекаемой воды и лодка неслась вперёд напролом «не зрячая и глухая»!.
Все это привело к тому, что наша первая АПЛ К-3 вступила встрой в 1957 г. 17 июля 1962 г. в 6 часов 50 минут 10 секунд первая Советская атомная лодка К-3 прошла Северный полюс. Это было, крупнейшее достижение нашего ВМФ. Американцы также активно осваивали Арктику, понимая, что именно оттуда удобнее всего атаковать СССР в новой мировой войне. Такое слежение и хождение «друг за другом» оборачивалось «касаниями», «столкновениями», а иногда приводило к трагедиями. Есть серьёзные основания полагать, что именно так в 1968 году погибла К-129, а в 1986 – К-219, американцы же «грешат» на наше участие в гибели в 1963 году лодки USS Thresher (SSN-593) «Трешер». Но история Советского атомного подводного флота состоит не только из неудач и ошибок. Были на подводном пути и большие достижения. В 1970 году лодка К-162 установила мировой рекорд подводной скорости 44.7 узла (80.4 км). Можно смело утверждать, что он если и будет когда побит, то очень не скоро. 5 августа 1984 г. К-278 погрузилась на глубину 1000 метров. Это также мировой рекорд.
Сейчас в сложный период, который переживает страна и её флот, количество атомоходов резко сокращено. Многие поставлены на «вечный прикол». Однако на воду сходят хоть и немногочисленные, но новые, более совершенные корабли. Иностранная пресса отмечает, что современные АПЛ значительно бесшумнее, чем их предшественники.
Подводные лодки с крылатыми ракетами.
Работы по созданию крылатых ракет (КР) велись с 40-х годов конструкторскими бюро (КБ) : В.Н.Челомея, С.А.Лавочкина, А.И.Микояна, С.В.Ильюшина и А.Я.Березняка.
Советские крылатые ракеты…
Советские крылатые ракеты. Ф-17.
В 1948 году началась работа по созданию комплекса противокорабельной ракеты (ПКР) "Щука" Наработанный научно-технический задел послужил базой для разработки под руководством В.Н.Челомея корабельного комплекса ПКР, получившего наименование КСЩ (корабельный снаряд "Щука"). Эта ПКР снабжалась инерциальной системой наведения (ИНС) и, впервые в СССР, активной радиолокационной головкой самонаведения (АРЛГСН) с дальностью захвата цели около 20 км и была полностью автономна в полете.
Корабельный самолёт-снаряд «Щука» . ф-18.
Скорость полёта на маршевой высоте 60 м была дозвуковая, дальность полёта достигала 100 км. ПКР предназначалась для поражения как морских, так и наземных целей. При атаке наземной цели на конечном участке траектории ПКР набирала высоту до 1000 м и осуществляла пикирование на цель. При атаке морской цели ракета поражала её либо из воздушной полусферы, либо отделяла боевую часть (БЧ) от планера в 80 м, и последняя атаковала цель из-под воды. БЧ имела специальную гидродинамическую форму, обеспечивающую её движение под водой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги