Книга Москва таинственная. Все сакральные и магические, колдовские и роковые, гиблые и волшебные места - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Геннадьевна Сергиевская. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Москва таинственная. Все сакральные и магические, колдовские и роковые, гиблые и волшебные места
Москва таинственная. Все сакральные и магические, колдовские и роковые, гиблые и волшебные места
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Москва таинственная. Все сакральные и магические, колдовские и роковые, гиблые и волшебные места

История дома Пашкова окутана тайнами и легендами, первая из которых родилась уже при строительстве. На улице Моховой в Москве все дома стоят лицом к Кремлю, и только дом Пашкова – «спиной» к Боровицкой башне. По слухам, так архитектор Василий Баженов отомстил Екатерине Великой за все нанесенные ему обиды. Центральный подъезд с великолепным внутренним двориком и фасадом мастер сделал с противоположной стороны, вложив в него душу, архитектурную выдумку и немалые средства заказчика.

В народе бытует красивая легенда о том, что после неудачи с Царицыно императрица обвинила архитектора в отсутствии вкуса и запретила строить в Москве, а он тайно, под страхом смерти, по договору с бывшим военным П. Е. Пашковым возвел под самым носом у императрицы дворец, да еще тылом к царским покоям!

Величественный дворец капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка П. Е. Пашкова был построен в 1784–1786 годах. Он унаследовал колоссальное состояние от отца, служившего, по преданию, денщиком у самого Петра I. Источники богатства Пашковых хранились в строжайшей тайне, его размеры были «неприлично» велики. По слухам, пашковские капиталы были ценой доноса царского денщика на губернатора Сибири Матвея Гагарина, который за казнокрадство был повешен по приказу Петра. Доносчик получил часть конфискованного имущества князя, а также генеральский чин и губернаторскую должность.

«Волшебный замок», как его называли москвичи, был богато украшен скульптурой, по склону холма перед домом спускался сад, устроенный так, чтобы удивлять прохожую публику. Вдоль решетчатой ограды на Моховой улице постоянно толпились зеваки – любовались прудом с лебедями, фонтанами, гротами, прогуливавшимися по саду редкими птицами, в том числе журавлями и павлинами. Поразительная красота открывается с самого верха, со стоящего на крыше дома круглого бельведера. В 1818 году здесь побывали сразу три прусских императора, один действующий и два потенциальных: Фридрих-Вильгельм III с сыновьями. Кланялись отсюда Кремлю в знак благодарности за избавление Европы от наполеоновского ига.

Основным украшением дома является огромный двухсветный зал с колоннадой и хорами, в котором собирались на свои собрания московские масоны. По слухам, именно здесь проводились спиритические сеансы, вызывались духи, а порой и сам Сатана. Старинная московская легенда гласит, что этот дом облюбовала нечистая сила, и что каждую пятницу, 13-го, и в Вальпургиеву ночь на бельведере Пашкова дома собирается вся московская нечисть. Уж не потому ли великий мистификатор М. А. Булгаков приводит именно сюда мессира Воланда прощаться с великим городом?

Эзотерики утверждают, что в Москве изначально было два полюса духовной энергии. Светлый полюс – Храм Христа Спасителя. А напротив него – черный полюс: подвалы библиотеки, набитые каббалистическим чернокнижием. Москва лишилась Храм Христа Спасителя. Сквозняк, образовавшийся в возникшей от этого пустоте, и затянул в столицу «консультанта с копытом».

В 1861-м здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея, возникшего из частной коллекции канцлера России графа Николая Румянцева, сына знаменитого фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского, который был большим любителем и собирателем древностей, рукописей, редкостей и разных диковин. Он купил дом Пашкова и завещал свою коллекцию и здание, в котором она стала размещаться, русскому народу «на благое просвещение», потребовав сделать ее общедоступной для представителей всех сословий. «Если это условие будет нарушено, – записал он в своем завещании, – коллекция передается моим наследникам». Говорят, этот пункт завещания стал препятствием для превращения дома Пашкова в последние годы прошлого века во дворец для приемов высокопоставленных зарубежных гостей.

Сегодня здесь расположена Центральная Российская библиотека. Главный зал украшает отреставрированная золотая люстра середины XIX века. На потолке – оригинальная лепнина. По одной из московских легенд, именно в этом зале состоялся первый бал Наташи Ростовой.

С таинственным домом Пашкова связано рекордное количество легенд и преданий. По одной из них, когда приходишь в библиотеку имени Ленина в поисках какой-нибудь редкой книги, обязательно нужно попросить о помощи знаменитого книговеда Николая Рубакина, который некогда завещал библиотеке свою громадную коллекцию книг. Если к нему не обратиться, нужная книга вряд ли найдется.

В наше время на территории дома Пашкова проводились геофизические исследования. Приборы выявили странную аномалию. Сделанные шурфы обнаружили уникальный объект, который еще не встречался на территории Москвы, – огромный, выложенный белым камнем колодец глубиной 25 метров. Поскольку аналогов находке нет, в прессе тут же появилось множество версий его происхождения: первым делом – Либерия Грозного, потом подземная темница, тайный масонский притон и т. д. Это уникальное сооружение вполне может быть входом в подземелья древней Москвы. Подтверждением этой версии могут служить следы спиральной лестницы, шедшей когда-то по стенкам колодца, от которого во все стороны расходятся подземные галереи.

По рассказам реставраторов, когда откопали таинственный колодец, то пробовали откачать воду, но уровень воды не снижался. По версии исследователей, в древности в таинственный подземный ход опускался человек, нажимал какой-то камень, и русло руки уходило в другое место. А по сухому руслу можно было пройти, возможно, к Кремлю или библиотеке Ивана Грозного. Казалось, разгадка была уже в руках, но работы по расчистке были неожиданно прерваны, и тайна колодца так и не была раскрыта.

По рассказам диггеров, в подземелье у Боровицких ворот они увидели в стене небольшую дверь с маленьким отверстием и просунули туда телеглаз. На мониторе высветились таинственные сундуки. Но внезапно прорвало водопровод, в результате чего затопило весь район. Возможно, это была подземная камера, так или иначе связанная с таинственной Либерией.

Чудеса у «черта на куличках»

Часто в разговоре нас посылают «к черту на кулички», а адрес или дорогу никто и никогда не указывал. А ведь такой адрес есть, вполне конкретный и определенный – Солянка и Ивановская горка.

Место это находится в самом центре Москвы, хотя и ассоциируется у многих с краями весьма отдаленными. Слово «кулички» (или «кулишки», «кулижки») само по себе означает поляну среди болот, каких в старой Москве было множество. В древности эти самые кулички считали пропащим местом, где, по народным поверьям, обитает жуть злокозная, и водится всякая московская нечисть.

По одной из версий, кулички стали чертовыми после того, как одна несусветная баба очень не к месту помянула нечистую силу. Черти откликнулись, и с тех пор в округе начался полтергейст: шум, огненные всполохи, выпадение икон из окладов и прочая чертовщина. Вот и оказывается, что «кулички» – прямая родня пресловутому полтергейсту. По рассказам очевидцев, незримый дух ведет себя как пьяный сапожник – швыряется стульями, увесистыми предметами, ругаясь при этом нехорошими словами.

Однажды здесь, на Куличках, в Троицкой богадельне, что на Солянке, осенью 1666 года (роковой знак в номере года) объявилось нечто бесовское и дьявольское, о чем сразу же донесли царю Алексею Михайловичу. Демон, «выпущенный туда чародеем», делал старухам разные пакости, сбрасывал их с постелей и лавок, воровал вещи, кричал вслух всякие нелепицы, нашептывал им разные «грешные глупости», стучал, гремел, швырял каменьями, не давая им покоя ни днем ни ночью и оставаясь при этом невидимым.

История дошла до царя, и он велел священникам изгнать нечистого духа молитвами. Но тщетно – дьявол хулиганил и наводил страх еще больше, обличая святых отцов в пьянстве и беззакониях. Изгнать беса из богадельни удалось только преподобному Иллариону, о котором говорили, что ему дана была власть над духами (теперь его назвали бы «специалистом по полтергейсту»).

Ценой неимоверных усилий, читая молитвы и освящая святой водой, Илларион избавил богадельню от бесовщины. Невидимый дух открыл на прощание Иллариону свою тайну, что он княжеский сын Игнатий, которого мать обругала и послала к дьяволу, который и взял непослушного отрока.

По мнению исследователя аномальных явлений А. К. Приймы, полтергейст производят или «психические сущности» умерших детей, или души детей, проклятых матерью, «посланных ими к черту». Ребенок скучает, ему хочется пошалить. Вот он и шалит, по-детски радуясь, быть может, недоумению и даже страху хозяев дома. Это уж потом разобрались, что Игнатий – причина творившейся здесь бесовщины, а поначалу не знали, что и думать. Священника подозревали в греховности, поменяли, а не помогло. Вроде бы все поутихло, но потом и в соседней церкви начались подобные светопреставления.

Если посмотреть на церковь Всех Святых, что на Куличках (она и сейчас стоит на Славянской площади), то хорошо видно, что колокольня падает! Недавно подсчитали, что за всю многовековую историю своего существования храм ушел в землю на 3,5 метра, и ее колокольня слегка наклонилась, став очередной «пизанской башней» Москвы. Но старожилы твердо уверены, что это дело рук разбушевавшегося Игнашки!

Первый деревянный храм был выстроен в 1380 году князем Дмитрием Донским в честь славной победы русских войск на поле Куликовом и служил напоминанием обо всех павших в этой страшной битве воинах. В конце XVI веке на его месте построили каменный храм, уничтожив древнюю усыпальницу. Вот тут-то снова произошло событие, сильно взволновавшее москвичей.

Во время службы во Всесвятской церкви молящиеся вдруг увидели свечение диавольское, странные сполохи пламени под куполом, замелькали в воздухе какие-то тени, иконы попадали на пол, свечи и лампады потухли, в стенах начался громкий стук. На другой день о случившемся шумел весь город. Народ смекнул – не иначе как Игнатий бедокурит! Духовные власти немедленно вступили в борьбу с дьяволом. Москвичи с неослабевающим интересом следили за невиданным доселе поединком.

Как-то во время очередного сеанса изгнания дьявола в церкви неожиданно раздался ужасающий грохот, разом погасли все свечи, и наступила «мертвая» тишина – стук в стенах прекратился! Почти на 300 лет!

В 1930–91 гг. храм был закрыт. Поначалу его хотели взорвать, но потом решили приспособить под нужды НКВД. В 1994 году в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных, и в память о них у стены подвала установили крест с изображениями новомучеников. В 1991 году храм отреставрировали и вернули верующим. По рассказам очевидцев, во время первых служб иконы стали выпадать из иконостаса, а в воздухе появились голубоватые всполохи пламени. То шум какой-то во время богослужения, то свечи разом погаснут. По Москве поползли слухи: Игнашка вернулся! После нового освящения храма все прекратилось. Духовная борьба с «чертом», несмотря на отчаянное сопротивление, закончилась полным изгнанием «демона», однако мистика этого «чертова» места еще долгие годы поддавалась никакому разумному объяснению.

Люди средневековой Руси видели во всем случившемся «козни Сатаны», сегодняшние экстрасенсы скажут: типичнейший случай полтергейста – не надо было трогать могилы! Энергетика некрополей не может свободно перемещаться, а наоборот, всегда остается на одном и том же месте. Многие историки утверждают, что на месте нынешнего православного храма некогда находилось капище язычников, разоренное при строительстве первого храма. Некоторые же лингвисты считают, что слово «кулиша» обозначает священное сакральное место. Оккультные тайны временами бывают подобны мине замедленного действия. «Древние боги дремлют, но иногда они пробуждаются ото сна…»

Православная церковь объявила всю аномальщину «делами тьмы». Народная молва, не мудрствуя лукаво, такие фокусы объясняет просто: нечистая сила балуется, духи умерших возвращаются, барабашка озорничает. По мнению некоторых специалистов, барабашка (полтергейст) – это разгневанный домовой.

Сегодня домовыми занялись и уфологи. Старейший уфолог России академик Юрий Фомин выдвинул гипотезу о внеклеточных информационных распределительных структурах – ИРС. «На основе многолетних исследований феномена спиритизма я пришел к выводу, что большая часть нашей памяти содержится в ИРС – информационном биополе, располагающемся вне человеческого тела. После смерти человека ИРС – сгусток поля, не исчезает. Он может существовать, подпитываясь энергией живых людей. ИРС, оставшиеся от наших предков, и могут становиться домовыми. Они следят за порядком в доме, в котором живут их потомки, помогают в повседневной работе, а порой и наказывают за лень, бесхозяйственность».

