Книга Москва таинственная. Все сакральные и магические, колдовские и роковые, гиблые и волшебные места - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Геннадьевна Сергиевская. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Москва таинственная. Все сакральные и магические, колдовские и роковые, гиблые и волшебные места
Москва таинственная. Все сакральные и магические, колдовские и роковые, гиблые и волшебные места
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Москва таинственная. Все сакральные и магические, колдовские и роковые, гиблые и волшебные места

В 1730 г. одному из крепостных крестьян Я. В. Брюса удалось выкупиться на волю. Поэт Валерий Брюсов – прямой потомок «брюсовых крестьян». До революции он также принадлежал к «вольным каменщикам», как и А.Белый, Л. Андреев, А. Блок, М. Волошин.

Кстати, только два «птенца гнезда Петрова» не подписали смертный приговор царевичу Алексею, рискнув вызвать гнев и негодование Петра. Этими смельчаками были Я. В. Брюс и первый русский рыцарь Мальтийского ордена Б. П. Шереметев.

Тайны странноприимного дома

В 1697 году князь Б. П. Шереметев посетил остров Мальту, где ему была устроена самая торжественная встреча. Гранд-магистр возложил на него драгоценный восьмиконечный золотой с алмазами Мальтийский крест. Восемь концов – восемь благодатей, ждущих праведников в раю. На Мальте, в католическом храме святой Екатерины, до сих пор стоит мраморный бюст Б. П. Шереметеву. Память о русском дипломате увековечена в далеком Средиземноморье.

Ровно через сто лет после визита Б. Шереметева император Павел I в 1797 году принял на себя звание Великого магистра, а канцлер граф А. А. Безбородко стал казначеем ордена Святого Иоанна Иерусалимского, более известного у нас под именем Мальтийского.

Внук легендарного сподвижника Петра I, граф Н. П. Шереметев в память о горячо любимой жене Прасковьи Жемчуговой построил рядом с легендарной Сухаревой башней величественный странноприимный дом. Ныне это Институт скорой помощи им. Склифосовского.

Кстати, странноприимными домами во времена крестовых походов называли дома, где лечили раненых и больных. Монахи, взявшие на себя заботы о больных воинах и паломниках, назывались госпитальерами. Отсюда и будущие госпитали. Для того, чтобы добивать раненных, избавлять их от непереносимых страданий, госпитальеры использовали очень узкий острый кинжал, проходящий через латы и доспехи. Все имущество убитого на поле боя рыцаря передавалась монахам-госпитальерам. Иногда появлялось искушение добить легко раненного, но очень богатого рыцаря. Смертельный кинжал назывался «мизерикордия», что в переводе означает «кинжал милосердия».

Самой милосердной из всех монархов москвичи считали Екатерину Великую. Куда бы ни устремлялся взор императрицы, он наталкивался на масона. Масон и Петр III – ее муж, фаворит Григорий Орлов, наставник будущего русского императора граф Никита Панин, да и сам Павел I. В придворном штате Екатерины из 31-го камергера – 11 масоны. Примерно такая же картина в Сенате и в Коллегии иностранных дел. Масонов легко найти и среди профессоров Московского университета. Вольными каменщиками предпринимается попытка воспитать в масонском духе будущего императора. По словам высшего света, наставник Павла граф Никита Панин попытался «засунуть императорское дитя в масонский инкубатор».

Волшебные часы

В Москве на Разгуляе есть дом, который молва окрестила брюсовым, хотя был он построен через полстолетия после смерти легендарного чернокнижника. На самом деле дом на Разгуляе (в котором сейчас находится МГСУ-МИСИ), в XVIII веке построил граф-масон Мусин-Пушкин, и почти в то же время один его родственник женился на двоюродной внучке Якова Брюса. Отсюда и путаница.

Ежедневно к таинственному дому стекались любопытные поглядеть на диковинку – солнечные часы, установленные на парадном фасаде. Согласно легенде, Брюс сделал волшебные часы по приказу Петра Великого перед самой смертью царя. Они будто бы показывали, где золото искать и когда войну начинать. Но те первые часы где-то в Питере затерялись. Позже один богатый барин Брюсу такие же заказал. Долго колдовал Брюс над часами, но когда сделал их, заказчик уже помер. А наследники его над колдуном только посмеялись и платить за работу не стали.

Рассердился тогда Брюс и сказал: «Пусть будут прокляты эти часы и только плохое показывают». Говорят, что перед революциями и войнами камень, из которого сделали часовую доску, становился кроваво-красным, а в особые дни на стене дома вместо часов появляется черная гробовая крышка с белым крестом, и верхушка креста указывает, где зарыт клад. По народным рассказам, бывали смельчаки, которые находили клады по брюсовскому указателю, да только колдовские сокровища никому счастья не принесли.

По слухам, если расшифровать таинственные знаки на волшебных часах, то можно отыскать спрятанный Брюсом клад. Рассказывают, что до революции у дома собирались зеваки, часами смотревшие на таинственные знаки. Резко возросло число психических заболеваний и даже самоубийств, и московские власти приказали знаки сколоть, а саму доску закрасить.

На фасаде здания между окнами второго этажа до сих пор заметны очертания доски-трапеции, напоминающей по форме крышку гроба. Когда-то на доске были выбиты очертания неправильного креста, названия месяцев года, цифры, астрологические символы и другие непонятные знаки, в середине был вставлен стержень. В 30-х годах прошлого века знатоки общества «Старая Москва» специально занялись изучением таинственной доски. Оказалось, что трапеция представляет собой вечный солнечный календарь, устроенный по принципу солнечных часов.

Первый хозяин этого дома, масон А. И. Мусин-Пушкин, был известным библиофилом и собрал уникальную коллекцию старинных рукописей, среди которой был уникальный экземпляр «Слова о полку Игореве». Мусин-Пушкин безумно дорожил своей находкой, любовался ею в одиночестве подобно скупому рыцарю. Но случилась беда. Обрушился на Москву 1812 год. Пожар охватил графский дворец. Сгорело все. И «Слово» – тоже. Граф едва не лишился рассудка.

Среди студентов строительного вуза до сих пор ходят слухи, что за доской в здании института есть потайная комната, где спрятаны сокровища Брюса или уникальные рукописи графа-библиофила. Наверняка был у графа для этакого сокровища особый замурованный тайник.

И вдруг сенсация! Нашли целую комнату замурованную! На боковой части здания было одно всегда черное окно, а в коридоре против него – глухая стена. Пробили стену – и, правда, большая комната! А в ней ворох советских газет конца 20-х годов.

Вокруг Мусина-Пушкина возник кружок, занимавшийся изучением отечественной истории, в который вошли известные масоны И. П. Елагин, Г. Р. Державин. По преданию, именно сенатор И. П. Елагин «келейно принял в масоны» наследника престола Павла I. О нем ходили невероятные слухи. Так, легенды утверждают, что после его смерти при вскрытии его склепа в Александро-Невской лавре могила сенатора оказалось пустой.

Именно Великий Магистр И. П. Елагин принимал у себя легендарных авантюристов и масонов Сен-Жермена и Калиостро. В Россию знаменитый авантюрист и основатель ложи египетского масонства Калиостро приехал не с пустыми руками, а с «эликсиром жизни» в кармане. Двери аристократических салонов открылись перед ним не без помощи братьев-«каменщиков». Великий магистр сенатор И. П. Елагин встретил его с распростертыми объятиями. Граф обещал открыть ему секрет философского камня.

И хотя официальная церковь объявила его шарлатаном, мошенником и развратником, его популярность в Европе была исключительно велика. Его бюсты украшали многие аристократические салоны. Его ваяли в мраморе и бронзе. Его портреты красовались на кольцах, амулетах и брошах. Французский король изгнал его из Франции, Калиостро уехал в Лондон, откуда предсказал штурм Бастилии и гибель французской королевской семьи на гильотине.

Жизнь «великого мага» овеяна самыми невероятными легендами. По одной из них, он жил во времена Всемирного потопа и спасся от гибели благодаря библейскому Ною, который взял его на свой легендарный ковчег. Согласно другой легенде, Калиостро был лично знаком с Моисеем, беседовал с самим Иисусом Христом, присутствовал на Голгофе при его казни. В высшем свете таинственный граф появлялся в черном одеянии, расшитом золотыми иероглифами, и в уборе древнеегипетского жреца.

По слухам, в столице он наделал много шуму. Дамам дарил косметику, способную оберечь их красоту от увядания. У княгини Волконской вылечил больной жемчуг; у генерала Бибикова увеличил рубин в перстне. Камер-фрейлине Головиной вывел из медальона тень ее покойного мужа, после чего бедная старушка совсем с ума стронулась.