По поводу происхождения домового существует множество легенд и версий. Наиболее древние из них две. Легенда о происхождении чертей (лешего, водяного, домового) рассказывает о борьбе Бога и Сатаны. В результате битвы восставшие ангелы во главе с Люцифером были свергнуты Богом с небес в преисподнюю и превратились в духов злобы – демонов. Они делают все, чтобы свергнуть с пути истинного как можно больше душ, стараясь увлечь людей в рутину греха, в которой сами погрязли. По старинной легенде, Бог разжаловал ангелов, которые дерзнули проникнуть в тайну его величия, изгнав их с небес, «определив на вечные времена сторожить воды, леса и горы». Кто в момент наказания находился в доме, сделался домовым, в горах – горным духом, в воде – водяным, в лесу – лесовиком, или лешим.

По другой версии, домовыми считались души умерших предков, которые даже после своей смерти оставались хранителями их дома, становились духами очага. Поэтому домовой по большей части принимал облик деда или прадеда. Говорят, что домовой не любит ленивых и нерадивых, охотно помогая им запускать хозяйство, мучая их, щипая, сбрасывая с постелей. Впрочем, помириться с рассерженным домовым не трудно: стоит только подложить под печку табачку, до которого он большой охотник, налить водочки и сделать небольшой подарочек.

Языковед академик Шанский считает, что по своему происхождению выражение «к черту на кулички» – это ответ на сакральный, «запретный» вопрос: «Куда?». Запретный – потому что путь-дорогу, по народным поверьям, можно и сглазить. У охотников было поверье: хочешь успеха – не называй места охоты. Была такая поговорка: «Не кудыкай, счастья не будет». Тем более, что «куда» созвучно словам «куд» (злой дух, черт, дьявол), «кудесить» (колдовать). Получается, послать «на Кудыкину гору» – это почти то же самое, что «к черту на кулички». Одним словом, московская «Кудыкина гора» не что иное, как Ивановская горка.

Любопытно, что после изгнания бесенка из Троицкой богадельни, он переметнулся в соседнюю Всесвятскую церковь, а из нее в церковь св. Владимира, что на Ивановской горке, и храм Рождества на Куличках. Затем снова в Троицкую богадельню. Бесенок, говорят, так и скакал по куличкам, перебираясь из храма в храм, пока, наконец, не убрался восвояси, очертив этакий «бермудский треугольник» на московской земле! В эпицентре этого рокового треугольника оказалась легендарная Ивановская горка, полная мистических тайн и волнующих загадок.

Злые духи и небесные покровители

«Урод рода человеческого»

Ивановская горка получила свое название по расположенному здесь Ивановскому монастырю, что в Старых садах, под бором, что на Кулишках, самому таинственному и мистическому в Москве. По одной из версий, монастырь был основан в 1533 г. великим князем Василием III в честь рождения долгожданного наследника, будущего Иоанна Грозного.

Ивановский монастырь волею судеб несколько отличался от других женских монастырей. Во-первых, в его стены не впускали посетителей, а выход инокиням в город разрешался лишь в крайних случаях. Поскольку он располагался неподалеку от пыточной Тайной канцелярии, то был вынужден содержать в своих стенах или уголовных преступниц или вероотступниц. За неприступные монастырские стены под большим секретом прятали женщин, замешанных в уголовных и политических делах. Их привозили сюда прямо из Сыскного приказа или Тайной канцелярии.

Может быть, именно поэтому в монастырь, основанный в честь грозного царя, заточили «мучительницу и душегубицу» Салтычиху, зверски замучившую более ста крепостных. Рассказывали, что за любую оплошность барыня начинала сама остервенело бить провинившихся скалкой, поленом, палкой, утюгом; вцепившись в волосы, била головой о стену, а потом выбрасывала окровавленную жертву гайдукам, и те кнутами и плетьми забивали ее насмерть. В случаях особого исступления она морила голодом, привязывала голых девок на морозе, обливала кипятком, брала за уши горячими щипцами, кидала девочек с высокого крыльца. Молва называла ее «людоедкой», уверяя, что любимым лакомством ее были девичьи груди.