В масонских ложах все поглощены оккультизмом, публика валом валит на его «опыты», где он вызывает духов, тени умерших, обучает алхимии и «златоделанию».

Однажды он взялся вылечить безнадежно больного ребенка, который вскоре умер. Граф долго скрывал смерть от родителей, продолжая «опыты» по оживлению уже умершего мальчика. Екатерина II приказала немедленно выслать «шарлатана» за пределы страны. Ходили слухи, что Екатерина узнала о любовной связи хорошенькой супруги Калиостро Лоренцо с князем Григорием Потемкиным и поэтому ускорила отъезд.

Затем появляются кредиторы, которые разыскивали Калиостро по всей Европе. Разражается громкий скандал, граф бежит, а москвичи долго слагают о нем волнующие легенды. Свою жизнь Калиостро закончил в мрачных застенках инквизиции. Кроме чародейства, магии и алхимии, его обвиняли в афере с бриллиантовым ожерельем королевы Марии Антуанетты. По слухам его задушили палачи, по другой версии – его отравили. Городские легенды утверждают, что в зеркалах Елагинского дворца и сегодня время от времени появляется тень графа Калиостро с молоточком и наугольником в руках.

Горгульи и химеры

Загадочные знаки и символы, сохранившиеся на фронтонах старых московских особняков, на крышах, карнизах, балюстрадах балконов и лестниц, невольно останавливают взгляд прохожего. В городских преданиях эта символика зачастую связывалась с масонами. Масонские знаки есть на особняке князя Гагарина в Гагаринском переулке и на Поварской, на строениях в Царицыно и даже на старом здании МГУ на Моховой. Но если уж захочется кому-то увидеть обязательную атрибутику вольных каменщиков, то вперед по Гагаринскому переулку, к дому № 11 с маленькими грифонами и горгульями на крыше.

В греческой мифологии горгулья, или химера, – извергавшее огонь чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона. По средневековым верованиям, химеры – низшие демоны, стерегущие границу небес и ада. Не случайно их скульптурами снаружи украшены католические храмы. Это овеществленные грехи мира, которые не могут проникнуть вовнутрь божьего храма, огражденного благодатью Святого Духа. У этих созданий, кроме того, было вполне практичное назначение – они служили декоративными водостоками.

Существует легенда, что всякий раз, когда кто-нибудь грешит, на крыше появляется горгулья, или химера. Горгулья умеет искусно занимать место каменной фигуры, теряясь среди фигур и впрямь каменных. Согласно преданиям, горгульи должны отводить от дома зло, сиречь демонов. Масоны широко использовали химер еще и как символ пустоты, мистификации, знак того, что истинное знание и истинное значение братства вольных каменщиков ускользает от непосвященных.

Дом с горгульями (№ 11 по Гагаринскому переулку) – одна из таких странных мистификаций. В 1895 году архитектор Н. Г. Фалеев переделал для себя более старое здание, и тогда на крыше появились грифоны, а на стенах – крошечные горгульи, давшие народное название дому. В пасти этих созданий по праздникам вставлялись флаги.

Фронтон дома украшен таинственной эмблемой – непременные масонский мастерок, циркуль, наугольник, молот и кирка. Все символы отражают строительную тематику вольных каменщиков. Неотесанный камень у масонов символизирует профана, то есть человека, не подвергавшегося масонской обработке, или вообще не масона. Молот, молоток – символ власти над камнем (человеком). Правильный, отесанный камень (куб) – это тот же человек после масонской обработки, человек, которому «обтесыванием» придали нужный образ мыслей.

Причудливый декор дома появился в 1895 г., когда архитектор Н. Г. Фадеев переделал для себя более старое здание. В 1920-х его превратили в 10-й дом Наркоминдела и предоставляли для жилья дипломатам.

Некоторые элементы масонских ритуалов перешли в светскую жизнь. Например, в шотландской и во всех американских ложах кандидата вводят с веревкой на шее, которая является символом его смерти, если он посмеет раскрыть какие-нибудь тайны масонства. Потом он всю жизнь обязан был ходить с галстуком на шее – символом той же вечной петли, которая мгновенно затянется, если масон посмеет раскрыть священные тайны.

Гнездо масонов

Через дом, по Гагаринскому переулку, 15, находится небольшой старинный особняк в стиле ампир. Его первый хозяин, В. И. Штейнгель, был в тесных дружеских отношениях с декабристом К. Ф. Рылеевым, мастером ложи Пламенеющей звезды. Апостол декабризма не однажды останавливался в этом доме (в честь Рылеева Гагаринский переулок переименовывался в советское время). Среди декабристов тоже было немало масонов. Например, Муравьев-Апостол, Пестель, Рылеев, Бестужев. Не случайно возникли обвинения, что руками масонов подготавливались все разрушительные для России события – революции, заговоры, убийства царей и министров.

Штейнгель узнал от Рылеева о существовании тайного общества, цель которого состояла в том, чтобы принудить государя дать конституцию и, если цесаревич не откажется от престола, истребить царскую фамилию в день коронации. После разгрома декабрьского восстания Верховный уголовный суд признал, что Штейнгель «знал об умысле на цареубийство, но не донес». Он был осужден на вечную каторжную работу.

Старинный особняк полтора века хранил тайну, которую удалось раскрыть только в 1986 году при реставрации. Когда расчищали каминную залу, то неожиданно под руками рабочих стало «уплывать» в стену зеркало, скрывавшее потайную дверь в мрачное подземелье. Спустившись по ступенькам, реставраторы обнаружили укромную комнату, где «прописались» московские масоны и устраивали свои тайные встречи. Внимание реставраторов сразу же привлек полусферический купол потолка, где после снятия многих слоев побелки вдруг проступила самая настоящая масонская символика. Прежде всего, там был продолговатый прямоугольник, служащий у масонов символом ложи, ибо так в их трактовке обозначалась Вселенная. Любой такой «храм» можно распознать по сияющей дельте – треугольнику, в центре которого написано имя Иеговы, поскольку таким знаком отмечался «престол» председателя каждой ложи или, как его называли, мастера стула.

Здесь проходили ритуальные масонские таинства. При приеме в степень мастера ложа вся затягивалась черными тканями; на стенах – черепа и кости с надписью «Мементо мори», на полу – черный ковер с нашитыми золотыми словами, и посреди ковра – открытый гроб; трехцветные светильники поддерживались человеческими скелетами.

Все братья символизировали глубокое горе: это было горе по убиенному строителю Соломонова храма – Адонираме. Обряд посвящения изображал убийство Адонирама, причем посвящаемый исполнял его роль. Тремя ударами молота посвящаемый повергается в гроб. Положенного в гроб покрывают красною, как бы окровавленной тканью; на сердце возлагаются золотой треугольник с именем «Иегова» и ветвь акации, в головах и ногах гроба помещают циркуль и треугольник.

Под таинственным домом сохранился подземный ход, который соединял дом с особняками масонов на противоположной стороне улицы. Несмотря на то, что масонский заговор в 1825 году потерпел неудачу, и все тайные ложи и общества были закрыты, «ночные братья» ушли в подполье. По мнению историков, несмотря на запреты, масоны в России не прекращали своей тайной деятельности вплоть до революции 1905 года, когда масонские ложи снова были легализованы.

По семейным преданиям, мать казненного декабриста Кондратия Рылеева заранее предвидела печальную судьбу своего сына. Когда Кондратию было всего три года, он безнадежно заболел. До этого у бедной женщины умерло четыре сына, и горе ее не знало границ. В страшном отчаянье мать упала перед ликом Богородицы и долго и горячо молилась. Вдруг она услышала чей-то незнакомый голос, который указал ей не просить у Бога исцеления для младенца, потому что жизнь его будет нелегкой, а смерть – ужасной.

– Все что угодно! Только бы он был жив!

– Следуй же за мной!

Перед ней открылся ряд комнат, и первая была та самая, где был ее ребенок. Но он уже не умирал! Не хрипел, не задыхался, а мирно спал, улыбаясь во сне. И вот еще комнаты. И там ее сын. Он уже учится. А вот он юноша, взрослый, на службе. И, наконец, последние комнаты. Множество незнакомых людей. Они оживленно совещаются, спорят. И вновь послышался требовательный голос: «Опомнись! Не губи сына! Пока еще ангела». Но и опять не согласилась она: «Нет, нет, хочу, чтобы он жил!».

В последней комнате была виселица. Женщина вскрикнула и очнулась. И первым делом бросилась к сыну. И увидела его спокойным, спящим. Вскоре стал выздоравливать. Шло время, удивительный сон исполнялся шаг за шагом, с поразительной точностью.