Москвичи шептались, что «чертово» место притянуло к себе «чертову» бабу, прозванную с легкой руки Екатерины Великой «уродом рода человеческого». Перед тем как отвезти Салтычиху в приготовленную для нее особую подземную монастырскую тюрьму, преступницу подвергли «прилюдным поношениям» на Красной площади. Салтычиху возвели на эшафот, приковали цепями к позорному столбу и повесили на грудь табличку со словами «Мучительница и душегубица». По слухам, каждый желающий мог подойти и плюнуть ей лицо. Говорят на главной площади Москвы, задолго до Мавзолея, выстроилась длинная-предлинная очередь.

После расследования взяточники, покрывавшие убийцу, были отправлены в ссылку, подельников ее приговорили к публичной порке, вырыванию ноздрей и вечной каторге, а главную виновницу после часового позорного стояния заключили в яму под соборной церковью Ивановского монастыря. 11 лет содержалась она в темном склепе под охраной караульного солдата. Москвичи уверяли, что Салтычиха соблазнила караульного, чтобы облегчить себе участь. Вскоре у нее родился ребеночек, которого у нее тут же отобрали и передали на попечение родственникам.

Остальные 22 года узница провела в специальной «клетке» на виду у всех прихожан. Любой прохожий мог отдернуть зеленую шторку и своими глазами увидеть сквернословящую старуху, которая норовила ткнуть пальцем в глаз.

Умерла Салтычиха в 1801 году и была похоронена на кладбище Донского монастыря. Кстати, надгробие ее сохранилось до наших дней. Время не сохранило на нем ни единого слова и ни единой буквы. Голый серый обелиск, напоминающий силуэтом загнанный в землю осиновый кол.

По слухам, призрак Салтычихи до сих пор появляется по ночам на Ивановской горке, но встреча с ним не сулит ничего хорошего – помещица осыпает увидевших ее страшными проклятиями. Поговаривают, что раз в сто лет призрак душегубицы появляется в темных узких переулках у стен Ивановского монастыря. Она выбирает себе молодого красивого мужчину и просит помолиться за ее грешную душу, умоляя: «Не виновата я, снасильничал меня караульный». Особо понравившимся она приоткрывает тайну сокровищ, спрятанных в ее подземных тайниках на Лубянке.

По словам знатоков, мало найти двор Салтычихи, нужно знать особый заговор, открывающий землю и стены, распечатывающий клады и отгоняющий нечистую силу. Счастливчики, пообщавшись с призраком душегубицы, уверяли, что знают эти волшебные слова. Однажды один из них, набравшись на радостях, проболтался: «Губы-раз, зубы-два, помогай разрыв-трава, расступись сыра-земля, дам семитник от рубля». Уверял, что заговор очень хороший, скажешь волшебные слова – и вмиг там окажешься. Однако вскоре хмельной «счастливчик» бесследно исчез, и никто и никогда его больше не видел.

Что-то, видимо, не договорила хитрая Салтычиха. Не сказала заговор на открытие клада. Утаила сокровенное. До сих пор ее сокровища так и не найдены. Говорят, многие смельчаки пытались отыскать его, да домой никто не вернулся. А призрак знаменитой Салтычихи до сих пор не знает покоя, губя алчные души и порочные сердца.

По злой насмешке судьбы, знаменитые «чекистские застенки» на Лубянке оказались прямо над подвалами кровавой Салтычихи. А под расстрельную тюрьму выбрали именно Предтеченский монастырь, где эта лютая душегубица 30 лет в яме просидела.

И еще одно загадочное место в Москве, где можно поискать сундуки Салтычихи – поселок Мосрентген, он же село Троицкое, бывшая вотчина Д. Н. Салтыковой, где летними ночами можно видеть тени похороненных в лесу жертв помещицы.

«Железная маска»

Почти одновременно с Салтычихой в Ивановском монастыре томилась другая узница, которую многие называют «русской железной маской». В 1785 году в обитель доставили молодую женщину, закутанную в черное покрывало, под конвоем, в карете, окна которой были плотно задернуты плотными занавесками. Ее поселили в отдельном домике рядом с покоями игуменьи. Занавески на окнах были всегда задернуты, никто не мог видеть ее лица. Встречи или разговоры с ней запрещались. Сестры-монахини терялись в догадках, а настоятельница хранила молчание.