Когда дело дошло до тайных собраний, мать уже с ужасом ждала страшной развязки. Но не дожила, скончалась, была избавлена от страшного испытания.

Интересная история произошла с будущим декабристом в Париже в 1814 году.

Когда русская армия, разбив Наполеона, вступила в Париж, несколько русских офицеров, очарованных легендами о Марии Ленорман, посетили таинственный салон известной парижской предсказательницы. Среди них были Кондратий Рылеев и Сергей Муравьев-Апостол. Друзья спросили о своей судьбе. Гадалка сказала, что оба умрут насильственной смертью.

Обращаясь к Муравьеву, она добавила: «Вы будете повешены!». Возмущенный позорной казнью 18-летний Сергей резко возразил ей, что он «не англичанин какой-нибудь, а русский дворянин!» (в России в ту пору была отменена смертная казнь для дворянства.) Однако ужасное предсказание сбылось через 12 лет, когда в числе пятерых повешенных декабристов были и Сергей Муравьев-Апостол, и Кондратий Рылеев.

В 1830-м дом Штейнгеля купил Николай Тургенев, дядя писателя. В 1834 году в особняке жил А. А. Суворов-Рымникский – князь Италийский и внук полководца, тоже причастный к движению декабристов. В 1872–1917 годах недвижимость отошла к Лопатиным, чьи «Лопатинские среды» посещали Лев Толстой, Фет, Соловьев, Ключевской, Бунин.

В XVIII веке квартал от Гоголевского бульвара до Нащокинского переулка занимала усадьба князя П. В. Лопухина, обласканного благодаря дочери – фаворитке Павла I. На месте усадьбы стоит красный дом (Гоголевский бульвар, д. 5/2) с резными, как бы древнерусскими колоннами. Несколько лет назад обветшавший и просевший дом, в котором жил во время строительства храма Христа Спасителя масонский архитектор Тон, разобрали. И восстановили с нуля. Кстати, первоначально крупнейший храм Христа Спасителя намечалось возвести по масонскому проекту и превратить в центр новой «религии просвещения».

В доме 4 по Гагаринскому переулку жил П. В. Нащокин, близкий друг Пушкина, улаживавший сватовство и женитьбу поэта. Дом 1820-х годов не сохранился. Его восстанавливали по старым рисункам.

В Гагаринском переулке, дом 25 жил после ссылки в Читинский острог декабрист и масон П. Свистунов. По этому адресу дважды приезжал Л. Толстой. Перед тем как начать «Войну и мир», писатель задумывал роман «Декабристы» и списывался со многими оставшимися в живых свидетелями восстания 1825 года. Роман остался неосуществленным, но со слов декабристов Свистунова, М. Муравьева-Апостола, Беляева Л. Толстой точно и подробно описал ритуал посвящения в масоны Пьера Безухова. Вообще в романе «Война и мир» появляется множество масонских адресов.

До Свистунова в особняке жила великая актриса Екатерина Семенова. Ее мужем был известный масон, основатель ложи Орла, И. А. Гагарин. Кстати, сегодня улица Рылеева вновь переименована в Гагаринский переулок в честь этого знаменитого князя. Ходили устойчивые слухи, что все масонские дома в Гагаринском переулке некогда были связаны подземными ходами, что позволяло их хозяевам встречаться незамеченными и осуществлять ритуалы братства без лишних глаз.

Тайны графского дворца

Орден злато-розового креста

Трудно представить себе Москву без величественного дворца графа Разумовского на Тверской, 21. Его мощный портик, гордый облик – подлинное украшение города.

Дом был выстроен во второй половине XVIII века генерал-поручиком А. М. Херасковым для себя и для своего знаменитого брата – куратора Московского университета поэта М. М. Хераскова, видного масона, принимавшего участие в работах тайной новиковской ложи «Гармония» и Ордена злато-розового креста.

Михаил Матвеевич Херасков издал поэму «Храм Славы», написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада «Торжествующая Минерва». Он написал масонский духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», который до революции вызванивали куранты Спасской башни Кремля. На протяжении долгих лет «Коль славен» являлся неофициальным гимном российского масонства и исполнялся братьями на каждом собрании во время застольной ложи хором.

По примеру Западной Европы Москва обзавелась тайными ложами, в которых собирались всегда сливки высшего московского общества. Именно здесь, в доме Херасковых, в екатерининские времена происходили тайные заседания первого московского кружка масонов. Перенесемся в дни, когда по Москве разъезжали в золоченых каретах и щеголяли в напудренных париках. Человек в полумаске, с таинственным перстнем на указательном пальце, изображающим череп Адама, встречает другого на полутемной лестничной площадке и вводит в зал с тускло мерцающими свечами.

По преданию, во время заседаний братства «вольных каменщиков» на всех этажах дома масонов плотными черными шторами занавешивались окна – чтобы любопытные глаза не смогли заглянуть внутрь. Прежде чем войти в масонский дом, всякий новопосвящаемый брат оставлял за его порогом все металлические предметы (в том числе и деньги), ибо, согласно ритуалу, должен был войти сюда нищим и безоружным.

К прибывшему подходит другой, в кожаном фартуке, плотно завязывает глаза, долго ведет из помещения в помещение, и, наконец, новичок – ему развязывают глаза – оказывается в комнате, освещенной лампой-черепом. На престоле досточтимого мастера Ложи расположены два главных инструмента – молоток и пламенеющий меч. Молоток – символ земной власти, а пламенеющий меч – символ власти духовной. На полу – черный ковер с нанесенными на нем символами: пеликаном, кормящим птенцов своим телом (картина ассоциировалась с Христом, спасающим человеческий род своей кровью); розой, символизирующей тайную мудрость; акацией, отождествляющейся с бессмертием. Посреди ковра – черный гроб. В ногах на крышке гроба мертвая голова (череп с 2-мя перекрещивающимися костями); скрещенные циркуль и наугольник. Три тройных подсвечника у гроба поддерживаются скелетами, сидящими на кубических камнях.

Раздаются слова: смерть, любовь, таинство, добродетель…

С 1806 г. владельцем дворца становится масон и «светский лев» – граф Лев Кириллович Разумовский, племянник знаменитого Алексея Розума, так понравившегося императрице Елизавете, что из простого придворного певчего превратился в графа и первейшего из вельмож. Вылезши «из грязи в князи», Алешка Розум получил и новую фамилию – Разумовский.

Лев Разумовский, водворившись в доме на Тверской, перестроил его и начал давать превеселые балы и маскарады. Именно в этом доме за игорным столом картежник и мот князь А. Н. Голицын проиграл хозяину не только все состояние, но и свою красавицу жену. Проигравшись в пух и прах, князь Голицын против всех поместий и сокровищ Разумовского поставил на кон свою жену. И проиграл! Эта история наделала много шума в высшем свете. Самое интересное, что осуждали княгиню, а не ее самодура-мужа. Возмущались тем, что супруга заядлого картежника, исполнив «долг чести», взяла да и вышла замуж за графа Разумовского. Более того, этот брак оказался еще и счастливым. Покончил с этими пересудами сам Александр I. Будучи в 1809 году в Москве, он на бале подошел к Марии Григорьевне, прилюдно назвал ее графиней (а не княгиней – по первому мужу) и пригласил на полонез. Двери в высший свет снова оказались открыты.

Спустя год со дня окончания отделки нового дома граф Леон скончался и был погребен на кладбище Донского монастыря. Со смертью супруга в 1818 году Мария Григорьевна более в сем доме жить не захотела, уехала за границу. Дом опустел.

«Любимцы муз, изгнанники фортуны»

В 1831 году в особняке Разумовского разместился знаменитый Английский клуб, который до этого помещался на Страстном бульваре. За домом располагался обширный парк, наполненный всякого рода затеями, со всевозможными гротами, беседками и водопадами. Парк Разумовских тянулся вплоть до Трехпрудного переулка: тут как раз и располагались три пруда – настоящий каскад в миниатюре. Всякий член клуба имел полное право гулять в этом райском уголке сколько заблагорассудится.

Среди москвичей XIX века ходила такая шутка: в жизни благородного человека существует четыре основных этапа: рождение, производство в первый чин, женитьба и вступление в члены Английского клуба. Число членов было ограничено, и далеко не всякий, даже принадлежавший к знатнейшей фамилии, мог быть в него принят. Очередь ожидающих баллотировки на освободившееся место в клубе доходила до 2000 человек и растягивалась на годы. Подчас заботливые родители записывали дитя в очередь еще в младенчестве, как, бывало, в гвардейские полки. Дамы в клуб не допускались, даже в качестве гостей.