От игуменьи таинственную гостью проводили в уединенную келью, где она, приняв иноческий постриг под именем Досифеи, прожила 25 лет, до дня своей смерти. Жила таинственная узница в строжайшем затворе. Иногда, по ночам, ее водили в храм, и священник вел службу для одной-единственной богомолки. После смерти Екатерины II в 1796 году к таинственной узнице стали допускаться гости – «высокие особы» из московской знати. Самые важные вельможи считали честью для себя быть представленными загадочной монахине.

В разговорах с близкими ей людьми инокиня Досифея стала упоминать иногда и свое мирское имя – Августа. Досифея показывала медальон с портретом императрицы Елизаветы и говорила о каком-то таинственном письме. Вероятно, именно тогда и был написан ее портрет. На нем изображена монахиня, лицом, как судят современники, очень сходная с Елизаветой Петровной. Это единственный портрет Досифеи, на обратной стороне которого черной краской было написано: «Принцесса Августа Тараканова во иноцех Досифея». Имя «мученицы Августы» упомянуто в святцах 24 ноября. Именно в этот день, в 1741 году, начался дворцовый переворот, который привел на российский трон Елизавету Петровну. А спустя год, 24 ноября 1742 г., состоялось тайное венчание Елизаветы и графа Разумовского. Скрытый намек на царское происхождение?

Монахиня Досифея умерла 4 февраля 1810 г. Похороны ее, по словам очевидцев, превратились в торжественное шествие к Новоспасскому монастырю, в котором размещалась фамильная усыпальница царственного рода Романовых.

Историки считают, что под «железной маской» скрывали внебрачную дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского Августу – возможную претендентку на русский престол. По слухам, она до 11 лет воспитывалась она в семье родственников Разумовских, богатых помещиков Дараганов (не отсюда ли происходит имя Тараканова?), затем – за границей. Она имела больше прав на корону, нежели немецкая принцесса Екатерина Алексеевна. Это обстоятельство и явилось причиной приказа Екатерины II о розыске Августы в Европе, а заодно и авантюристки, выдающей себя за дочь Елизаветы Петровны.

Екатерина II приказывает графу Алексею Орлову без шума и огласки захватить «бродяжку во что бы то ни стало» и потаенно доставить в Россию. Красавец Орлов, мастер любовной игры, с блеском выполнил повеление императрицы. Таинственная самозванка была заманена на русский корабль, где обряд ее венчания с Орловым совершил переодетый в монаха матрос, а затем была арестована, привезена в Петербург и заключена в Петропавловскую крепость.

По легенде, самозванка погибла во время сильного наводнения в Санкт-Петербурге, забытая в камере тюрьмы. Именно этот момент запечатлел на своей картине «Княжна Тараканова» художник К. Д. Флавицкий. Но на самом деле она умерла от чахотки 4 декабря 1775 года, то есть за два года до изображенного на картине Флавицкого наводнения.

Истинную Августу Тараканову смогли разыскать только спустя 10 лет и обманным путем доставить в Ивановский монастырь. По слухам, призрак несчастной княжны еще долго являлся Алексею Орлову, погубившему влюбленную в него женщину. Москвичи уверяли, что он никогда не ездил мимо Ивановского монастыря, объезжая его как можно дальше. Перед смертью графа призрак княжны видели в темных коридорах Нескучного дворца, где умирал так жестоко предавший ее возлюбленный.

Женщина в белом

По слухам, наряду с призраками Салтычихи и княжны Таракановой в монастырских подземельях можно встретить призрак белой монахини. По рассказам московских диггеров, это не просто монахиня, а беременная женщина в монашеском одеянии, из живота которой торчит огромный тесак. Она появляется в подземных лабиринтах Солянки, пугая подземных исследователей, умоляя помолиться за нее и ее неродившегося ребенка.

Можно было бы, конечно, отмахнуться и посчитать это вымыслом, если бы в архивах не нашлись документы, разоблачающие страшную секту хлыстов, обосновавшуюся в начале XVIII века в стенах Ивановского монастыря. Именно в стенах этого «отмеченного злым роком» монастыря они проводили свои тайные радения, а в глубоких монастырских подземельях приносили человеческие жертвы. По слухам, принести в жертву нужно было младенца мужского пола от совращенной монахини. И обязательно в полнолуние! Если же несчастная женщина «перехаживала» и не могла родить в срок, ей помогали огромным острым тесаком. Этакое «кесарево сечение».